ФАС законодательство

Антимонопольное законодательство. Обеспечение защиты конкуренции

Антимонопольное законодательство как основной механизм защиты конкуренции

Требования к конкуренции

Конкуренция, основываясь на поведенческой самостоятельности хозяйствующих субъектов, выступает важнейшим базовым элементом рыночной системы хозяйствования.

В таком смысле конкуренция представляет собой в первую очередь деятельность хозяйствующих субъектов, которая осуществляется в соответствии с устанавливаемыми законодательством правилами, отступление от которых приводит к негативному воздействию на нее и в силу этого пресекается уполномоченными публичными органами.

Поэтому конкуренция должна осуществляться способами, не противоречащими законодательству и потому квалифицируемыми в качестве допустимых (законных).

Государственные институты России придают большое значение проблеме достижения конкурентоспособности. Так, в послании к Федеральному собранию в 2020 г. Президент России В.В. Путин отметил: «В 2020 году нужно, наконец, завершить реформу контрольно-надзорной деятельности, тем самым сделать работу бизнеса удобнее и проще».

В этой связи важно отметить, что необходимым источником конкуренции является предпринимательская инициатива, которая предполагает степень активности и развитости малого и среднего предпринимательства. Препятствовать развитию в данном направлении может высокая степень участия государства в тех отраслях экономики, где это не является крайне необходимой мерой; низкая эффективность применения методов по поддержке малого и среднего предпринимательства; установление высоких административных барьеров, а также значительная доля государственных и муниципальных предприятий в общей структуре рынка.

Несмотря на уже реализуемые государством меры, общая численность хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, по данным Федеральной налоговой службы, на 10 марта 2020 г. составляла 5 960 356 субъектов (для сравнения, 10 марта 2019 г. этот показатель был выше и достигал отметки 6 107 774 субъекта). В связи с этим в нашей стране реализуется комплекс экономических, административных и законодательных мер, направленных на безопасное функционирование рыночной конкуренции и защиту экономики от чрезмерной монополизации, угрожающей нормальной жизнедеятельности рыночного механизма.

Что говорит закон

В качестве одной из основ конституционного строя РФ Конституция РФ закрепляет свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), поддержку конкуренции, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Конституция РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), возводя тем самым конкуренцию в один из принципов осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральные законы также заключают в себе нормы антимонопольного права, благодаря которым обеспечение защиты конкуренции становится еще больше законодательно подкрепленным.

Так, понятие «конкуренции» сформулировано законодателем в п. 7 ст. 4 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ следующим образом: «Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Этот закон является основным федеральным законом, регулирующим конкурентные отношения в нашей стране, и распространяется на отношения, связанные с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, и направлен на защиту конкуренции, предпринимательской активности, определяя такие положения, как:

  • сопротивление распространению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • противодействие ограничивающим конкуренцию актам и действиям (бездействиям) органов публичной администрации;
  • обеспечение конкуренции, экономической эффективности и иных публичных целей при предоставлении государственной помощи;
  • обеспечение конкуренции при проведении торгов и отборе финансовых организаций в целях оказания некоторых услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд субъектов естественных монополий.

Гражданский кодекс Российской Федерации рассматривает конкуренцию как качество, присущее гражданским правоотношениям с участием определенных субъектов. Именно поэтому не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Так, согласно ч. 1 ст. 10 «не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».

Уголовный кодекс Российской Федерации указывает на ряд преступлений в области нарушения конкурентного права и устанавливает уголовную ответственность за нарушение установленного законом порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, за нарушение прав граждан на осуществление такой деятельности; за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля); за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания и других средств индивидуализации товаров, работ или услуг .

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует порядок административной ответственности за нарушение законодательства в области конкуренции и монополии, также определяет порядок наложения административных взысканий уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа, устанавливает состав правонарушений, связанных с пресечением законов в сфере конкуренции и монополии, и меру ответственности за них.

Хотелось бы упомянуть о региональной практике применения антимонопольного законодательства. В этой связи важно отметить, что оно основано на принципах федерального законодательства и соответствует Стандарту развития конкуренции в субъектах РФ, введенному в 2015 г.

Международные соглашения о Евразийском экономическом союзе, куда входит Россия, также являются источником антимонопольного права и для нашей страны. В частности, Договор о Евразийском экономическом союзе затрагивает положения, которые распространяются на «отношения, связанные с реализацией конкурентной (антимонопольной) политики на территориях государств-членов». Раздел XVIII Договора полностью посвящен основным принципам и правилам конкуренции. При этом в ч. 4 ст. 74 сказано о том, что «государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств-членов».

Антимонопольное законодательство стран-членов ЕАЭС опирается на рассматриваемый норматив, в связи с чем ч. 2 ст. 75 обязывает государства ЕАЭС устанавливать запреты на заключение соглашений между органами государственной власти, органами местного самоуправления… или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), если такие соглашения ограничивают, устраняют конкуренцию.

За совершение действий, тормозящих развитие конкуренции, Договор предусматривает установление государствами-членами штрафных санкций, размер которых определяется законодательством каждого из государств-членов. В ст. 76 Договора изложены общие правила конкуренции, среди которых обозначим следующие запрещающие правила: запрет на установление монопольно высокой или низкой цены на товар; на изъятие товара из обращения в результате повышения цены на него; на необоснованное сокращение и прекращение производства товара, на который имеется достаточный для существования на рынке спрос; на создание дискриминационных условий в отношении идентичных товаров; на распространение ложных, искаженных сведений о хозяйствующем субъекте и потребительских свойствах и характеристиках изготавливаемого им товара и некоторые другие.

В заключение рассмотрим статистические данные, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти субъектов и муниципальных образований, приведенные ФАС России, которые говорят о том, что нарушения являются в значительной степени распространенными из числа всех выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

Таким образом, следует отметить, что антимонопольное законодательство играет важную роль в поддержке государством рыночной конкуренции. Важно понимать, что для продуктивного развития конкуренции нельзя ограничиваться антимонопольным законодательством или применением различных методов регулирования конкуренции необходимо стремиться к таким показателям, чтобы предоставить потребителям широкий выбор за счет появления новых производителей на рынке.

Для достижения высокой эффективности функционирования экономики России политика страны должна быть направлена на решение широкого круга задач: от макроэкономической политики до защиты прав граждан и региональной политики, при этом более действенная реализация данных направлений возможна при взаимодействии органов власти всех уровней с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества.

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 26 июля 2006 года N 135-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 08.11.2008 N 195-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 17.07.2009 N 173-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 01.03.2011 N 22-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ (ред. 06.12.2011), от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 423-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 13.07.2015 N 250-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 19.02.2018 N 17-ФЗ, от 23.04.2018 N 91-ФЗ, от 04.06.2018 N 135-ФЗ, от 29.07.2018 N 259-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 572-ФЗ, от 18.07.2019 N 187-ФЗ, от 27.12.2019 N 485-ФЗ, от 27.12.2019 N 509-ФЗ, от 01.03.2020 N 33-ФЗ, от 01.04.2020 N 97-ФЗ, от 24.04.2020 N 140-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
    • Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 5. Доминирующее положение
    • Статья 6. Монопольно высокая цена товара
    • Статья 7. Монопольно низкая цена товара
    • Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
    • Статья 9. Группа лиц
    • Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
  • Глава 2. Монополистическая деятельность
    • Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
    • Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
    • Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
    • Статья 12. Допустимость соглашений
    • Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
    • Статья 14. Утратила силу
  • Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция
    • Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
    • Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
    • Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
    • Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
    • Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
    • Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
    • Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции
  • Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
    • Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
    • Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
  • Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, Особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, порядка рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
    • Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
    • Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
    • Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
    • Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
  • Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций
    • Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
    • Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
    • Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции
  • Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа
    • Статья 22. Функции антимонопольного органа
    • Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
    • Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
    • Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
    • Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
    • Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
    • Статья 25.3. Осмотр
    • Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
    • Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
    • Статья 25.6. Оформление результатов проверки
    • Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
    • Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
  • Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией
    • Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
    • Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
    • Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
    • Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
    • Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
    • Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов
  • Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности
    • Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
    • Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
    • Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
    • Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках
  • Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
    • Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
    • Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
    • Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход
  • Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
    • Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
    • Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
    • Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
    • Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
    • Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
    • Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
    • Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
    • Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
    • Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа
  • Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 53. Заключительные положения
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Президиум ФАС

  • О ФАС России
    • Миссия, цели, ценности
    • Услуги и функции
    • Структура
    • Государственная служба
    • Противодействие коррупции
    • Федеральные целевые программы
    • Политика в области качества (ISO 9001)
    • Гражданская оборона
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Музей ФАС России
    • История антимонопольного регулирования в России
    • Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
    • Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
  • Коллегиальные органы
    • Коллегия ФАС России
    • Биржевой комитет
    • Правление ФАС России
    • Апелляционная инстанция
    • Методический совет
    • Методический совет по тарифному регулированию
    • Комиссия по товарным рынкам
    • Президиум ФАС
    • Новости
  • База решений
  • Документы
    • Нормативные правовые акты
    • Разъяснения Президиума ФАС
    • Разъяснения
    • Информационное письмо
    • Аналитические материалы
    • Доклады
    • Планы деятельности
    • Отчетность
    • Сведения о полезном отпуске
    • Статистика
    • Бюджет ФАС России
    • Архив
  • Открытое ведомство
    • Концепция открытости ФОИВ
    • Публичные декларации ФАС России
    • Открытые данные
    • Белая и черная книги
    • Опросы
    • ФАС детям
    • Работа с референтными группами
    • Наука и образование
    • Пресс-служба
    • Медиа-архив
    • Буклеты
    • Новости
    • Публичные мероприятия ФАС России
    • Инициативные проекты
  • Международное сотрудничество
    • Международные организации
    • Международные рабочие группы
    • Двустороннее сотрудничество
    • Международные мероприятия
    • Архив
  • Территориальные органы
    • Положение о ТО ФАС России
    • Контакты
    • Задачи и функции территориальных органов ФАС
    • История создания территориальных органов ФАС России
    • Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
    • Стандарт развития конкуренции
    • Новости ТО ФАС России
  • Общественный совет при ФАС России
  • Экспертные советы при ФАС России
  • Обратиться в ФАС
    • Порядок обращения
    • Написать в ФАС России
    • Общественная приемная ФАС России
    • Отчеты о работе с обращениями граждан
    • Часто задаваемые вопросы
    • Запись на личный приём в Общественной приёмной ФАС России
    • Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *