Электронный правосудие

Электронное правосудие: итоги и перспективы

21 июля в 11-00 в здании Арбитражного суда Калужской области состоялось интернет-интервью с Председателем Арбитражного суда Калужской области Сергеем Юрьевичем Шараевым.

Тема интернет-интервью: «Электронное правосудие: итоги и перспективы».

Организаторы: Арбитражный суд Калужской области, ООО «Компания «Нектон», ИА «Гарант».

Ведущая интернет-интервью – Майор Марина (ООО «Компания «Тектон»).

Ведущая: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Наш гость – Председатель Арбитражного суда Калужской области Сергей Юрьевич Шараев.
Сергей Юрьевич, первый вопрос: поясните, что следует понимать под термином «электронное правосудие»?

Шараев С.Ю.: «Электронное правосудие» – это способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий. «Электронное правосудие» включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности арбитражных судов и систем автоматизации судопроизводства. Согласно этой концепции, электронные инструменты должны обеспечить абсолютную открытость и доступность арбитражных судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников экономических споров.

Ведущая: Насколько успешно продвигается проект электронного обеспечения правосудия в системе Арбитражного суда в Калужской области?

Шараев С.Ю: По нашему мнению, данный проект весьма успешно продвигается на территории Калужской области.

Мы активно поддерживаем все инициативы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в области «электронного правосудия», участвуем в экспериментах, выдвигаем свои идеи и не боимся пользоваться чужим новаторским опытом, в том числе и международным.

Так, в 2005 году, мы одними из первых в России, в экспериментальном режиме ввели систему автоматизации судопроизводства. Эта система позволяет эффективно и без дополнительных ресурсов и финансовых затрат решать одну из главных задач информационно-технологической поддержки деятельности суда — автоматизацию процессов прохождения судебного дела в арбитражном суде и создание полнотекстового электронного банка судебных решений.

Сегодня официальный сайт Арбитражного суда Калужской области представляет собой объемный информационный ресурс, дающий ясное представление о деятельности арбитражного суда.

Сегодня на сайте Арбитражном суде Калужской области в доступны следующие функции:
— функционирует автоматизированная информационная система «Банк решений арбитражных судов» (БРАС);
— «Картотека арбитражных дел» позволяет получать сведения о поданных заявлениях, жалобах и ходатайствах, текущем статусе арбитражного дела и его рассмотрении в вышестоящих судебных инстанциях; новый специальный инструмент «Мобильная картотека» обеспечивает доступ к информационной системе «Картотека арбитражных дел» с помощью мультимедийных смартфонов iPhone;
— используя информационную систему «Календарь судебных заседаний», можно познакомиться с расписанием предстоящих судебных заседаний;
— в марте 2010 года введен в действие новый сервис «Электронный страж», посредством которого можно получать информацию по выбранному делу на свой электронный почтовый адрес;
— через сервис сайта «Интернет-приемная», ведётся прием официальных обращений в адрес суда в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
— посредством сервиса сайта «Гостевая книга председателя» осуществляется прием отзывов, жалоб, вопросов и предложений о работе суда в электронной форме;
— в июле 2010 года введен в эксплуатацию веб-сервис «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппарата арбитражных судов»: система позволяет через специализированный личный кабинет не только подавать жалобы, но и отслеживать их прохождение в суде; при этом предусмотрена анонимность подобного обращения
— открыта видеоприемная с использованием нового механизма получения информации — программы IP-телефонии Скайп (Skype);
— на сайте суда размещена утилита «Microsoft Translator», позволяющая переводить содержание сайта на 30 иностранных языков, тем самым, мы информируем иностранных инвесторов о деятельности Арбитражного суда Калужской области и новых информационных технологиях.
— на видеопортале RuTube и на фотосервисе Picasa функционируют видеоканал и фотоархив. Мы планируем загружать для широкого доступа соответствующий актуальный видео- и фотоконтент. Возможность доступа на данные сервисы реализована через сайт арбитражного суда.

Также в Арбитражном суде активно используются автоматическая информационно-справочная служба (тел. 77-20-77), система единого штатного расписания (программа автоматизации управления персоналом) и введена в эксплуатацию система видеоконференцсвязи.

Ведущая: Какая информация о решениях Арбитражного суда может быть размещена в сети Интернет?

Шараев С.Ю.: Требования к информации, содержащейся в судебных актах, подлежащих опубликованию в сети интернет, закреплены вступившим в силу с 1 июля 2010 года, Федеральным законом № 262-ФЗ от 22.12.2008 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В целях повышений информационной открытости арбитражного суда и доступности судопроизводства приказом Арбитражного суда Калужской области от 27 мая 2008 года № 41 введена в эксплуатацию с 1 июня 2008 года автоматизированная система публикации судебных решений «Банк решений арбитражных судов» (БРАС).

(БРАС) – единый централизованный ресурс, расположенный на официальном сайте Арбитражного суда Калужской области в сети интернет (адрес: http://kaluga.arbitr.ru), в котором размещены полные тексты всех решений. Исключение составляют дела, связанные с государственной тайной. Выгрузка и процесс публикации судебных актов осуществляются автоматизировано. При этом ни судья, ни работник аппарата суда не могут повлиять на процесс публикации решений.

На июль 2010 года в БРАСе размещено 15 770 судебных актов Арбитражного Суда Калужской области.

Ведущая: Сергей Юрьевич, как бы вы оценили степень информированности организаций, ведущих коммерческую деятельность на территории Калужской области, о возможностях «электронного правосудия»?

Шараев С.Ю.: Степень информированности организаций, ведущих коммерческую деятельность на территории Калужской области, о возможностях «электронного правосудия» я мог бы оценить как удовлетворительную.

Например, ежедневно сайт Арбитражного суда Калужской области посещают более двухсот человек. Но мы видим, что не все хозяйствующие субъекты активно пользуются возможностями «электронного правосудия». Некоторые по-старинке ограничиваются телефонными звонками в нашу справочно-информационную службу или обращаются лично в канцелярию суда за получением интересующей информации. Мы, в свою очередь, через печатные и электронные СМИ стараемся максимально информировать граждан и юридических лиц о нововведениях.

Ведущая: Действует ли в Арбитражном суде Калужской области система автоматизированного распределения дел?

Шараев С.Ю.: Регламентом арбитражных судов Российской Федерации предусмотрена возможность распределения исковых заявлений, заявлений, жалоб и дел в арбитражном суде как председателями судебных коллегий и председателями судебных составов, так и в автоматизированном режиме.

В Арбитражном суде Калужской области введен в эксплуатацию программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство», функции которого позволяют автоматизировано распределять дела. Думается, что автоматизированный режим актуален для крупных судов, где штатная численность судей превышает 50 единиц (в Арбитражном суде Калужской области — 21).

Есть и другая проблема: с одной стороны, распределение дел должно осуществляться по принципу беспристрастности и невмешательства соответствующих должностных лиц суда. А с другой, — необходимо сохранить специализацию судей, которая способствует максимально эффективному осуществлению правосудия, качественному рассмотрению судебных дел.
Указанный выше программный комплекс, пока полностью не лишен недостатков.

Поэтому, мы изучаем опыт других арбитражных судов по использованию данной системы, после чего нами будет принято окончательное решение.
В настоящее время в Арбитражном суде Калужской области в строгом соответствии с п. 31 Регламента арбитражных судов Российской Федерации распределение исковых заявлений, заявлений, жалоб и дел осуществляется председателями судебных коллегий и председателями судебных составов соответственно между судебными составами и судьями. Распределение производится с учетом специализации и нагрузки судебных составов, судей.

Ведущая: Как при ведении судебного разбирательства может быть использована система видеоконференцсвязи? Означает ли это, что процесс возможен без непосредственного участия какой-либо из сторон?

Шараев С.Ю.: В 2009 году Арбитражный суд Калужской области, одним из первых, был подключен к системе видеоконференцсвязи. Это очень удобный формат для участников экономических споров, ведущих, например, свою деятельность на территории разных субъектов РФ. Например, если одна из сторон по арбитражному делу находится, скажем, во Владивостоке, — нет необходимости ехать для участия в процессе в Калугу. Достаточно прийти во Владивостоке в арбитражный суд, где полномочия удостоверит судья, где будет вестись протокол, и представитель этой стороны, находясь там, будет участвовать в судебном заседании, проходящем в Калуге.

Очевидна экономия как денежных средств, так и сил.

Сейчас на подписании у Президента Российской Федерации находится Федеральный закон «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Данным законопроектом предусматривается возможность проведения заседаний посредством видеоконференцсвязи. В частности, лица, участвующие в деле, а также иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи при наличии в арбитражном суде технической возможности проведения видеоконференцсвязи при условии заблаговременного раскрытия письменных доказательств. При этом арбитражный суд, организующий видеоконференцсвязь, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности участия в судебном заседании.

Ведущая: По вашему мнению, не окажет ли использование информационных технологий негативного влияния на традиционные принципы судебного процесса — состязательность и процессуальное равноправие сторон, диспозитивность, гласность?

Шараев С.Ю: Я не считаю, что использование информационных технологий окажет негативное влияние на принципы судебного процесса. Наоборот использование таких технологий является дополнительным гарантом их соблюдения. Современные информационные технологии нельзя рассматривать вне контекста повышения открытости судебной системы и прозрачности правосудия. Например, в Арбитражном суде Калужской области около двух лет при слушании большинства дел используется аудиозапись судебных заседаний. Это позволяет более эффективно фиксировать судебный процесс, дисциплинирует сторон, судью, а также воссоздает наглядную и объективную картину слушавшегося дела. Повышая открытость правосудия, мы также снижаем коррупционные риски. Ведь любое коррупционное правонарушение всегда происходит в условиях закрытости. Если мы будет развивать открытость судебной системы, это станет надежным заслоном.

Ведущая: Сергей Юрьевич, планируется ли ввести возможность подачи исковых заявлений в электронном виде? Каким образом будет подтверждаться достоверность документа?

Шараев С.Ю.: Сейчас на подписании у Президента Российской Федерации находится закон, где закрепляется возможность подачи иска, апелляционной и кассационной жалоб, заявлений в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также предоставления отзывов в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

При этом предусматривается, что особенности представления и исследования документов и материалов, направленных в суд с использованием сети Интернет, устанавливаются федеральным законом об электронном обеспечении правосудия.

После принятия соответствующего Федерального закона у граждан и организаций появится возможность подачи заявлений через сайт Арбитражного суда Калужской области. Сотрудник канцелярии будет распечатывать исковое заявление с приложенными документами с официального сайта суда и регистрировать в общем порядке. Но при этом выбор между электронными и бумажными носителями будет оставаться за сторонами.

Ведущая: Каковы критерии отбора судебных актов, размещаемых в сети Интернет?

Шараев С. Ю: В соответствии с приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2008 № 190 в сети Интернет публикуются следующие судебные акты. Вы подробнее ознакомитесь с их перечнем в тексте стенограммы.
— постановление суда апелляционной инстанции (в том числе об отмене ранее принятого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам);
— постановление суда кассационной инстанции (в том числе об отмене ранее принятого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам);
— постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (в том числе об отмене ранее принятого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам);
— определение об обеспечении иска или об обеспечении имущественных интересов;
— определение об отказе в обеспечении иска или имущественных интересов.
— определение о встречном обеспечении;
— определение об отмене обеспечительных мер;
— определение о распределении судебных расходов;
— определение об утверждении мирового соглашения;
— определение о прекращении производства по делу (по апелляционной, кассационной жалобе, заявлению о пересмотре в порядке надзора);
— определение о разъяснении судебного акта;
— определение об обращении решения к немедленному исполнению;
— определение об индексации присужденных денежных сумм;
— определение об оспаривании решения третейского суда;
— определение об отмене постановления третейского суда о наличии у него компетенции;
— определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
— определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;
— определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора;
— определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора;
— определение о приостановлении исполнения судебного акта;
— определение об отмене приостановления исполнения судебного акта;
— определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам;
— определение об изменении способа и порядка исполнения судебного решения.
— определение об отказе изменения способа и порядка исполнения судебного решения;
— определение о повороте исполнения судебного акта или об отказе в повороте исполнения.

По делам о несостоятельности (банкротстве):
— решение о признании должника банкротом;
— определение о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом;
— определение о признании (об отказе в признании) решения собрания (комитета) кредиторов недействительным;
— определение о введении финансового оздоровления;
— определение о введении внешнего управления;
— определение о переходе к внешнему управлению;
— определение об отстранении арбитражного управляющего;
— определение об утверждении (отказе в утверждении) мирового соглашения;
— определение о расторжении (отказе в удовлетворении заявления о расторжении) мирового соглашения;
— постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, принятые при пересмотре вышеперечисленных судебных актов по делам о несостоятельности (банкротстве).

Постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, принятые при пересмотре судебных актов по делам о несостоятельности (банкротстве):
— решения об отказе в признании должника банкротом;
— определения о принятии заявления о признании должника банкротом;
— определения о возвращении заявления о признании должника банкротом;
— определения о введении наблюдения;
— определения об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;
— определения об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве;
— определения о приостановлении и возобновлении производства по делу о банкротстве;
— определения об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
— определения о прекращении производства по делу о банкротстве (кроме случая утверждения мирового соглашения);
— определения об утверждении арбитражного управляющего;
— определения об отказе в отстранении арбитражного управляющего;
— определения об освобождении (отказе в освобождении) арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;
— определения о восстановлении арбитражного управляющего;
— определений по заявлениям и ходатайствам арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, между ним и должником, жалобам кредиторов и других участвующих в деле о банкротстве лиц о нарушении их прав и законных интересов (кроме заявлений о признании решения собрания (комитета) кредиторов недействительным);
— определения о включении (отказе во включении) требований в реестр требований кредиторов и исключении их из реестра;
— определения об отстранении руководителя должника от должности;
— определения о продлении срока внешнего управления;
— определения о начале расчетов с кредиторами;
— определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди;
— определения об утверждении отчета внешнего управляющего;
— определения о продлении срока конкурсного производства;
— определения о завершении конкурсного производства;
— определения об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы;
— определения о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства;
— иные судебные акты по делам о несостоятельности (банкротстве), не указанные в числе подлежащих размещению.

Необходимо отметить, что указанная выше публикация судебных актов носит информационный характер и не отменяет права лиц, участвующих в деле на получение копии судебного акта в бумажной форме.

Ведущая: Насколько оперативно происходит подключение информации в Банк решений Арбитражного суда Калужской области?

Шараев С.Ю.: Приказом Арбитражного суда Калужской области от 27 мая 2008 года № 41 определена периодичность трансляции данных из системы автоматизации судопроизводства суда на портал публикации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не реже одного раза в два часа. При этом документы публикуются на портале доступном через сайт суда в течение 5 суток с момента их принятия.

Ведущая: Существует ли в Арбитражном суде Калужской области практика установки информационно-справочных киосков (ИСК)?

Шараев С.Ю.: В соответствии с государственным контрактом в Арбитражный суд Калужской области было поставлено два информационно-справочных киоска (ИСК), которые установлены в общедоступных местах здания суда (цокольный этаж здания у входа в канцелярию суда, 1 этаж здания у поста судебных приставов).

Данные киоски подключены к локально-вычислительной сети. В настоящее время с помощью киоска можно получить информацию о времени и месте судебных заседаний, правилах поведения в суде, времени приема посетителей и о судебных актах суда.

Кроме того, в 2010 году в Арбитражный суд Калужской области были дополнительно поставлены 4 миникиоска и плазменная панель. Они предназначены для ознакомления участников судебных процессов с графиками судебных заседаний в здании арбитражного суда и результатами рассмотрения конкретных арбитражных дел. После окончательной установки программного обеспечения данное оборудование будет введено в действие.

Ведущая: Сергей Юрьевич, на ваш взгляд, какие поправки необходимо внести в законодательство для внедрения системы электронного судопроизводства?

Шараев С.Ю.: В ближайшее время планируется принятие законодательных актов, которые предусматривают подачу исковых заявлений через сайты арбитражных судов, проведение судебных заседаний с использованием системы видеоконференцсвязи, обязательную аудиозапись судебных процессов, совершенствование системы судебных уведомлений и т.д.

Ведущая: При переходе на систему автоматизации судопроизводства возрастает риск атаки хакеров, «электронного» вторжения со стороны посторонних лиц. Какие меры принимаются для предотвращения подобных действий; защиты информации?

Шараев С.Ю.: В Арбитражном суде Калужской области используется комплексная система компьютерной безопасности и в частности следующие методы борьбы от «электронного» вторжения в системы суда:
— разграничение доступа к информационным и вычислительным ресурсам должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями;
— защита от несанкционированного доступа к системе с помощью антивирусного программного обеспечения;
— резервное копирование баз;
— организация локальных вычислительных сетей с возможностью перераспределения ресурсов, в случае выхода из строя отдельных звеньев;
— осуществление электропитания оборудования, обрабатывающего ценную информацию, от автономного источника питания.

Ведущая: В какие сроки Арбитражный суд Калужской области планирует осуществить полный переход в «формат электронного правосудия»?

Шараев С.Ю.: В настоящее время Арбитражный суд Калужской области активно и полно использует существующие электронные инструменты в рамках концепции «электронного правосудия». Переход на новые инструменты возможен после принятия соответствующих законов. Думается, что 2011 год станет для арбитражной системы годом еще больших инновационных и креативных идей.

Ведущая: Сергей Юрьевич, благодарим вас за интересную и содержательную беседу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО «Компания ТЕКТОН» и ИА «Гарант».

Сериал Настоящее правосудие/True Justice 1 сезон онлайн

Эта кинолента стала одной из частей уже известного всем сериала «Южное правосудие», в котором снимается Стивен Сигал. В данном случае он играет роль полицейского, работающего в Сиэтле. Он продолжает борьбу с преступниками, которые в последнее время достаточно сильно обнаглели. Он составляет и разрабатывает очень грамотные операции, благодаря которым он ловит преступников. Здесь можно проследить некоторые связи, которые перекликаются с теми сериями, которые демонстрировались ранее. Но при этом демонстрируются и новые сюжетные линии, хотя начало отображено в ранее показанных сериях. Здесь сталкиваются между собой полицейские и злоумышленники. Здесь присутствует и огнестрельное оружие, и достаточно зрелищные моменты, насыщенные различными событиями. Стоит отметить, что данная роль прекрасно подходит Стиву. Но особое внимание все же заслуживает конец киноленты. С одной стороны можно проследить, что сериал будет продолжаться, а с другой – остаются моменты, над которыми стоит поразмышлять. Мне кажется, что отлично проявили себя не только актеры, но и режиссеры. Несомненно, они приложили немало усилий, чтобы создать настоящий шедевр. В том случае, если не акцентировать внимание на том, что это телесериал, то я бы с удовольствием посмотрел киноленту на большом экране. Ведь сюжетная линия проработана до мелких деталей, именно поэтому телесериал заслуживает особого внимания. Даже скептически настроенные зрители смогут оценить, какова динамика, какова интрига. Благодаря тому, что большинство моментов с сюжетной линии достаточно сложно предсказать. Именно по этой причине фильм полностью затягивает. Это и вызывает интерес. Нельзя не отметить и то, что сценарий отличается оригинальностью, а также массой интересных моментов. При этом сценарием занимался сам Стивен. Несомненно, если более детально изучить сценарий, то можно оценить, что данный телесериал немного схож с другими кинолентами данной тематики. Ведь в большинстве случаев в кинолентах присутствует полицейский, который сохраняет спокойствие на улице, а также вершит правосудие. Он использует достаточно серьезные и жесткие методы, он не оставляет никого безнаказанным. Несомненно, в данном телесериале присутствуют и новые моменты. Так, материал преподноситься совершенно по-другому. При этом каждая серия насыщена различными событиями, оригинальными поворотами. Все это способно не только привлечь внимание, но и заинтересовать. Хочется отметить, что Стивен сыграл отлично. Именно из-за него я и начал смотреть данный телесериал.

Дата публикации на сайте: 30.04.2013

Электронное правосудие

В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, говорится о развитии гражданского общества и устойчивой демократии, обеспечивающей права человека, гражданские и политические свободы.

Современное общество нуждается в создании эффективных механизмов электронной демократии, способных установить партнерские отношения и обоюдную ответственность между гражданами и властью.
В связи с этим актуальным посылом является обсуждение проекта Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года (Единый портал электронной демократии).

В законодательных новеллах, направленных на укрепление демократических институтов общества, содержатся меры и по совершенствованию системы правосудия в свете потребностей общества и государства.
Россия делает уверенные шаги в направлении развития и укрепления демократических основ правосудия. Система функционирования электронного государства, и в частности электронного правосудия, в России базируется на следующих принципах: открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, транспарентности. Механизмы реализации указанных принципов отражены в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2012 годы (далее — Программа до 2012 года), Концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (далее — Концепция до 2020 года). Принят ряд федеральных законов, например Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В процессе совершенствования системы правосудия учитывается и международный законодательный опыт по соблюдению демократических принципов, применению новых механизмов их реализации. В основу национального законодательства в сфере развития судебной системы России легли и базовые рекомендации (G 46 — G 50) Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам — участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров) (Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам — участникам Совета Европы по электронной демократии (Приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров)).

Для решения поставленных задач применяются информационные технологии, уровень развития которых позволил осуществить переход от «традиционного процесса» отправления правосудия к системе электронного правосудия. Так, например, в системе арбитражных судов полностью реализована электронная процедура от подачи заявления в суд, предоставления документов и до решения суда, опубликованного на сайте.

Примечание. Электронное правосудие — это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера. См.: Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам — участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров). Единый портал электронной демократии.

Раскроем основные преимущества электронного правосудия:
— открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;
— свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
— соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;
— соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
— невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Приведем основные результаты информатизации судебной системы в соответствии с положениями Программы до 2012 года:
— созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
— созданы автоматизированные рабочие места, которые интегрированы в информационные системы федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
— в арбитражных судах внедрена система автоматической публикации судебных решений, которые принимались судами. Эти данные доступны на портале «Банк решений арбитражных судов», в структуру которого входят подсистемы: «Календарь судебных заседаний», «Картотека арбитражных дел», «Банк решений арбитражных судов». Заработали модуль «Мобильная картотека арбитражных дел» и сервис «Электронный страж»;
— предоставлена возможность подачи заявлений в электронном виде в арбитражные суды;
— оцифрованы и в открытом доступе размещены решения Конституционного Суда Российской Федерации;
— осуществляется создание системы судебных архивов в электронном виде для ознакомления с материалами дел.
Изначально система электронного правосудия имела в своем арсенале лишь необходимый набор механизмов, позволяющих ей работать в тестовом режиме. По мере использования системы происходила отладка отдельных модулей и наблюдалась потребность в создании новых подсистем, сервисов, которые в полной мере могли бы обеспечить процесс отправления правосудия «нового электронного формата». Так, за последнее время были разработаны и внедрены в эксплуатацию следующие сервисы:
— «Интернет-приемная», в которой ведется прием официальных обращений в адрес суда в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
— «Гостевая книга председателя», в которой ведется онлайн прием жалоб, отзывов, можно задать вопрос и предложить меры по эффективной работе суда;
— внедрен новый модуль — «видеоприемная» посредством использования программы IP-телефонии Скайп (Skype).
В зданиях судов заработали «Информационные киоски», предоставляющие информацию по делам и жалобам, находящимся в производстве Верховного Суда Российской Федерации. В данных киосках размещена информация о делах, назначенных к слушанию, интегрирован банк судебных документов Верховного Суда Российской Федерации, содержится справочно-правовая информация. Безусловно, данное средство доступа к информации востребовано гражданами, но, по мнению автора статьи, необходимо создавать «универсальные информационные киоски», в которых интегрировалась бы информация в формате открытых данных, и не только судебная информация, но и из иных сфер и отраслей, которые располагались бы в общедоступных местах, так как физический доступ в здание судов ограничен и не все граждане могут использовать данное средство. Более того, часть граждан используют свои собственные «гаджеты», что гораздо удобнее для различных операций в системе электронного правосудия, и не прибегают к «Информационным киоскам». Размещая «универсальные информационные киоски» в общедоступных местах, можно решить проблему цифрового неравенства и обеспечить бесплатный доступ к запрашиваемым открытым данным.
Возможности видеоконференцсвязи также наращиваются. Если раньше эта технология использовалась для обеспечения дистанционного присутствия в зале судебного заседания отдельных участников процесса, то на сегодняшний день применяется при опросе потерпевших по программе защиты свидетелей, а специально разработанное программное обеспечение позволяет изменить голос, скрыть лицо человека.
Акцентируя внимание на совершенствовании демократических институтов и процессов в контексте новых возможностей перехода на «электронную систему правосудия» и вызовах, которые возникают вследствие развития общества, следует по-новому взглянуть на механизмы реализации общепринятых принципов правосудия.
Под демократическими основами (принципами) правосудия следует понимать общие руководящие, закрепленные в законодательных актах положения, которые определяют наиболее значимые стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения составляют основу законодательства в сфере отправления правосудия, а также содержат предписания о деятельности соответствующих органов.
Совокупность принципов образует каркас, который является опорой для законодательных предписаний, регулирующих правосудие.
Принципы правосудия в основе своей базируются на демократических столпах Конституции РФ, конституционных и федеральных законах. Базовые положения были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которых отражены положения по вопросам организации и осуществления правосудия, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и др.
Понятие общепризнанных принципов международного права, общепризнанных норм международного права и разъяснение роли международных договоров России даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

К принципам правосудия следует отнести: принцип законности; принцип осуществления правосудия только судом; принцип равенства граждан перед законом и судом; принцип независимости судебной власти; принцип независимости судов и судей; принцип презумпции невиновности; принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда; принцип состязательности и равноправия сторон; принцип открытости и гласности судопроизводства; принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; принцип обязательности судебных решений; принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона; принцип государственного или национального языка в судах; принцип свидетельского иммунитета; принцип диспозитивности судопроизводства; принцип государственного языка судопроизводства; принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда; принцип участия граждан в отправлении правосудия; принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.
Проанализируем демократическую природу отдельных принципов правосудия.
Например, принцип состязательности является важным показателем демократичности правосудия, предусматривающим возможность эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов. Принцип состязательности закреплен в положениях гражданского, уголовно-процессуального, арбитражного процессуального законодательства. Так, в ст. 15 УПК РФ отражены следующие положения.
1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Или, скажем, суть презумпции невиновности, изложенная в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Данное положение также подчеркивает демократические начала отправления правосудия.

Рассматривая основные положения принципа законности, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», следует подчеркнуть предоставленную законодателем возможность суда не всегда безоговорочно следовать предписаниям законов и указов (в случае, если они, например, противоречат Конституции РФ).
С признанием особой роли в отечественной правовой системе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «…если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора») понятие законности как правового принципа проявляет свою демократическую природу. Так, согласно положению Международного пакта о гражданских и политических правах, у судов появилась возможность приема жалоб граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении преступления, а ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности данных действий.

Примечание. Подобные положения закреплены в ст. 6 Конституции США, в ст. 25 Конституции Германии, в ст. 96 Конституции Испании (см.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 28 — 29, 165, 323).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия наглядно отображает картину демократизации современного российского общества. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина — ценности, которые в первую очередь должны соблюдаться при отправлении правосудия. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Несмотря на законодательное закрепление демократических основ правосудия, сложившиеся механизмы (правовые, организационные, технические), которые закладывались столетия, дают существенные трещины и не отвечают уже современным потребностям общества и государства. Возможности же системы «Электронного правосудия» практически в полной мере обеспечивают соблюдение гарантий демократической составляющей принципов правосудия. Например, если обратиться к ч. 4 ст. 7 УПК РФ, законодатель отмечает, что «определение суда, постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными». Через систему «Электронного правосудия» участники судопроизводства, общественность смогут дать оценку процессуальным решениям, действиям участников процесса и обжаловать их в случае нарушения закона.

Активно набирающий обороты процесс информатизации правосудия, который, по данным мониторинга, безусловно делает данную систему более эффективной, порождает и ряд сопутствующих проблем. В частности, угрозы информационной безопасности автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем, используемых в судах; установление правового режима информационных ресурсов; возникает необходимость совершенствования механизма размещения информации о деятельности судов на официальных сайтах, в том числе и в формате «открытых данных». Так, возникают вопросы соблюдения паритета между предоставлением доступа к информации об участниках процесса, их процессуального статуса, действиях, иной информации и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, т.е., с одной стороны, речь идет об обезличивании персональных данных, а с другой — правоохранительные органы предоставляют информацию СМИ о лицах, попавших в сферу судопроизводства. Следует определиться и с понятийным аппаратом, ибо многие термины, пришедшие из информационной сферы, не закреплены законодательно или наблюдаются разночтения в их трактовке в различных нормативных правовых актах (например, под понятием «электронное правосудие» достаточно долгое время понимали информатизацию деятельности арбитражных судов). Необходимо также преодолеть цифровое неравенство с целью обеспечения доступа к информации о деятельности судов и др.
В статье рассмотрены новые электронные механизмы реализации демократических основ (принципов) российской системы правосудия в соответствии с потребностями современного общества. Таким образом, дальнейшее развитие системы правосудия осуществляется через призму новых информационных технологий, обеспечивающих открытость, транспарентность и доступность для граждан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *