Экзекватура это легализация решения суда

Дата размещения статьи: 30.05.2015

Выиграть судебный процесс — это лишь половина дела. Самое главное — суметь получить выигранное по делу. Этот вопрос встает наиболее остро, если контрагент — иностранная организация. Как же добиться признания и исполнения решения российского суда в иностранной юрисдикции ответчика?

Признание и исполнение решений судов

Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. В результате признания иностранного судебного решения оно получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (то есть приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).
Признание иностранного судебного решения является необходимым условием его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств — принцип взаимности как условие принудительного исполнения.
Основными принципами принудительного исполнения иностранных решений являются:
1) для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия);
2) например, во Франции необходима выдача экзекватуры (от лат. exsequor — выполняю; исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране). Возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (Франция, Бельгия, ФРГ).

Специальные правила

Экзекватура бывает нескольких видов:
— допустимость ревизии дела по существу — суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
— возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение: суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
— экзекватура выдается только при условии взаимности.
Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства — места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры. Например, Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года указывает следующее: «Заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом. К признанию и исполнению арбитражных решений, входящих в сферу действия Конвенции, не должны применяться более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем существуют для признания и исполнения внутренних арбитражных решений».
Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений:
— основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства — места, вынесшего решение, отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства, арбитраж вышел за пределы своей компетенции, нарушения арбитражной процедуры, бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне;
— основания отказа со стороны компетентных органов государства — места исполнения решения: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение, признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства.
В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года нет специальных правил о признании и об исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве — месте вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение. Объявление решения недействительным предполагает его отмену и отказ в его признании и исполнении.
Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года определяет узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение решений за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства — места исполнения решения, при этом установлена возможность и упрощенного порядка общения. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.
Необходимо различать международные договоры, регулирующие вопросы признания и исполнения решений государственных судебных органов и третейских судов.
В частности, ранее упомянутая Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств — участников Конвенции не судебных, а арбитражных решений, то есть решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража по согласованию со сторонами в установленном порядке.
Однако некоторые из двусторонних договоров (с Алжиром, Йеменом, Ираком) предусматривают взаимное признание и исполнение не только судебных, но и арбитражных решений, тогда как Нью-Йоркская конвенция 1958 года регулирует вопросы признания и исполнения только арбитражных решений, то есть решений третейских судов.
Ряд международных конвенций, участницей которых является Россия, предусматривает возможность исполнения судебных решений по отдельным категориям дел.
В соответствии с многосторонней международной Конвенцией по вопросам гражданского процесса (Гаага, март 1954 года) признаются и исполняются решения иностранных судов о взыскании судебных издержек и расходов с истца или третьих лиц, которые были освобождены судом от внесения залога или иного обеспечения таких затрат до принятия решения по делу при условии, что они вынесены против лиц, являющихся гражданами (юридическими лицами) одной из стран — участниц Конвенции (в том числе страны суда).
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 года предусматривает признание и исполнение решений судов по искам о возмещении ущерба от загрязнения нефтью.
Римская конвенция 1952 года об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, предусматривает исполнение решений о возмещении такого ущерба.
Двусторонние соглашения РФ со странами Восточной Европы, Балтии и Востока содержат специальный раздел о признании и об исполнении иностранных судебных решений по гражданским, трудовым и семейным делам и определяют основные правила осуществления соответствующих процедур и основные необходимые для этого документы. Порядок исполнения решений определяется в соответствии с правом страны, на территории которой решение приводится в исполнение.
Двусторонние соглашения РФ о правовой помощи со странами Западной Европы решают вопрос о признании и об исполнении иностранных судебных решений по-разному.
Так, в соглашении РФ с Грецией от 1981 года содержатся положения, в основном совпадающие с приведенными выше правилами. А, например, соглашение РФ с Финляндией и Италией положения о признании и об исполнении иностранных судебных решений не содержит.
Согласно ст. 23 Договора между СССР и Республикой Кипр одна договаривающаяся сторона признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории другой договаривающейся стороны: решения учреждений юстиции по гражданским делам и мировые соглашения, утвержденные судом; решения об уплате судебных расходов; приговоры судов по уголовным делам в части, касающейся возмещения ущерба и других гражданско-правовых требований.

Условия признания решений российских судов

Сопоставление договоров о правовой помощи между собой выявляет определенные различия в регулировании. Отказ в исполнении может допускаться:
— если согласно положениям этого договора, а в случаях, не предусмотренных договором, согласно законодательству страны места исполнения дело относится к исключительной подсудности ее судов (ст. 18 Договора с Испанией 1990 года, ст. 53 Договора с Польшей о правовой помощи 1996 года, ст. 56 Договора с Эстонией 1993 года и др.);
— если нарушены нормы об исключительной подсудности, содержащиеся в самом договоре (ст. 24 Договора с Грецией и др.);
— если суд, вынесший решение, некомпетентен в соответствии с законодательством страны места исполнения (ст. 15 Договора с Алжиром 1982 года, ст. 20 Договора с Китаем 1992 года) или без указания на то, в соответствии с законодательством какой именно страны он некомпетентен (ст. 20 Договора с Аргентиной 2000 года).
В некоторых договорах такое основание отказа в исполнении вообще отсутствует (например, в договорах с Венгрией, КНДР). Отказ в исполнении по мотивам противоречия публичному порядку прямо предусмотрен в ряде договоров России (двусторонние договоры о правовой помощи с Алжиром, Аргентиной, Испанией и некоторыми другими государствами). В некоторых договорах о правовой помощи (например, с Грецией, Италией, Эстонией) прямого указания на такое основание отказа в исполнении нет, но возможность отказа вытекает из содержащейся в этих договорах общей статьи об отказе в правовой помощи по мотивам противоречия публичному порядку.
Правовые режимы признания и приведения судебных решений в исполнение различаются следующим образом:
— исполнение решения иностранного суда как вынесенного российским судом без каких-либо оговорок;
— исполнение решения иностранного суда при облегченной процедуре его проверки, по ходатайству заинтересованной стороны, с исследованием возможных возражений должника;
— обращение в суд государства по месту исполнения с ходатайством о принудительном исполнении в рамках определенной правовой процедуры, в которой рассматривается как заявление взыскателя, так и возражения должника, получившей название экзекватуры.
Такой порядок установлен, например, Конвенцией 1958 года в отношении арбитражных решений, многими двусторонними договорами нашей страны о правовой помощи и правовых отношениях с другими государствами (например, с Италией, Испанией).
Выделим еще один порядок признания и исполнения иностранных решений. Речь идет об особого вида решениях, обращенных против государства, то есть о решениях некоторых международных судов и арбитражей, образованных и действующих на основе международных соглашений и договоров.
В качестве примера международных судов и арбитражей можно привести Европейский суд по правам человека и Международный центр по разрешению инвестиционных споров. Принудительное исполнение решения Европейского суда по правам человека, например, при выплате денежной компенсации истцу со стороны соответствующего государства обеспечивается международными обязательствами государств, которые в принципе под угрозой приостановления их членства в Совете Европы либо исключения из данной организации обязаны исполнять решения данного суда. Решения Международного центра по разрешению инвестиционных споров (ICSID), созданного на основе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтонская конвенция 1965 года), не могут проводиться для целей принудительного исполнения через процедуру экзекватуры либо иной проверки.
Согласно ст. 54 данной Конвенции каждое договаривающееся государство должно признавать арбитражное решение, вынесенное в соответствии с Конвенцией, в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда данного государства. Договаривающееся государство с федеративным устройством может исполнять арбитражное решение в своих федеральных судах или через их посредство и может установить, чтобы это решение рассматривалось такими судами, как если бы оно было окончательным решением судов государств, образующих данную федерацию.
Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно только:
— при наличии между РФ и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, международного договора, предусматривающего возможность взаимного исполнения решений судов;
— после выдачи разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения;
— если решение отвечает предъявляемым к нему требованиям окончательности и вступило в законную силу по правилам национального законодательства;
— при наличии компетенции суда на рассмотрение конкретного дела;
— при надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте судебного заседания путем надлежащего вызова в соответствии с национальным законодательством и международными договорами;
— при соблюдении основных принципов судопроизводства, в частности права на судебную защиту, возможностей представления доказательств и быть выслушанным;
— при отсутствии противоречий публичному порядку страны, в которой испрашивается исполнение с точки зрения правовых последствий.
Для разрешения вопроса об исполнении решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимся договором взыскателю, в пользу которого вынесено судебное решение, нужно обратиться к судье, вынесшему судебное решение, с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения российского суда. Все документы, включая ходатайство, заверяются печатью дела.
Вопросы проверки правильности оформления ходатайств и их направления компетентным органам иностранных государств отнесены к компетенции Минюста России, в связи с чем ходатайство должно быть.
В заключение отметим, что Россия является участницей Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10.06.1958), однако под действие данной Конвенции подпадают только решения коммерческих судов (постоянных арбитражных органов) и арбитров, названных по каждому отдельному делу. Арбитражные суды, действующие в РФ, не являются таковыми, поскольку в соответствии со ст. 1 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Наше Адвокатское бюро имеет партнерские офисы в странах ЕС, Америки, Канады, Кипра, на Британских Виргинских островах, Гонконге, Великобритании и других странах мира.

— признанием и приведением в исполнение судебных актов российских судов за рубежом;

— признанием и приведением в исполнение судебных актов иностранных государств в Российской Федерации.

В современных условиях эффективную предпринимательскую деятельность невозможно представить в рамках одного отдельно взятого государства.

В поисках развития и оптимизации своей хозяйственной деятельности компании и предприниматели выходят на внешний рынок: ищут поставщиков среди зарубежных партнеров, открывают для себя новые потребительские рынки за пределами России.

Наибольшее распространение трансграничные экономические отношения получили в производственной деятельности, торговле и в области оказания отдельных видов услуг. Как правило, это закупка комплектующих, сырья у зарубежных компаний для производства техники и оборудования, поставка товаров. Нередко российские предприниматели прибегают к аудиторским, консалтинговым услугам своих иностранных партнеров. Не обошли стороной международную интеграцию и корпоративные отношения: иностранные партнеры активно участвуют в российских коммерческих структурах в качестве учредителей, участников и акционеров хозяйственных обществ, равно как и российские предприниматели вкладывают капитал в зарубежные бизнес-проекты.

Безусловно, в процессе делового взаимодействия между российскими и зарубежными компаниями и предпринимателями возникают различного рода споры и разногласия. Их природа, как правило, связана с нарушением условий международных контрактов: неплатежами, непоставкой продукции и комплектующих или нарушением требований к их качеству.

Часто российские предприниматели в силу специфики своей деятельности вынуждены взаимодействовать с оффшорами, что влечет за собой большие экономические риски. Но, бизнес диктует свои правила игры, которые приходится принимать, даже осознавая все возможные негативные последствия.

И если среднестатистическому российскому предпринимателю хорошо известен алгоритм действий в случае коммерческого спора с российскими партнерами, то признание и исполнение судебных решений, вынесенных российскими судами, за рубежом требует специальных юридических познаний в области международного права, и под силу далеко не каждому юристу.

Основной вопрос, который разрешают наши международные юристы при обращении предпринимателей и компаний с подобными проблемами, заключается в определении возможности исполнения решения российского суда на территории иностранного государства.

По общему правилу исполнение решения российского суда за рубежом возможно, когда:

— между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, заключен международный договор, предусматривающего возможность взаимного признания и исполнения судебного решения;

— взыскателем выполнены все требования, предусмотренные международным договором и необходимые для исполнения судебного акта на территории иностранного государства.

В настоящее время Российская Федерация имеет договорные отношения с различными зарубежными государствами, предусматривающие взаимное признание и исполнение судебных решений по спорам между субъектами экономической деятельности, разрешенными арбитражными и третейскими судами.

Международные договоры в своем большинстве возлагают на предпринимателей и организации обязанность соблюдения процедуры экзекватуры, т.е. признания судебного акта в целях его исполнения на территории иностранного государства, значительно реже предоставляют предпринимателям и организациям возможность предъявления исполнительных документов, выданных на территории РФ, для непосредственного исполнения посредством обращения в компетентный орган иностранного государства.

Экзекватура (признание судебного акта) заключается в проверке компетентным судом иностранного государства решения российского суда на предмет соблюдения при его вынесении требований международного договора и возможности его исполнения на территории иностранного государства.

В случае, когда между Российской Федерацией и иностранным государством, на территории которого необходимо исполнить судебное решение, отсутствует международный договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, либо когда имеющиеся договорные отношения не предусматривают признание и исполнение судебных актов по определенной категории споров, взыскатель с целью исполнения должником обязанностей, возложенных исполнительным документом (судебным актом), вправе обратиться непосредственно в компетентный орган иностранного государства с заявлением о рассмотрении имеющегося спора.

Порядок подачи, рассмотрения заявления, его форма и содержание определяются национальным законодательством иностранного государства, где необходимо исполнить судебное решение.

Признание решения иностранного суда в РФ по экономическому спору регулируется Арбитражным процессуальным кодексом и предусматривает признание и приведение в исполнение таких решений арбитражными судами РФ, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ.

Исключение из этого правила составляют дела о несостоятельности (банкротстве), когда признание и приведение в исполнение решения иностранного суда возможно на основе взаимности. Принцип взаимности применяется в случаях, если иностранное государство, решение суда которого требуется признать и привести в исполнение, в свою очередь, признает и предпринимает меры по приведению в исполнение решений российских судов по той же категории споров.

Международные адвокаты нашего бюро занимаются экзекватурой, т.е. признанием и исполнением решений российских арбитражных и третейских судов в зарубежных странах, равно как и признанием решений иностранных судов в Российской Федерации. Мы имеем опыт признания и принудительного исполнения судебных решений на территориях различных государств, включая Европу, Америку, Канаду, а также в ряде оффшоров, таких как Кипр, БВО.

Экзекватура или как исполнить решение российского суда в Испании?

Отсутствие у должника активов на террритории Российской Федерации или необходимость исполнения алиментных обязательств должником, находящимся на территории Испании заставляет наших соотечественников обращаться наших в испанские суды за признанием и исполнением российских судебных решений.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем о экзекватуре — процессе признания и исполнения в Испании решений российских судов.

Условия признания и исполнения иностранных судебных решений на территории Испании регулируется во втором разделе 8 главы Гражданского процессуального Кодекса Испании 1881 года.

В ст. 951 устанавливается, что судебные решения иностранных судов, вступившие в законную силу, признаются и исполняются в Испании в соответствии с положениями, установленными в международных договорах Испании.

В настоящий момент признание и исполнение решений российских судов на территории Испании регулируется Договором между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 года.

На какие судебные решения распространяется Договор?

Во-первых, решения каких российских судов можно исполнить на территории Испании в соответствии с указанным Договором?

Пункт 1 ст. 17 устанавливает, что признаются и исполняются на территории Испании решения судебных учреждений указанных в пункте 2 статьи 1 Договора, который в свою очередь устанавливает право граждан договаривающихся стран обращаться в суды и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские (включая торговые и семейные дела). Таким образом,

Договор распространяется на решения следующих судов:

— Суды общей юрисдикции РФ.

— Арбитражные суды РФ.

В случае исполнения на территории Испании решений, вынесенных российскими арбитражными судами необходимо иметь ввиду следующее.

Российская Федерация является участницей Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10.06.1958).

Тем не менее, в соответствии с п. 1 ст. 2 данной конвенции, её действие распространяется на арбитражные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, и на арбитражные решения, вынесенные постоянными арбитражными органами, к которым стороны обратились.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Поэтому, если решение вынесено арбитражным судом РФ, то его признание и исполнение в Испании регулируется советско-испанским Договором о правовой помощи по гражданским делам.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Договора признаются и исполняются в Испании следующие решения:

— Решения по гражданским и торговым делам.

— Мировые соглашения, утвержденные судом.

— Приговоры в части, касающейся возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Действие Договора не распространяется на следующие решения (п. 3 ст. 17):

— Решения по вопросам банкротства и аналогичным делам.

— Решения по вопросам социального обеспечения.

— Решения по вопросам возмещения убытков за ущерб, нанесенный действием ядерной энергии.

— К арбитражным решениям.

Условия для признания и исполнения.

В ст. 18 Договора содержится перечень условий для признания и исполнения российских судебных решений в Испании:

— Решение вступило в законную силу и подлежит исполнению в соответствии с законодательством РФ.

— Ответчик или его представитель, не принявший участия в процессе, был своевременно и надлежащим образом извещен в соответствии с законодательством РФ.

— На территории Испании или третьего государства не было вынесено вступившее в законную силу решение по тому же правовому спору между теми же сторонами или в Испании не было ранее возбуждено производство по тому же правовому спору между теми же сторонами.

— Российский суд, вынесший решение, компетентен в соответствии со статьями 19 и 20 Договора.

— Согласно законодательству Испании дело не относится к исключительной компетенции ее учреждений.

— Признание или исполнение решения не затрагивает суверенитета, безопасности, основных принципов законодательства Испании.

Российские судебные органы, вынесшие решение , подлежащее исполнению в Испании, считаются компетентными по искам к лицам, независимо от их гражданства, имеющим местожительство на территории РФ (п. 1 ст. 19 Договора).

Помимо этого, российские судебные органы считаются компетентными независимо от местожительства ответчика в следующих случаях (п. 2 ст. 19 Договора):

— Обязательство из договора, являющееся предметом спора, было или должно быть исполнено в РФ.

— По искам об алиментах — если в РФ истец имеет местожительство или местопребывание.

— По искам, вытекающим из деликтов, — если в РФ имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.

— По искам о возмещении вреда, причиненного преступлением, если в РФ возбуждено уголовное дело, когда законодательство РФ допускает рассмотрение гражданского иска в уголовном деле.

— По искам, вытекающим из деятельности отраслевого или иного филиала, агентства, находящегося на территории РФ.

— По искам о наследовании движимого имущества — если наследодатель имел в РФ последнее постоянное место жительства.

В соответствии со ст. 20 Договора российские суды исключительно компетентны в следующих случаях:

— По искам о вещных правах на недвижимое имущество, его найме и аренде, а также о наследовании недвижимого имущества, — если недвижимое имущество находится на территории РФ.

— По искам, имеющим своим предметом действительность или прекращение общества или юридического лица либо решение их органов, — если общество или юридическое лицо имеет местонахождение на территории РФ.

— По заявлениям относительно действительности записей в книгах записи актов гражданского состояния, — если записи ведутся в РФ.

Порядок признания и исполнения российских решений испанскими судами.

Ст. 22 Договора указывает, что ходатайство о выдаче разрешения на исполнение решения и о приведении решения в исполнение подается:

— В российский суд по месту вынесения решения. Далее суд пересылает ходатайство компетентному суду Испании.

— Непосредственно самим заинтересованным лицом в компетентный суд Испании. При этом сторона, ходатайствующая о признании и исполнении, должна быть представлена адвокатом и поверенным.

В соответствии с п. 3 ст. 24 Договора для исполнения решений российских судов компетентными в соответствии с настоящей статьей судами в Испании считаются суды первой инстанции (Juzgados de Primera Instancia).

К ходатайству должны быть приложены:

— Заверенная копия решения российского суда со справкой о том, что оно вступило в законную силу и подлежит исполнению, если это не вытекает из текста самого решения.

— Документ, из которого следует, что сторона, не принявшая участия в процессе, или ее представитель были извещены о судебном разбирательстве в соответствии с законодательством РФ.

— Заверенный перевод документов, указанных документов, а также перевод ходатайства.

Помимо этого к ходатайству необходимо приложить справку об имевшем место фактическом исполнении решения на день подачи ходатайства (по решениям о взыскании алиментов — за какой период они взысканы).

При выдаче разрешения на исполнение испанский суд не пересматривает решение по существу, а ограничивается установлением того, были ли выполнены перечисленные выше условия.

Процедура же самого исполнительного производства регулируется Частью 3 Гражданского процессуального кодекса Испании.

О том, какие действия совершает испанский суд в рамках исполнительного производства мы расскажем в одной из наших следующих статей, посвященных вопросам испанского процессуального права.

Если Вас заинтересовала эта, а также другие темы, связанные с юридическими услугами, предоставляемыми нашим адвокатским кабинетом на территории Испании, можете подписаться на бесплатную рассылку.

Содержание

Уголовный адвокат в Испании

Адвокат по уголовным делам в Испании

Защита в уголовных процессах является привилегированной и наиболее сложной сферой юридических услуг, что обусловлено её высокой значимостью для доверителя и общества в целом.

Уголовный адвокат для оправдания своего подзащитного или максимально возможного улучшения его положения должен применять разнообразные способы защиты, выработать правильную тактику ведения дела и успешно реализовать её в интересах клиента.

Квалифицированный и опытный в уголовном судопроизводстве адвокат, при осуществлении защиты своего клиента, обязан использовать все имеющиеся возможности для сбора и представления доказательств с целью подтверждения позиции о невиновности доверителя.

Своевременное обращение к адвокату по уголовным делам – залог успешной защиты ваших прав и легальных интересов.

Многие участники судебных процессов считают, что государственная защита бесполезна, а платные услуги адвоката по уголовным делам по стоимости не оправданы, поэтому зачастую люди выбирают самостоятельную защиту. Подобное решение может стать судьбоносной ошибкой и привести к вынесению достаточно жесткого приговора, причём далеко не в пользу участника процесса, который пренебрег помощью квалифицированного адвоката по уголовным делам.

Воспользоваться услугами профессионалов вы можете, не дожидаясь начала судебного процесса, уже на начальной стадии уголовного дела – при задержании и в ходе ведения предварительного следствия. Это поможет вам избежать серьезных ошибок, выстроить грамотную профессиональную линию защиты и поспособствует принятию приемлемого судебного решения.

Квалифицированная помощь адвоката по уголовным делам.

Профессиональный адвокат, грамотно ориентируясь в нормах действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в состояние справиться со всеми неоднозначными, а порой конфликтными и опасными ситуациями при осуществлении защиты своего доверителя. Грамотный и опытный адвокат — это защитник, который эффективно и своевременно применяет свои профессиональные навыки при осуществлении защиты граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Являясь потерпевшим или обвиняемым, у каждой из сторон уголовного процесса есть выбор: самостоятельная защита, бесплатная государственная защита, представительство частного уголовного адвоката.

Независимо от степени серьезности и сложности уголовного процесса, выбирая один из вышеперечисленных способов отстоять свою правоту или невиновность в суде, стоит помнить, что только профессиональная защита поможет вам добиться желаемого результата в ходе процесса. Услуги квалифицированного адвоката по уголовным делам в нашей компании гарантированно удовлетворят вас по цене. Стоимость ведения дела и защиты оговаривается индивидуально, ведь каждый случай требует внимательного изучения, обращения к судебной практике, а также принятия серьезных взвешенных решений.

Преимущества профессиональной адвокатской защиты в уголовных процессах.

Уголовное судопроизводство — самая ответственная сфера деятельности адвоката. Именно в уголовном судопроизводстве решается вопрос об ограничении или лишении человека его основных конституционных прав и свобод граждан, таких как свобода передвижения, право на осуществление определенного вида деятельности, либо о принуждении его к совершению определенных действий.

Квалифицированный адвокат обязан осознавать весь груз ответственности, возлагающийся на него в уголовном судопроизводстве. Он должен быть больше, чем просто юристом-профессионалом, он обязан стать помощником своего доверителя, его советником по правовым вопросам, не имеющим права на ошибку. Верная тактика защиты — важная составляющая часть успешного разрешения неблагоприятной для клиента ситуации.

Сегодня довольно сложно найти опытного адвоката, квалифицированного в уголовном судопроизводстве и с обширной практикой ведения уголовных процессов, который сможет предоставить исчерпывающую консультацию и, ознакомившись с материалами дела, – объективную оценку его исхода. Еще сложнее отыскать профессионального уголовного адвоката, который имеет большой опыт и практику в судах и трибуналах Испании. Если вам нужен квалифицированный адвокат по уголовным делам и вы обратились за юридической помощью в нашу коллегию, уверяем, вы попали по нужному адресу и сможете получить помощь, которая, возможно, станет спасением для вас.

Во-первых, защита адвокатом по уголовным делам – это всегда преимущество клиента в глазах представителей правоохранительных органов, которые в присутствии правомочного специалиста не смогут оказать на вас ни физического, ни психологического давления. Во-вторых, грамотный уголовный адвокат внимательно изучит все улики и проведенные следственные мероприятия.

В случае выявления каких-либо процессуальных нарушений он обязательно обжалует неправомерные действия следственных органов, которые были реализованы в процессе предварительного следствия. После консультации адвоката по уголовным делам вы сможете правильно, а главное, в соответствии с действующим законодательством, составить необходимые заявления, запросы, ходатайства, а также жалобы.

Опытный адвокат по уголовным делам нашей коллегии сможет максимально объективно оценить ситуацию и выстроить наиболее эффективную стратегию защиты, которая в результате поможет вам существенно уменьшить срок наказания или вовсе избежать тюремного заключения. Если вы не совершали инкриминируемого вам преступления, наши адвокаты по уголовным делам добьются вашего полного оправдания.

Оказавшись в статусе подозреваемого или подсудимого и вовремя не воспользовавшись профессиональной защитой адвоката по уголовным делам, не стоит отчаиваться и опускать руки. Наши специалисты могут включиться в процесс на любом этапе. При этом вы можете быть уверены, что наш адвокат по уголовным делам строго придерживается профессиональной этики, то есть вся информация, которой он овладеет в процессе ведения дела, останется конфиденциальной и не выйдет за рамки вашей доверительной беседы. Обращаясь в нашу коллегию адвокатов, вы можете быть уверены в успешном исходе судебного разбирательства.

Выбирая защитника, помните одно из главных правил профессиональной адвокатской этики — адвокат по уголовным делам не имеет права давать обещание благополучного разрешения дела, что распространяется и на иные юридические практики. Нарушение этого принципа признаётся недостойным поведением.

Избранный вами защитник должен быть безупречен и не вызывать ни малейшего сомнения, тогда Вы сможете быть в нём полностью уверены и доверить ему самое главное — ответ на вопрос что будет дальше.

Абсолютное доверие, высокие деловые и личные качества адвоката и психология победителя — это залог качественной уголовной защиты.

Уголовное судопроизводство в Испании.
Испания относится к числу государств с кодифицированным уголовным законодательством. Основными источниками уголовного права Испании являются Конституция 1978 года, Уголовный кодекс 1995 года в редакции Органического закона № 15/2003 от 25 ноября 2003 года, Закон об уголовном судопроизводстве от 14 сентября 1882 года, Основной пенитенциарный органический закон № 1/1979 от 26 сентября 1979 года, Кодекс военной юстиции в редакции Органического закона от 06 ноября 1980 года и др.

В УК Испании 1995 г., как впрочем, и в уголовных кодексах большинства зарубежных государств, не содержится определения наказания; этот вопрос формулируется и анализируется доктриной. Исходя из признаков, определяемых доктриной, наказание можно определить как «вред или страдания, причиняемые государством на основании решения суда лицу, виновному в совершении преступного деяния».

Основной целью наказания, согласно действующему испанскому законодательству, является исправление и возвращение осужденного к нормальной жизни в обществе.

Такая позиция испанского законодателя по проблеме о целях наказания свидетельствует, с одной стороны, о сильном влиянии на нее концепции «новой социальной защиты» и, с другой, — о преобладании в действующем уголовном праве Испании специальной превенции.

Бесспорно, наказание преследует и другие цели, в частности общее предупреждение, воздаяние за совершенное преступление, восстановление нарушенного права, возмещение ущерба и др. Учет этих целей приобретает большое значение для предупреждения преступлений и индивидуализации наказания.

Установлено, что система наказаний, содержащаяся в действующем УК Испании (ст. 33 УК), построена на основе тяжести совершенного преступления, то есть зависит от деления уголовно-наказуемых деяний на преступления и проступки (ст. 10 УК), что создает возможность для последовательного проведения в уголовном законодательстве принципа дифференциации ответственности.

Система наказаний, содержащаяся в действующем УК Испании, построена с учетом тяжести совершенного преступления, то есть зависит от классификации уголовно-наказуемых деяний на преступления и проступки. Преступления в свою очередь делятся на тяжкие преступления, за которые назначаются строгие наказания, и менее тяжкие преступления, за совершение которых предусмотрены менее строгие виды наказания.

Проступками признаются правонарушения, за которые законом предусмотрена мягкая мера наказания. Это отличает новый УК Испании от предыдущего, поскольку последний делил наказания на строгие, назначаемые за совершение преступления, и менее строгие, назначаемые за проступки.

УК Испании предусматривает обязательную дифференциацию наказания за оконченное преступление от наказания за покушение и неудавшееся преступление. В соответствии с УК Испании наказание за покушение и неудавшееся преступление обязательно должно быть снижено на одну ступень (за исключением прямо предусмотренных в законе случаев) по сравнению с наказанием, которое предусмотрено законом за оконченное преступление.

Представляется, что подобная законодательная дифференциация наказания оконченного преступления от наказания от наказания за покушение и неудавшееся преступление заслуживает внимания, поскольку она приобретает практическое значение в том смысле, что ограничивает произвол суда и служит определенной преградой на пути к назначению неоправданно суровых наказаний.

Карательный характер наказания заключается в предусмотренных в УК Испании лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления.

Карательный потенциал наказания зависит от характера тех прав и свобод, которых может быть лишен осужденный, что в свою очередь зависит от тяжести им содеянного и от свойств личности виновного. Преступник может быть ограничен в материальных благах (например, при назначении штрафа), а может быть лишен свободы. Конечно, в последнем случае степень «вреда» выше.

В рамках уголовного судопроизводства необходимо различать два случая:

— Общее правило.
— Производство по делам о проступке (juicio de faltas).

По общему правилу, в соответствии со ст. 118 Уголовно-процессуального Кодекса (Ley de Enjuiciamiento Criminal) Испании, лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, имеет право на защиту, которая осуществляется адвокатом.

В отношениях с судом и другими сторонами процесса, как и в гражданском судопроизводстве, стороны должны быть представлены поверенным.

Подозреваемый или обвиняемый вправе назначить как защитника, так и поверенного. В случае, если подозреваемый или обвиняемый не воспользовался этим правом, суд назначает бесплатного защитника и поверенного.

При производстве по делам, вытекающим из проступков участие адвоката и поверенного не обязательно. Тем не менее, стороны могут воспользоваться своим правом на защиту.

Проступками в соответствии со со ст. 13 УК Испании признаются уголовно наказуемых деяния, за совершение которых предусматривается небольшое наказание (pena leve).

Даже в самом правовом и демократическом государстве абсолютно защищенным чувствовать себя невозможно.

Практика показывает, что незаконное уголовное преследование может коснуться всех и каждого, а уголовное дело можно завести практически без надлежащих оснований и на любого человека. Факты коррупции, явные нарушения законодательства и прав человека, имеющие место во всех сферах жизнедеятельности и функционирования государства и отдельных граждан, возвели актуальность правовой защиты в высшую степень.

В сложившейся ситуации можно надеяться только на помощь специалиста в юриспруденции. Защитить себя от уголовного преследования, добиться справедливости и отстоять свои гражданские права самостоятельно, не имея юридического образования, практически невозможно, но выход есть, и этот выход – квалифицированный адвокат по уголовным делам.

Защита по уголовным делам является привилегированной и наиболее сложной сферой юридических услуг, что обусловлено её высокой значимостью для доверителя и общества в целом. Уголовный адвокат для оправдания своего подзащитного или максимально возможного улучшения его положения должен применять разнообразные способы защиты, выработать правильную тактику ведения дела и успешно реализовать её в интересах клиента.

Согласно принципу «презумпции невиновности» обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых адвокатом по уголовным делам в его защиту, лежит на стороне обвинения.

Специалист, работающий в области уголовного права должен досконально знать уголовно-процессуальный кодекс. Ваш адвокат по уголовному делу должен изучить дело до мельчайших подробностей. Хороший уголовный адвокат способен оказать юридическую помощь на любой стадии уголовного процесса. И самое главное – помните, что адвокат является человеком, представляющий ваши интересы и защиту в суде.

Именно поэтому, чтобы помочь Вам изначально грамотно сформулировать свою позицию, присутствие адвоката по уголовным делам необходимо с самой ранее стадии. Ведь это не только избавит Вас от проблем, связанных с изменением показаний, но и может полностью определить и даже изменить ход расследования. Вот почему так важно нанять адвоката по уголовным делам сразу же после момента фактического задержания человека.

Если же уголовный адвокат был привлечен к делу позже, то крайне важно четко следовать его советам и рекомендациям, чтобы дело приобрело наилучший для Вас поворот. Ведь в работе адвоката по уголовным делам очень важно сотрудничество с клиентом и его полное доверие (еще раз акцентируем внимание на том, что адвокатом по уголовным делам гарантируется полная конфиденциальность полученной информации, даже в таких сложных делах, как убийство).

В уголовном процессе, против подозреваемого, обвиняемого, подсудимого действует вся мощь правоохранительной системы, направленная на привлечения человека к уголовной ответственности и, как правило, не рассматривающая оправдательного исхода дела.

Единственным лицом, которое уполномочено оказывать помощь лицу, подвергающемуся уголовному преследованию является адвокат. Именно участие в уголовном деле адвоката уже само по себе ставит следователя и судью в определенные рамки, и не позволит оказать на обвиняемого психологическое давление.

В современных условиях под выигрышем следует понимать не только оправдательный приговор суда или прекращение уголовного преследования. Победой защиты можно назвать уменьшение объема обвинения, переквалификацию преступления на менее тяжкое, назначение судом наказания ниже низшего предела. Любое улучшение положения подзащитного при невозможности полного снятия всех обвинений является безусловным успехом.

Адвокаты, сотрудничающие с нашей компанией, — это специалисты высочайшей квалификации, профессиональный уровень которых подтверждается множеством успешно завершившихся дел.

Мы умеем предвидеть риски и своевременно предотвращать их, используя нестандартные подходы, неординарные методы, но всегда исключительно законные действия.

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 мая 2019 г. № 915-р

МОСКВА

О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» одобрить представленный Минобрнауки России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Испанской Стороной проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (прилагается).

Поручить Минобрнауки России подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

Проект

СОГЛАШЕНИЕ

между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Испания, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь желанием развивать отношения и сотрудничество в сфере образования и науки и обязуясь придавать приоритетный характер развитию механизмов, облегчающих это сотрудничество,

желая содействовать развитию межуниверситетского сотрудничества в целях реализации совместных образовательных программ и программ совместных дипломов, а также расширению студенческой и преподавательской мобильности,

действуя на основе международных принципов в целях содействия взаимному признанию образования, квалификаций и ученых степеней, полученных в Российской Федерации и Королевстве Испания,

принимая во внимание положения Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, подписанной в г. Лиссабоне 11 апреля 1997 года, и учитывая, что согласно статье 1 указанной Конвенции термин «квалификация высшего образования» имеет значение «любой документ о присуждении степени, диплом или иное свидетельство, выданное полномочным органом и удостоверяющее успешное завершение программы высшего образования»,

учитывая, что условия доступа на рынок труда и, в частности, к регламентированным профессиям, предусмотренным в Королевстве Испания, регулируются соответствующим законодательством каждого из государств Сторон,

а также учитывая членство Королевства Испания в Европейском Союзе,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Предмет и область применения

1. Настоящее Соглашение направлено на облегчение взаимного признания образования, квалификаций и ученых степеней, полученных в Российской Федерации и Королевстве Испания, для продолжения обучения и осуществления профессиональной деятельности в государствах Сторон в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон и действующей нормативной правовой базой Европейского Союза в отношении Королевства Испания.

2. Настоящее Соглашение применяется к образованию и квалификациям, полученным в образовательных и научных организациях по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию в Российской Федерации, и в образовательных и научных организациях, официально признанных в Королевстве Испания, а также к ученым степеням, присужденным в установленном законодательством каждого из государств Сторон порядке.

3. Настоящее Соглашение применяется к предусмотренным настоящим Соглашением образованию, квалификациям и ученым степеням, полученным в Российской Федерации и в Королевстве Испания до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 2

Признание среднего образования

1. Среднее общее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное аттестатом о среднем общем образовании, и среднее общее образование по программе «бачильерата» (Bachillerato), полученное в Королевстве Испания, подтвержденное свидетельством «бачильера» (Titulo de Bachiller), признаются Сторонами сопоставимыми.

2. Лица, имеющие образование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, имеют право доступа к продолжению обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования (бакалавриат и специалитет) в Российской Федерации и по образовательным программам высшего профессионального образования (Formacion Profesional Superior) и университетским программам Градо (Grado) в Королевстве Испания.

3. Прием на обучение по образовательным программам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон.

Статья 3

Признание высшего образования (бакалавриат) в Российской Федерации и степени Градо в Королевстве Испания

1. Высшее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом бакалавра, и высшее образование, полученное в Королевстве Испания, подтвержденное дипломом Градо (Titulo de Grado), признаются Сторонами сопоставимыми.

2. Лица, имеющие высшее образование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, имеют право доступа к продолжению обучения по образовательным программам высшего образования (магистратура) в Российской Федерации и образовательным программам «мастер офисиаль» (Master Oficial) в Королевстве Испания.

3. Прием на обучение по образовательным программам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон.

Статья 4

Признание высшего образования (магистратура и специалитет) в Российской Федерации и степени «мастер офисиаль» в Королевстве Испания

1. Высшее образование, полученное в Российской Федерации, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра, и высшее образование, полученное в Королевстве Испания, подтвержденное дипломом «мастер офисиаль» (Titulo de Master Oficial), признаются Сторонами сопоставимыми.

2. Лица, имеющие высшее образование, указанное в пункте 1 настоящей статьи, имеют право доступа к продолжению обучения по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки в Российской Федерации или образовательным программам докторантуры (Doctorado) в Королевстве Испания.

3. Прием на обучение по образовательным программам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон.

Статья 5

Признание степени кандидата наук Российской Федерации и степени доктора Королевства Испания

Ученая степень кандидата наук, предусмотренная государственной системой научной аттестации, присуждаемая в Российской Федерации, и ученая степень доктора (Titulo de Doctor), полученная в Королевстве Испания, признаются сопоставимыми.

Статья 6

Действующие требования

1. Предусмотренное настоящим Соглашением признание образования, квалификации и ученых степеней не освобождает их обладателей от обязанности выполнять требования, которые предъявляются при приеме в образовательные и научные организации на обучение по образовательным программам, а также для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон и действующей нормативной правовой базой Европейского Союза в отношении Королевства Испания.

2. Признание образования, квалификации и ученых степеней, указанных в статьях 2 — 5 настоящего Соглашения, дает право их обладателям на осуществление профессиональной деятельности в Российской Федерации и Королевстве Испания в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон и действующей нормативной правовой базой Европейского Союза в отношении Королевства Испания.

Статья 7

Обмен информацией

В целях выполнения положений настоящего Соглашения Стороны обеспечивают обмен информацией, предоставляя в том числе:

описание уровней образования, реализуемых в каждом из государств Сторон, перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификаций по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

перечень и образцы документов, подтверждающих соответствующие образование и квалификацию, а также формы дипломов об ученых степенях, указанных в настоящем Соглашении;

информацию о документах, подтверждающих соответствующие образование и квалификацию, а также о дипломах об ученых степенях, ранее выданных Сторонами;

информацию об образовательных и о научных организациях, реализующих образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию в Российской Федерации, и об образовательных организациях, официально признанных в Королевстве Испания.

Статья 8

Совместная комиссия экспертов

Стороны в лице своих органов, осуществляющих управление в сфере образования и науки, создают совместную комиссию экспертов в 6-месячный срок после вступления настоящего Соглашения в силу. Совместная комиссия будет готовить рекомендации по решению вопросов, возникающих в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения, разрабатывать и в случае необходимости обновлять таблицы эквивалентности оценок успеваемости, а также осуществлять подготовку предложений по внесению изменений в настоящее Соглашение.

Совместная комиссия экспертов будет состоять не более чем из 6 представителей от каждой Стороны. Информация о составе совместной комиссии должна быть сообщена письменно по дипломатическим каналам.

Совместная комиссия созывается на заседания по просьбе одной из Сторон. Место и дата проведения заседания согласовываются по официальным каналам.

Статья 9

Внесение изменений

В настоящее Соглашение по письменному согласию Сторон могут быть внесены изменения, которые оформляются в виде отдельных протоколов.

Статья 10

Порядок разрешения споров

Споры между Сторонами, возникающие в связи с интерпретацией или применением настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.

Статья 11

Вступление в силу и срок действия

1. Настоящее Соглашение заключается на 5 лет и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, направленного по дипломатическим каналам. По окончании 5-летнего периода настоящее Соглашение автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды.

2. Каждая из Сторон может прекратить действие настоящего Соглашения, направив другой Стороне по дипломатическим каналам письменное уведомление об этом. Настоящее Соглашение прекращает свое действие через 12 месяцев после даты получения другой Стороной такого уведомления.

3. Прекращение действия настоящего Соглашения не затрагивает ранее принятых в соответствии с его положениями решений о признании образования, квалификаций и ученых степеней.

4. Настоящее Соглашение будет применяться также к образованию, квалификациям и ученым степеням граждан каждого из государств Сторон, прибывших в целях обучения в Российскую Федерацию или в Королевство Испания, принимая во внимание положения настоящего Соглашения, до прекращения его действия.

Статья 12

Прекращение действия

С даты вступления в силу настоящего Соглашения прекращает действие Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией об эквивалентном и взаимном признании документов об образовании и ученых степеней от 26 октября 1990 года, прекращение действия которого не затрагивает решений об эквивалентном и взаимном признании документов об образовании и ученых степеней, принятых ранее в соответствии с его положениями.

Экзекватура — акт взаимности. Получить свое в иностранной юрисдикции (Клинова К.)

Выиграть судебный процесс — это лишь половина дела. Самое главное — суметь получить выигранное по делу. Этот вопрос встает наиболее остро, если контрагент — иностранная организация. Как же добиться признания и исполнения решения российского суда в иностранной юрисдикции ответчика?
Признание и исполнение решений судов
Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. В результате признания иностранного судебного решения оно получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (то есть приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).
Признание иностранного судебного решения является необходимым условием его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств — принцип взаимности как условие принудительного исполнения.
Основными принципами принудительного исполнения иностранных решений являются:
1) для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия);
2) например, во Франции необходима выдача экзекватуры (от лат. exsequor — выполняю; исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране). Возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (Франция, Бельгия, ФРГ).
Специальные правила
Экзекватура бывает нескольких видов:
— допустимость ревизии дела по существу — суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
— возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение: суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
— экзекватура выдается только при условии взаимности.
Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства — места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры. Например, Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года указывает следующее: «Заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом. К признанию и исполнению арбитражных решений, входящих в сферу действия Конвенции, не должны применяться более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем существуют для признания и исполнения внутренних арбитражных решений».
Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений:
— основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства — места, вынесшего решение, отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства, арбитраж вышел за пределы своей компетенции, нарушения арбитражной процедуры, бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне;
— основания отказа со стороны компетентных органов государства — места исполнения решения: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение, признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства.
В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года нет специальных правил о признании и об исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве — месте вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение. Объявление решения недействительным предполагает его отмену и отказ в его признании и исполнении.
Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года определяет узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение решений за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства — места исполнения решения, при этом установлена возможность и упрощенного порядка общения. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.
Необходимо различать международные договоры, регулирующие вопросы признания и исполнения решений государственных судебных органов и третейских судов.
В частности, ранее упомянутая Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств — участников Конвенции не судебных, а арбитражных решений, то есть решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража по согласованию со сторонами в установленном порядке.
Однако некоторые из двусторонних договоров (с Алжиром, Йеменом, Ираком) предусматривают взаимное признание и исполнение не только судебных, но и арбитражных решений, тогда как Нью-Йоркская конвенция 1958 года регулирует вопросы признания и исполнения только арбитражных решений, то есть решений третейских судов.
Ряд международных конвенций, участницей которых является Россия, предусматривает возможность исполнения судебных решений по отдельным категориям дел.
В соответствии с многосторонней международной Конвенцией по вопросам гражданского процесса (Гаага, март 1954 года) признаются и исполняются решения иностранных судов о взыскании судебных издержек и расходов с истца или третьих лиц, которые были освобождены судом от внесения залога или иного обеспечения таких затрат до принятия решения по делу при условии, что они вынесены против лиц, являющихся гражданами (юридическими лицами) одной из стран — участниц Конвенции (в том числе страны суда).
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 года предусматривает признание и исполнение решений судов по искам о возмещении ущерба от загрязнения нефтью.
Римская конвенция 1952 года об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, предусматривает исполнение решений о возмещении такого ущерба.
Двусторонние соглашения РФ со странами Восточной Европы, Балтии и Востока содержат специальный раздел о признании и об исполнении иностранных судебных решений по гражданским, трудовым и семейным делам и определяют основные правила осуществления соответствующих процедур и основные необходимые для этого документы. Порядок исполнения решений определяется в соответствии с правом страны, на территории которой решение приводится в исполнение.
Двусторонние соглашения РФ о правовой помощи со странами Западной Европы решают вопрос о признании и об исполнении иностранных судебных решений по-разному.
Так, в соглашении РФ с Грецией от 1981 года содержатся положения, в основном совпадающие с приведенными выше правилами. А, например, соглашение РФ с Финляндией и Италией положения о признании и об исполнении иностранных судебных решений не содержит.
Согласно ст. 23 Договора между СССР и Республикой Кипр одна договаривающаяся сторона признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории другой договаривающейся стороны: решения учреждений юстиции по гражданским делам и мировые соглашения, утвержденные судом; решения об уплате судебных расходов; приговоры судов по уголовным делам в части, касающейся возмещения ущерба и других гражданско-правовых требований.
Условия признания решений российских судов
Сопоставление договоров о правовой помощи между собой выявляет определенные различия в регулировании. Отказ в исполнении может допускаться:
— если согласно положениям этого договора, а в случаях, не предусмотренных договором, согласно законодательству страны места исполнения дело относится к исключительной подсудности ее судов (ст. 18 Договора с Испанией 1990 года, ст. 53 Договора с Польшей о правовой помощи 1996 года, ст. 56 Договора с Эстонией 1993 года и др.);
— если нарушены нормы об исключительной подсудности, содержащиеся в самом договоре (ст. 24 Договора с Грецией и др.);
— если суд, вынесший решение, некомпетентен в соответствии с законодательством страны места исполнения (ст. 15 Договора с Алжиром 1982 года, ст. 20 Договора с Китаем 1992 года) или без указания на то, в соответствии с законодательством какой именно страны он некомпетентен (ст. 20 Договора с Аргентиной 2000 года).
В некоторых договорах такое основание отказа в исполнении вообще отсутствует (например, в договорах с Венгрией, КНДР). Отказ в исполнении по мотивам противоречия публичному порядку прямо предусмотрен в ряде договоров России (двусторонние договоры о правовой помощи с Алжиром, Аргентиной, Испанией и некоторыми другими государствами). В некоторых договорах о правовой помощи (например, с Грецией, Италией, Эстонией) прямого указания на такое основание отказа в исполнении нет, но возможность отказа вытекает из содержащейся в этих договорах общей статьи об отказе в правовой помощи по мотивам противоречия публичному порядку.
Правовые режимы признания и приведения судебных решений в исполнение различаются следующим образом:
— исполнение решения иностранного суда как вынесенного российским судом без каких-либо оговорок;
— исполнение решения иностранного суда при облегченной процедуре его проверки, по ходатайству заинтересованной стороны, с исследованием возможных возражений должника;
— обращение в суд государства по месту исполнения с ходатайством о принудительном исполнении в рамках определенной правовой процедуры, в которой рассматривается как заявление взыскателя, так и возражения должника, получившей название экзекватуры.
Такой порядок установлен, например, Конвенцией 1958 года в отношении арбитражных решений, многими двусторонними договорами нашей страны о правовой помощи и правовых отношениях с другими государствами (например, с Италией, Испанией).
Выделим еще один порядок признания и исполнения иностранных решений. Речь идет об особого вида решениях, обращенных против государства, то есть о решениях некоторых международных судов и арбитражей, образованных и действующих на основе международных соглашений и договоров.
В качестве примера международных судов и арбитражей можно привести Европейский суд по правам человека и Международный центр по разрешению инвестиционных споров. Принудительное исполнение решения Европейского суда по правам человека, например, при выплате денежной компенсации истцу со стороны соответствующего государства обеспечивается международными обязательствами государств, которые в принципе под угрозой приостановления их членства в Совете Европы либо исключения из данной организации обязаны исполнять решения данного суда. Решения Международного центра по разрешению инвестиционных споров (ICSID), созданного на основе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтонская конвенция 1965 года), не могут проводиться для целей принудительного исполнения через процедуру экзекватуры либо иной проверки.
Согласно ст. 54 данной Конвенции каждое договаривающееся государство должно признавать арбитражное решение, вынесенное в соответствии с Конвенцией, в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда данного государства. Договаривающееся государство с федеративным устройством может исполнять арбитражное решение в своих федеральных судах или через их посредство и может установить, чтобы это решение рассматривалось такими судами, как если бы оно было окончательным решением судов государств, образующих данную федерацию.
Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно только:
— при наличии между РФ и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, международного договора, предусматривающего возможность взаимного исполнения решений судов;
— после выдачи разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения;
— если решение отвечает предъявляемым к нему требованиям окончательности и вступило в законную силу по правилам национального законодательства;
— при наличии компетенции суда на рассмотрение конкретного дела;
— при надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте судебного заседания путем надлежащего вызова в соответствии с национальным законодательством и международными договорами;
— при соблюдении основных принципов судопроизводства, в частности права на судебную защиту, возможностей представления доказательств и быть выслушанным;
— при отсутствии противоречий публичному порядку страны, в которой испрашивается исполнение с точки зрения правовых последствий.
Для разрешения вопроса об исполнении решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимся договором взыскателю, в пользу которого вынесено судебное решение, нужно обратиться к судье, вынесшему судебное решение, с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения российского суда. Все документы, включая ходатайство, заверяются печатью дела.
Вопросы проверки правильности оформления ходатайств и их направления компетентным органам иностранных государств отнесены к компетенции Минюста России, в связи с чем ходатайство должно быть.
В заключение отметим, что Россия является участницей Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10.06.1958), однако под действие данной Конвенции подпадают только решения коммерческих судов (постоянных арбитражных органов) и арбитров, названных по каждому отдельному делу. Арбитражные суды, действующие в РФ, не являются таковыми, поскольку в соответствии со ст. 1 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *