Экономические арбитражные споры

Содержание

Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах

В соответствии с действующим законодательством арбитражным судам подведомственны дела по экономическим и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим между:

  • юридическими лицами (организациями);
  • гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;
  • юридическими лицами с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями — с другой.

В случаях, специально предусмотренных законом, арбитражным судам подведомственны также дела по спорам указанной выше категории с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а также образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, подавляющее большинство экономических споров рассматривается и разрешается арбитражными судами.

Система арбитражных судов Российской Федерации закреплена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Она является частью (подсистемой) судебной системы Российской Федерации и состоит из трех звеньев.

Первое звено системы арбитражных судов — федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Данные суды рассматривают основной массив дел по первой инстанции, а также рассматривают дела в порядке апелляционного производства по жалобам на решения, не вступившие в законную силу.

Второе звено — это 10 окружных арбитражных судов, основной задачей которых является рассмотрение дел в порядке кассационного производства. Каждый из 10 окружных арбитражных судов является кассационной инстанцией по отношению к тем судам субъектов РФ, которые входят в данный судебный округ.

Третье звено системы арбитражных судов — это Высший арбитражный суд РФ, который в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Рассмотрение споров осуществляется арбитражными судами в порядке и процессуальных формах, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Субъектами процессуальных отношений являются, с одной стороны, суд, с другой — участники процесса.

Участниками процесса признаются лица, участвующие в деле, и лица, содействующие правосудию.

К лицам, участвующим в деле, относятся стороны (истец и ответчик), третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу возложенных на них законом функций.

В состав лиц, содействующих правосудию, входят представители в суде, свидетели, эксперты, переводчики.

Процессуальным действием, инициирующим возбуждение дела в арбитражном суде первой инстанции, является предъявление иска. Лицо, права или законные интересы которого нарушены или оспариваются, подает в суд исковое заявление с соблюдением требований ст. 102 АПК РФ.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Какой-либо специальной формы или бланка искового заявления не существует. Закон устанавливает лишь необходимый перечень сведений, которые во всяком случае должны содержаться в исковом заявлении.

В заявлении должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается заявление;
  2. наименование истца, его место нахождения, а если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  4. требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  5. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  6. цена иска, если иск подлежит оценке;
  7. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, если истец требует взыскания денежных средств или оспаривает какую-либо денежную сумму (например, сумму наложенного на него штрафа);
  8. сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  9. сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска, если такие меры принимались;
  10. перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Кроме того, истец перед подачей заявления в суд обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также уплатить государственную пошлину за рассмотрение дела. Уведомления о вручении указанных копий и квитанция об уплате госпошлины также прилагаются к исковому заявлению.

После принятия искового заявления судья арбитражного суда производит действия по подготовке дела к судебному разбирательству, руководствуясь гл. 15 АПК РФ, и назначает дело к слушанию. Непосредственное разбирательство дела проходит в форме судебного заседания. В судебном заседании истец должен представить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а ответчик — признать или опровергнуть заявленные требования.

Согласно действующему в гражданском и арбитражном процессе правилу о распределении бремени доказывания каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Если, например, истец требует от ответчика возмещения убытков, он должен доказать: а) сам факт причинения ему убытков, б) их размер, а также в) то, что они причинены именно ответчиком или, по крайней мере, последний ответствен за их причинение.

Ответчик же должен доказывать обстоятельства, освобождающие его от ответственности, например то, что убытки были причинены вследствие обстоятельств непреодолимой силы или при отсутствии его вины (в случае, если вина является условием ответственности), а также обстоятельства, опровергающие утверждения и доводы истца.

Прежде всего, суд заслушивает объяснения истца и ответчика, а затем других лиц, участвующих в деле. Все лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы, а судьи вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд с учетом их мнения устанавливает порядок исследования других доказательств. В соответствии с этим порядком допрашиваются свидетели и эксперты (которые перед допросом предупреждаются под расписку об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний), исследуются письменные и вещественные доказательства, при необходимости производится осмотр доказательств на месте, воспроизводятся аудио- и видеозаписи.

Все собранные по делу доказательства суд должен исследовать непосредственно: судьи сами должны ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов и т. д. В случае, если такие объяснения, показания, заключения представлены в письменной форме, они должны быть оглашены в судебном заседании.

После завершения исследования всех доказательств начинаются судебные прения, которые состоят из устных речей лиц, участвующих в деле, и их представителей. В этих выступлениях участники спора обосновывают свою позицию по делу.

После произнесения речей всеми участниками прений каждый из них может выступить вторично в связи со сказанным в речах (право реплики). Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и (или) его представителю.

Затем суд удаляется в совещательную комнату для постановления решения.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих решений:

  • удовлетворить исковые требования истца;
  • удовлетворить исковые требования частично, а в остальной части в иске отказать;
  • полностью отказать в иске.

При этом в случае удовлетворения иска суд вправе:

  • выйти за пределы исковых требований;
  • уменьшить в исключительных случаях размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию со стороны, нарушившей обязательство;
  • отсрочить или рассрочить исполнение решения.

Оглашение судьей (председательствующим) судебного решения означает завершение рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Однако далеко не всегда завершение рассмотрения дела в суде первой инстанции означает завершение арбитражного процесса. Если стороны или другие лица, участвующие в деле, не удовлетворены решением суда, считают его незаконным или необоснованным, они могут инициировать пересмотр судебного решения.

Ныне действующее процессуальное законодательство предусматривает четыре формы пересмотра судебных решений:

  • производство в апелляционной инстанции;
  • производство в кассационной инстанции;
  • производство в порядке надзора;
  • пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

Все перечисленные выше формы пересмотра судебных решений представляют собой особые стадии арбитражного процесса и регулируются соответствующими главами АПК РФ.

Статья 23. Разрешение споров, возникающих между субъектами малого и среднего предпринимательства, с иными хозяйствующими субъектами

Разрешение споров, возникающих между субъектами малого и среднего предпринимательства, с иными хозяйствующими
субъектами, с органами исполнительной власти Российской Федерации, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в случае возникновения споров между ними, с иными юридическими лицами, а также с органами исполнительной власти Российской Федерации, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с органами местного самоуправления вправе обратиться для разрешения данных споров в арбитражный суд, которому подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, в частности:
– о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
– об изменении условий или о расторжении договоров;
– о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
– о признании права собственности;
– об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
– о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
– о возмещении убытков;
– о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
– о защите чести, достоинства и деловой репутации;
– о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
– об обжаловании отказа в государственной регистрации, либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок, организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
– о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
– о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.
2. Для разрешения возникших или могущих возникнуть споров, вытекающих из гражданских правоотношений подведомственных арбитражному суду, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе самостоятельно создавать третейские суды для разрешения конкретного спора и по своему усмотрению договориться о месте разрешения спора. При отсутствии такой договоренности место разрешения спора определяется созданным ими третейским судом с учетом всех обстоятельств дела.
Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе также обращаться в постоянно действующие третейские суды, независимо от их места нахождения, в том числе созданные организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, учрежденными уполномоченными органами исполнительной власти, ответственными за проведение единой государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Порядок организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяется правилами (положениями, уставами, регламентами и другими документами, устанавливающими процедуру рассмотрения споров третейским судом), утвержденными организациями, предприятиями и учреждениями, создавшими постоянно действующий третейский суд.
При рассмотрении дела третейским судом государственная пошлина не входит в состав судебных расходов, связанных с рассмотрением дела и не уплачивается (не взыскивается) в федеральный бюджет.

Экономическая деятельность как конституционно-правовая категория: понятие, признаки

С. В. Белых, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права УрГЮА

В ч. 1 ст. 34 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В приведенной норме предпринимательская деятельность оценивается как вид экономической деятельности. В законодательстве и юридической литературе разграничение этих понятий не получило надлежащего разрешения, что вызывает зачастую на практике множество проблем, связанных с отнесением тех или иных видов экономической активности человека к предпринимательству.

Поскольку более широкой является категория экономической деятельности, разумнее начать разбор указанного соотношения именно с нее. Экономическая деятельность – вид деятельности вообще как человеческой активности особого рода.

Термин «деятельность» обширно представлен в законодательстве, однако, как правило, без его развернутого и четкого определения. К примеру, ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63‑ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 октября 2003 г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1 определяет адвокатскую деятельность как квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом п. 2 ст. 1 этого закона не относит адвокатскую деятельность к предпринимательской. Аналогичное правило закреплено в ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462–1 (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г.)2. В то же время интересно заметить, что индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается законодателем как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эта деятельность не лицензируется (ст. 48 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // В ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г.)3, хотя, как нам представляется деятельность адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов, также приносит прибыль, причем довольно значительную, и поэтому несмотря на публично-правовые задачи, стоящие перед ними такую деятельность вполне можно рассматривать и как предпринимательскую.

В отдельных Федеральных законах законодатель раскрывает деятельность, применяя тавтологический способ изложения текста. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164‑ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»4 внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135‑ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 февраля 2003 г.) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»5 в ст. 3 под оценочной деятельностью понимает деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Но имеются также и иные, более точные, определения деятельности в законодательстве Российской Федерации. В частности, ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39‑ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»6 определяет, что инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»7 (ст. 4) монополистическая деятельность есть действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Большой энциклопедический словарь определяет деятельность как специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность при ее самом общем описании включает в себя цели, средства, результаты и сам процесс8.

В философии и социологии деятельность традиционно трактуется как внеш­няя, в той или иной степени осознанная активность индивидов, их объединений, направленная на внешний мир и друг на друга; как совокупность элементов, к которым относятся: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта; и сама активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объектом или в установлении коммуникативного воздействия между субъектами9. Как видно, с философской точки зрения деятельность состоит из субъекта, объекта, активности субъекта (средств и способов такой активности).

Свойство деятельности имеет место при наличии таких признаков, как системность, постоянство и целенаправленность всех действий (внутренних, внешних), вместе взятых10.

Интересна точка зрения, согласно которой деятельность увязывается с категориями жизнедеятельности, активности и движения. Так М. С. Каган полагает, что человеческая деятельность как явление биосоциальное есть форма жизнедеятельности. Жизнедеятельность – понятие более широкое. Оно является свойством всего животного мира, включая человека. В свою очередь жизнедеятельность – вид активности как проявления любых форм жизни, в том числе не относящихся к животному миру. Активность же есть одна из форм движения материи11.

Иногда понятие деятельности соотносят с понятием поведения. В этом случае деятельность характеризуется в качестве основополагающего социального компонента всей жизнедеятельности человека, включающей наряду с деятельностью все богатство реальных форм поведения человека. А поведение рассматривается как реакция организма на внутренние или внешние раздражители12.

В итоге деятельность мыслится в качестве атрибутивной характеристики человека как существа биосоциального. Только через деятельность человек, людские объединения проявляют, полагают себя в мире, утверждают свое индивидуальное «я» и коллективное «мы».

Экономическую деятельность как вид деятельности вообще в части ее «общедеятельностной» характеристики реально определить как внешнюю, в той или иной степени осознанную активность индивидов, их объединений, направленную на внешний мир и друг на друга. Но что делает ее собственно экономической?

В российской и зарубежной науке по данному вопросу различными учеными высказываются следующие мнения.

Так, О. М. Олейник рассматривает экономическую деятельность как «один из видов экономической активности человека, форму участия индивида в общественном производстве и способ получения средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи»13.

С. Э. Жилинский утверждает, что экономическая деятельность существует в сфере, где «людьми создаются материальные и ­духовные блага для удовлетворения потребностей человека»14.

А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин определяют экономическую деятельность как «участие людей в производстве, распределении, перераспределении материальных и иных благ для удовлетворения ­своих потребностей. Важные элементы этой деятельности – ресурсы, труд, капитал, товарно‑денежные отношения»15.

По мнению Е. П. Губина, П. Г. Лах­но, «для экономической деятельности характерно то, что она вытекает из существования товарного производства рыночной организации экономики; связана исключительно с процессом воспроизводства материальных благ, то есть носит товарный характер; воплощается в создании (производстве) продукции (товара), в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) их использовании (распределении, обмене, потреблении)»16.

К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю считают, что экономической является деятельность, преследующая одновременно такие цели, как экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, экономическая обеспеченность и торговый баланс17.

Сегодня зарубежными и российским экономистами к уже указанным целям экономической деятельности были добавлены цели гуманности, социального назначения и экологической безопасности18.

Даже беглый обзор литературы по вопросу об экономической деятельности показывает, что большинство суждений ученых носит явно декларативный характер. Если использовать в качестве основной цели, например, стабильный уровень цен или торговый баланс, можно ли в данном случае сформулировать доктринальное определение понятия экономической деятельности? Парадоксально, но остается фактом: ученые-экономисты, т. е. кто должен приложить максимум усилий к разработке понятия экономической деятельности, далеки в своих исследованиях от таких научных изысканий.

На этом фоне предпринимаются попытки юристов включиться в работу по выделению признаков экономической деятельности, к пониманию ее сущности, как правило, для нужд юридической практики. Поэтому можно лишь приветствовать стремление Е. П. Губина и П. Г. Лахно очертить некоторые признаки экономической деятельности, указав, в частности, на ее связь с товарным производством и рыночной организацией труда. На наш взгляд, следует продолжить поиск сущностных признаков экономической деятельности как самостоятельного вида экономической активности физических и юридических лиц.

Обобщая высказанные в литературе суждения, отметим, что экономическая деятельность – хозяйственная активность индивидов, их объединений по производству, распределению, перераспределению и потреблению материальных благ в рамках товарно‑денежного обмена, предпосылкой которой является владение, пользование и распоряжение данными благами для удовлетворения собственных и чужих материальных потребностей.

Под материальными надо понимать потребности, непосредственно (или опосредованно) выражающие, активизирующие физиологические запросы, отправления людей. При этом следует оговориться. Приведенное выше определение выражает суть не экономической деятельности вообще, а производящей экономической деятельности регулярного общества. Как экономическая может характеризоваться также деятельность, основой которой является присваивающее хозяйство при первобытнообщинном строе в условиях гомогенного социума. Здесь нет производства и нет товарно‑денежного обмена.

Однако мы удовлетворимся введенным нами определением, поскольку именно оно представляет собой доминирующий тип современной экономической активности. Именно этот подход (или близкий к нему) заложен в конституционном термине «экономическая деятельность» (ст. 8, 34).

Теоретические определения не всегда удобны для их нормативного закрепления. Но они служат необходимым материалом для выработки легальных терминов, понятий, категорий.

Обратим внимание на то, что в действующем законодательстве часто используется словосочетание «экономическая деятельность».

Приведем следующие примеры. Статья 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации упоминает о том, что правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации. Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115‑ФЗ (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»19 устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Налоговый кодекс Российской Федерации в п. 4 ст. 3 не допускает устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Глава 22 Уголовного кодекса РФ называется «Преступления в сфере экономической деятельности». Таким образом, законодатель, используя понятие «экономическая деятельность», рассчитывает на раскрытие его признаков.

И еще один пример. Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17 утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (в ред. от 1 февраля 2002 г.)20. В нем дается общее определение экономической деятельности как процесса, сочетающего действия, приводящие к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.

Экономическая деятельность предопределяет смысл и назначение отдельных видов деятельности, в нее входящих (предпринимательской, коммерческой, семейно-подсобной)21. Отдельные виды экономической деятельности несут в себе родовые признаки экономической деятельности в целом. Это, конечно, справедливо и для предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность – вид хозяйственной активности индивидов, их объединений по производству, распределению, перераспределению и потреблению материальных благ в рамках товарно‑денежного обмена, предпосылкой которой является владение, пользование и распоряжение данными благами для удовлетворения собственных и чужих материальных (финансовых) и духовных потребностей.

Однако предпринимательскую деятельность отличают от иных видов экономической деятельности специфические только для нее признаки. Их выделение предполагает раскрытие семантики разбираемого термина, анализ существующих теоретических воззрений на предпринимательскую активность, нормативной ее модели. При этом надо иметь в виду, что категория предпринимательской деятельности (предпринимательство) рассматривается в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом, психологическом и др.22. Но это уже вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

1 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. ст. 2102.

2 Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета. № 49. 1993.

3 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. ст. 150.

4 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. ст. 4850.

5 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3813.

6 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. ст. 1096.

7 Россйская газета. № 162. 2006.

8 Большой энциклопедический словарь в 2 томах, Москва: Советская энциклопедия, 1991. С. 381.

10 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. С. 19 (автор раздела О. М. Олейник).

11 Каган М. С. Указ. соч. С. 40.

12 Кветной М. С. Указ. соч. С. 9; Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., Прогресс, 1969. С. 86.

13 Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. С. 16.

15 Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2003. С. 110.

16 Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Юристъ, 2002. С.13.

17 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М., 1992. Т.1. С. 23–24.

18 Артур Рих. Хозяйственная этика. Посев. 1996. С. 275.

19 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

20 В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании: М.: ИПК Издательства стандартов, 1996.

21 Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. С. 13.

22 См.: Белых В. С. Предпринимательское право в системе права России // Правоведение. 2001. № 1. С.129–132.

Какие дела подведомственны арбитражному суду? Арбитражный адвокат.

Юридическая консультация арбитражного адвоката. Арбитражный суд рассматривает дела, связанные с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической и предпринимательской деятельности. Перечень таких дел указан в статьях 27-33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный адвокат разъясняет, что если возникают трудности с определением подведомственности конкретного дела, то целесообразно изучить арбитражную практику по похожим вопросам.

Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду.

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

1. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. Указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.

Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 настоящего Кодекса дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам

1. Арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

профессиональный арбитражный адвокат в Москве.

Решение экономических споров рф осуществляет какой суд. Высший арбитражный суд рф

Правильная ссылка на эту страницу

Конституция РФ, Статья 127

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Комм. Абрамова А.И.

Комиссия также призвала к повторной формулировке учебной программы в университетских юридических школах, вдали от доминирующего внимания к овладению органами материального права, а также к развитию профессиональных навыков высокого уровня и решения проблем.

Системная реформа в содействии экономическому росту

В новой экономической теории сейчас утверждается, что ключевые социальные и политические институты, включая суды, могут быть столь же важны для рабочей экономики, как три фактора в классической экономической теории: деньги, люди и ресурсы. Например, ведущие исследователи зафиксировали связь между эффективным судебным управлением делами об интеллектуальной собственности и количеством и видами передачи технологий и прямых инвестиций как в развитых, так и в развивающихся странах.

Важнейшей гарантией эффективного осуществления хозяйственной деятельности является защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав арбитражным судом.
Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали объективные условия для замены государственного арбитража системой арбитражных судов. Конституция закрепляет арбитражный суд как орган правосудия, осуществляющий судебную власть наряду с судами общей юрисдикции. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе принципов состязательности, диспозитивности и гласности.
Систему арбитражных судов Российской Федерации возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации относится к высшим органам судебной системы России.
Система и состав арбитражных судов, порядок их образования, основные принципы деятельности и функции отдельных звеньев системы арбитражных судов определены Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. Статус судей арбитражных судов, порядок их назначения установлены также Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», действующим в редакции Федерального закона от 21 июня 1995г. Закон «Об арбитражных судах» закрепил трехзвенную систему, состоящую из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 10 федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражных судов субъектов Российской Федерации). Последние — это суды первой инстанции, т.е. принимают по существу первое решение по делу. В то же время судом первой инстанции является и Высший Арбитражный Суд, рассматривающий по существу дела, отнесенные к его компетенции. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации одновременно являются и апелляционной инстанцией. Федеральные арбитражные суды округов — это суды кассационной инстанции. Надзорной же инстанцией является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК.
Основные принципы деятельности арбитражных судов, сама процедура судебного разбирательства во многом совпадают с гражданским процессом, применяемым судами общей юрисдикции. Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК такие споры названы экономическими.
К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры, порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.
Наряду с экономическими (имущественными) спорами из гражданских правоотношений, арбитражные суды разрешают споры в сфере управления, вытекающие из административных правоотношений. Возможность опротестовать в арбитражный суд неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления — важное правомочие предпринимателей; осуществление же контроля за законностью актов государственных органов и органов местного самоуправления, признание недействительными незаконных актов, ущемляющих права и интересы организаций и граждан-предпринимателей, — проявление судебной власти.
Таким образом, арбитражные суды рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из гражданских правоотношений, споры в сфере управления, т.е. вытекающие из административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.
К экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, относятся споры о собственности, споры, возникающие при заключении и исполнении гражданско-правовых договоров и др. Среди споров в сфере управления можно назвать споры о признании недействительными неправомерных актов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и государственной регистрации граждан — индивидуальных предпринимателей; иных властных актов, не соответствующих законодательству и ущемляющих охраняемые законом права и интересы организаций, а также индивидуальных предпринимателей; споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, административных штрафов и т.д.
В состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят: Пленум; Президиум; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В каждой коллегии формируются судебные составы, возглавляемые председателем.
При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов и Научно-консультативный совет. Совет председателей судов, являясь совещательным органом, рассматривает важные для всей системы судов вопросы, связанные с их организационной, кадровой и финансовой деятельностью.
Полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда определены Законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей этого Суда. Президиум состоит из Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов.
Пленум наделен большими полномочиями. Он утверждает членов судебных составов, место пребывания федеральных арбитражных судов округов, регламент арбитражных судов, а также решает другие важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Однако главное значение имеют полномочия Пленума, связанные с рассмотрением материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных правовых актов, представляемых арбитражными судами, с подготовкой и дачей разъяснений по вопросам судебной практики.
Основные полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда — рассмотрение конкретных дел в порядке надзора по протестам на решения, вступившие в законную силу, если они уже были обжалованы в апелляционном и(или) кассационном порядке.
Президиум рассматривает также отдельные вопросы судебно-арбитражной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом. Отсюда вытекает, что одним из его важнейших правомочий является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Высшего Арбитражного Суда, даваемые в порядке судебного толкования по вопросам применения законодательства, закрепляют условия применения законодательных и иных правовых актов и способствуют уяснению их смысла. Такие разъяснения принимаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда и обязательны для всей системы арбитражных судов в Российской Федерации. Обязательность разъяснений в виде постановлений Пленума призвана обеспечить единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов Российской Федерации.
Другим средством обеспечения единства судебно-арбитражной практики является судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, осуществляемый Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации как надзорной инстанцией. Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов в Российской Федерации рассматривает Президиум Высшего Арбитражного Суда. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда по отдельным делам также оказывают влияние на судебно-арбитражную практику в силу авторитета судебных актов высшего арбитражного органа, принимающего постановления в порядке надзора.
Хотя Высший Арбитражный Суд и рассматривает наиболее важные споры как суд первой инстанции, основной его функцией является обобщение и направление судебно-арбитражной практики, обеспечение ее единообразия путем дачи обязательных разъяснений и осуществления надзора за судебной деятельностью в процессуальных формах.
Закрепленное в ст.127 Конституции требование осуществлять судебный надзор в процессуальных формах исключает возможность вмешательства Высшего Арбитражного Суда в деятельность арбитражных судов в иных формах.

Например, эффективность судебной системы влияет на разрешение частных коммерческих споров, безопасность собственности, поведение государственных должностных лиц, качество законодательства, доверие к широким политическим инициативам и поведение неформальной деятельности, а также преступность.

Роль федеральных судов в регулировании экономики

Преобладающий дух дерегулирования и приватизации в западных демократиях, а также существенный характер новых информационных и коммуникационных технологий означают, что «новая экономика» регулируется менее непосредственно государственными органами, государственными регулирующими органами или бюрократическими организациями, чем это было с основными принципами старой экономики.

1. Согласно статье 127 Конституции систему арбитражных судов РФ возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, который наряду с Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ относится к высшим органам судебной системы России. Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является также организационным центром системы арбитражных судов. Упоминаемым Конституцией федеральным законом на данный момент является Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Как указано выше, Федеральный суд является основным «деловым судом» в австралийской федеральной системе. При отсутствии определенной роли в Конституции юрисдикция Федерального суда в настоящее время выведена из более чем 120 отдельных федеральных законов.

Судебный контроль административных решений 5%. Таким образом, Федеральный суд играет ключевую роль в различных аспектах экономической деятельности, включая такие ключевые аспекты так называемой «новой экономики» как промышленной и интеллектуальной собственности, а также такие центральные аспекты старой экономики, как признание реальных права собственности на основе родного названия.

2. Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ можно разделить на несколько групп. Прежде всего это судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь три группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

Федеральный суд также играет важную роль в регулировании рынков — рынков капитала посредством обеспечения соблюдения корпораций и законов о конкуренции; и рынков труда, через свою роль в промышленном праве. До недавнего времени в Австралии существовала необычная система трудового законодательства, в которой условия занятости устанавливались централизованно промышленными комиссиями и трибуналами, а не путем коллективных переговоров. Однако сильный сдвиг за последнее десятилетие на коллективные переговоры означал, что австралийские суды, и в частности Федеральный суд, теперь занимаются обеспечением соблюдения соглашений о рабочих местах и ​​арбитражными спорами, имеющими центральное значение для характера производственных отношений.

б) экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал;

в) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Как предлагает Шервуд, суды также играют важную роль в тщательном изучении поведения государственных должностных лиц путем судебного пересмотра административных решений, а также путем разрешения споров в отношении свободы информации, неприкосновенности частной жизни, борьбы с дискриминацией и прав человека, Как отмечалось выше, Федеральный суд недавно взял на себя ответственность за большое количество дел в этой области, которые ранее рассматривались комиссиями или трибуналами.

Роль судов в придании силы частным договорным соглашениям не следует упускать из виду в отношении экономической функции. Это средство не только поддерживает целостность этих соглашений, но также гарантирует, что будущие соглашения будут обсуждаться и заключать в «тени закона», с учетом возможного судебного контроля — таким образом, обеспечивая добросовестную основу и бесперебойную работу рынка экономика.

Далее это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации. Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов — своевременное и в полном объеме — занимает далеко не последнее место.

Прямые инвестиции в юридические услуги

По оценкам Комиссии, с учетом предмета федеральной юрисдикции примерно одна треть ежегодных расходов на оплату юридических сборов может относиться к действиям в федеральной системе гражданского правосудия. За последнее десятилетие в Австралии произошли крупные реформы, которые оказывают давление на судебные издержки.

Вместе с тем Комиссия установила, что развитие подлинно конкурентного рынка юридических услуг все еще находится в зачаточном состоянии и нуждается в дальнейшем поощрении. Правительства и крупный бизнес, особенно те компании, которые являются «повторными игроками» в системе правосудия, такие как страховые компании, могут вести жесткие сделки и могут обеспечить разумно хорошие сделки. Традиционная «лояльность» крупных корпораций — и правительств, от местных органов власти до федерального правительства — к конкретным крупным юридическим фирмам также разрушилась, причем формальные торги для юридических услуг и диверсификации стали все более распространенными.

3. Структура Высшего Арбитражного Суда РФ в настоящее время состоит из:

А) Пленума;

Б) Президиума;

в) Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

г) Судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Лица и малые предприятия все еще находятся в чем-то связанном, но не имеют размера, покупательной способности и необработанной информации, чтобы торговаться с поставщиками юридических услуг. В сфере управления правосудием Комиссия выносит ряд рекомендаций для реформы, направленных на улучшение этой ситуации. Среди прочего Комиссия призвала.

Разработка единых правил, предусматривающих раскрытие информации потребителям о судебных издержках и соглашениях о расходах и требующих ранних и текущих оценок воздействия таких расходов; юридические профессиональные ассоциации разработать выраженные этические обязательства в отношении необходимости взимания «разумных» сборов; размещать больше информации в общественном достоянии о стоимости юридических услуг, в том числе просить Национальный консультативный совет по вопросам потребителей играть особую роль в этом отношении; и федеральным судам и трибуналам отказаться от временных шкал расходов на судебные издержки, связанные с судебными разбирательствами, в пользу новых «событийных» шкал, что обеспечило бы гораздо большую уверенность в этой области, способствовало бы более эффективной практике среди юристов, и позволяют лучше планировать и контролировать судебные разбирательства сторонами. Принимая во внимание массовые расходы и потребление юридических услуг, а также важность качественных консультаций для бизнес-планирования и развития, есть веские причины для бизнеса — и для всего сообщества — проявлять более активный интерес к образованию, обучению и регулированию адвокатов, с тем чтобы содействовать повышению стандартов технической и этической практики.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. С 1 июля 1995 г. в его состав председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят, да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ арбитражные дела не рассматривает — ни по первой инстанции, ни в порядке надзора. Установлено, что он, в частности:

Как отмечалось выше, Комиссия посвятила значительное место в управлении правосудием обсуждению и рекомендациям, направленным на поощрение учебных заведений и профессиональных ассоциаций к тому, чтобы перенести фокус юридического образования с предварительного занятия на существенные правила и на усиление акцента на профессионале высокого порядка навыков, процесса, решения проблем и профессиональной ответственности.

Адвокаты также должны быть обучены, чтобы быть чувствительными к конкретной среде клиента, когда предоставляете представление формулировки рекомендаций — будь то экономическая и коммерческая среда в случае корпоративных клиентов или культурная основа судебного разбирательства по семейному праву или принципиальная потребность в правительствам действовать как «модельные тяжущиеся стороны».

а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

в) об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

Прямые инвестиции в федеральные суды

Таким образом, для правительства есть очень четкий финансовый стимул для обеспечения эффективности судов и трибуналов — как с точки зрения прямых государственных расходов на содержание системы гражданского правосудия, так и государственных и частных расходов на юридические услуги участвуя в решении отдельных вопросов. Юридические расходы по компаниям не облагаются налогом, поэтому существует прямая общественная заинтересованность в частных расходах, помимо общей желательности более эффективных юридических процессов.

г) избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно;

Комиссия отметила, что на удивление мало исследований было проведено или опубликовано по вопросам управления случаями и других общесистемных вопросов в Австралии. Чтобы исправить это, Комиссия рекомендовала, чтобы университеты, суды, трибуналы, юридические фирмы, юридические профессиональные ассоциации, агентства по правовой реформе, исследовательские центры, юридические группы по интересам и деловые круги должны активно искать возможности для проведения совместных, прикладных исследований, имеющих отношение к операции и работа федеральной системы гражданского правосудия.

д) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;

Важность эффективного управления случаями

Учитывая масштабы правовой системы, даже малый рост эффективности может высвободить значительный объем капитала для более продуктивного использования на службе экономического и социального развития. По этой причине центральное ядро ​​Дискуссионного документа Комиссии и итогового отчета было сосредоточено на рассмотрении дел, практике и процедурах в федеральных судах и трибуналах. Как отмечалось выше, Комиссия установила, что Федеральный суд удовлетворяет стандартам гражданского суда «мирового класса», в то время как Комиссия выразила озабоченность в связи с исполнением федеральных судебных разбирательств по рассмотрению дел по существу и серьезной обеспокоенностью в отношении управления и деятельности Суда по семейным делам.

ж) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел; утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ регламент арбитражных судов и т.д.

4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ:

В ряде областей Федеральный суд «конкурирует» с государственными и территориальными судами, которые также могут обладать юрисдикцией для рассмотрения конкретного вопроса. В некоторых случаях адвокаты могут возбуждать дело определенным образом в зависимости от того, хотят ли они получить этот вопрос в государственной или федеральной юрисдикции. Консультации Комиссии с юристами, использующими параллельные судебные системы, выявили большое уважение к Федеральному суду и его «вовлеченным» судьям.

Комиссия консультировалась с несколькими сотнями практикующих из всей Австралии, имевшими опыт судебного разбирательства в федеральном суде, со свидетелями-экспертами, некоторыми судебными и судебными и административными сотрудниками Суда. Судья-судья знает дело и способен управлять и адаптировать процессы для конкретного случая. Практикующие решительно поддержали такое судебное управление и индивидуальное внимание к случаям. В некоторых загруженных реестрах регистраторы проводят ознакомительные слушания для конкретных судей.

а) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.

5. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

6. Относительно новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при Высшем Арбитражном Суде РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ. Для реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения. Одновременно при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *