Экологическая информация

Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. Прежде всего такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды

Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав для вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач.

В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высокоразвитых, мирового сообщества в целом.

Так, в мире существует около 100 000 коммерческих химических веществ, хотя на долю 1500 из них приходится 95% мирового производства. При этом, однако, отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки опасности большого числа этих производимых в значительных объемах химических веществ для здоровья человека и окружающей среды. По данным ЮНЕП на 1992 г., из 3350 видов пестицидов, используемых в мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%. Из 8627 пищевых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80%, а из 1815 лекарств данные о токсичности отсутствуют примерно для 42% (Программа действий. Повестка дня на XXI в. и другие документы Конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993.С.19.)

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В законодательстве России отсутствует определение экологической информации. Обратимся к европейскому законодательству. В соответствии с Директивой Европейского сообщества (сейчас – Европейского союза) 90/313 о свободном доступе к экологической информации она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой – как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее.

Более широко содержание информации о состоянии окружающей среды регламентируется Модельным законом об охране окружающей среды, подготовленным под эгидой Совета Европы и принятым им в 1994 г. В соответствии со ст. 21 она включает информацию, существующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

В целом это – огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

— о состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

— об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;

— о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

— о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты;

— о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

— о деятельности государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов права окружающей среды. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

Ментальная или психогигиена — это контроль информационной загрузки на индивидуальном уровне: что вы читаете, что смотрите, сколько времени проводите в социальных сетях, сколько общаетесь в живую, на каких языках говорите и как много путешествуете. Тут каждый вправе делать, что хочет и может.

Информационная экология — это правила, по которым функционирует информационная инфраструктура: допустимые пределы рекламы в городе, соотношение цензуры и свободы слова, количество и качество медийных каналов и конечно же правила распространения информации в интернете.

Удивительно, как мало людей задумываются о качестве информационного окружения, в котором они живут. С другой стороны, что тут удивительного: чем это качество ниже, тем сложнее становится задумываться вообще.

Информационная экология — как гигиена. Так же бессмысленна, когда не подозреваешь о причинно-следственной связи немытых рук и инфекционных заболеваний, и так же очевидна, когда у следствия выясняется причина.

Исходя из значения информации в современном обществе для здоровья человека и общества, рассматривается роль междисциплинарной науки — информационной экологии, как системы знаний, необходимой для оздоровления окружающей информационной среды. Из анализа конкретных примеров природы и физиологии человека определяются 10 аксиом и 29 законов информационной экологии, которые предлагаются в качестве основы для формирования информационной стратегии и тактики в социальной, экономической, политической и др. сферах, влияющих на состояние здоровья человека и человеческих сообществ.

Ключевые слова: индивидуальное и общественное здоровье, информационная среда, информационная экология
Новый уровень человеческой цивилизации в XX веке вылился в информационную революцию, характеризующуюся интенсивным взаимодействием людей, наций, языков, валют, увеличением скоростей транспортных передвижений, количества и качества товарообменов, чрезвычайными объемами информации, производимой ежедневно в виде газет, журналов, книг, накопленной в библиотеках и базах данных, создаваемой, хранимой, передаваемой с помощью 180 миллионов компьютеров, 700 миллионов телефонов, 1160 миллионов телевизоров .

Между тем, показано, что информация в различных сферах может отрицательно воздействовать на человека и человеческие сообщества. Так, информация может влиять на здоровье и деятельность человека:

  • при воздействии различных стресс-факторов — на возникновение психо-эмоционального перенапряжения, стресса и его последствий в виде ряда заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, иммунной систем организма, онкологических болезней;
  • при неожиданных изменениях в финансово-экономической сфере — на увеличение количества инсультов, инфарктов, дорожно-транспортных происшествий, уровня травматизма;
  • при воздействии психосоциальных факторов — на возникновение инвалидизирующих психических расстройств, дисфункций поведенческого характера, таких, как тревожные состояния, депрессия, психосоматические нарушения, самоубийства;
  • при нарушении мультикультурного диалога, идеологическом противостоянии — на возникновение межэтнических, межнациональных, религиозных войн с многочисленными жертвами, возникновение революционных процессов в гражданском обществе, социальных катаклизмов и вооруженных конфликтов, приводящих к ухудшению здоровья и к гибели множества людей.

Таким образом, можно утверждать, что имеются данные о неблагоприятном воздействии информации.

Между тем, во второй половине XX века появились две потенциально великие идеи, каждая из которых обладает большим влиянием на то, как мы рассматриваем мир и наши взаимоотношения с ним. Одна из них — это идея о том, что мир претерпевает информационную революцию. Другая — о том, что “зеленая революция” нужна для того, чтобы решать проблемы, а в некоторых случаях противодействовать всевозрастающей угрозе окружающей среды. И, очевидно необходимо, чтобы эти две великие идеи сближались.

Учитывая данные литературы, результаты собственных исследований и актуальность перспективных разработок, нами было предложено различать специальную систему знаний — “информационную экологию”, как науку, изучающую закономерности влияния информации

  • на формирование и функционирование человека, человеческих сообществ и человечества в целом,
  • на здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия,
    разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды.

Из литературы известно применение термина «физиологическая экология» — как направления экологии, изучающего конкретные механизмы приспособления к изменяющимся условиям среды, необходимого для бесперебойного функционирования биологических систем различного уровня. Но есть ли в природе и физиологии человеческого организма барьеры и фильтры для ограничения поступления информации, структуры и механизмы, управляющие информационными потоками, которые могли бы послужить примером для экологической стратегии в деле нахождения балансов, гармонии, противовесов и защиты в сфере оздоровления информационных взаимоотношений человека и окружающей среды.

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав, в том числе в судебном порядке. Доступ граждан и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах не зависимо от формы их представления. Что представляет собой экологически значимая или экологическая информация, какие сведения можно к ней отнести?

Действующее российское законодательство не дает исчерпывающего определения экологической информации. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» говорит о том, что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране (ст. 12, 13). Международные источники, регулирующие экологические отношения, дают более развернутый перечень сведений, относящихся к экологической информации.

В качестве примера можно привести положения Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принятой на Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (1998 г.). Согласно ч. 3 ст. 2 этой Конвенции экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:

а) о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы и взаимодействие между этими элементами;

б) о факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

с) о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы деятельности или меры, упомянутые в подпункте б).

2. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является – по современным правовым нормам — одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст.3 Декларации прав человека). Следует отметить, что существующие международные правовые акты оговаривают лишь обязательства государств по защите окружающей среды, но не обеспечивают защиту экологических прав человека ,что, несомненно, свидетельствует о недостаточном внимании международного сообщества к этой категории прав человека и о необходимости развития международного правового поля в этой сфере, частности принятия Конвенцию об экологических правах.

«Каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды…» (ст. 42 Конституции РФ).

Право граждан России на экологическую информацию к настоящему времени регулируется достаточно широким кругом нормативных актов. Весь нормативный массив, где так или иначе закрепляется данное право, можно подразделить на:

  • экологическое и смежное с ним в этой части законодательство, которое содержит ряд норм, касающихся именно информации экологического свойства, и
  • информационное законодательство, которым предоставление гражданам экологической информации регулируется не специально, а как разновидность информационных отношений.

Основу же эколого-информационных отношений с участием граждан составляют нормы Конституции Российской Федерации. Так, право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды прямо закреплено в ст. 42 Конституции РФ.

Кроме того, данное право обеспечивается рядом других конституционных норм:

  • возможностью свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29);
  • возложением на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанности по обеспечению каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24);
  • установлением ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (статья 41).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к числу основных принципов охраны окружающей среды «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды» (ст. 3).

Согласно ч. 1 ст. 11 данного Закона, «каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды».

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит в ст. 11 («Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды») и ст. 12 («Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды») несколько различающиеся между собой формулировки. Так, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Как это видно, только общественным и иным некоммерческим объединениям предоставлено право получать информацию об экологических аспектах деятельности конкретных хозяйствующих субъектов.

Право граждан на экологическую информацию закреплено и в ряде других нормативных актов. Законодательство, регулирующее смежные права граждан – на охрану здоровья, благоприятную среду обитания и на благоприятную среду жизнедеятельности – также содержит ряд норм, которые имеют непосредственное значение для обеспечения и реализации права на экологическую информацию.

3. ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ИНФОРМАЦИИ

Существует ряд оснований, по которым может быть отказано в выдаче информации. Это касается случаев, когда запрос затрагивает:

  • конфиденциальность данных работы органов государственной власти, а также конфиденциальность вопросов, касающихся международных отношений;
  • сведения, касающиеся государственной безопасности;
  • дела, которые sub judice или в стадии расследования (включая дисциплинарные расследования), а также дела, по которым ведется предварительное следствие;
  • коммерческую и промышленную тайну, включая интеллектуальную собственность;
  • тайну персональных баз данных и / или досье;
  • материалы, предоставленные третьими лицами без юридического обязательства их разглашения;
  • материалы, разглашение которых может нанести вред окружающей среде.

Информация, находящаяся в распоряжении органов власти и частично подпадающая под вышеперечисленные исключения, должна предоставляться в части, не затрагивающей эти охранные темы, если возможно выделить такую часть.

Возможны также исключения и ограничения в праве на информацию в целях защиты публичного и частных интересов. Например, информация не может быть предоставлена:

1) когда ее разглашение может повлиять на международные отношения, вопросы национальной обороны или конфиденциальность процедур государственной власти, либо представляет значительную угрозу общественной безопасности;

2) когда информация касается данных, добытых органом власти во время и посредством юридического процесса в отношении дел, находящихся на рассмотрении, в стадии уголовного расследования или административной процедуры;

3) если разглашение информации значительно нанесло бы ущерб природным богатствам, указанным в Законе, либо успех государственных мер по охране окружающей среды был бы подвергнут опасности.

Запрос должен быть отклонен в случае, когда он касается незаконченных документов, сведений, носящих внутренний характер, либо когда заявитель уже обладает запрашиваемыми данными. Закон определяет также иные основания ограничения права граждан на экологическую информацию.

4. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В литературе как специальной, так и учебной достаточно часто используется термин «источник информации».

В отечественной правовой литературе, источник информации понимается в литературе двояко: во-первых, как деятельность, в ходе которой осуществляется поиск, сбор, обработка, накопление и хранение информации и формирование информационных ресурсов; во-вторых, как результат указанной деятельности, т.е. сами информационные ресурсы и системы.

Рассмотрим некоторые специфические источники экологической информации

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229 в нашей стране создана Единая государственная система экологического мониторинга, включающая в себя:

1) мониторинг состояния окружающей природной среды;

2) социально-гигиенический мониторинг;

3) мониторинг источников вредного воздействия.

Указанное постановление не определяет, что такое мониторинг, оно лишь называет указанные виды экологического мониторинга и распределяет полномочия по его ведению между различными государственными органами.

5. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГОПОЛЬЗОВАНИЯ И СОХРАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые Отношения в области рационального использования и охраны водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Законе РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993. г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

— обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

— обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.

Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

— устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

— справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;

— приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

— упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

— предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

— платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

— приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;

— открытость экологической информации;

— участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Реализация экологической политики – главная задача системы государственных природоохранных органов. Госкомэкология России выполняет координирующие функции в сфере государственной экологической политики в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». Помимо Госкомэкологии России, природоохранные функции осуществляют другие министерства и ведомства в соответствующих сферах управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 1292 установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и осуществляет свою деятельность в этой области совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важнейшим инструментом осуществления экологической политики в краткосрочной перспективе является Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы (НПДООС). В этом документе подробно изложена Концепция совершенствования политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (раздел II).

Главной целью Концепции совершенствования государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Достижение этой цели потребует решения следующих важнейших задач:

а) в сфере природопользования:

– обоснование и проведение внешней и внутренней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России;

– совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления природопользованием между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

– развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

– реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем лимитов и лицензирования природопользования;

– проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджетов при снижении ставок по другим видам налогов;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

– развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

– проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.

б) в сфере охраны окружающей среды:

– формирование более эффективной структуры государственного управления охраной окружающей среды и осуществление обоснованного разграничения полномочий в области государственного управления охраной окружающей среды между федеральными органами управления, органами управления субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления;

– совершенствование экономических, финансовых механизмов охраны окружающей среды, развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды;

– стимулирование развития и внедрения эффективных систем управления природоохранной деятельностью на предприятиях, в том числе в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000;

– повышение эффективности государственной экологической экспертизы, введение в практику процедур ОВОС, развитие систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создание Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ);

– формирование эффективной системы непрерывного экологического образования, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения;

– обеспечение лицензирования всех экологически опасных (в том числе – потенциально) видов деятельности;

– последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

– широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды, по экологической проблематике в целом, в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы, средств массовой информации;

– поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга.

Сформулированные выше цели и задачи осуществления государственной экологической политики требуют совершенствования государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.

Список литературы

Информация экология — Information ecology

В контексте развивающегося информационного общества , термин информационная экология отмечает связь между экологическими идеями с динамикой и свойствами более плотной, сложной и важной цифровой информационной среды и набирает признание во все большем числе дисциплин. «Информационная экология» часто используется как метафора , просмотр информационного пространства как экосистемы .

Информационная экология это наука , которая изучает закономерности влияния краткую информацию о формировании и функционировании биосистем , у лиц, человека , включая общины и человечества в целом , так и на здоровье и психологического, физического и социального благополучия человека бытия; и которая берет на себя обязательство разработать методики по улучшению информационной среды ( Еремин 1998 ).

Информационная экология также делает подключение к концепции коллективного разума и экологии знаний ( POR 2000 ). Eddy и др. и др. (2014) использует информационную экологию для интеграции научно-политической в управлении экосистемами на основе (EBM).

Язык экологии

Информация экология основывается на языке экологии — среды обитания , виды , эволюция , экосистемы , ниши , рост, равновесие и т.д. — для описания и анализа информационных систем с точки зрения , которая учитывает распределение и обилие организмов , их отношений друг с другом, и как они влияют и под влиянием их среды . Фактическое отсутствие границ между информационными системами и влияние информационных технологий на экономических, социальных и экологических мероприятий , часто вызывает на информационном эколога рассмотреть местные информационные экосистемы в контексте больших систем, и эволюции глобальных информационных экосистем. Смотрите также перечень экологических тем .

Сетевая информационная экономика

В Богатстве сетей: Как социальные Производство Трансформация рынки и свобода , книга , изданная в 2006 году и доступно в соответствии с Творческим Commons лицензией на его собственном Wikispace, Йохайте Benkler обеспечивает аналитическую основу для появления сетевой информационной экономики , которая привлекает глубоко на язык и перспективы информационной экологии совместно с данными наблюдений и анализа примеров высокой видимости успешных производственных сверстников процессов, ссылаясь на Википедию , как яркий пример.

Боння Nardi и Vicki O’Day в своей книге «Информационной экологии: Использование технологии с сердцем» ( Nardi & O’Day 1999 ) применяют экологическую метафору к местным условиям, таким как библиотеки и школы, в предпочтении к более общим метафорам технологии в качестве инструмента, текст или системы.

В различных доменах / дисциплин

Антропология

Нарди и O’Day в книге представляет собой первую конкретную обработку информационной экологии антропологов. Его Кучка распологает информацию в рамках социально-распределенного познания культурных систем. Касагранде и Петерс использовать информационную экологию для антропологической критики политики Southwest США воды. Stepp (1999) опубликовал проспект антропологического исследования информационной экологии.

Управление знаниями

Информация экология была использована в качестве название книги Томаса Х. Davenport и Лоуренс Прусак ( Davenport & Прусак 1997 ), с акцентом на размеры организации информационной экологии. Был также академический исследовательский проект в DSTC под названием Информационная экология , связанная с распределенными информационными системами и интернет — сообществах.

закон

Юридические школы представляют собой еще одну область , где эта фраза приобретает все большее признание, например , Нью — Йоркского университета Юридическая школа конференции На пути к информационной экологии Бесплатный и серию лекций по информационной экологии в Duke University школы права Центра по изучению общественного достояния .

Библиотековедение

Поле библиотечном видел значительное принятие термина и библиотекари были описаны Нарди и O’Day как «ключевых видов в информационной экологии», а также ссылки на информационной экологии диапазона , как далеко , как Collaborative цифровой справочной службы из Библиотека Конгресса США, в детской библиотеке администратора баз данных в России.

Биология

Там также было более широким использование «информационной экологии» в качестве концепции среди экологов, участвующих в цифровой картографии ботанических ресурсов, в том числе исследования Чжаной Xinshi Института ботаники Китайской академии наук; также увидеть презентацию информационной экологии SIG в лесной школе Йельского университета.

человек Экология

Из анализа конкретных примеров природы и физиологий определяются 10 аксиом и законы информационной экологии, которая служит основой для создания информационных стратегий и тактики в социальных, экономических, политических и других сферах , которые влияют на здоровье человека и человеческие сообщества.

Научно-политическая интеграция (SPI) / Экосистема-Based Management (EBM)

Eddy и др. и др. (2014) используют принципы информационной экологии разработать основу для интеграции научной информации в процессе принятия решений в основе экосистемного управления (EBM). Используя метафору, как разновидность адаптируется к изменениям окружающей среды посредством обработки информации, они разработали 3-уровневую модель, которая дифференцирует первичные, вторичные и третичные уровни обработки информации, в рамках обоих технических и человеческих доменов.

Заметки

Wikibooks имеет больше по теме: Информация экологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *