Два срока подряд

Статья 81 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок — шесть лет.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие — в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, — обязанность Совета Федерации (см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 102).

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

2. Содержание ч. 2 и 3 комментируемой статьи 81 Констиутции РФ — дополнительные конституционные условия реализации гражданином права быть избранным Президентом РФ.

Первое — наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе — ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье — постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы «кандидат на должность Президента Российской Федерации», но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе «советской») государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом «президентской республики», обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как «первого» должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы — палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента — формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. комментарий к ст. 83 Конституции), а по совокупности конституционных полномочий — осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 — ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (см. комментарий к ст. 113 КРФ), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 114). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства — конституционное полномочие Президента (ч. 3 ст. 80).

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент — Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции, толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. «вторую» по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ — не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате — Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, — вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти — сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно — насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране — под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как «несущие конструкции», на которых держится все здание демократического государства.

Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя — полномочия Президента РФ (п. «в» ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции (ст. 104 и 134), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ — предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула «федеральный закон» в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом «порядок выборов», регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента — всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть «подобранный» кем-либо кандидат, «преемник» Президента, лицо, «отобранное» («назначенное») действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»).

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. «д» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ — четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (ст. 3).

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения (ст. 5 Закона).

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации — обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей — право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан — избирателей на участие в управлении делами государства (см. комментарий к ч. 1 ст. 32 Конституции РФ).

Закон о выборах Президента РФ, состоящий из 12 глав и 88 статей, детально регламентирует все стадии избирательного процесса: статус, формирование и деятельность избирательных комиссий, образование избирательных участков и составление списков избирателей, роль политических партий в избирательном процессе, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов и их статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, порядок голосования и определения результатов выборов, обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах Президента, порядок финансирования выборов, а также срок вступления в должность Президента.

Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 76). Данное положение с учетом отмены порога явки избирателей применено впервые на выборах 2008 г. (на всех предыдущих выборах Президента действовала норма, согласно которой выборы признавались состоявшимися, если в них принимали участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования). Если ни один из кандидатов не был избран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (ст. 77). В случае когда выборы Президента будут признаны несостоявшимися или недействительными либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента, при этом сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 78).

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществляется за счет средств федерального бюджета, что также находит отражение в соответствующем федеральном законе. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании (ст. 9).

Уголовная и административная ответственность за нарушение порядка выборов Президента устанавливается соответственно УК и КоАП. Разрешение избирательных споров регулируется ГПК РФ и Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Налоговым кодексом регулируется порядок проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках дохода кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (ст. 102). Согласно УПК ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено в отношении зарегистрированного кандидата в Президенты только с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ст. 450).

Разрешение дел о конституционности федеральных законов, регулирующих порядок выборов Президента, осуществляется в соответствии с Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности положений Закона об основных гарантиях и ГПК, установил, что ЦИК РФ при рассмотрении споров в суде не только не может наделяться полномочиями по принятию обязательных для суда решений по вопросам осуществления правосудия, но и не должна ставиться в особое положение по отношению к другим участникам процесса, поскольку иное вступает в противоречие с ч. 3 ст. 123 Конституции, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (Постановление от 25.02.2004 N 4-П*(957)).

Все выборы Президента (1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. и 2008 г.) проходили на альтернативной основе, в том числе с повторным голосованием в 1996 г. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, являющиеся членами органов управления организаций независимо от форм собственности, высший орган управления которых собрание (за исключением политических партий), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Исчерпывающий перечень такого рода «преимуществ» закрепляется в Законе о выборах Президента РФ, который в то же время делает исключение в запрете на использование на безвозмездной основе или на льготных условиях служебных транспортных средств для Президента, баллотирующегося на второй срок, и лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране (ст. 40, 41).

Президент Владимир Путин во время своей пресс-конференции допустил изменение Конституции и предложил уточнить норму об ограничении количества сроков, в течение которых один гражданин вправе занимать пост главы государства. Из формулировки ст. 81 Основного закона, в которой значится запрет быть президентом более двух сроков подряд, господин Путин предложил убрать слово «подряд». Эксперты связали это заявление с проработкой сценария «транзита власти» после президентских выборов 2024 года. Никаких деталей возможного транзита глава государства не раскрыл.

На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин заявил, что допускает изменения в Основном законе, если они не касаются основ конституционного строя. Напомним, что для поправок в первую («Основы конституционного строя»), вторую («Права и свободы человека и гражданина») и девятую («Конституционные поправки и пересмотр Конституции») главы документа необходимо принимать новый Основной закон. Этого, по словам президента, делать не следует. Остальные разделы можно менять, но только «после глубокой дискуссии в обществе», считает Владимир Путин. Например, из ст. 81, запрещающей гражданину занимать должность президента более двух сроков подряд, он бы убрал именно слово «подряд»: «Она (оговорка «подряд».— “Ъ”) некоторых наших политологов, общественных деятелей смущает. Можно было бы ее отменить, наверное».

Если такое изменение будет внесено до 2024 года, нынешний президентский срок Владимира Путина окажется последним, и сам он может остаться единственным президентом, который правил Россией более двух сроков.

Президент также допустил возможность расширения прав парламента и изменения прерогатив президента и правительства.

Пресс-конференция Владимира Путина. Главное

Как ранее сообщал “Ъ”, тема возможного изменения баланса властей поднималась в этом году спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Два источника “Ъ”, близких к администрации президента, отмечали, что изменение Конституции в пользу парламентской республики может дать президенту возможность занять другую должность, обеспечивающую ему контроль над происходящим,— например, во главе правящей партии, Совета безопасности или правительства.

Замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин по итогам пресс-конференции сделал вывод, что Владимир Путин намерен покинуть свой пост после 2024 года, но будущие президенты могут оказаться более ограниченными в своей власти. «Президент уходит, но не очень далеко. Он анонсировал изменения не на уровне персоналий, а на уровне конструкций»,— уверен эксперт.

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что глава государства призвал общество к широкой дискуссии: «До этого тему обсуждали только отдельные политики. Теперь она открыта на самом высоком уровне»,— уверен эксперт. Господин Костин считает, что широкая дискуссия по поводу Конституции нужна еще и потому, что изменения в ней не должны нести конъюнктурный характер. По мнению политолога Виталия Иванова, Владимир Путин просто констатировал, что в настоящее время не намерен менять Основной закон страны ради получения права выдвинуться еще раз, но «готов менять соответствующие норму лишь для следующих президентов». «Но до 2024 года еще очень долго»,— говорит эксперт. Политолог Евгений Минченко считает, что Владимир Путин — «буквалист», а значит сказанное им следует воспринимать буквально: «Я думаю, что это был ответ не столько про Конституцию, сколько про третий срок в 2024 году. И он дал четкий ответ, что не будет баллотироваться».

Политолог Екатерина Курбангалеева считает, что президент пока не принял решение, а хочет понаблюдать за реакцией элит и общества, от которой и будет зависеть его решение. «Не стоит исключать и обратный эффект, когда обсуждение спровоцирует встречную волну поддержки»,— отмечает она.

Никакие детали «транзита власти» в 2024 году президент не раскрыл, проигнорировав вопрос журналиста «Комсомольской правды» о том, как «это может происходить». Еще одну попытку узнать позицию президента по одному из обсуждаемых вариантов «транзита» предприняла журналист РБК. Глава государства проигнорировал вопрос, может ли он после ухода с поста президента России возглавить созданное вместе с Белоруссией Союзное государство.

Как ранее сообщал “Ъ”, согласно исследованию ФОМ на 1 декабря этого года 68% опрошенных выступают за изменение Конституции. Это рекордный результат начиная с 2003 года. 17% опрошенных считают, что вносить правки в Конституцию не следует. При этом 56% респондентов согласны с тем, что Основной закон следует периодически пересматривать, а 31% — что делать это необходимо только в исключительных случаях. 40% опрошенных социологами россиян никогда не читали Конституцию.

«50 зарегистрированных партий — это уже нормально»

Отвечая на вопрос “Ъ” о роли Владимира Ленина в российской истории, Владимир Путин подверг критике советскую однопартийную систему, заявив, что «фундаментальной ошибкой» коммунистов стало то, что они связали судьбу государства с судьбой своей партии.

Нынешняя российская Конституция закрепляет идеологическое и политическое многообразие. Однако «Единая Россия» создавалась как партия большинства, которая большинство и должна удерживать, и фактически была близка к формированию политической системы с доминированием одной партии. На съезде 2016 года, чтобы укрепить позиции партии, Владимир Путин назвал ЕР «точкой сборки» для страны. Нынешние слова господина Путина могут поставить под вопрос будущее ЕР как единственной партии власти. Ранее “Ъ” писал, что в Кремле в преддверии выборов в Госдуму в 2021 году изучают российский партийный ландшафт и партийные повестки, которые вызывают интерес потенциальных избирателей, с целью создания новых партий или ребрендинга существующих. Ряд собеседников “Ъ” не исключил появления новой партии до думских выборов. После пресс-конференции источник в Администрации президента подтвердил эти намерения, отметив, что около 30% граждан не имеют представительства в парламенте страны.

Выносить Владимира Ленина из мавзолея, по мнению главы государства, не стоит, пока остаются люди, которые связывают с этим символом свою жизнь. По мнению экспертов, «Единую Россия» хоронить тоже не надо. Политолог Екатерина Курбангалеева считает, что отказа от поддержки партии не будет, но Владимир Путин будет сохранять дистанцию по отношению к ней, помня при этом, что контролируемое партией большинство в Госдуме — залог стабильности системы. Алексей Макаркин отмечает, что нынешняя партийная система господина Путина устраивает, и в его высказывании не надо искать скрытый подтекст. Это подтверждает и его присутствие на прошедшем съезде «Единой России».

Константин Костин считает, что Владимир Путин всего лишь предостерег от сращивания партийного и государственно аппаратов. Как партийцам, так и представителям исполнительной власти следует помнить уроки истории. Виталий Иванов считает, что монополии «Единой России» не было и нет, российскую политическую систему он назвал «полуторапартийной»: «Ничего ей не угрожает, отказываться от нее никто не будет».

По мнению Евгения Минченко, «то, что сегодня говорил Путин, вполне может свидетельствовать о том, что рассматривается вариант с возвращением блоков (коалиций из нескольких партий)». «Не думаю, что какие-то решения окончательные приняты»,— сомневается политконсультант Леонид Давыдов. По его мнению, «Единой России» бояться нечего, так как на сегодняшний день кроме нее нет ни одной годной общефедеральной «избирательной машины». «Осложнений система по-прежнему должна ждать только от самой себя, ибо адекватных соперников нет ни кадрово, ни ресурсно».

Президент на пресс-конференции дал понять, что хорошо знает, сколько партий существует в РФ, какие из них могут участвовать в федеральных выборах, а какие могут быть ликвидированы.

Отвечая на вопрос о политической конкуренции в стране, он сказал, что «50 зарегистрированных партий — это уже нормально». Однако часть экспертов отмечает тенденцию к снижению уровня политической конкуренции. Так, оценивая предвыборную кампанию текущего года, фонд «Либеральная миссия» назвал беспрецедентным общее число отказов в регистрации оппозиционным кандидатам. Эксперты Российской ассоциации по связям с общественностью, анализируя итоги выборов 8 сентября, также отметили «зачищенный бюллетень».

Напомним, все 16 губернаторских кампаний 2019 года завершились победой кандидатов Кремля в один тур. Неудачи прошлых лет тоже, похоже, начали исправлять: в декабре ушел в отставку губернатор Иркутской области коммунист Сергей Левченко, в 2015 году выигравший выборы у кандидата «Единой России». Впрочем, отвечая на вопрос об отставке господина Левченко, Владимир Путин сказал, что она никак не связана с принадлежностью губернатора к КПРФ. Президент ни разу не упомянул, что тот написал заявление об увольнении по собственному желанию, а место этого критиковал работу господина Левченко и отметил, что не спешил с его отставкой.

Андрей Винокуров, Ксения Веретенникова, Мария Макутина, Кира Дюрягина, Людмила Сергеева, Никита Прокшин, Ангелина Галанина

Новый срок для президента. Что важно знать

  • «Второе предложение, по сути, означает снять ограничение для любого человека, любого гражданина, включая действующего президента, и разрешить в будущем участвовать в выборах. Естественно, в ходе открытых и конкурентных выборов… Разумеется, только если граждане поддержат такое предложение, такую поправку. Скажут «да» в ходе общероссийского голосования 22 апреля текущего года».

Дума приняла поправку Терешковой во втором чтении. Согласно этой поправке для занимавшего или занимающего на момент вступления в силу поправки президента это ограничение снимается.

Согласно ранее внесенным Путиным поправкам в Конституцию количество президентских сроков ограничивается двумя, убирается слово «подряд», позволявшее принять участие в выборах после перерыва.

  • «Сейчас вот мы рассматриваем поправки в Конституцию. Звучит очень много разных предложений: и отменить количество сроков, на которые может избираться президент. Но все-таки, на мой взгляд, для того, чтобы гарантировать сменяемость власти (а для такой страны, как наша, это важно), все-таки лучше, если количество сроков избрания президента будет ограничено», — сказал Путин в интервью для документального проекта «Пролетев над бездной», фрагмент которого показали 8 марта на телеканале «Россия 1». При этом он отмечал, что во многих странах нет ограничений на президентские сроки.

Он отметил, что ничего необычного в неограниченном количестве сроков, на которые может избираться президент, нет. «Во многих странах нет никакого ограничения по срокам избрания президента. На Западе, в тех же Штатах с исторической точки зрения совсем недавно это было отменено», — добавил он.

Кто, как и почему предложил досрочные выборы

Во вторник, 10 марта, Госдума принимает во втором чтении поправки в Конституцию. Перед началом заседания лидер ЛДПР Владимир Жириновский после совещания лидеров фракций со спикером Вячеславом Володиным предложил провести 20 сентября досрочные выборы в Госдуму.

  • «Если обновленная Конституция вступает в силу в апреле, то, наверное, надо в стране провести досрочные выборы в Государственную думу, чтобы уже новый парламент действовал с новыми полномочиями».

Жириновский также сказал, что, «наверное, надо вспомнить и про выборы президента». Он предложил передать полномочия по выборам главы государства Госсовету.

Внести подобные поправки во время второго чтения поправок в Конституцию предложил депутат от «Единой России», сооснователь партии и член ее высшего совета Александр Карелин.

  • «Я считаю, что было бы честным провести новые выборы под такие новые наши возможности».

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов поддержал идею досрочных выборов. КПРФ выступила против. «Инициативы, которые звучат сейчас в Госдуме, я комментировать не буду. Они будут рассмотрены, и в ближайшее время президент даст им оценку», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Вскоре после выступления Карелина депутаты внесли соответствующую поправку:

  • «Государственная дума седьмого созыва в связи с принятием поправки к Конституции РФ, предусмотренной статьей 1 настоящего Закона, вправе двумя третями голосов от общего числа депутатов Госдумы принять решение о сокращении срока полномочий Госдумы данного созыва. В этом случае президент РФ вправе назначить новые выборы Госдумы. Госдума восьмого созыва собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после его избрания; полномочия Госдумы седьмого созыва прекращаются в соответствии с частью 4 статьи 99 Конституции России».

Разговоры о досрочных выборах

5 марта президент Владимир Путин провел встречу с лидерами фракций Госдумы и спикером палаты Вячеславом Володиным. «В повестке встречи вопроса досрочных выборов нет. Президент такой вопрос ставить не будет», — говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, уточняя, что вопрос могут поднять участники встречи. В стенограмме встречи на сайте Кремля тема досрочных выборов не упоминается.

Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников 23 января заявил, что принятие поправок не предусматривает самороспуска Думы. «Я официально опровергаю слухи: поправки о самороспуске нет и не будет. Этого нет, из текста это не вытекает», — говорил Крашенинников. Он также опровергал, что изменения в Конституции требуют досрочных выборов президента.

4 марта издание «Проект» со ссылкой на пять источников в Кремле, Госдуме, а также близких к администрации президента, сообщило, что в руководстве страны обсуждают идею провести досрочные выборы в Госдуму. По данным источников, если Путин решит поддержать идею, то о досрочных выборах объявят уже в ближайшие дни. Собеседники издания также предположили, что с идеей досрочных выборов выступят представители фракций на встрече с президентом.

Первым из политиков об обнулении президентских сроков Путина в связи с уточнениями президентских полномочий в Конституции заявил экс-помощник главы государства Владислав Сурков. С юридической точки зрения появится необходимость обнулить президентские сроки, заявил он в интервью порталу «Актуальные комментарии» 26 февраля.

  • «С новыми полномочиями это будет уже как бы другой институт президентства. На него не смогут распространяться ограничения нынешнего президентства», — говорил Сурков.

Комментируя его заявление, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эти слова частным мнением.

О том, что в администрации президента рассматривают вариант провести осенью досрочные парламентские выборы, в январе писал Bloomberg со ссылкой на источник, близкий к «Единой России».

Комментируя тогда публикацию, Володин назвал ее фейком и заявил, что целью публикации было «вмешаться в наши выборы и нести смуту в головах».

Изменение полномочий Госдумы

15 января Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию и предложил внести изменения в Конституцию.

  • «Все фракции, представленные в Государственной думе, — а с их лидерами, вы знаете, мы встречаемся регулярно — полагают, что федеральное собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства… А если взять большую ответственность за формирование правительства, это значит взять на себя и большую ответственность за ту политику, которую это правительство проводит. Я согласен с такой постановкой вопроса, согласен полностью».

В предложенных президентом поправках в Конституцию предлагается усилить полномочия Госдумы. В случае утверждения поправок нижняя палата получит возможность назначать всех министров правительства, кроме силовых. Также поправки предусматривают изменение полномочий практически всех других органов власти, в том числе президента и Совета Федерации.

Что может быть основанием для роспуска Думы

Согласно действующей Конституции Дума может быть распущена в следующих случаях:

  • президент может распустить Думу в случае трехкратного отклонения палатой предложенной главой государства кандидатуры премьера;
  • президент может распустить Думу, если она отказала в доверии правительству при проведении такого голосования.

В случае роспуска нижней палаты президент назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Дума не может быть распущена при военном или чрезвычайном положении, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Прокуратуру просят проверить законность выдвижения Рустама Минниханова, который руководит регионом с 2010 года, на третий президентский срок. Житель Набережных Челнов Раушан Валиуллин полагает, что его участие в осенних выборах может противоречить Избирательному кодексу республики, который ограничивает пребывание на посту президента двумя сроками подряд. Бывший министр юстиции республики Мидхат Курманов считает, что формулировка республиканского кодекса «не имеет значения», поскольку федеральный закон позволяет главам регионов отсчитывать их сроки полномочий после 2012 года — тогда федеральный центр вернул выборы руководителей субъектов. В ЦИК Татарстана «Ъ-Казань» подтвердили право Рустама Минниханова участвовать в избирательной кампании. Президентские сроки Рустама Минниханова отсчитываются с 2015 года, заявили в избиркоме.

Обращение в Генпрокуратуру РФ и прокуратуру Татарстана с просьбой проверить законность выдвижения Рустама Минниханова на третий президентский срок направил житель Набережных Челнов, учитель истории Раушан Валиуллин. Текст обращения он разместил у себя в Facebook.

Господин Валиуллин сослался на положения Избирательного кодекса республики. В ч.8 ст.4 сказано: «Не имеет права быть избранным президентом Республики Татарстан гражданин, занимающий… должность президента Республики Татарстан второй срок подряд».

«Гражданин Рустам Нургалиевич Минниханов занимает в настоящее время должность президента Республики Татарстан второй срок подряд»,

— указал в обращении учитель. Он напомнил, что Рустам Минниханов впервые стал президентом республики в 2010 году, а затем продлил свои полномочия еще через пять лет. «Иными словами, гражданин Р. Н. Минниханов не обладает пассивным избирательным правом на предстоящих в сентябре 2020 г. выборах президента Республики Татарстан»,— пришел к выводу Раушан Валиуллин. В пресс-службе прокуратуры Татарстана «Ъ-Казань» сообщили, что его обращение «пока не зарегистрировали».

Напомним, Рустам Минниханов в 2010 году сменил на президентском посту Минтимера Шаймиева. Тогда на эту должность его назначил экс-президент России Дмитрий Медведев, а утвердил полномочия Госсовет республики. В 2015 году Рустам Минниханов был избран на второй срок. Получив более 94% голосов избирателей как кандидат «Единой России», он продлил свои президентские полномочия до сентября 2020 года.

Выборы глав регионов вернули в 2012 году. Тогда же был принят закон республики о выборах президента Татарстана. В конституцию региона была возвращена норма об избрании высшего должностного лица. Согласно ст. 91 конституции, «одно и то же лицо не может избираться на должность президента Республики Татарстан более двух сроков подряд».

В Госсовете Татарстана неоднократно заявляли, что возможное избрание Рустама Минниханова на третий срок не противоречит основному закону республики. «Сначала парламенты наделяли полномочиями первого лица — президента, главы. Это была одна форма. Сегодня в законе написано, что всенародно избирается»,— заявлял «Ъ-Казань» спикер парламента Фарид Мухаметшин.

«Это будет не третий срок, а второй — в первый раз Рустам Минниханов был назначен. Он может избираться еще раз»,

— добавлял вице-спикер Госсовета Татарстана Юрий Камалтынов.

В беседе с «Ъ-Казань» господин Камалтынов вновь заявил, что «пляшем от слова «избранный»». При этом он затруднился ответить, почему в республиканском кодексе употребляется формулировка «занимающий… два срока подряд». Пресс-секретарь президента Лилия Галимова от комментариев отказалась: «Я не комментирую личные посты на личных страницах».

Между тем бывший министр юстиции Татарстана, адвокат Мидхат Курманов заявил «Ъ-Казань», что формулировка Избирательного кодекса «не имеет значения»:

«Хитрость тут такая: когда федеральный закон принимали, что главы снова избираются, в федеральном законе сделали оговорку, что предыдущий срок не считается».

Он отметил, что «федеральный закон важнее» и, согласно ему, «Минниханов, получается, только на второй срок избирается». «Все — никаких проблем»,— заключил господин Курманов.

«Юридически для Минниханова это действительно будет только второй срок»,— добавила юрист Эльза Нисанбекова. Она обратила внимание, что такой порядок исчисления был установлен только в 2015 году и, согласно ему, сроки до 2012 года не считаются. «Получается, мы опять будем его (господина Минниханова — «Ъ-Казань») избирать»,— заключила госпожа Нисанбекова.

В ЦИК Татарстана также подтвердили право Рустама Минниханова участвовать в президентских выборах 2020 года, отметив, что нормы республиканского кодекса «полностью соответствуют требованиям» федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В избиркоме подчеркнули, что другим федеральным законом (ст. 2 ФЗ от 29.06.2015 N 174-ФЗ) указано, что «при определении сроков полномочий избранного лица, ранее наделенного такими полномочиями, первым из числа двух возможных сроков подряд является срок, на который это лицо было избрано после 01.06.2012».

«Таким образом, первым сроком замещения Миннихановым Р.Н. должности президента Республики Татарстан является срок, начавшийся 13 сентября 2015 года»

,— указали в пресс-службе избиркома.

Напомним, Рустам Минниханов заявил о своих планах участвовать в выборах во время онлайн-встречи с президентом РФ Владимиром Путиным 20 мая. Глава государства одобрил эти намерения.

Ранее господина Минниханова просили пойти на третий срок участники съезда Совета муниципальных образований и заседания Милли шура Всемирного конгресса татар. «От лица православной общественности» в поддержку кандидатуры «нашего лидера, нашего замечательного Рустама Нургалиевича» высказался и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. В марте кандидатуру предложили члены сборной Татарстана по пожарно-спасательному спорту.

Вчера с «просьбой выдвинуть свою кандидатуру на пост президента республики» к Рустаму Минниханову обратились активисты движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!».

«Я готов к любым вызовам»,— ответил действующий президент.

Кирилл Антонов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *