Досрочное прекращение полномочий депутата

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой, пунктами «б» и «в» части третьей и частью третьей.1 настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой и пунктами «б» и «в» части третьей настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности депутата Государственной Думы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом «а» части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 настоящей статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основанию, предусмотренному частью третьей.1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в предусмотренных ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» случаях:

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы,

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.

Президент РФ распускает Государственную Думу в трех случаях: 1) после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) в случае двукратного выражения ею недоверия Правительству РФ; 3) в случае отказа в доверии, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства РФ.

Первый случай. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 111 Конституции РФ. Глава государства предлагает палате кандидатуру Председателя Правительства РФ не позднее двухнедельного срока после своего вступления в должность или после отставки Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения об этой кандидатуре. Каждый другой претендент на должность Председателя Правительства РФ должен представляться Президентом РФ в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ не имеет альтернативы дальнейших действий. Глава государства назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

В описанной процедуре назначения Председателя Правительства РФ у Президента РФ более сильные позиции, чем у Государственной Думы. Во-первых, Конституция РФ не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение о назначении Председателя Правительства РФ и роспуске Государственной Думы. Поэтому глава государства может в течение неопределенного времени бездействовать и держать в напряжении депутатов, что не придает стабильности российской системе разделения властей. Во-вторых, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ о толковании части 4 статьи 111 Конституции РФ относительно возможности Президента РФ три раза предлагать одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

Второй случай роспуска нижней палаты российского парламента установлен статьей 117 Конституции РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После однократного выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ имеет альтернативу дальнейших действий. Он объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В описанной процедуре разрешения конфликта между Правительством РФ и Государственной Думой сильные позиции вновь имеет Президент РФ. Во-первых, Конституция РФ также не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы, что может привести к нестабильности в системе разделения властей. Во-вторых, возможность Президента РФ не согласиться с мнением Государственной Думы о негативной оценке действий (бездействия) российского Правительства показывает, что о парламентской ответственности в России не может быть и речи. Правительство РФ ответственно не перед парламентом, а перед Президентом РФ, который в любом случае будет решать вопрос об отставке Правительства РФ. Попытки Государственной Думы призвать к ответственности Правительство РФ, напротив, могут закончиться роспуском Государственной Думы в зависимости от желания Президента РФ в конкретном случае.

Третий случай роспуска нижней палаты российского парламента также устанавливается статье 117 Конституции РФ.Инициатором вопроса о доверии Правительству РФ может быть не только Государственная Дума, но и Председатель Правительства РФ. Он ставит перед нижней палатой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней может принять альтернативное решение: объявить об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы. Несмотря на то, что с точки зрения срока принятия решения Президентом РФ эта процедура в отличие от двух предыдущих является более определенной, позиции Государственной Думы в системе разделения властей не становятся прочнее. Судьбу Правительства РФ и Государственной Думы будет все равно решать Президент РФ. Процедура постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ может выгодно использоваться исполнительной властью в случае политического конфликта между парламентом и Правительством РФ. Не дожидаясь повторного подтверждения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, его Председатель может перехватить инициативу в свои руки и ускорить развитие конфликта между исполнительной и законодательной властью. Государственной Думе придется реагировать на инициативу Председателя Правительства РФ и принимать решение о доверии либо недоверии высшему исполнительному органу государственной власти, а, значит, идти на риск быть распущенной. Срок принятия такого решения в Конституции РФ также не установлен.

Таким образом, процедура роспуска Государственной Думы свидетельствует об уязвимости положения парламента в системе разделения властей.

В Конституции РФ устанавливаются гарантии от произвольного роспуска Государственной Думы и непрерывности работы парламента. Одновременно с принятием решения о роспуске Государственной Думы Президент РФ обязан назначить дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия решения по вопросу отрешения Советом Федерации, в период действия на всей территории военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. А в случае решения вопроса о недоверии Правительству РФ Государственная Дума, кроме того, не может быть распущена в течение года после ее избрания. После роспуска полномочия палаты не прекращаются в полном объеме. Положения Конституции РФ о роспуске Государственной Думы, Конституционный Суд РФ растолковал следующим образом: роспуск означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заведениях палаты. Таким образом, после роспуска могут продолжать работу Совет палаты, комитеты и комиссии, проводится парламентские слушания, а депутаты могут осуществлять работу с избирателями и осуществлять иную деятельность вне заседаний палаты. (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «Б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации»).

Досрочное лишение полномочий депутатов Госдумы РФ шестого созыва

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 июня 2016 г. в повестку пленарного заседания Госдумы внесен вопрос о лишении депутатского мандата члена фракции «Справедливая Россия» Ильи Пономарева. Решение принято на основании закона о статусе депутатов, предусматривающего, в частности, отзыв мандатов за неисполнение парламентариями своих обязанностей.

7 апреля 2015 г. Пономарев был лишен депутатской неприкосновенности, в отношении него возбуждено уголовное дело о пособничестве в растрате средств фонда «Сколково» (более 22 млн руб.). Он покинул Россию в июле 2014 г., в июле 2015 г. был объявлен в международный розыск. 17 июля 2015 г. Басманный суд Москвы вынес постановление о его заочном аресте.

Основания для досрочного прекращения полномочий

  • В соответствии с законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г., полномочия депутатов прекращаются досрочно либо по их собственному заявлению, либо решением палаты.
  • Депутаты досрочно покидают Госдуму в случае перехода на государственную, муниципальную службу, избрания в региональные и местные выборные органы власти, выхода из состава фракции.
  • Также полномочия прекращаются в связи с утратой гражданства РФ либо приобретения иностранного гражданства, вступления в законную силу приговора суда, судебных решений о недееспособности или признании безвестно отсутствующим.
  • Госдума лишает парламентариев мандата в случае нарушения ими положений закона о статусе депутата. Эта норма применяется, если они занимаются предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой) либо входят в органы управления коммерческих структур и иностранных организаций.
  • Лишение полномочий грозит и тем, кто не представляет в срок сведения о доходах и расходах — как своих, так и членов семьи (жен, мужей и несовершеннолетних детей), либо имеет счета, вклады, ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России, включая принадлежащие супругам и несовершеннолетним детям.
  • 3 мая 2016 г. в закон о статусе депутатов была внесена новая норма, согласно которой мандата может быть лишен парламентарий, не исполняющий своих обязанностей в течении 30 и более дней (отсутствие на пленарных заседаниях, неучастие в работе комитетов, комиссий, с избирателями).

Досрочное прекращение полномочий депутатов шестого созыва

В настоящее время в Госдуме шестого созыва (избрана 4 декабря 2011 г.) свои полномочия прекратили досрочно 76 депутатов. Из них один — Юрий Эм от «Единой России» — дважды за созыв отказывался от думского мандата. В 2012 г. он перешел в правительство Ставропольского края, но в 2013-м вновь стал депутатом, получив вакантное место в Думе. 31 марта 2016 г. Конституционный суд РФ запретил ранее отказавшимся от мандата возвращаться в парламент того же созыва.

Полномочия Совета Федерации

Совет Федерации

Законодательная власть

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание (глава 5 Конституции РФ). Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Формирование Совета Федерации. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст.95 Конституции РФ). Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, обладающий избирательным правом. (№113-ФЗ от 05.08.2000 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»). Срок полномочий члена Совета федерации соответствует сроку полномочий органа власти, от которого он назначен.

Основным полномочием Совета Федерации является законотворческая деятельность.

Иные полномочия: назначение выборов Президента; отрешение Президента от должности; утверждение указа Президента о введение военного или чрезвычайного положения; назначение судей высших судебных органов; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и др.

Прекращение полномочий членов Совета Федерации:

со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации;

добровольное сложение полномочий;

отозван органом его назначившим на основании представления Председателя Совете Федерации;

и др. в соответствие с №3-ФЗ от 08.05.1997 г. «О статусе члена совета федерации и статусе депутата государственной думы федерального собрания российской федерации».

Формирование Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Избирается на всенародном голосовании сроком полномочий на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Полномочия Государственной Думы:

Основным полномочием Государственной Думы является законотворческая деятельность.

Иные полномочия: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; объявление амнистии и др.

Прекращение полномочий Государственной Думы:

1. По истечении срока, на который Государственная Дума была избрана.

2. По решению Президента РФ:

2.1. при трехкратном отклонение Государственной Думой кандидатуры, выдвигаемой Президентом на должность Председателя Правительства;

2.2. при повторном в течении трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия к Правительству;

2.3. при отказе Государственной Думой в доверии к Правительству.

Президент не вправе распускать Государственную Думу:

с момента выдвижения ею обвинения против президента;

во время чрезвычайного или военного положения;

в течении 6 месяцев до окончания срока полномочий президента;

в течении года с момента ее избрания (по основаниям 2.2. и 2.3.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *