Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 35.088.6

Богдановская Е.Г.

Правовые основы организации профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации: возможности и перспективы

Аннотация: В статье автор анализирует новое Положение о порядке

осуществления профессионального развития профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации 2019 года, его достоинства и недостатки и открываемые им перспективы.

Ключевые слова: государственные гражданские служащие; профессиональное развитие; электронное личное дело.

В последние годы в России был издан целый ряд нормативных правовых актов, которые заложили основу нового этапа в реализации государственной политики в сфере профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Фундаментальные основания государственного управления и государственной службы в России заложены Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году . Согласно ей, все граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе.

Основным отраслевым актом в сфере организации государственной гражданской службы является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором имеются целые статьи и пункты, посвященные данному вопросу . Во исполнение норм данного закона принято несколько десятков нормативных правовых актов федерального уровня, а если считать и акты субъектов Российской Федерации — несколько сотен. В то же время, как отметила А.Е.Ромашова, современное состояние нормативного правового обеспечения в области профессионального развития и оценки деятельности гражданских служащих в Российской Федерации в целом, характеризуется дискретностью и отсутствием системности содержащихся в нормативных актах систем, моделей и подходов .

Уже в главе 1, носящей «общий» характер, и в частности, в статье 4 «Принципы гражданской службы» в качестве одного из принципов определяются профессионализм и компетентность гражданских служащих, при этом точной дефиниции этих понятий в законе не дается.

В статье 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» в качестве первейшего выдвигается требование исполнять

должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. В статье 22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» говорится, что конкурс, являющийся «входным барьером» службы, заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

В статье 48 «Аттестация гражданских служащих» и в статье 49 «Квалификационный экзамен» речь идет о соответствующих процедурах (кадровых технологиях) оценки профессионализма, при этом имеются отсылки к подзаконным актам, часть из которых уже принята, а часть планируется к принятию.

В главе 13, посвященной формированию кадрового состава гражданской службы, и в частности, в статье 60 «Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы» прямо определены два принципа: 1) назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств и 2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.

В статье 44 «Кадровая работа» определены 19 направлений кадровой работы, из которых 7 так или иначе касаются вопросов развития профессиональной компетентности: 1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы; 2) организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих; 3) организация и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих; 4) организация заключения договоров о целевом обучении; 5) организация профессионального развития гражданских служащих; 6) формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование; 7) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.

В статье 61 «Подготовка кадров для гражданской службы» трактуются вопросы подготовки кадров для гражданской службы, включая заключение договоров о целевом обучении. В статье 62 «Профессиональное развитие гражданского служащего» определено, что профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию. При этом профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Из относительно новых концептуальных механизмов упомянем возможность оформления и выдачи

государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего, порядок предоставления которого вкупе с его формой, правилами подачи заявления о выдаче сертификата и правилами самой выдачи сертификата (его дубликата) должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. На момент написания данной статьи подзаконные акты Правительства по этому вопросу не приняты, но уже вышел Указ Президента, о котором пойдет речь ниже. В статье 63 «Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих» говорится о том, что госзаказ на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих на очередной год включает в себя: 1) государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, в том числе за пределами территории Российской Федерации и 2) государственный заказ на иные мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих. Таким образом, дополнительное профессиональное образование определяется в законе как главный (основной) механизм развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.

В развитие норм федерального закона недавно принят либо готовится к принятию ряд важных актов подзаконного характера.

Одним из них является Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации». Данным документом утверждено Положение о порядке осуществления профессионального развития профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — Положение) .

Какие же новшества в дело организации профессионального развития госслужащих вносит этот правовой акт?

Во-первых, государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию госслужащих будет формировать Минтруд России.

Во-вторых, вводятся следующие конкретные инструменты (механизмы) профессионального развития:

1) государственный образовательный сертификат на дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) госслужащих;

2) служебная стажировка госслужащих;

3) единый специализированный информационный ресурс в области государственной службы (Единая информационная система в области управления кадровым составом государственной гражданской службы, или ЕИС УКС. https://gossluzhba.gov.ru/);

4) наставничество на государственной гражданской службе.

Правительству Российской Федерации предстоит в кратчайшие сроки нормативно закрепить эти механизмы в своих актах. Определенную работу предстоит проделать также Минтруду России (на него ложится основная нагрузка) и Минобрнауки России. одновременно с этим утрачивает силу принятый еще 13 лет назад аналогичный Указ Президента Российской Федерации как явно устаревший и не соответствующий не только вызовам завтрашнего дня, но и современным реалиям.

Положение определяет круг субъектов управления профессиональным развитием: 1) представитель нанимателя; 2) образовательная организация; 3) государственный орган, организация, привлекаемые к реализации мероприятий по профессиональному развитию служащего. Этот перечень страдает определенными недостатками.

Во-первых, непонятно, что скрывается за пунктом 3. Что это за «государственный орган» (по тексту Положения он не тождественен тому органу, в котором госслужащий проходит гражданскую службу)? Какое отношение имеет посторонний государственный орган к профессиональному развитию чиновника другого государственного органа? Под «организациями», надо полагать, подразумеваются иные образовательные и (или научные организации, представители которых могут принимать участие в образовательном процессе, и это понятно: весьма распространена практика, когда на курсах повышения квалификации читают лекции и проводят практические занятия не штатные преподаватели данной организации, а эксперты из научных институтов или преподаватели других вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, на наш взгляд, перечень субъектов профессионального развития могут и должны дополнять следующие субъекты: 4)

непосредственный руководитель гражданского служащего; 5) сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров; 6) сами госслужащие, чей профессиональный уровень нужно повышать. А пока авторы текста Положения, как видим, отказывают чиновникам в собственной субъектности. Помещение госслужащих в позицию пассивных реципиентов (пусть даже передовых образовательных технологий) является свидетельством неверия в их силы и мотивацию, и, по большому счету, признаком недоверия государства к своим собственным орудиям. С такой государственной позицией никак нельзя согласиться.

С получением даже самого качественного высшего образования и ДПО профессиональное развитие чиновника отнюдь не заканчивается. Оно актуализируется через саморазвитие государственного служащего. Сам государственный служащий является равноправным и, может быть, самым важным субъектом своей профессионализации. В научной литературе этому аспекту проблемы уделяется недостаточное внимание. Как представляется автору данной статьи, оно состоит из трех компонент; 1) самообразование; 2) самообучение; 3) самовоспитание. Известный классик отечественного

государствоведения В.Д.Граждан профессиональное саморазвитие государственного гражданского служащего предлагает трактовать как процесс целенаправленных, планомерных, непрерывных осознанных действий служащего над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, умений, навыков, качеств и компетенций в целом в соответствии с требованиями профессиональной деятельности в государственноадминистративной среде, её условиями и личной установкой, направленной на реализацию программы личностного развития .

Положение устанавливает конкретные механизмы (инструменты) профессионального развития чиновников: 1) ДПО; 2) семинары, тренинги, мастер-классы и иные мероприятия, направленные преимущественно на ускоренное приобретение гражданскими служащими новых знаний и умений; 3) конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом; 4) самостоятельное изучение госслужащими образовательных материалов, размещенных в ЕИС УКС; 5) дистанционные образовательные курсы. Первые три пункта фиксируют фактически сложившиеся формы профессионального развития. Непонятно, правда, чем принципиально отличаются пункты 2 и 3. И те и другие предполагают различные активные и интерактивные формы усвоения новой правовой базы и наработку практических навыков в кратчайшие сроки. Новшеством является активное задействование возможностей Федерального портала государственной службы и управленческих кадров .

Портал является Единой информационной системой управления кадровым составом государственной гражданской службы (ЕИС УКС), существование которой предусмотрено законодательно.

Сегодня Портал, как отмечается на его главной странице — это:

1) единый государственный информационный ресурс, содержащий актуальную информацию о системе государственной службы Российской Федерации, порядке поступления и прохождения государственной гражданской службы;

2) единый информационный ресурс о состоянии и тенденциях развития кадрового состава государственной службы Российской Федерации;

3) единая база вакансий государственной гражданской службы государственных органов, расположенных на всей территории Российской Федерации;

4) единый информационно-методический ресурс по вопросам подготовки и развития резерва управленческих кадров;

5) единая информационная площадка, обеспечивающая взаимодействие граждан России, заинтересованных в поступлении на государственную гражданскую службу, с кадровыми службами государственных органов.

Портал для кандидатов — это:

1) «единая точка входа» для лиц, заинтересованных в поступлении на государственную службу, содержащая сведения о вакантных должностях государственных органов, расположенных на всей территории Российской Федерации;

2) информация о порядке поступления на государственную службу и прохождения государственной службы Российской Федерации;

3) самопрезентация на рынке труда в системе государственной службы (размещение резюме и взаимодействие с кадровыми службами государственных органов, оценка готовности к поступлению на государственную службу).

Портал для кадровых служб — это:

1) оптимизация процессов кадрового обеспечения государственных органов (централизованное размещение информации о вакантных должностях, поиск, предварительный отбор и взаимодействие с кандидатами);

2) единый информационно-методический ресурс о состоянии и тенденциях развития государственной службы Российской Федерации;

3) организационно-методическое и аналитическое сопровождение работы с резервом управленческих кадров и других процессов управления кадровым составом на государственной гражданской службе Российской Федерации.

В планах развития Портала — автоматизация кадровой работы в государственных органах, в том числе, внедрение электронного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по вопросам работы с кадровым составом и создание единой базы сведений по кадровым вопросам, подлежащих хранению и обработке в электронном виде. Для кадровых служб государственных органов Портал должен стать единой информационной площадкой, обеспечивающей технологическую и методическую поддержку кадровых решений, а также формирование базы лучших кадровых практик, в том числе обмен опытом.

Портал имеет два раздела: открытый и закрытый. Открытая часть, как явствует из ее названия, доступна всем желающим. Доступ в закрытый раздел осуществляется Минкомсвязи России по письменным заявкам государственных органов. Как правило, персональные ключи доступа получают заместители руководителей органов, руководители и специалисты кадровых служб, руководители и специалисты служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В 2019 году планы по автоматизации начинают претворяться в реальность. Так, все центральные аппараты федеральных и органов исполнительной власти, их территориальные органы, а также большая часть органов управления государственной службой в субъектах Российской Федерации уже получили персональные ключи доступа в закрытый раздел

Портала, и осуществляют первичное введение в систему сведений о кадрах государственной гражданской службы. Предполагается, что в результате этого будет сформирована большая база данных. В контексте нашей темы это значит, что теперь профессиональное развитие государственных гражданских служащих как единый унифицированный процесс перестанет быть просто фигурой речи и станет управленческой реальностью.

Как отмечается в официальной информации Портала , 15 — 17 января 2019 г. на базе РАНХиГС в рамках Гайдаровского форума активно обсуждалось реформирование и развитие системы государственного управления в Российской Федерации, в том числе государственной и муниципальной службы. 15 января 2019 г. была проведена постоянная ежегодная экспертная дискуссия форума «Новые форматы профессионального развития госслужащих: национальный и глобальный контексты». В таком контексте данная тема обсуждалась впервые.

Были затронуты вопросы дальнейших путей развития государственной и муниципальной службы, новые форматы подготовки и переподготовки госслужащих, формирования моделей компетенций служащих и международное сотрудничество. Модератором экспертной дискуссии выступил А.Г.Комиссаров, проректор РАНХиГС.

Центральными стали выступления А.Ю.Федорова, начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, и А.В.Сороко, директора Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации, которые рассказали о достижениях и планах по разработке и внедрению современных кадровых, в том числе информационно-коммуникационных, технологий на государственной и муниципальной службе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. № 1919-р. Это следует понимать так, что теперь в Администрации и в Правительстве есть четкая и однозначная установка на использование информационно-коммуникативных возможностей Портала для упорядочения процесса развития профессионализма чиновников.

Более того: предполагается и артикулируется, что в обозримом будущем Портал станет практически единственным информационнокоммуникативным инструментом управления персоналом государственной службы. Поэтому вполне естественно на нем будут размещаться образовательные материалы. В перспективе эти материалы должны размещаться не разрозненно, а предоставлять возможность полноценного дистанционного обучения с завершающим тестированием.

Было бы также неплохо предусмотреть возможность автоматического формирования сертификатов о прохождении курса, как например, делает известная онлайн-площадка «Интуит» . Эти электронные сертификаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можно было бы прикреплять к электронным личным делам госслужащих, тем более что в них предусмотрена вкладка «Сведения об образовании».

В деле оценки уровня профессионализма и профессиональной компетентности ЕИС УКС может также сыграть важную роль. Помимо обучающей платформы с онлайн-курсами, тестовыми заданиями и электронными сертификатами, Федеральный портал может быть легко дополнен несложной (с точки зрения технической реализации) функцией -предоставление возможности прохождения глубокого развернутого тестирования, наподобие ЕГЭ. Его результаты могли бы учитываться при проведении оценки госслужащих. Известно, что своего рода «контрольными точками» в прохождении гражданской службы стали аттестация и квалификационный экзамен. Они уже давно вошли в кадровую практику всех государственных органов, чиновники в целом привыкли к их прохождению и в целом воспринимают их как неотъемлемую часть повседневной бюрократической жизни. Таким образом, вопрос оценки госслужащих отчасти решен. Отчасти — потому что текущий контроль все еще остается сложной и трудоемкой процедурой. Проводить аттестацию чаще, чем раз в три года, запрещено; кроме того, закон предусматривает большое количество изъятий из общего режима аттестации. Поэтому текущая оценка госслужащих может, по нашему мнению, проводиться с использованием возможностей ЕИС УКС. Например, чиновник мог бы самостоятельно один раз в год получать дополнительную подготовку и в удобное для него время проходить развернутое тестирование (внешнюю независимую оценку) через Федеральный портал. Результаты этой оценки должны включаться в состав электронного личного дела.

Положением определено, что результаты участия госслужащего в мероприятиях по профессиональному развитию могут учитываться:

1) при аттестации;

2) при направлении для участия в иных мероприятиях по профессиональному развитию;

3) при назначении на иную должность;

4) при премировании.

На наш взгляд, формулировка пункта 6 Положения крайне неудачна. Следовало бы убрать предоставленные представителю нанимателя дискреционные полномочия, заменив слово «могут» на слово «должны», чтобы исключить пространство произвола и личного усмотрения начальника, а также исключить взаимосвязь между профессиональным развитием чиновника и его премированием. Премии следует выплачивать за конкретные результаты профессиональной служебной деятельности, а не за прохождение курсов повышения квалификации или посещения разного рода семинаров и конференций.

Не вызывают споров предусмотренные Положением основания для направления госслужащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию. Однако весьма размытая формулировка пункта об обязанности руководителей структурных подразделений содействовать профессиональному развитию, на наш взгляд, могла бы получить уточнение в намеченных к принятию постановлениях Правительства Российской Федерации. Выражаться это содействие может, например, в форме предоставления гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (в разумных пределах).

Важным новшеством и, безусловно, положительным явлением является впервые прописанное в нормативных актах о гражданской службе признание необходимости стимулирования наставников. Такое стимулирование может выражаться как в увеличении надбавок за особые условия гражданской службы, по которым законодательством предусмотрена «вилка» в оплате, так и в увеличении размеров премирования наставников. Еще более важным, на наш взгляд, является моральное стимулирование и публичное поощрение наставников. Здесь нелишним было бы введение на уровне ведомств звания «Почетный наставник молодёжи» с выдачей соответствующего нагрудного знака и введение его в линейку ведомственных наград и знаков отличия. Никаких препятствий для этого не существует, тем более что недавно Минтрудом России опубликована Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации . В пункте 1.2.2 данной методики упомянуто звание «Лучший наставник в социальной сфере».

Заслуживает внимания также предоставленное образовательным организациям, государственным органам, иным привлекаемым организациям право самостоятельно выдавать государственным служащим документы об участии в мероприятиях по профессиональному развитию. Например, это могут быть сертификаты об участии в конференциях, симпозиумах, обучающих семинарах, мастер-классах. Разумеется, электронные версии этих документов также должны включаться в состав электронного личного дела.

В Положении дано определение образовательного сертификата: это именно документ, подтверждающий право гражданского служащего на получение ДПО по дополнительной профессиональной программе, реализуемой образовательной организацией, включенной в специальный реестр. Надо думать, что в этот реестр попадут не все организации, а только те научные и учебные институции, которые накопили достаточный опыт обучения госслужащих, обладают известностью и сложившейся репутацией. Мы не ошибемся, если в их числе назовем, прежде всего, организации, находящиеся в непосредственном ведении Правительства Российской Федерации: 1) Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации; 2) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; 3) Национальный исследовательский университет — высшая школа экономики; 4) Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 5) Санкт-

Петербургский государственный университет. Кроме того, большую роль в профессиональном развитии государственного кадрового корпуса играют: 1) Г осударственный университет управления; 2) Московский государственный университет управления правительства Москвы; 3) Академия труда и социальных отношений, а также филиалы названных вузов. Вести реестр в части федеральной государственной гражданской службы будет Минтруд России, а в части государственной гражданской службы субъектов федерации — органы по управления государственной службой и кадрами этих субъектов. Соответственно, в Брянской области эта обязанность возлагается на Управление государственной службы и кадров

Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.

Как отмечают Б.Т.Пономаренко и Е.А.Литвинцева, базовым организационным механизмом подготовки и реализации программ госоргана по профессиональному развитию гражданских служащих должен выступать достаточный широкий круг должностных лиц с совершенно четкими полномочиями в этом направлении (и руководители с заместителями госоргана, и персонал подразделения по вопросам государственной службы и кадров) .

Однако даже искренне ищущий самостоятельного профессионального и личностного развития чиновник нуждается в том, чтобы ему помогли с выбором магистрального направления этой работы. Поэтому самообразование, самообучение и самовоспитание нуждаются в грамотном, тонком и ненасильственном сопровождении. Это не должно быть классическое «жесткое» управление, а скорее мягкое и ненасильственное содействие саморазвитию профессионала. Для каждого чиновника должны быть созданы возможности индивидуального консультирования с ведущими специалистами в области инновационного государственного управления (тьюторство), которое не отменяет, а дополняет фундаментальное и дополнительное образование.

Конкретными результатами самообразования, самообучения и самовоспитания выступают такие компоненты внутренней психологической работы чиновника над собой, как:

1) профессиональная концентрация,

2) профессиональная интуиция;

3) профессиональное озарение (инсайт).

Впрочем, поиск таких специалистов, способных грамотно сопровождать профессиональное развитие государственных служащих, сам по себе

является трудной задачей. Как метко подметил в свое время профессор А.И.Турчинов, в России существует острый дефицит «профессионалов по работе с профессионалами» . Кадровый голод подобного рода нельзя преодолеть в одночасье. Видимо, Президентская академия, ее наставники (а, может быть, и выпускники-магистры) могут и должны внести свой вклад в решение этой задачи. От этого зависит качество государственного кадрового корпуса всей государственной гражданской службы России.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Принята на

всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.93. № 237; Собрание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

законодательства Российской Федерации.. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 июля 2004 г. № 140-141, в «Российской газете» от 31 июля 2004 г. № 162, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации. Текст Указа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 21 февраля 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 8 ст. 765.

4. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. М.: Юркнига, 2015. 547 с.

7. Официальный сайт Национального открытого университета «Интуит» https://www.intuit.ru/ (дата обращения: 22.04.2019).

8. Методика нематериальной мотивации государственных гражданских

служащих Российской Федерации / Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/16 (дата обращения:

23.04.2019) .

9. Пономаренко Б.Т., Литвинцева Е.А. Методические проблемы планирования профессионального развития государственных гражданских служащих // Социология власти. 2010. № 3. Стр. 156-162.

10. Александр Турчинов: «Официальной кадровой стратегии сегодня нет» /

Всемирная Россия

https://vseruss.com/index.php?p=4&catId= 1 &newsId=3 5110 (дата обращения:

25.04.2019) .

Богдановская Елена Геннадьевна, магистрант, Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; ул. Горького, 18,, Брянск, 241050, Россия; bogdanovskavaeg@vandex.ru

Научный руководитель: Пономаренко Борис Тимофеевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления, управления персоналом Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Bogdanovskaya E.G.

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: что изменилось?

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: что изменилось?

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ был внесен ряд изменений в положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Поправки касаются профессионального развития гражданских служащих.

Вместо понятия дополнительного профессионального образования государственного гражданского служащего вводится понятие профессионального развития государственного гражданского служащего. Закрепляется, что профессиональное развитие государственного гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

Давайте разберемся, что понимается под «профессиональным развитием гражданских служащих» и чем новый подход отличается от ранее действовавшей системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.

Ранее действовавшая система предусматривала только профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих. К мероприятиям же профессионального развития, помимо дополнительного профессионального образования, относятся и иные мероприятия. В новой редакции закона понятие «иных мероприятий» не раскрывается, но как было отмечено в Правительстве РФ, к иным мероприятиям могут относиться семинары, тренинги, мероприятия по обмену опытом.

Дело в том, что с инициативой заменить профессиональное обучение госслужащих профессиональным развитием Правительство РФ выступало давно. В Правительстве РФ надеются, что поправки позволят изменить форму, в которой госслужащим преподносят новые знания и прививают новые навыки. В настоящее время, подчеркивает кабинет министров, при повышении квалификации и профессиональной переподготовке чаще всего проводятся лекции, причем читают их не практики, а штатные преподаватели образовательных организаций. А объем практических занятий минимален. В результате же изменений профессиональное развитие госслужащих будут проводить посредством обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов (в том числе тренингов личностного роста), а также мероприятий по обмену опытом.

Таким образом, профессиональное развитие следует считать шире, чем дополнительное профессиональное образование, оно включает в себя последнее, однако предусматривает и новые формы повышения госслужащими профессиональной квалификации.

К ранее установленным основаниям направления государственного гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию добавляются новые, в частности, поступление гражданина на гражданскую службу впервые и решение представителя нанимателя. Такое основание, как включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе, из закона исчезло. При этом установленная ранее периодичность направления гражданских служащих на дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года отменяется.

Устанавливается, что реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться: 1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством РФ или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, предусмотрена выдача государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование госслужащего. В законе закреплено, что порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством РФ.

В целях реализации положений закона и конкретизации порядка работы с государственным образовательным сертификатом соответствующего постановления Правительства РФ принято еще не было.

Анализ изменений в закон о государственной гражданской службе в части профессионального развития государственных гражданских служащих позволяет сделать вывод о том, что проблема профессионального развития госслужащих является по сути одной из ключевых в системе государственной гражданской службы и кадровой политики в целом.

Изменения направлены на обеспечение формирования системы непрерывного профессионального развития государственных гражданских служащих, которая позволит создать условия для получения государственными гражданскими служащими необходимых им знаний и умений по мере необходимости посредством использования разнообразных форм, методов, технологий обучения и обмена актуальной информацией.

Стоит отметить, что одним из принципов взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы является единство требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих (статья 7 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Поэтому в ближайшее время стоит ожидать поправки и в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», касающиеся профессионального развития муниципальных служащих.

Дополнительное профессиональное образование

Нормативные правовые акты, регламентирующие дополнительное профессиональное образование на государственной гражданской службе:

Дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Повышение квалификации государственного гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование (далее-государственный заказ).

Государственный заказ формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития государственных гражданских служащих.

Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В программе, рассчитанной на три года:
а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке и повышении квалификации гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных организаций;)
б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Порядок формирования государственного заказа:

1.Кадровые службы органов государственной власти Пермского края не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому, направляют в орган по управлению государственной службой Пермского края, заявку на обучение государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам на соответствующий год и пояснительную записку к ней.

2.Орган по управлению государственной службой Пермского края не позднее 1 января года, на который осуществляется планирование, определяет общую структуру, рассчитывает общий объем финансирования государственного заказа и осуществляет подготовку проекта нормативного правового акта губернатора Пермского края об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации гражданских служащих Пермского края на соответствующий год.

3.Нормативный правовой акт губернатора Пермского края об утверждении государственного заказа вступает в силу после вступления в силу закона Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий год.

Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В статье рассмотрим основания для дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности его получения.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Это закреплено в п. 6 Порядка № 499, ч. 2 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ, а также ч. 1 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ.

📌 Реклама Отключить

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее – Положение № 1474). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее – Требования № 362).

📌 Реклама Отключить

Отдельным категориям гражданских служащих, помимо указанных документов, следует также руководствоваться иными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию регламентируется Приказом Роснедр от 30.01.2015 № 16‑к. Также, например, получение дополнительного образования закреплено в Отраслевом соглашении по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2015 – 2017 годы.

К сведению

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1307‑р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474).

📌 Реклама Отключить

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

  1. назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации служащего;
  4. назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ).

Форма обучения

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 273‑ФЗ формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ. 📌 Реклама Отключить

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499:

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ).

Согласно п. 2 Требований№ 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

📌 Реклама Отключить

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.

Обратите внимание

Требования № 362 содержат положения о прохождении профессиональной переподготовки и повышении квалификации гражданских служащих с частичным отрывом от гражданской службы. Однако в данной части требования не могут применяться, поскольку Федеральным законом № 185‑ФЗ упразднена форма дополнительного профессионального образования с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

📌 Реклама Отключить

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362, согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы – не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

Согласно п. 9 Требований № 362, а также п. 4 Положения № 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности. 📌 Реклама Отключить

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

📌 Реклама Отключить

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362).

Следует помнить, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

📌 Реклама Отключить

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке – лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании – лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

В соответствии с п. 17 Требований № 362 повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. 📌 Реклама Отключить

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ).

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документы государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований № 362). 📌 Реклама Отключить

Стажировка

Согласно Требованиям№ 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Мы уже отмечали, что в соответствии с п. 6 Положения № 1474 дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. На это указано и в ч. 12ст. 76 Закона № 273‑ФЗ.

То есть в Законе № 273‑ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы. Об этом говорится, например, в письмах Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06–735 и Минтруда РФ от 31.07.2013 № 18-3/10/2–4297. В связи с этим положения Требований о стажировке, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, неприменимы.

📌 Реклама Отключить

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Частью 8 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ установлено право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, которое предусматривает приобретение знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками. 📌 Реклама Отключить

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее – зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года – в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

📌 Реклама Отключить

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона № 79‑ФЗ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ»О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 📌 Реклама Отключить

В силу ч. 4 ст. 63 Закона № 79‑ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение. На 2015 год государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2015 № 370‑р.

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

📌 Реклама Отключить

К сведению

Согласно Распоряжению Президента РФ от 08.05.2014 № 143‑рп «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2014 – 2016 годах» единственным исполнителем закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ является ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474.

📌 Реклама Отключить Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Источник: Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Госдума России одобрила в III чтении законопроект, предусматривающий новый подход к профессиональному развитию госслужащих

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в части профессионального развития государственных гражданских служащих)» разработан Минтрудом России.

Законопроектом предлагается внедрить новый подход к вопросу профессионального развития государственных гражданских служащих, предусматривающий получение ими новых и обновление имеющихся знаний, умений и навыков в течение всего периода прохождения государственной гражданской службы.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение профессионализма государственных гражданских служащих обеспечивается исключительно дополнительным профессиональным образованием (профессиональной переподготовкой или повышением квалификации) с периодичностью один раз в три года.

Принятие законопроекта позволит внедрить более гибкую систему оперативного получения или обновления знаний. Фактически произойдет переход от системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих к системе их непрерывного профессионального развития, которая будет предусматривать как получение дополнительного профобразования, так и участие в иных мероприятиях образовательного характера (семинарах, тренингах, мастер-классах и других мероприятиях) и мероприятиях по обмену опытом.

Необходимость получения государственным гражданским служащим дополнительного профессионального образования, а также его участия в иных мероприятиях по профессиональному развитию будет определяться представителем нанимателя. При этом существующая периодичность направления государственных гражданских служащих на дополнительное профессиональное образование один раз в три года будет отменена.

Законопроектом предусмотрено введение нового механизма организации повышения квалификации государственных гражданских служащих на основе государственных образовательных сертификатов. Это позволит госслужащим получать дополнительное профессиональное образование по современным программам, которые не реализуются в настоящее время в рамках государственного заказа (тренинги, включая тренинги личностного роста, программы по вопросам, связанным с новейшими IT-технологиями, и другие).

Как ожидается, обучение на основе государственных образовательных сертификатов повысит мотивацию госслужащих к участию в мероприятиях по профразвитию. Это будет способствовать приобретению ими новых знаний и навыков для поддержания уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, или повышения уровня квалификации с целью замещения вакантной должности государственной гражданской службы, в том числе в порядке должностного роста.

Кроме того, принятие законопроекта направлено на усовершенствование системы финансового обеспечения мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих.

В соответствии с законопроектом к реализации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих можно будет привлечь не только образовательные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, но и образовательные организации, для которых установлено соответствующее государственное задание.

Для реализации положений законопроекта планируется издание акта Президента Российской Федерации, которым будет определен порядок организации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих.

Законопроект отвечает основным направлениям развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 -2018 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года № 403: совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих, повышение их профессионализма и компетентности, сохранение кадрового потенциала гражданской службы, повышение престижа гражданской службы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *