Договорные и конституционные федерации

ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Смотреть что такое «ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» в других словарях:

  • КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — государство, возникшее на основании конституции и договора между субъектами федерации и федеральным центром. Это федерация с элементами конституционной и договорной федеративной государственности. К. д.ф. это не реальность (политическая практика) … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — см.: Договорная федерация … Энциклопедический словарь конституционного права

  • Федерация — (Federation) Федерация это форма территориального устройства государства Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм в современной России Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • Федерация — форма государственного устройства, при котором территории, входящие в состав государства, имеют в свою очередь статус и атрибутику государства. Различают два основных типа Ф.: Договорная федерация, представляющая объединение двух или… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • КОНСТИТУЦИОННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — см.: Договорная федерация … Энциклопедический словарь конституционного права

  • СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — добровольное объединение союзных, авт. республик, авт. областей и нац. округов в единое союзное социалистическое гос во. С. ф. имеет 2 формы: 1) договорная (СССР) объединение равноправных союзных республик и 2) основанная на нац. терр. автономии… … Советская историческая энциклопедия

  • Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Для характеристики территориальной… … Википедия

  • ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР — категория, появившаяся в 1992 г. и вошедшая с этого времени в российский конституционный лексикон. Напомним, что хотя РСФСР была объявлена федеративным государством еще в январе 1918 г., природа РСФСР во все времена ее пребывания в составе СССР… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

  • Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства … Википедия

Россия как конституционная федерация

Государственно-образующие факторы РФ

Определение 1

Конституционная федерация – это федерация, которая утверждена путем принятия конституции и поправок к ней и в которой отношения между центральной властью и властями субъектов федерации определяются специальными договорами о разграничении властных полномочий, а также правовыми актами и Конституцией.

Конституция (от лат. сonstitutio) в переводе означает «установление, устройство», является главным основополагающим законом государства. С помощью конституции государство устанавливает политические, экономические и правовые основы устройства общества.

Государственность России определяется как конституционно, так и договорами субъектов федерации.

Конституционная федерация означает, что Конституция РФ обязывает центральную власть признать политическую автономию территории и федеративное устройство. Действующая Конституция России закрепляет конституционную модель федерации. Статус Федерации и ее субъектов, их полномочия и предметы ведения, взаимоотношения, порядок разрешения споров о Конституции определены в Конституции РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Россия как конституционная федерация 430 руб.
  • Реферат Россия как конституционная федерация 230 руб.
  • Контрольная работа Россия как конституционная федерация 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Как Федерацию Россию определяет федеративный договор, он является государствообразующим документом. Разрабатывают и подписывают такой документ государства, которые решили создать единое союзное государство. В соответствии с этим договором происходит регулирование отношения с федеративным центром.

Отличия договорной формы федерации от конституционной заключаются в праве каждого из государственных образований, которые вошли в федерацию. Особенность конституционной федерации не предусматривает право выхода субъектов из состава федеративного союза. Российская федерация по своей сути является конституционной федерацией. Распределение абсолютно всех полномочий власти в государстве, как общего, так и некоторых его частей содержит только конституция.

При конституционно-федеративном устройстве государства, единство сочетается с небольшим уровнем самостоятельности каждой административной единицы, будь то автономные края, республики, области, округа, которые наделены строго фиксированным кругом полномочий и преимуществ, самим решать множество государственных вопросов.

Все права субъектов федерации равны между собой, и перед федеральным центром. Принятые законы федерального уровня, одинаково касаются всех субъектов федерации, и в этом случае они носят общий характер. Огромное значение имеет свободное передвижение людей, товаров, информации и т. д. на всей территории страны. Это говорит о существовании единого пространства экономического, таможенного, финансового, также информационного пространства государства.

Федеральная форма управления регулирует взаимоотношения между уровнями власти и различными составляющими. Для эффективного регулирования необходимо наличие двух основных факторов:

  • децентрализация власти;
  • конкретное долевое разделение (функций, прав, полномочий) между регионом и центром.

Федерация, хоть и является единым и неделимым государством, однако ее существование немыслимо без определенного суверенитета на всей территории. Все объединения, союзы, ассоциации, которые организованы и существуют на территории федерации, независимо от политических целей, которые они преследуют, могут считаться законными лишь в случае признания верховной власти данного государства, в противном случае они считаются незаконными.

Значение Конституции в Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации только федеральному центру принадлежит верховная власть, которая определяет и территориально-административную, и политическую конфигурацию государства, и его системные и структурные характеристики. Очень важным фактором является то, что российская федеративная государственность создавалась на основе волеизъявления всего многонационального народа Федерации. Это происходило одновременно с укреплением центральной власти, в обязанности которой входит объединение разновеликих субъектов в единый, неразрывный организм. Выполнение такого условия позволяет Российской Федерации обеспечить национальную безопасность, защитить национальные и государственные интересы, а также сохранить, укрепить территориальную целостность государства.

Положения в Конституции являются основой данных принципов, они подтверждают, что многонациональный народ РФ – это единственный носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Жизненная важность такой постановки вопроса становится особенно актуальной, если учитывать, что в отдельных субъектах и, особенно в некоторых национальных республиках, законотворческие собрания принимали постановления и законы, которые не могли совмещаться с принципами федеральной конституции.

В ведении федерального центра находятся ключевые полномочия и функции, такие как:

  • взаимоотношения центра федерации его субъектов;
  • сохранность суверенитета и территориальной целостности государства;
  • защита основ конституционного строя;
  • правоохранительная и судебная системы;
  • защита национально-государственных интересов;
  • защита прав человека и гражданина;
  • денежная система и т. д.

Для того, чтобы реализовывать такие цели, в конституции четко установлено, что Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание, президент РФ, суды Российской Федерации являются вершиной властной вертикали, которые включают в себя все структуры — от президента до главы сельского муниципального образования.

Огромное значение в этой структуре имеет то, что исполнительная власть отдельных субъектов федерации и федеральная исполнительная власть формируют единую систему исполнительной власти. Также немаловажное значение имеет то, что нормативная и правовая система Российской Федерации содержит основную часть уставов остальных субъектов федерации, конституции отдельных национальных республик, это обязывает их соответствовать федеральной конституции и федеральным законам.

В Российской Федерации Конституция:

  • определяет принцип правления государства,
  • служит основанием для:
  • системы высших органов государственной власти,
  • системы местного самоуправления,
  • избирательной системы;
  • определяет национальное, государственное и административное устройство;
  • содержит в себе основные права и свободы, а также обязанности граждан данного государства;
  • определяет государственную символику.

Существует несколько классификаций федеративных государств.

Во-первых, федерации делятся на конституционные и договорные. Практически идентичным является деление федераций на центробежные и центростремительные. В обоих случаях речь идет о генезисе федерации как основном признаке.

Договорные, или центростремительные, федерации создаются преимущественно снизу, на основе договорных отношений между политиями. Отличительным признаком является учредительный договор между региональными сообществами. К этому типу федераций относятся США, Швейцария, которые называют классическими федерациями. Примером договорной федерации следует считать и ОАЭ. На этапе становления федерации договорные отношения активно использовались в Аргентине. Как правило, в договорных федерациях субъекты отличаются более высоким уровнем политической автономии.

Конституционные, или центробежные, федерации создаются сверху, в результате конституционной реорганизации территории и изменения модели территориально-государственного строительства. К этой группе относятся Германия, Индия, Пакистан, Мексика. Конституционные федерации могут не считаться классическими с точки зрения глубины их истории, но в то же время становятся наиболее распространенным типом. Их появление соответствует современным тенденциям децентрализации в унитарных государствах.

Четко отделить два типа федераций на самом деле невозможно, и можно говорить о переходных типах конституционно-договорных федераций. Например, федерации могут формироваться на договорных началах, а потом их могут воссоздать или преобразовать с помощью конституционной реорганизации и, возможно, с новыми межрегиональными границами (Германия, Австрия). В конституционных федерациях могут использоваться договорные формы, но договорные отношения между центром и регионами (или между отдельными регионами) не обязательно носят характер учредительного договора, создающего федерацию. Даже США не являются чистым примером договорной федерации, поскольку договорной принцип в полной мере относится только к 13 первоначальным штатам.

Во-вторых, федерации делятся на этнические, территориальные и смешанные. Отличительным признаком является использование структуры этнических ареалов при формировании субъектов федерации.

— В этнических федерациях субъектами обычно становятся крупные этнолингвистические ареалы.

— В территориальных федерациях регионы или вообще не отличаются по этническим параметрам (если государство является мононациональным), или же этнические границы сознательно не используются.

— Смешанный тип относится к тем федерациям, где есть субъекты федерации, выделенные как на этнической, так и на территориальной основе.

Классическими примерами этнических федераций являются Индия, Пакистан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория (до 2006 г.). Однако ни в одном из случаев нет буквального совпадения этнических и региональных границ. Мелкие этнические ареалы обычно не выделяются в качестве регионов первого порядка. Проведение этнических границ, как уже неоднократно подчеркивалось, затруднено по объективным причинам. Наконец, возможны ситуации объединения этнических общин в одном субъекте федерации. Поэтому этническая конгруэнтность практически всех федераций является условной.

Территориальных федераций в мире гораздо больше. Практически все постколониальные федерации делятся на субъекты, восходящие к колониальным провинциям, а не этническим ареалам. К федерациям этого типа относятся США, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австралия. Также к их числу можно отнести Германию и Австрию, Малайзию и ОАЭ, Микронезию, Коморские острова, Сент-Киттс и Невис.

В то же время говорить о чисто территориальной федерации можно только в мононациональных государствах, таких, как Германия или Австрия. Серьезные элементы этнокультурных различий между регионами есть в США (афроамериканское, латинское и пр. население). В Мексике есть штаты с преобладанием индейцев. Этнические различия между регионами прослеживаются в Малайзии (китайцы, народы Калимантана и др.).

В этой связи целесообразно разделить территориальные федерации на моноэтнические, где этнический принцип невозможен в принципе, и полиэтнические, где он возможен, но практически не используется.

Смешанный тип федерации связан с теми федерациями, где различные этнические группы могут иметь от одного до множества субъектов федерации. Яркий пример — Канада, где есть франкоязычный Квебек, эскимосский Нунавут и большая группа англоязычных провинций. Аналогично в Швейцарии есть большинство из германоязычных кантонов, большая группа франкоязычных кантонов, один италоязычный кантон и ряд смешанных франко-германских кантонов. К разряду смешанных федераций могут быть причислены Ирак и Судан — федерации, находящиеся в процессе становления.

Существует точка зрения, в соответствии с которой территориальные федерации представляются более устойчивыми образования по сравнению с этническими. Действительно, в мире, где принципы национально-государственного строительства определили политическую карту, создание субъекта федерации, являющегося одновременно этническим ареалом, таит в себе риск сепаратизма. Этнонациональный принцип государственного строительства создает территориальный формат для возможного распада страны. Известны примеры социалистических федераций, построенных с активным использованием национального принципа и впоследствии распавшихся, когда наднациональная социалистическая идея утратила поддержку населения.

Однако в то же время недоучет этнонационального принципа в условиях полиэтнического государства может вызвать острую политическую борьбу вплоть до межнациональных войн и терроризма. Важно еще раз подчеркнуть, что политические границы не могут быть бессмысленными, они должны совпадать с геоструктурами региональной идентичности, а этнические ареалы являются наиболее развитыми и консолидированными структурами. Другое дело, что государство должно, исходя из общенациональных интересов, обеспечивать центростремительные тенденции, подавляя и «замораживая» сепаратизм.

Поэтому в полиэтнических государствах речь идет о таком формировании политической карты, которое снижало бы риски сепаратизма, позволяя при этом учитывать потребности этнических ареалов. Редко где используется принцип «один этнос — один субъект федерации». Редки и ситуации, когда в рамках региона одна этническая группа составляет абсолютное большинство и при этом целиком сосредоточена в этом субъекте федерации. Как результат, минимизируется число ситуаций, когда этнический ареал можно легко и безболезненно «вырезать» из территории страны и превратить в независимое государство.

В-третьих, федерации можно классифицировать по степени дробности их политико-административной структуры.

Двухсубъектные федерации являются наименее устойчивыми, поскольку каждый из субъектов по своему формату оказывается близок к формату независимого государства. Нередко сепаратизм усиливается в меньшем по размерам субъекте, который считает, что в случае обретения независимости сможет активнее развиваться. В настоящее время такими федерациями являются Сент-Киттс и Невис, Танзания, Босния и Герцеговина, Чехословакия, Сербия и Черногория не смогли долго существовать в таком формате и распались, а Камерун и Эфиопия перешли в свое время от двухсубъектности к унитаризму.

Небольшое число субъектов федерации также не характерно для современных федераций. Среди примеров — Бельгия и Коморские острова (по три субъекта), Пакистан и Микронезия (по четыре).

Большинство федераций относится к числу полисубъектных. Здесь риски распада ниже, поскольку субъекты федерации обычно невелики и прочнее связаны друг с другом. Менее 10 субъектовфедерации насчитывается в Австралии, Австрии, ОАЭ и Эфиопии, в Канаде их 11 (плюс две территории), в Малайзии — 13, в Германии — 16. Латиноамериканские федерации являются достаточно дробными: 22 штата в Венесуэле, 23 провинции в Аргентине, 26 штатов в Бразилии и 31 штат в Мексике. В составе Швейцарии — 23 кантона, в Судане — 26 штатов, в Индии — 28, в Нигерии — 36. Наибольшее число субъектов федерации (кроме России) насчитывается в США — 50 штатов.

Современные федерации можно группировать также по ряду других дифференцирующих признаков. Различают федерации симметричные и асимметричные. Симметричная федерация означает однородность и равноправие составляющих федерацию субъектов, обычно симметричные федерации возникают «снизу», на основе союза государств.

Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (примеры: провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство — Пуэрто-Рико — в США) или же федерация включает только субъекты, однако они имеют разные статусы и пользуются разными правами (например, Российская Федерация). В некоторых федерациях имеются федеральные владения, как правило, это небольшие прибрежные территории или острова без стабильного населения. Иногда в федерациях элементами особого статуса пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством). Такие резервации есть в США, Австралии.

Каждая симметричная и асимметричная федерация имеет свои достоинства и недостатки. В принципе можно говорить о том, что симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статусов субъектов. Однако асимметрия может как раз представлять собой адекватный ответ на объективно существующие различия между субъектами, она опирается на социально-экономические, исторические, культурные, этнические и иные различия между территориями государства. В случае серьезных различий искусственное выравнивание может принести только вред, способствовать территориальной дезинтеграции государства.

К тому же само разграничение симметричных/асимметричных федераций является достаточно спорным, идеально симметричных федераций нет, поскольку даже конституционно симметричная федерация имеет ту или иную «скрытую асимметрию». Наиболее часто она проявляется в неодинаковом представительстве регионов в верхней палате парламента (пример: представительство федеральных земель ФРГ в бундесрате).

Дифференцирующим признаком федерации является и подход к формированию второй (верхней) палаты парламента, которая выражает специфические интересы субъектов федерации (такой палаты нет в Танзании, Венесуэле, на Коморских островах, в ОАЭ). Выделим основные способы формирования вторых палат.

1) Депутаты избираются прямым голосованием населения соответствующих субъектов федерации. Так, в США сенаторы избираются прямым голосованием с 1913 г., по два сенатора от каждого штата (независимо от численности населения) сроком на шесть лет. В Швейцарии в совет кантонов избирается по два представителя от каждого кантона на четыре года. В Бразилии сенат избирается на 8 лет — от каждого штата и федерального округа по три сенатора и одновременно по два их заместителя.

2) Депутаты второй палаты избираются на выборах, которые проводятся в легислатурах субъектов федерации. Так, в Австрии Федеральный совет формируется парламентами земель исходя из принципа пропорционального представительства в зависимости от численности населения земли (земля с наибольшей численностью населения имеет 12 мест, однако каждая земля должна иметь не менее трех представителей).

3) Депутаты второй палаты не избираются, но назначаются — правительствами субъектов федерации, федеральным правительством или главой государства. Так, в Германии 68 членов бундесрата назначаются правительствами земель исходя из численности населения земли и имеют не менее трех и не более шести представителей (отметим, что, согласно разъяснению Конституционного суда, бундесрат не является палатой парламента, поскольку не избирается посредством прямых выборов. Бундесрат является федеральным законодательным органом, который действует совместно с нижней палатой германского парламента — бундестагом).

В Канаде сенат формируется генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра: десять провинций разбиты на четыре группы, каждая из которых имеет по 24 сенатора (маленькие провинции имеют от четырех до десяти сенаторов, наиболее крупные — Онтарио и Квебек — по 24 каждая). Территории имеют в сенате по одному представителю.

4) В федеративном государстве может действовать более сложная — смешанная — система, при которой часть членов «палаты регионов» могут избираться населением, а другая часть — избираться парламентами субъектов или назначаться органами государственной власти.

Так, сложная система действует в Королевстве Бельгии: 40 членов сената избираются населением регионов на основе пропорционального представительства (25 — от Фландрии и фламандского населения Большого Брюсселя, 15 — от Валлонии и франкоязычного населения Большого Брюсселя), 21 избирается коммунальными советами, 10 кооптируются избранными сенаторами (шесть от Фландрии и четыре от Валлонии). Помимо этого, в состав сената входят сенаторы по праву — дети или родственники королевской семьи). В Индии большая часть Совета штатов избирается законодательными собраниями штатов и союзных территорий, а 12 членов Совета назначаются президентом из лиц, имеющих особые заслуги. Интересно, что представительство в Совете штатов не пропорционально населению штатов — штаты имеют в Совете от 1 до 34 представителей.

Различными способами реализуется в федеративных государствах размежевание предметов ведения федерации и ее субъектов, в целом эти способы могут быть сведены к пяти основным вариантам.

1) Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов (примеры: Танзания, бывшие Югославия и Чехословакия). Такой подход к размежеванию компетенций чреват бесконтрольным расширением компетенций федерации, поскольку исключительная компетенция субъектов федерации не определена.

2) Конституция устанавливает исключительную компетенцию субъектов федерации (это обычно вопросы культуры, образования и т.д.), сферу, в которую федерация не может вмешиваться. Это редкий способ размежевания компетенций, в настоящее время он не используется.

3) Конституция устанавливает две сферы компетенций — федерации и ее субъектов (примеры: Швейцария, Канада, Аргентина и др.). Конституция может давать перечень компетенций, однако иногда четко перечислены только компетенции федерации, а компетенции субъектов охарактеризованы в «негативном плане» — сказано, какие меры федерацияне вправе применять по отношению к субъектам. Так формулирует соответствующие положения Конституция США.

4) В Конституции могут быть указаны три сферы компетенции: федерации, субъектов федерации и сфера совместной (совпадающей, конкурирующей) компетенции. Так, среди конституций федеративных государств наиболее подробный перечень содержится в Конституции Индии 1950 г., где названо 97 вопросов, относящихся к ведению федерации, 47 вопросов совпадающей компетенции и 66 вопросов ведения штатов. В Германии в Основном законе, помимо сфер исключительной компетенции федерации и федеральных земель, перечислены сферы конкурирующей компетенции. Это означает, что федеральная земля правомочна принимать законы в этой сфере лишь до тех пор, пока эта сфера не «покрыта» законами федерации, после чего все принятые ранее на земельном уровне законы в этой сфере автоматически упраздняются.

5) Конституция дает перечень только двух сфер компетенций: федеральной и совместной (примеры: Пакистан, Нигерия).

Федерализм не является «самоподдерживающимся» порядком — для сохранения и развития он нуждается в рамочных условиях. Крайне важным фактором, определяющим стабильность федеративного устройства, является прочная партийная система. В стабильных федерациях действуют т.н. «интегрированные партии», в рамках которых политики одного уровня состоят в постоянных институциональных отношениях с политиками других уровней. Так, в США особенности истории становления и развития политической системы способствовали становлению интегрированных партий, растущих снизу.

При этом особую роль здесь сыграло самое широкое использование выборов при замещении должностей. Однако добиться подобного смогли не только американцы. В Германии после окончания войны политические партии восстанавливались или создавались снизу, и лишь затем формировались общефедеральные организации, тем самым местные организации заполняли политический вакуум, существующий на федеральном уровне. В настоящее время списки партий формируются не на федеральном, но на земельном уровне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *