Договорная цена договора подряда

Что такое твердая цена договора согласно ГК РФ?

Твердая цена договора — что это такое

Каким образом сформулировать условие о твердой цене в договоре

Твердая цена по договору подряда

Твердая цена и государственный контракт

Реальная стоимость работ оказалась меньше установленной договором

Фактическая стоимость работ оказалась выше заявленной в договоре

Суммы выплат по договору при изменении объемов работ относительно заявленных в смете

Фиксация факта изменения твердой цены

Твердая цена договора — что это такое

Согласно положениям ст. 424 Гражданского кодекса РФ стороны правомочны согласовать цену, по которой в дальнейшем будет оплачено исполнение договора.

При этом цена может быть зафиксирована различными способами, самыми распространенными из которых являются:

  • твердая цена, т. е. установленная в определенном размере, в общем случае не подлежащем изменению;
  • приблизительная цена, т. е. цена, окончательный расчет которой будет произведен по факту исполнения договора.

При этом стороны на основании норм ст. 450 ГК РФ правомочны изменить по взаимному соглашению или в судебном порядке всякое условие договора, в т. ч. и установленную в твердой форме цену договора.

Твердая цена может быть предусмотрена практически любым договором, в т. ч. подряда, оказания услуг, госконтрактом, договором аренды (последний случай более подробно рассмотрен в других материалах нашего сайта, например в статье Составляем договор аренды офиса — образец заполнения) и т. д.

Каким образом сформулировать условие о твердой цене в договоре

Зачастую на практике в договорах встречаются формулировки типа «окончательная цена работ», «фиксированная цена» и т. д. Однако с учетом отсутствия единообразной позиции судов в отношении трактовки дополнительных указаний эксперты рекомендуют все же остановиться на термине «твердая цена».

Примерами формулировок положений, закрепляющих такой способ фиксации цены работ, могут быть следующие:

  • «Цена работы по настоящему договору является твердой и равна _____ руб.».
  • «Цена работы определяется согласно смете (приложение № ___ к настоящему договору). Смета является твердой, изменению не подлежит» и т. д.

Конструкция типа «стоимость (цена) работ по договору подряда не может превышать ______ руб.» уже говорит о приблизительности определения цены.

Иногда в договорах встречается неоднозначная формулировка — ориентировочная цена, взгляды судов на которую также не всегда сходятся. Так, суды трактуют ориентировочную цену как:

  • Возможность пересмотра указанной в договоре цены, а не как приблизительную цену. Занимая такую позицию, суды апеллируют к тому, что при отсутствии других указаний цена считается твердой, а ориентировочно установленная цена к таким указаниям не относится (постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 04.04.2011 № А70-1109/2010).
  • Приблизительно определенную цену. В обоснование такой позиции суды приводят аргумент, что ориентировочно рассчитанная цена — это открытая и подлежащая дальнейшим корректировкам цена (определение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу № А45-1299/2008).

Твердая цена по договору подряда

Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (сметы) в договоре подряда может быть приблизительной или твердой. Во втором случае предполагается, что по общему принципу цена не подлежит изменению ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения вне зависимости от фактического объема выполненных работ и понесенных подрядчиком расходов, какая бы из сторон договора ни предъявила это требование. В т. ч. не может быть основанием для изменения цены работы (сметы) тот факт, что при подписании договора подряда не было возможности определить предстоящие объемы работ и сопутствующих им расходов.

Кроме того, абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ закрепляет право подрядчика требовать пересмотра цены в сторону увеличения, если обнаружится факт существенного увеличения стоимости расходных материалов и иных затрат, связанных с проведением работ, которые невозможно было предугадать на стадии заключения договора подряда (постановление ФАС Северо-Кавказского окр. от 09.07.2010 № А32-22037/2008, решение Советского райсуда г. Иваново от 24.02.2015 по делу № 2-203/2015). В случае несогласия заказчика увеличить сумму оплаты по договору вторая сторона будет правомочна на отказ от его выполнения.

ВАЖНО! В рамках договора строительного подряда заказчик вправе в одностороннем порядке внести изменения в техдокументацию, если при этом стоимость допработ не превысит 10% от согласованной сметы (п. 1 ст. 744 ГК РФ). Подрядчик, в свою очередь, может требовать пересмотреть смету, если по независящим от него причинам стоимость работ превышает смету более чем на 10%.

Если в договоре нет прочих указаний, принимается, что цена работ твердая (п. 4 ст. 709 ГК РФ).

Форму договора подряда с твердой ценой предлагает КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе К+, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Твердая цена и государственный контракт

В госконтракте цена работ должна быть твердой и не может изменяться в течение срока его исполнения, кроме как по соглашению сторон в установленных законом случаях (п. 2 ст. 34 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Несмотря на разъяснения, представленные в совместном письме от 18.08.2009 Минэкономразвития России № 13613-АП/Д05, ФАС РФ № ИА/27690 об обязанности заказчика оплатить госконтракт по установленной цене при его надлежащем исполнении, ВАС РФ все же рассматривал соответствующие споры с позиции экономии бюджетных средств:

  • Госзаказчиком был принят результат работы, которая была оплачена по указанной в контракте твердой цене. Позже в ходе проверки было выявлено, что цена работ была несколько завышена, в связи с чем госзаказчик обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения подрядчика, и его требование было удовлетворено (постановление ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13).
  • Подрядчик в рамках госконтракта организовал перевозку граждан, число которых было несколько меньше, чем указывалось в контракте, и получил за это меньшую оплату, что послужило причиной обращения в суд. Его требования не были удовлетворены, т. к. президиум ВАС РФ указал на зависимость расчета изначальной цены контракта от планируемого объема работ, который по факту исполнения был ниже предполагаемого (постановление от 13.05.2014 № 19371/13).

ВАЖНО! ВАС РФ не обозначил, что используемый им подход применяется только в рамках правоотношений, возникающих при исполнении госконтрактов. Однако положения п. 7 ИП президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 разграничивают сферу госконтрактов и сферу предпринимательских отношений вне госконтрактов в части применения такой практики по признанию неосновательного обогащения сторон.

Реальная стоимость работ оказалась меньше установленной договором

Юридическое значение твердой цены состоит в обеспечении защиты законных интересов обеих сторон (и подрядчика, и заказчика) соответственно на получение или выплату конкретной суммы, даже если стоимость фактически выполненных работ или их объем будут отличаться от согласованных в договоре.

Тем не менее при разрешении вопроса об экономии подрядчиком средств у судов существуют 2 противоположные позиции:

  • Подрядчик имеет право получить оплату по договору в полном объеме, если вторая сторона не докажет, что уменьшение стоимости работ связано с дефектами их исполнения (например, постановление ФАС Северо-Кавкзазского окр. от 18.04.2014 по делу № А32-6315/2013).
  • Цена договора должна быть оплачена с учетом реальных расходов подрядчика. Например, подрядчик должен доказать, что разница между твердой ценой контракта и реальной стоимостью работ — это экономия подрядчика в том смысле, которым данный термин наделяет ст. 710 ГК РФ (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 13.02.2014 по делу № А21-2330/2013).

ВАЖНО! Регламентированная ст. 710 ГК РФ экономия подрядчика не может связываться с частичным невыполнением регламентированных договором работ (но, например, может стать следствием его усилий по применению более эффективных способов исполнения работ) либо с динамикой на рынке цен на те материалы и оборудование, которые были учтены при расчете цены (например, решение АС Красноярского края от 15.12.2014 по делу № А33-17439/2014).

Если же условиями контракта определено, что должны быть использованы конкретные материалы, то их замена без согласования с заказчиком также не рассматривается как экономия подрядчика (постановление ФАС Северо-Западного окр. от 20.09.2010 по делу № А56-53960/2009).

Фактическая стоимость работ оказалась выше заявленной в договоре

В ситуации, когда был подписан акт приемки работ, цена по которому превышает заявленную в договоре твердую цену, и подрядчик требует вознаграждения в сумме, указанной в акте, суды все же чаще принимают сторону заказчика (например, определение ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-774/11). Хотя и здесь есть противоположное мнение (например, постановление ФАС Западно-Сибирского окр. от 16.09.2009 по делу № А27-2745/2009).

П. 6 ст. 709 ГК РФ устанавливается: при значительном удорожании материалов или стоимости услуг третьих лиц, необходимых для надлежащего исполнения работ по договору подряда, которые невозможно было предугадать при подписании договора, подрядчик правомочен требовать увеличить цену договора. Если вторая сторона не согласна пересмотреть цену, подрядчик может расторгнуть договорные отношения.

При этом закон не указывает, на каком конкретно этапе подрядчик может обратиться с этим вопросом ко второй стороне договора. Хотя судебная практика показывает: это возможно до передачи работ заказчику (например, определение ВАС РФ от 23.12.2010 № ВАС-16857/10, решение АС Липецкой обл. от 14.08.2015 по делу № А36-1693/2015).

Суммы выплат по договору при изменении объемов работ относительно заявленных в смете

При вынесении решений по данному вопросу суды также не приходят к общему знаменателю. Так, высказываются следующие мнения:

  • расчет подлежащей выплате подрядчику суммы должен основываться на реально выполненном объеме работ и не зависит от того, в какой форме цена установлена договором (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского окр. от 19.01.2012 по делу № А33-3451/2011);
  • по факту реализованные объемы работ не играют роли, если получен требуемый результат (например, постановление ФАС Поволжского окр. от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011).

Также надлежит учесть, что допработы по договору с твердой ценой могут оплачиваться только при условии существования допсоглашения сторон о согласовании таких работ или доказанности необходимости незамедлительного произведения действий в интересах заказчика (например, решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13).

В т. ч. законодательство не позволяет выполнять допработы без их предварительного согласования с заказчиком. При отсутствии ответа заказчика на уведомление о необходимости проведения допработ подрядчик обязан приостановить их. В противном случае он не может претендовать на их оплату (п. 4 ст. 743 ГК РФ).

ВАЖНО! Локально-сметные расчеты, подписанные сторонами, не являются актами выполненных работ и не могут быть обоснованием согласования и принятия работ, т. к. подтверждают только факт выполнения истцом работ, но не факт их согласования с заказчиком (например, решение АС г. Москвы от 29.01.2015 по делу № А40-89030/13). Кроме того, даже включение в акт приемки допработ, исполненных подрядчиком при несоблюдении им требований п. 3 ст. 743 ГК РФ, не позволяет подрядчику требовать их оплаты (п. 10 ИП президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).

Фиксация факта изменения твердой цены

Самый удобный и однозначный способ изменить цену договора, в т. ч. твердую, — подписание соответствующего дополнительного соглашения.

Однако даже в отсутствие допсоглашений или корректировок в смете суды могут признать основанием для изменения цены:

  • Переписку между сторонами (например, постановление ФАС Московского окр. от 13.08.2012 по делу № А40-60947/11-89-399).
  • Выполнение заказчиком действий, свидетельствующих о согласовании им дополнительных выплат. Например, перечисление денег в счет оплаты допработ (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 18.05.2012 по делу № А56-39795/2009) или принятие заказчиком работы, представляющей для него некую ценность как для потребителя (например, постановление ФАС Северо-Западного окр. от 19.11.2010 по делу № А56-5230/2009).

Сторонам следует иметь это в виду, если возникнут разногласия по вопросу фиксации изменений твердой цены договора.

ВАЖНО! Если заказчик намеревается требовать уменьшения твердой цены по договору за выполненные работы через суд, ему надлежит позаботиться о наличии исходных документов, в которых были бы зафиксированы выявленные при приме работы или в процессе эксплуатации объекта на гарантийном сроке дефекты (например, решение АС Белгородской обл. от 08.05.2015 по делу № А08-69/2014).

Итак, по своей правовой природе твердая цена — это размер вознаграждения, который не может быть изменен в одностороннем порядке или по желанию одной из сторон. Однако суды все же производят оценку фактических обстоятельств каждого дела, чтобы установить, каким образом должны быть оплачены услуги подрядчика — по их реальной стоимости или по цене договора.

Кроме того, при разрешении споров с участием бюджетных учреждений наметилась тенденция, когда из 2 вариантов оплаты (по твердой цене госконтракта или по фактической стоимости работ) суды выбирают меньшую по размеру, мотивируя это обоснованным расходованием бюджетных средств.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Договор подряда

Скачать договор

ДОГОВОР ПОДРЯДА № _________

___________________________________________________________________________, именуемый в дальнейшем Заказчик, с одной стороны, и

Общество с ограниченной ответственность «АрхиТек», именуемое в дальнейшем Подрядчик, в лице Генерального директора Чекан Максима Александровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, а вместе именуемые – Стороны, заключили настоящий Договор подряда (далее – Договор) о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.2. Работы выполняются согласно следующей документации:

1.2.1. рабочего проекта «______________________________________________________»

1.3. Работы выполняются согласно строительных норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

1.4. Работы выполняются по этапам, согласно Календарного графика производства работ (Приложение №2).

СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

2.1. Общая стоимость работ по настоящему Договору составляет — _______ руб.

2.2. Объем, характер и стоимость Работ по настоящему Договору определяется Сметным расчетом №1 (Приложение №1).

2.3. Оплата Работ по Договору осуществляется по этапам, согласно графика финансирования (Приложение № 3) в следующем порядке:

2.3.1. Заказчик оплачивает аванс в размере 30% стоимости работ с накладными расходами и сметной прибылью этапа, по которому планируется выполнение работ. Заявку на авансирование Подрядчик подает Заказчику за 3 (три) календарных дня до начала выполнения работ по этапу. Аванс оплачивается на основании выставленного счета на аванс, не позднее 3-х рабочих дней с момента его выставления.

2.3.2. Расчет за выполненные Работы по этапу производится после выполнения этапа Работ и подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу. Оплата производится согласно подписанного Акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу, с учетом ранее оплаченного аванса по этапам, на основании выставленного счета на оплату не позднее 3 (трех) рабочих дней со момента его выставления.

2.4. Стоимость работ по настоящему Договору может быть изменена Сторонами в случае:

— внесения изменений в проектно-сметную документацию;

— в иных случаях, предусмотренных настоящим Договором.

2.5. Оплата авансов и стоимости выполненных Работ по настоящему Договору производится путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании выставленных счетов на оплату, или другим, разрешенным законодательством способом.

2.6.Все расчеты производятся в рублях.

  1. 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

3.1. Материальные ресурсы, указанные в сметном расчете, являются поставкой за счет ________________.

  1. 4.СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до фактического завершения Работ. В случае если на момент окончания срока действия Договора, у Сторон останутся невыполненными договорные обязательства и не будут удовлетворены законные требования Сторон, действие Договора продолжается в отношении таких обязательств и удовлетворения законных требований.

4.2. Срок выполнения Работ по данному договору определяется согласно Календарного графика производства работ (Приложение №2), при условии своевременной оплаты авансовых платежей по этапам согласно п.п. 2.3.1., и своевременной поставки материальных ресурсов, согласно п.п. 3.1. Сроки выполнения Работ автоматически продлеваются на весь период действия неблагоприятных погодных условий, при условии уведомления Заказчика Подрядчиком в письменной форме с приложением распечатки прогноза проекта GISMETEO:

— скорость ветра свыше 12 м/с;

— сильные осадки (дождь, снег);

— температура воздуха ниже – 12 °С или выше +35 °С.

4.3. Подрядчик приступает к выполнению Работ с момента подписания договора, при условии своевременного предоставления Заказчиком фронта работ, согласно условиям данного Договора. В случае несвоевременного предоставления Заказчиком фронта работ, согласно условиям данного Договора, дата начала Работ сдвигается в зависимости от длительности срока указанных действий.

Стороны фиксируют дату начала Работ Актом приема-передачи строительной площадки.

4.4. Подрядчик имеет право досрочно выполнить свои обязательства по Договору.

4.5. Сроки выполнения Работ, указанные в Календарном графике производства работ, могут быть изменены Сторонами путем внесения соответствующих изменений в Договор в случае:

— подписания дополнительных соглашений, изменяющих характер и объем работ;

— внесения изменений в проектно-сметную документацию;

— отсутствие строительной готовности и/или не передача фронта работ другими подрядчиками;

— задержек поставки материальных ресурсов, которые являются поставкой за счет Заказчика, согласно условиям п.п. 3.1. (В случае поставки материальных ресурсов Заказчиком).

4.6. Подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика в письменной форме о возможной задержке или приостановлении Работ по вине Заказчика или по другим, не зависящим от Подрядчика причинам.

4.7. Если в процессе выполнения Работ Стороны признают необходимым внести изменения или дополнения в согласованные сроки выполнения Работ или выполнить дополнительные работ, не предусмотренные проектно-сметной документацией, то все изменения или дополнения к Договору вступают в силу только после заключения дополнительного соглашения между Сторонами.

  1. 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

5.1. Заказчик имеет право:

5.1.1. Получить качественно и в срок выполненные Работы

5.1.2. Осуществлять контроль над ходом выполнения Работ без вмешательства в хозяйственную деятельность Подрядчика, при осуществлении контроля производить замеры, получать от Подрядчика необходимую информацию для его проведения;

5.1.3. В случае выявления Заказчиком нарушений Подрядчиком условий Договора (в том числе выполнения Работ не в соответствии с проектно-сметной документацией, государственными строительными нормами, санитарными нормами и правилами, другими нормативными актами РФ), требовать их устранения или приостановления выполнения Работ до устранения нарушений условий Договора;

5.1.4. Вносить в ходе строительства изменения и дополнения в проектную документацию, состав и объемы Работ. Подрядчик обязан учитывать эти изменения, если они ему официально переданы (внесены соответствующие изменения в проект), при этом Стороны обязаны, при необходимости, в течении двух рабочих дней пересмотреть сроки выполнения Работ и Договорную цену, что оформляется дополнительным соглашением к Договору;

5.1.5. При соответствующем обосновании требовать отстранения от выполнения Работ работников с недостаточной квалификацией, при несогласии Подрядчика с этим требованием Стороны могут привлечь для разрешения конфликта незаинтересованную организацию;

5.1.6. Заказчик также имеет другие права, предусмотренные этим Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Заказчик обязан:

5.2.1. Обеспечить своевременное предоставление строительной готовности фронта Работ;

5.2.2. Подготовить необходимые условия для начала Работ, обеспечить доступ сотрудников Подрядчика на Объект для выполнения Работ;

5.2.3. Содействовать Подрядчику в выполнении Работ;

5.2.4. Принять и своевременно оплатить выполненные Подрядчиком по настоящему Договору Работы;

5.2.5. Уведомить Подрядчика о выявленных недостатках в Работах. Такое уведомление осуществляется в письменной форме в течение пяти календарных дней с момента обнаружения Заказчиком указанных недостатков;

5.2.6. Исполнять надлежащим образом обязательства, предусмотренные этим Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. Подрядчик имеет право:

5.3.1. Привлекать к исполнению данного Договора третьих лиц только по согласованию с Заказчиком;

5.3.2. Приостанавливать Работы в случае неисполнения Заказчиком своих обязанностей по настоящему Договору, что повлекло усложнение или невозможность проведения Подрядчиком Работ;

5.3.3. На возмещение, в соответствии с законодательством и настоящим Договором, документально подтвержденных причиненных ему убытков;

5.3.4. Инициировать внесение изменений в настоящий Договор если такие изменения являются необходимы для своевременного и качественного выполнения Договора;

5.3.5. Подрядчик имеет также иные права, предусмотренные данным Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

5.4. Подрядчик обязан:

5.4.1. Качественно выполнить Работы, предусмотренные настоящим Договором;

5.4.2. Выполнить в установленные сроки Работы согласно условиям настоящего Договора;

5.4.3. Передать Заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Договором, выполненные Работы;

5.4.4. Координировать деятельность третьих лиц, привлеченных Подрядчиком, в месте проведения Работ, и нести полную ответственность за их действия/бездеятельность;

5.4.5. Своевременно устранять недостатки Работ, допущенные по его вине;

5.4.6. В случае если точное соблюдение требований Заказчика к выполняемым Подрядчиком Работам или применение материалов, передаваемых Заказчиком для выполнения Работ, может отразиться на качестве, прочности или годности выполняемой Подрядчиком Работы, Подрядчик обязан письменно предупредить об этом Заказчика в течение 2-х (двух) календарных дней с момента установления выше указанных обстоятельств, в противном случае Подрядчик несет ответственность за не достижение качественного показателя выполненных работ по Договору;

5.4.7. Исполнять надлежащим образом иные обязанности, предусмотренные настоящим Договором и действующим законодательством Российской Федерации;

5.4.8. При проведении Работ строго соблюдать все требования и нормы действующего законодательства по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности, локальные нормативно-правовые и законодательные акты, действующие в месте проведения Работ, и нести ответственность за их нарушение;

5.4.9. Обеспечить охрану материалов, изделий механизмов на Объекте.

  1. 6. ПОРЯДОК СДАЧИ-ПРИЕМКИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

6.1. Сдача-приемка выполненных в соответствии с настоящим Договором Работ осуществляется после завершения работ по этапу (п.1.4. Договора) путем оформления Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу.

6.2. О завершении каждого этапа работ Подрядчик уведомляет Заказчика за 2 (два) календарных дня. Представитель Заказчика и Подрядчика производят совместную проверку выполненного этапа Работ в соответствии с требованиями действующих в строительстве норм и правил, оценивают качество Работ и подписывают Акт сдачи-приемки выполненных работ по этапу и Справку о стоимости выполненных работ.

6.3. Заказчик в течение 10 (десяти) календарных дней со дня получения от Подрядчика оригинала Акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу и Справки о стоимости выполненных работ, обязан направить Подрядчику подписанный Акт сдачи-приемки выполненных работ и Справку о стоимости выполненных работ или мотивированный отказ от приемки Работ.

6.4. В случае мотивированного отказа Заказчика от приемки Работ вследствие наличия недостатков или дефектов, Сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения.

6.5. Если Заказчик не передал Подрядчику подписанный Акт сдачи-приемки выполненных работ и Справку о стоимости выполненных работ или мотивированный отказ в в течение 10 (десяти) календарных дней с момента их получения, все Работы по предоставленному Акту сдачи-приемки выполненных работ считаются выполненными и принятыми Заказчиком без претензий, и подлежат оплате на условиях настоящего Договора.

6.6. Заказчик является собственником объекта строительства на всех этапах реализации Договора.

  1. 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. Нарушение обязательств по настоящему Договору является основанием для применения санкций, предусмотренных этим Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. В случае если Работы по вине Подрядчика не выполнены в сроки, указанные в настоящем Договоре, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф в размере 0,01% от стоимости просроченных работ за каждый день просрочки, но не более 5% (пяти) от общей суммы Договора.

7.3. Если Подрядчик своевременно не начал Работы или выполняет Работы настолько медленно, что окончание Работ в срок становиться явно невозможным, или влечет за собой задержку в выполнении Работ, производимых третьими лицами, Заказчик имеет право отказаться от Договора, а Подрядчик в этом случае обязан вернуть неиспользованные материалы и не использованные денежные средства, полученные согласно условиям данного Договора.

7.4. Подрядчик несет материальную ответственность за сохранность результатов Работ и материальных ценностей до передачи их Заказчику.

7.5. Если неисполнение или ненадлежащее выполнение Подрядчиком обязательств обусловлено невыполнением обязательств Заказчиком, Подрядчик освобождается от ответственности, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

7.6. Применение санкций, к Стороне, нарушившей обязательство по настоящему Договору, не освобождает её от выполнения договорных обязательств.

7.7. Сторона, нарушившая имущественные права либо законные интересы другой Стороны, обязана восстановить их, не ожидая предъявления ей претензий или обращения в суд.

7.8. За допущенные нарушения норм и правил безопасности проведения Работ, норм охраны труда, правил противопожарной безопасности и возможные в связи с этим несчастные случаи, Подрядчик несет полную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.9. В случае неоплаты Заказчиком принятых работ, согласно подписанному Акту сдачи-приемки выполненных работ, в срок, указанный в п.п. 2.3.2., Заказчик выплачивает Подрядчику штраф в размере 0,01% от стоимости не оплаченных работ за каждый день просрочки, но не более 5% (пяти) от общей суммы Договора.

  1. 8. ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ

8.1. Гарантийный срок и предельный срок обнаружения недостатков составляет 5 (пять) лет. Выявленные в этот срок недостатки, обусловленные выполнением Работ с нарушением действующих норм и правил, проектной документации, оформляются дефектным актом, который подписывается с указанием сроков их устранения.

8.2. Для участия в составлении дефектного акта, согласования порядка сроков устранения недостатков, создается комиссия в составе представителей Подрядчика и Заказчика. Подрядчик направляет своего представителя не позднее семи рабочих дней со дня получения письменного уведомления.

8.3. При отказе Подрядчика от составления дефектного акта, он оформляется с привлечением специалистов архитектурного строительного контроля или других незаинтересованных специалистов (за счет Стороны, виновной в возникновении таких дефектов). Включению в дефектный акт подлежат только недостатки, возникшие по вине Подрядчика.

8.4. Подрядчик в согласованные Сторонами сроки, за свой счет устраняет возникшие в установленный п.8.1. данного Договора срок, недостатки. При уклонении Подрядчика от устранения недостатков Заказчик вправе привлечь для этой работы третьих лиц за счет Подрядчика либо с последующим возмещением Подрядчиком расходов Заказчика на привлечение третьих лиц.

  1. 9. ФОРС-МАЖОР

9.1. Если неисполнение обязательств одной из Сторон, явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, таких как: стихийное бедствие, пожар, забастовка, незаконное вмешательство государственных органов и других обстоятельств (форс-мажор), Сторона освобождается от ответственности за неисполнение обязательств, при письменном подтверждении форс-мажорных обстоятельств соответствующими органами (ТПП).

9.2. Форс-мажор автоматически продлевает срок исполнения обязательств по этому Договору.

10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

10.1. В случае возникновения споров по вопросам, предусмотренным настоящим Договором или в связи с ним, Стороны должны принять все меры для разрешения конфликтных ситуаций путем переговоров и поиска взаимоприемлемых решений.

10.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров, они должны решаться в Арбитражном суде по месту нахождения истца.

10.3. Все претензии Сторон друг к другу, которые могут возникнуть при выполнении настоящего Договора, должны быть оформлены письменно, со ссылкой на документы, а при необходимости и приложением документов, подтверждающих обоснованность претензий.

11. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

11.1. В отношениях, не урегулированных настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

11.2. Односторонний отказ от выполнения данного Договора не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Договором и законодательством Российской Федерации.

11.3. ООО «АрхиТек» является плательщиком налога на упрощенной системе налогообложения.

11.4. Все приложения к настоящему Договору, подписанные Сторонами, являются его неотъемлемой частью.

11.5. К настоящему Договору прилагаются:

— Приложение №1 – Сметный расчет №1;

— Приложение №2 – Календарный график производства работ;

— Приложение №3 – График финансирования.

11.6. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть составлены в письменной форме и подписаны Сторонами.

11.7. Договор составлен на русском языке в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

12. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Твердая цена контракта по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ
  • Отличие твердой цены контракта от НМЦК
  • О судебной практике в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ
  • Когда цена контракта не является твердой
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ при УСН

Что значит твердая цена контракта по 44-ФЗ? Когда есть возможность отойти от данного правила? На чью сторону встанет суд в случае нарушения договора? Все эти вопросы не являются незначительными и тем более риторическими.

Только полностью разобравшись в теме, можно заключать контракты с организациями на определенных условиях. В противном случае возможны ситуации, когда дело дойдет до судебного разбирательства. А это совершенно точно потеря времени и – вполне вероятно – денег.

Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ

В соответствии со статьей 709 ГК РФ твердой ценой называют сумму, которую придется заплатить за исполнение условий предварительно составленного контракта, если стороны не пришли к другому решению по оплате. Такая стоимость считается фиксированной, поэтому не подвергается изменениям.

Основные требования к проведению госзакупок устанавливает закон 44-ФЗ от 2013 года. Стоимость услуг для всех договоров, оплачиваемых из бюджета, является фиксированной на протяжении установленного документом срока. Любые корректировки допускаются исключительно в случаях, указанных в постановлении Правительства РФ, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Стоимость соглашения по 44-ФЗ может быть установлена одним из следующих способов:

  1. Твердая цена строго регламентируется и не может изменяться, даже если для этого существуют действительно серьезные причины.
  2. Фиксируется ориентировочная стоимость, на основе которой производятся итоговые расчетные мероприятия, при этом допускаются погрешности и отклонения.

Заказчик и исполнитель наделены правом вносить любые корректировки в условия соглашения, например, менять твердую цену контракта по 44-ФЗ. Если им удалось договориться, поправки реализуются через государственный контракт, договор купли-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения, пр.

Чаще всего цена контракта является твердой по 44-ФЗ, когда для нее установлено определенное значение и срок. Если стороны не выбрали определенную дату, за последнюю принимается день вступления договора в силу.

Твердая стоимость договора может быть зафиксирована в иностранной валюте в проектной документации или в фактически заключаемом госконтракте. Но нужно понимать, что для оплаты приобретенных товаров заказчик должен сформировать порядок перевода валюты в рубли.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Применение фиксированной стоимости является достаточно неудобным и рискованным условием – в первую очередь для самого исполнителя. Поскольку никто не может гарантировать отсутствие рисков в процессе оказания услуг. Особенно такой подход рискован, когда речь идет о длительном сроке выполнения условий контракта. Дело в том, что исполнитель не может в одностороннем порядке отказаться от своих обязанностей при изменении обстоятельств. Если клиент не согласен пересмотреть прайс на работы, подрядчик вынужден будет опираться на изначально зафиксированные положения договора.

Условие о применении фиксированных расценок не влияет на объем работ и понесенные в связи этим расходы. Иными словами, исполнитель не имеет права на повышение стоимости, а заказчик не может рассчитывать на ее уменьшение.

Это все ключевые условия, касающиеся договоров с твердой стоимостью. Любые изменения могут вноситься лишь при достижении договоренности между сторонами либо если соответствующее условие присутствует в закупочной документации и в положениях госконтракта.

Отличие твердой цены контракта от НМЦК

НМЦК или начальная максимальная цена контракта представляет собой предельную стоимость, рассчитанную и указанную в извещении о закупочной процедуре и в прилагаемых к извещению документах. НМЦК фиксируется в процессе выбора победителя тендера, рассчитывается заранее и прописывается в плане-графике.

В отличие от НМЦК цена госконтракта является фактической величиной, сформированной после завершения закупок. Нередко случается, что итоговая цифра оказывается значительно ниже начальной.

Для определения фактической стоимости проводят анализ заявки победителя тендера, после чего с ним подписывается соглашение. Одним из условий последнего является использование твердой цены, включенной и в проектную документацию и в заключаемый сторонами договор.

Судебная практика в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ

В течение всего срока исполнения государственного контракта недопустимы любые изменения стоимости. Заказчик обязан оплатить работу исполнителя по заранее установленной цене.

Поскольку данное требование является очень строгим, достаточно часто приходится сталкиваться с завышением стоимости. Именно это является причиной для большого количества судебных разбирательств в Федеральных арбитражных судах на всей территории нашей страны.

Чтобы составить более точную картину относительно существующих способов экономии бюджетных средств, рассмотрим несколько примеров:

  1. Государственный заказчик принял работу, после оплатил ее в соответствии с твердой ценой, указанной в соглашении. Однако выяснилось, что стоимость была противозаконно завышена. Государственная сторона была вынуждена обратиться в суд, чтобы вернуть средства – ее требования были полностью удовлетворены.
  2. В рамках государственного контракта исполнитель организовал перевозку физических лиц. Однако их оказалось меньше, чем устанавливалось соглашением, в результате подрядчик получил меньшую оплату. Суд отказался удовлетворить требования перевозчика, так как расчет изначальной стоимости зависит от объема мер, который оказался ниже предполагаемого значения.

Нужно понимать, что данный подход может использоваться только во время разбирательств по делам, имеющим отношения к государственным контрактам. Также есть несколько вариантов, при которых твердая цена контракта по 44-ФЗ может подвергаться изменениям.

Когда цена контракта не является твердой

Существует несколько исключений из правил, касающихся установки твердой стоимости. С 01.07.2019 г. заказчики получили возможность проводить закупки по цене за единицу товара, работы и услуги (ТРУ).

Допустим, необходимо подписать договор на оказание услуг по проведению бактериологических исследований – выявить антитела к вирусу эпидемического паротита. Заказчик не может сказать, какое количество анализов для этого потребуется, поскольку он не знает, будут ли в новом году вспышки инфекций. Поэтому он может при расчете НМЦК обозначить стоимость одного анализа и общую сумму.

Например, один анализ стоит 300 рублей, при этом нужно провести пять видов различных анализов. Тогда стоимость единицы ТРУ рассчитывается таким образом: 5 × 300 = 1500 рублей. Именно этот показатель будет снижаться во время аукциона. Заказчик должен прописать НМЦК всего контракта – допустим, 50 тысяч рублей. При этом НМЦК не должна быть кратной стоимости ТРУ.

Вторым типом закупок без установления твердого размера оплаты являются закупки, где используется формула стоимости контракта и максимальное значение данного показателя. Именно такой подход используют, допустим, при поставке автомобильного топлива. Тогда обоснование НМЦК происходит аналогично тому, как это делается для обычной закупки товара, то есть на основе коммерческих предложений участников или по данным реестра контрактов. Для расчета итогового показателя используют формулу, при этом результат не может превышать цену контракта, предложенную исполнителем электронного аукциона.

Закупка топлива не может проводиться на основе стоимости единицы ТРУ, поскольку заказчик не знает объема топлива. В данном случае допускается использование формулы цены и максимального значения. Любые закупки, для которых применяю такой подход, зафиксированы в постановлении Правительства РФ.

О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Если в договоре с единственным поставщиком нет пункта, устанавливающего твердую стоимость, то административная ответственность не предусматривается. Поставщику-монополисту разрешается прописать в соглашении не твердый, а примерный размер оплаты, несмотря на положения ч. 2 ст. 34 44-ФЗ.

Рассмотрим сказанное на примере. В компании не смогли прийти к соглашению по условиям договора на поставку электроэнергии. Поэтому одной из организаций пришлось обратиться с иском в арбитражный суд. Сторонам требовалось установить порядок определения цены договора. По мнению истца, необходимо было зафиксировать конкретный объем энергоресурса и твердую цену договора по 44-ФЗ на весь срок оказания услуг. Ответчик настаивал на необходимости указания ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

Верховный суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ приоритетны над № 44-ФЗ, то есть стоимость договора устанавливается в соответствии с законодательством об электроэнергетике. Суд пояснил, что окончательный размер оплаты за электричество за месяц устанавливают после окончания расчетного периода. Дело в том, что на момент подписания соглашения нельзя определить твердую стоимость данного ресурса. А значит, невозможно установить твердую цену договора на обеспечение электричеством. Точно такого же мнения суды придерживаются, когда речь идет о договорах на поставку тепла и воды.

Отказывая в удовлетворении требований, суды отталкивались от соответствия спорных положений договора действующим законам.

В ходе разбирательства было определено, что сумма оплаты не может считаться существенным условием договора энергоснабжения. Поскольку установление на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии имеет свободный характер, окончательная цена за месяц устанавливается по итогам расчетного периода. При этом учитываются предельные уровни нерегулируемых цен. Поскольку отсутствует возможность до окончания расчетных периодов определить твердую стоимость электрической энергии, твердая цена контракта также не может быть установлена.

Суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ являются специальными по отношению к № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. Поэтому условия о количестве, стоимости товара, договора и ответственности за нарушение срока оплаты в данном случае определяются с учетом законодательства в сфере электроэнергетики.

Твердая цена контракта по 44-ФЗ при УСН

Во время подписания договора в рамках закона 44-ФЗ роль заказчика играет государство. Стоимость контракта определяется в процессе закупочной процедуры, и ее размер сохраняется на протяжении срока действия договора.

НМЦК формируется заказчиком на основе предложений рынка, далее сумма прописывается в извещении и закупочной документации. Отметим, что расчет ведется с учетом НДС.

Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, принять участие в госзакупках могут любые юридические и физические лица, в том числе исполнителями становятся компании, работающие с упрощенными системами налогообложения. При этом заказчик не имеет права требовать пересчета цены контракта из-за отсутствия НДС.

Во время подготовки договора заказчик просчитывает размер НДС. Для компаний на ОСНО из суммы оплаты контракта вычитается 18 %, и полученная цифра вносится в сам документ. Далее именно она выставляется в счетах-фактурах поставщика. В случаях с компаниями на УСН в тексте соглашения должна быть фраза «НДС не облагается».

Таким образом, организации, которые используют в своей работе «упрощенку», оказываются в более выгодных условиях. Поэтому Минфин РФ посчитал, что сумма контракта для них должна устанавливаться за вычетом НДС. Но с такой позицией не согласились в Министерстве экономики и развития и напомнили, что система налогообложения исполнителя не может влиять на твердую сумму контракта.

По данному вопросу судьи разделились во мнениях. Так, в судебной практике есть случаи, когда решение принималось в пользу заказчиков, перечислявших поставщикам средства без суммы НДС. Однако были и ситуации, когда суд принимал сторону исполнителя. Нужно понимать, что в целом тема фиксированной стоимости контракта не так проста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *