Деловая игра по праву

Деловая игра «Правовая академия»

Светлана Лебедева
Деловая игра «Правовая академия»

Цель: закрепить знания педагогов по проблеме «Защита прав и правовое воспитание»

Задачи: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.

Ведущий : Здравствуйте дорогие коллеги. Мы рады видеть вас на деловой игре «Правовая академия» (хлопаем Сегодня мы с вами поговорим об основных личных правах и обязанностях человека.

Все лучшее,что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: «Имею право!»

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго защищает

И в нем важны нам все права

Они важной силой обладают

Для того что бы начать нашу игру, необходимо сформировать две команды из присутствующих.

Ведущий : У нас есть мешочек, в котором лежать шары синего и оранжевого цвета. Каждый из вас вытягивает шар и занимает место в команде. Синие шары занимают место с права от меня, оранжевые шары слева от меня. (Рассаживаются, звучит музыка)

Команды заняли свои места.

Ведущий : Но как же без названия команд? Каждой команде дается по 1 минуте что бы придумать название команд и выбрать капитана команды. Команды готовы? Поприветствуем команду… (Название команд)

Правилаигры для участников команд таковы:

1. Уважай мнение других, если не согласен – не критикуй, а высказывай своё мнение.

2. Помни! Истина рождается в споре, а не в ссоре.

3. Работай на команду, и команда поможет тебе!

Ведущий : Но какая игра без нашей судейской коллегии. Представляем …

Задача судейской коллегии:

• следить за правильностью ответов команд;

• проверять верность выполненных заданий;

• подводить итоги конкурсов.

Ведущий : Начинаем нашу деловую игру «Правовая академия» (гон)

1 конкурс «Разминка»

Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Что такое право? (Норма, правило).

2. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).

3. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

4. Международный документ о правах ребёнка, принятый 20 ноября 1989 года?.(Конвенция о правах ребенка)

5. Ребёнок имеет право посещать образовательное учреждение (с 1,5 лет)

Шуточные вопросы:

1. Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).

2. Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).

3. Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).

4. Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).

5. Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

6. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)

Ведущий. Итак, разминка закончена, и мы переходим ко второму конкурсу «Правоведы». В этом конкурсе мы предлагаем вам шуточные четверостишия, в которых описаны правонарушения и последующие за них наказания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В каждом четверостишии соответствует комментарий с выдержкой из Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях РФ. Ваша задача соотнести четверостишие с комментариями.Приведу пример:

Дорогу на «красный» юнец пересек,

Дядя в погонах мальчишку засек.

За это юнцу отвечать уж пора –

Шестнадцать исполнилось парню вчера.

Комментарий: нарушение пешеходом Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ст. 12.29 КоАП).

Каждой команде предлагается по 3 четверостишию и 6 комментарий. Ваша задача кто быстро подберет к четверостишию соответствующий комментарий, та команда и выиграла. За правильный ответ команда получает 1 балл. Приступаем к заданию.

Задания для 1 команды:

Мальчик любил позабавить прохожих,

Им он кричал: «Ну и страшная рожа!»,

Вот только забыл про одно сорванец-

Штраф выплатят точно мать иль отец.

Комментарий: это мелкое хулиганство, т. е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток ст. 20.1 КоАП).

В спасателя маленький Вася играл,

Он людям карманы от денег спасал.

Но за руку быстро мальчишку схватили,

В милицию сдали и дело «пришили».

Комментарий: кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 158 УК РФ).

Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он будет очень рад.

Но творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

Комментарий: вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового (ст. 163 УК РФ)

Задание для 2 команды:

Маленький мальчик в большом магазине

Матом ругался, катался в корзине,

Бабуси и деды вздыхали не зря!

Милиция вмиг усмирит дикаря.

Комментарий: мелкое хулиганство, т. е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан квалифицируется как административное правонарушение и наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток (ст. 20.1 КоАП)

Стать режиссером мальчишка решил.

Он видеокамеру ловко стащил.

И пусть на суде мальчик станет реветь,

Судья ведь не мама – не будет жалеть.

Комментарий: кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере до 80-ти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 158 УК РФ).

Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана!

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

Комментарий: заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий — наказывается штрафом в размере до 200-т тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480-ти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст. 207 УК РФ).

Ведущий. А сейчас 3 конкурс «Музыкальный».

Из каждой команды приглашаем по 7 чел. По одному участнику из каждой команды подходят к нам, внимательно слушают отрывок из песни, и кто быстрей угадает о каком праве эта песня, нажимает кнопку. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

1. Дважды два четыре – право на образование

2. Я люблю тебя жизнь – право на жизнь

3. Закаляйся, если хочешь быть здоров – право на здоровье

4. Море зовет – право на отдых

5. Учат в школе – право на образование

6. Есть только миг – право на жизнь

7. Так будьте здоровы живите богато – право на здоровье

Ведущий. Переходим к 4 конкурс Ребусы.

На экране будут по очереди показаны правовые ребусы, какая из команд первая, отгадает ребус, получит 1 балл. Время для обдумывания – 1 минуты

Ведущий. А сейчас настало время провести 5 конкурс капитанов «Знаете ли вы закон?». Мы будем по порядку называть различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Но, прежде чем мы начнем конкурс капитанов, я прошу посмотреть на слайд и вспомнить, различия между уголовной и административной ответственностью.

1. Ученик разбил стекло (административная).

2. Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).

3. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).

4. Браконьер выловил 3-х осетров (уголовная).

5. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).

6. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).

7. Учащиеся угнали автомашину и разбили ее (уголовная).

8. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).

Ведущий. Следующий 6 конкурс Художественный «Плакат загадка»

На столах у команд лежать бумага А4, карандаши, фломастеры. Сейчас мы узнаем, умеют ли наши команды работать с правовыми документами. Итак, уважаемые игроки, вам прадлогаются карточки со статьями Конвенции. Вам нужно изобразить то право, которое написано на карточке, а затем показать по одному рисунку противоположной команде и они должны угадать какое право изображенно на рисунке. Время на работу – 2 минут… За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п. 1)

Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).

Право на образование. (Ст. 28).

Право на отдых и досуг. (Ст. 28).

Ведущий. Переходим к 7 конкурсу «Права сказочных героев». Команде дается отрывок из сказки. Каждая команда по очереди должна ее обыграть, противоположная команда должна отгадать, какое право нарушено. Первая команда …

Право на жизнь.

Сценка с героями сказки «Гуси – лебеди»

Звучит русская народная мелодия.

Баба – Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба – Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем!

Входит Статья.

Статья.

«Никто не должен подвергаться жестокому,бесчеловечному обращению»!

Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Уходит

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, конец мне, съест меня Баба Яга!

Статья. Пойдем – ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием. (Уходят)

Право на владение имуществом.

Сценка с героями сказки «Буратино» (звучит муз. Фрагмент из муз. фильма – сказки «Приключение Буратино»)

Буратино (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!

За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!

Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка!

Мадам Декларация. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья.

Статья. Первое! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»!

Мадам Декларация. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру – поздорову!

Кот и Лиса неохотно уходят. Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть! (Статья и Буратино уходят.)

Ведущий. Вот мы и подошли к последнему 8 конкурсу «Волшебный сундучок» Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека. Ваша задача отгадать какое это право. Кто первый правильно отвечает, получает 1 балл.

• Свидетельство о рождении — Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

• Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

• Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

• Конверт — О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

• Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

• Игрушечные зайчиха и зайчик — О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Ведущий. Вот и подошли к концу наши испытания. Просим наше многоуважаемое жюри подсчитать количество баллов каждой команды.

Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами проведем игру «Угадай, о чем говорят дети».

По указанным предложениям определите о ком или о чем это говорится?

Законы

Их много. Они могут быть разные в разных странах. Поедет иностранец в другую страну и ему очень трудно жить там, так как он не знает, какие они. Но их надо знать, они помогают нам жить друг с другом.

Свобода

Это бывает тогда, когда выпустят человека их тюрьмы. Из садика ребенок придет, из школы и делает, что хочет. А если ребенок расшалится, его накажут.

Подведение итогов. Награждение грамотами.

Ведущий. Я вижу, что наше многоуважаемое жюри уже подвело итоги игры и готово объявить победителя. Вам слово. (жюри объявляет победителя, награждает грамотами, подарками).

Подводя итоги нашего занятия хочу процитировать слова французского философа ХVIIIВольтера: «Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…». Спасибо за игру.

Деловая игра по дисциплине «Земельное право» 20 марта 2014

19 марта 2014 года нами, студентами группы Ю-32, в рамках практического занятия по дисциплине «Земельное право» была проведена деловая игра. Организатор и ведущий игры – доцент кафедры гражданского права и процесса И.Р. Ишембетов, игроки – студенты группы. Деловую игру провели в виде судебного заседания – рассмотрения дела «Об изъятии (выкупе) земельного участка у собственников для строительства детского сада».

Подобные игры помогают нам лучше разобраться в теоретических вопросах и проблемах, так как мы можем рассмотреть и в последующем разрешить их на практике. Мы получили конкретные представления по изученной теме, что совсем немаловажно для нас как для студентов направления «Юриспруденция». Вжившиеся в роли судьи, прокурора, негосударственного эксперта, представителя Управления образования, секретаря и иных участников судебного заседания студенты смогли в полной мере ознакомиться и разработать проекты необходимых документов для судебного заседания. В ходе рассмотрения дела студенты, выполняющие роль судьей, смогли найти ответы на вопросы и вынесли судебное решение по данному делу.

Занятие — правовая игра для студентов «Прав ли я?»

Ветютневское обособленное подразделение

ГКУ Волгоградский ППМС-центр

Правовая игра:

«Правовой калейдоскоп»

Место проведения: ГБОУ СПО «Арчединский лесной колледж».

Провела: педагог-психолог Фалеева Е.В.

х. Ветютнев

17.11.2016 г.

Цели и задачи: ознакомить подростков с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способу поведения в критических ситуациях.

Форма организации: информационно-игровая.

Участники: дети-сироты, дети оставшиеся под опекой.

Оформление: столы, стулья вокруг них для участников команд.

Наглядный материал: выборочные статьи Конвенции о правах ребенка для каждой команды, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, раздаточный материал, проектор для просмотра презентации и мультика.

Ход мероприятия:

Психолог: Здравствуйте ! Хотелось бы начать со стихотворения:

Законы создаются для людей,

Чтоб чувствовать себя свободным в государстве.

Но нарушать закон ты, гражданин, не смей,

Иначе можешь ты виновным оказаться.

Закон тебя вознаградит,

Коли ему ты будешь подчиняться.

И знай, что ты законом не забыт,

А преступать его, не стоит даже браться.

Семейным счастьем дорожи,

И не убей, не укради,

И без причины никого не уличай во лжи.

Души своей богатство береги.

Будь честен ты с собой и с остальными,

Не пререкайся с теми, кто тебя мудрей.

Люби, и будешь ты любим другими,

Ведь ты живёшь среди Людей.

Но это всё мораль, закон суров,

На то он и Закон – основа всех основ.

Законы следует не только уважать.

Ещё их надо чётко выполнять.

Что в Конституции дано

Ты выполняй беспрекословно.

Ведь только через знание Закона

Тебе стать гражданином суждено.

Мы рады приветствовать Вас на правовой игре «Мой взгляд», целью которой является познакомить вас с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях. В нашей игре принимают участие 2 команды. А оценивать выступление наших команд будет компетентное жюри.

(Идет представление жюри с указанием должностей, а за тем команд, участники занимают свои места).

Объявляю начало игры!

Задание первое “Ситуации».

Вам будут даны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна будет оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением с нами. Это задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение другая команда может получить от 1-3 баллов.

1 ситуация:

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос: Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут . Ст.63 ТК.

2 ситуация:

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет.

Вопрос: Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления с 14 лет. СТ. 5 УПК.

Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3 Ситуация

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство(ст.158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

4 Ситуация

Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!»

Вопрос: Прав ли он?

Ответ: Ст.192 ТК гласит, что нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания:

  1. Замечания

  2. Выговор

  3. Строгий выговор

  4. Увольнение

Второе задание-это кроссворд.

Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта,а значит, приобретаете новые права, обязанности,ответственность – меняется ваш статус.

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право не более 4 часов в день.

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )

Ответы кроссворда .

Музыкальная пауза. Клип мультик о правах ребенка.

Третий Конкурс «Корыстные преступления».

Зачитываются описания корыстных преступлений, т. е. преступлений против собственности. Участники должны определить к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т.е. квалифицируют его. Время обсуждения — 1 мин. Ответ записывают на листке бумаги.

Задание

Ответ

Олег схватил шапку с головы прохожего и скрылся.

(Грабеж)

Дмитрий залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.

(Кража)

Юрий, угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.

(Разбой)

Андрей в автобусе залез пассажиру в карман.

(Кража)

Михаил вовлек в азартную уличную игру двух своих ровесников и путем обмана обыграл их.

(Мошенничество)

Сергей затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей.

(Вымогательство)

Николай взял взаймы у Александра 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги не вернул.

(Мошенничество)

Задание четвертое. «Права или обязанности».

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

6. Добросовестно учиться (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

9. Выбор формы образования (Право)

10. Носить школьную форму (Обязанность)

11. Посещать мероприятия в школе (Право)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

Задание пятое. «Ответственность несовершеннолетних».

Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?

1. Побои

2. Убийство

3. Кража

4. Грабеж

5. Клевета

6. Мошенничество

7. Терроризм

8. Неправомерное завладение а/м

9. Умышленное причинение вреда здоровью

10. Контрабанда

(Правильные ответы подчеркнуты)

Психолог: скажите, а какие состояния человека могут способствовать для скорейшего совершения таких корыстных преступлений? (алкоголизм, наркомания, табакокурение). Давайте узнаем, что вы знаете об этом?

Выступление врача.

Подведение итогов. Подсчитать балы какая команда выиграла.

Психолог: Наша игра подошла к концу. Мы надеемся и от всей души желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше правовых проблем. Пусть эти буклетики будут вам напоминаем о ваших правах, обязанностях и ответственности. Спасибо, до свидания!

Интеллектуально — правовая игра Юридическая азбука для школьников

В настоящее время одной из главных проблем современного общества является нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Это связано с одной стороны с ростом правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде подростков, а с другой — с недостаточной эффективностью имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних, неисполнением международных стандартов в данной области. Кроме того, актуальность Интеллектуально – правовой игры «Юридическая азбука для школьников» обосновывается следующим:
1) мнимая осведомленность несовершеннолетних о действующем законодательстве в области прав несовершеннолетних;
2) затруднения в сопоставлении подростком своего поведения и требований закона;
3) несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации;
4) при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия;
5) наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.
Правовые знания, приобретенные как в процессе обучения, так и в результате интеллектуально правовой игры содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности несовершеннолетних, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Вовлечение учащихся в игровую деятельность позволяет выработать правовые убеждения, навыки правомерного поведения, а также практическое применение норм действующего законодательства в повседневной жизни, приобрести опыт использования их в борьбе против правонарушений.Апробация интеллектуально- правовой игры: МБОУ СОШ г. Нижний Новгород, г. Краснознаменск, г. Москва
Цель интеллектуально – правовой игры:
— формирование правовой культуры и правового сознания подростков;
— профилактика правонарушений несовершеннолетних;
— развитие познавательной активности учащихся.
Задачи игры:
— познакомить учащихся с нормативными правовыми актами в области прав и обязанностей несовершеннолетних;
— способствовать формированию правовой культуры учащихся;
— воспитание личности, осознающей достоинство человека;
— развивать умение работать в группе (сотрудничество);
— формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения и солидарности;
— способствовать формированию и развитию профессиональной коммуникативной и педагогической компетенции (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях — ПК 17; осуществление правового воспитания — ПК 19 – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») студентов Международного юридического института.
Участники игры: учащиеся 6 классов МБОУ СОШ – три командыВремя проведение игры – 45 мин.
Ведущие игры: студенты Международного юридического института (г.Москва)
Предварительно в каждом классе — участнике игры проводится классный час, где обсуждаются и анализируются основные вопросы и положения, выносимые на игру.
Классный час проводят – студенты, аспиранты Международного юридического института.Игра состоит из 6 этапов. Каждой команде выдается маршрутный лист для прохождения и оценивания каждого этапа.

Конспект урока-Деловая игра по уголовному праву

ГБПОУ ВО

«Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»

План-конспект урока

Дисциплина: «Основы уголовного права и процесса»

Группа

Дата _________

__35 П___

Тип урока: урок — деловая игра

Тема урока: «Судебное разбирательство»

Цели урока:

— закрепление знаний студентов по уголовному праву и уголовному процессу;

— привитие способностей в составлении процессуальных документов и освоении ролей участников уголовного процесса;

— приобретение студентами элементарных навыков рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции;

— получение студентами навыков публичных выступлений в суде;

— обобщить и углубить представление обучающихся об основных особенностях и этапах уголовного процесса;

— сформировать у обучающихся правильное представление об актуальности, важности уголовно — процессуального права;

— закрепить у учащихся теоретические знания и практические навыки в организации и проведении судебного заседания по уголовному делу;

— научить пользоваться нормативными материалами, навыки в оформлении документов, в сборе и оценке доказательств по делу;

— использовать знания и умения в решении практических ситуаций;

— развивать навыки исследовательской работы и творческие способности обучающихся, умение отстаивать собственную точку зрения;

— активизировать мышление обучающихся;

— воспитывать чувство уважения к закону;

— повышать общий уровень правовой культуры.

Ход урока:

Этап урока

Вид работы

Время

Подготовительный этап

— Изучение стадий уголовного процесса, справочных и нормативных материалов, образцов уголовно-процессуальных документов с целью формирования уголовного дела по конкретному обвинительному заключению.

— Участники команд по мере изучения курса «Основы уголовного права и процесса» составляют соответствующие их полномочиям документы, исходя из предложенной преподавателем фабулы уголовного дела.

— определяются участники игры и распределяются между ними роли.

— Команда судей, изучив материалы дела, выносит постановление о назначении уголовного дела к слушанию и составляет проект приговора.

Основной этап

1.Орг. момент.

Команды занимают места в соответствии с ролью.

2. Вступительное слово преподавателя.

1.Сообщение темы и целей игры. 2.Постановка проблемного задания: «Выяснить основные отличия Уголовного процесса от Гражданского процесса».

3.Выделение основных этапов Уголовного процесса.

3.Задание на урок

Составить протокол судебного заседания

4. Фронтальный опрос

Вопросы для фронтального опроса:

1. На какие части подразделяется судебное заседание?

2. Каков порядок вынесения приговора?

3. Какие вопросы должны быть разрешены судом при вынесении приговора?

4. Какие составные части входят в приговор?

5. Для чего ведется протокол судебного заседания?

6. В каких случаях уголовное дело рассматривается судьей единолично?

7. По каким уголовным делам участие прокурора в судебном заседании необязательно?

8. В каких случаях привлекаются присяжные заседатели.

5. Судебное производство

1 стадия – подготовительная Председательствующий открывает судебное заседание и оглашает, какое дело подлежит рассмотрению.

— Секретарь докладывает явку вызванных лиц.

— Свидетели временно удаляются из зала.

-Оглашается состав суда. Выясняется, нет ли отводов составу суда.

— Подсудимому разъясняются его права.

-Председательствующим выясняется вопрос о наличии ходатайств у подсудимого, его защитника. Заявленные ходатайства разрешаются.

2 стадия — судебное разбирательство

Для экономии времени оглашается только итоговая часть обвинительного заключения, т.е. в чем суть обвинения. Самая главная роль принадлежит председательствующему. Ему необходимо правильно и последовательно провести судебный процесс, исследовать все необходимые доказательства по делу, устранить из процесса все ненужное.

— Исследование доказательств по делу,

— Прения сторон,

6. Вынесение приговора

Суд удаляется на совещание для вынесения приговора. Проект приговора должен быть подготовлен заранее, и поэтому через две-три минуты, необходимые для уточнения проекта, оглашается приговор.

2-3 мин

Заключительный этап

1. Вопросы преподавателя

— Каким может быть приговор?

— Когда приговор вступает в законную силу?

(После вынесения приговора он не сразу вступает в законную силу. У подсудимого есть 10 дней для обжалования приговора, а у стороны обвинения – тот же срок для его опротестования. В том случае, если ни жалоба, ни протест не были поданы, через 10 дней приговор вступает в силу. Если жалоба или протест все-таки были поданы, то дело поступает в суд кассационной инстанции. Там дело рассматривается не по существу, а с формальной стороны, с точки зрения соблюдения уголовно-процессуального закона)

3-5 мин на каждый вопрос

2. Ответы на вопросы поставленные в начале урока

Перечислить основные особенности уголовного процесса. Объяснить чем он отличается от гражданского.

5 мин

3. Подведение итогов.

— Преподаватель выслушивает оценку своей деятельности участниками игры, а также мнение по делу, замечания, поправки, предложения. В случае допущения обучающимися, ошибок педагог обращает на них внимание, внося свои замечания и исправления. Оценки могут быть выставлены на этом занятии или на следующем после проверки протоколов судебного заседания, составленных по ходу игры другими студентами.

3-5 мин

4.Доп. вопросы

Вспомните фильм «Место встречи изменить нельзя». В одной из серий у Шарапова пропало дело, и Жеглов объясняет ему всю серьезность положения(отрывок из фильма)

Почему же подследственный будет готов отдать 10 лет жизни за любую бумажку из своего дела? На самом деле, конечно, не за любую бумажку, а за документ, имеющий важное значение для уголовного судопроизводства. Представьте себе, что при обыске на квартире подозреваемого в совершении убийства обнаружен пистолет; его изъятие должно быть оформлено протоколом. Если потом этого протокола в уголовном деле не окажется, вынесение обвинительного приговора станет весьма затруднительным.

10 мин

5. Д/з

1.Закончить протокол судебного заседания.

2. Составить развернутый план по теме «Судебное разбирательство»

1-3 мин

Приложения

Ход судебного заседания

2. Секретарь судебного заседания докладывает о явке в суд подсудимого, защитника, свидетелей. Решается вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся свидетелей.

3. Явившиеся свидетели до начала допроса удаляются из зала судебного заседания.

4. Устанавливается личность подсудимого и своевременность вручения ему копии обвинительного заключения.

5. Объявляется состав суда и разъясняются права подсудимому, разъясняется ст. 51 Конституции РФ.

6. Председательствующий опрашивает подсудимого, его защитника о наличии ходатайств. Заявленные ходатайства разрешаются.

7. Судебное следствие объявляется открытым. Оглашается обвинительное заключение.

8. Председательствующий спрашивает подсудимого, признает ли он себя виновным.

9.Устанавливается порядок исследования доказательств по делу: допрос подсудимого, свидетелей и исследование письменных материалов дела. Производится допрос подсудимого (он дает показания).

10. Свидетели по одному приглашаются в зал судебного заседания, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, делают подписку об этом у секретаря судебного заседания, дают показания, отвечают на вопросы суда, подсудимого, защитника. Затем суд исследует письменные материалы дела.

11. Оглашаются характеристика на подсудимого, протокол личного досмотра, заключение экспертизы и т.д.

12. После рассмотрения всех доказательств, председательствующий опрашивает подсудимого, защитника, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно. В случае заявления ходатайств о дополнении судебного следствия суд разрешает их.

13. Судебное следствие объявляется законченным.

14. Объявляются судебные прения. Слово предоставляется защитнику (выслушивается его речь).

15. Подсудимому предоставляется последнее слово.

16.Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора

17. Оглашается приговор. Судебное заседание объявляется закрытым.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по уголовному делу № _____ по обвинению _________________________________________ в совершении преступления, предусмотренного ст. __________________ УК РФ.

Настоящее уголовное дело №______ возбуждено по факту __________________________________________________________________

Проведенным по настоящему делу предварительным следствием установлено следующее: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сценарий — уголовное дело № 1646

Уголовное дело возбуждено 10 июля 2014 года следователем ЛОВД станции Новосибирск-Главный по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ, по заявлению, поступившему от гражданина Пачина Н.И. по факту покушения на убийство из хулиганских побуждений, совершённого Стегницким К.Г. в отношении Ковалёва И.В.

Предварительным следствием установлено, что 10 июля 2014 года около 18 час. 00 мин. Стегницкий К.Г., Ковалёв И.В. и Пачин Н.И. совместно распивали спиртные напитки в столярной мастерской вокзала ст. Новосибирск-Главный. В процессе употребления алкоголя Стегницкий К.Г. взял с верстака топор и лезвием топора нанёс Ковалёву И.В. два удара в область жизненно важных органов – в височную и теменную часть головы.

Привлечённый и допрошенный в качестве обвиняемого (19 августа 2014 года) по настоящему уголовному делу Стегницкий К.Г. свою вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ признал полностью и по существу предъявленного ему обвинения дал показания. Он и Ковалёв И.В. работают вместе в столярной мастерской, часто вместе выпивают (обычно после получения зарплаты). В день совершения преступления также выдали зарплату. Они сразу же решили отметить это. К ним присоединился ещё один их сослуживец – повар ресторана вокзала ст. Новосибирск-Главный Пачин Н.И. Втроём они распили 2 бутылки по 0,5 л водки. Когда выпьет, Ковалёв И.В. любит показывать приёмы самбо. В этот раз он также начал показывать и объяснять. В ходе демонстрации приёмов самбо Ковалёв И.В. несколько раз ударил локтем своей руки в бок Стегницкого К.Г., которому стало больно. Стеницкий К.Г. в ответ на это взял с верстака топор, развернулся в сторону Ковалёва И.В., который стоял к нему спиной, и лезвием этого топора нанёс Ковалёву И.В. два удара по голове. Ковалёв И.В., взявшись руками за голову вышел из мастерской и ушёл. Пачин Н.И. тоже сразу же убежал. Стегницкий К.Г. задумался, зачем он всё это сделал, сел на верстак и стал ждать.

В этом положении его и задержали сотрудники милиции через некоторое время.

Потерпевший Ковалёв И.В. показал, что 10 июля 2014 года он со своими знакомыми Стегницким К.Г. и Пачиным Н.И. отмечали день выдачи зарплаты. После того, как выпили водки, он (Ковалёв И.В.) стал показывать Стегницкому К.Г. приёмы самбо. Стегницкий К.Г. неожиданно сзади нанёс ему два удара, чем именно он сразу не понял. Ковалёв И.В., почувствовав кровотечение на голове, обхватил её обеими руками, вышел из столярной мастерской и пошёл в медпункт. Там ему оказали первую медицинскую помощь. Потом он очнулся уже в больнице. Со Стегницким К.Г. у него нормальные отношения, они вместе отдыхают, почти никогда не ссорились. За что он его ударил, Ковалёв И.В. не знал.

Ковалёв И.В. предъявил гражданский иск.

Свидетель Попов Л.С. показал, что Стегницкий К.Г. и Ковалёв И.В. работают в его подчинении столярами недавно. 10 июля 2014 года он проверял их работу и зашёл к ним в мастерскую около 16 час. 00 мин. Ссоры между ними не было, на столе у них стояла бутылка лимонада и пирожные, как они объяснили – по случаю зарплаты. Попов Л.С. спустя некоторое время ушёл по своим делам. Вернулся к мастерской Попов Л.С. уже около 19 час. 00 мин. В это время там уже стояла милицейская машина. От сотрудников милиции он узнал, что произошло.

Свидетель Котова А.А. показала, что они со Стегницким К.Г. живут вместе, брак между ними не зарегистрирован. Она знает Ковалёва И.В. 10 июля 2014 года она в 15 час. 30 мин. пришла к ним на работу в солярную мастерскую, чтобы забрать деньги у Стегницкого К.Г. – чтобы он их не пропил и не потерял. Стегницкий К.Г. отдал ей почти всю зарплату. После этого она ушла. Между Стегницким К.Г. и Ковалёвым И.В. ссор никогда не было.

Свидетель Любкин В.В. представил характеристики на Ковалёва И.В. и Стегницкого К.Г.

В результате осмотра столярной мастерской, где было совершено преступление, был обнаружен топор со следами крови и отпечатками пальцев, стеклянные бутылки из-под водки с отпечатками пальцев рук.

В результате дактилоскопической экспертизы было установлено, что отпечатки пальцев рук на обнаруженном топоре оставлены Стегницким К.Г. На бутылках имеются отпечатки пальцев Стегницкого К.Г., Ковалёва И.В. и Пачина Н.И.

Судебно-медицинской экспертизой по истории болезни было установлено, что у Ковалёва И.В. имеются открытый вдавленный перелом левой теменной кости, гематома слева и разможжение вещества мозга левой теменной доли. В истории болезни характер повреждений детально не описан, но не исключена возможность, что эти повреждения были нанесены остриём топора. Вышеописанные повреждения являются опасными для жизни и относятся к тяжким телесным повреждениям.

Амбулаторной судебно-психиатрической экспертизой было установлено, что Стегницкий К.Г. психическими заболеваниями не страдает и в момент совершения преступления психиатрических расстройств не выявлялось. Находился он в состоянии обычного алкогольного опьянения, на что указывают правильная ориентировка в имевшей место ситуации, узнавание окружающих лиц, отсутствие амнезии на происшедшее, бредовых идей, галлюцинаций, целенаправленный характер действий. В отношении инкриминируемого деяния Стегницкого К.Г. следует считать вменяемым.

В результате биологической экспертизы было установлено, что группа крови потерпевшего Ковалёва И.В. третья В/III/альфа. На лезвии топора, изъятого на месте происшествия, обнаружена кровь человека, но из-за очень малого количества групповая принадлежность не установлена. На топорище обнаружены мазки крови человека третьей В/III/альфа группы, т.е. той же группы, что и у потерпевшего Ковалёва И.В. Эта кровь могла произойти как за счёт Ковалёва И.В., так и за счёт другого человека с такой же группой крови.

В отношении Стегницкого К.Г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Список участников деловой игры:

1. Судья.

2. Секретарь судебного заседания.

3. Пристав.

4. Следователь.

5. Прокурор.

7. Представитель потерпевшего (адвокат).

8. Обвиняемый — Стегницкий Константин Григорьевич, 14 июня 1950 года рождения, уроженец ст. Вяземская Хабаровского края, русский, женат, ранее судимый, судимость погашена, образование среднее, работает столяром в ресторане вокзала ст. Новосибирск-Главный, проживающий по адресу: г. Новосибирск, ул. Железнодорожная, д. 12, кв. 14.

9. Защитник.

10. Свидетель — Пачин Николай Ильич, проживающий по адресу: г. Новосибирск, ул. Соревнования, д. 28.

11. Свидетель — Попов Леонтий Семёнович, проживающий по адресу: г. Новосибирск, ул. Воинская, д. 62.

12. Свидетель — Котова Анисия Алексеевна, проживающая по адресу: г. Новосибирск, ул. Железнодорожная, д. 12, кв. 14.

13. Свидетель — Любкин Владимир Владимирович, проживающий по адресу: г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 184, кв. 29.

14. Эксперт, проводящий судебно-медицинскую экспертизу.

15. Эксперт, проводящий биологическую экспертизу.

16. Эксперт, проводящий дактилоскопическую экспертизу.

17. Эксперт, проводящий судебно-психиатрическую экспертизу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *