Что такое контролируемая иностранная компания?

Содержание

Великобритания: правила о контролируемых иностранных компаниях

Правила о контролируемых иностранных компаниях (далее – КИК) применяются в отношении компаний, являющихся налоговыми резидентами иностранных юрисдикций и контролируемых резидентами Великобритании. В отдельных случаях правила КИК могут быть применимы и к постоянным представительствам британских резидентных компаний за рубежом.

Контролирующие лица

В соответствии с пунктом 3 статьи 371АА Закона «О налогообложении (международные и иные положения)» 2010 г. (Taxation (International and Other Provisions) Act 2010) в действующей редакции осуществлять контроль над КИК может любое лицо (как физическое, так и юридическое), являющееся резидентом Великобритании.

Тем не менее, основная заявленная цель британских правил о КИК – борьба с уклонением от уплаты налогов при выводе облагаемых доходов за рубеж, осуществляемая путем доначисления налога на суммы таких доходов. В данном контексте рассматривается исключительно корпоративный налог на прибыль, плательщиками которого являются юридические лица. Именно им может дополнительно вменяться также налог на прибыль КИК (англ. CFC charge) в предусмотренных правилами КИК случаях.

Таким образом, физические лица-резиденты Великобритании формально могут рассматриваться в качестве контролирующих лиц КИК, т.к. понятие контроля над КИК подразумевает его осуществление любыми лицами со статусом налогового резидента Великобритании, но это не приведет к возникновению реальных правовых последствий для них.

Данный факт подтверждается как отсутствием отдельных форм уведомлений о КИК, так и отсутствием соответствующего раздела о КИК в налоговой декларации по подоходному налогу физических лиц. Также, обязанность по уплате налога на прибыль КИК не установлена в актах, регулирующих порядок взимания подоходного налога с физических лиц (в первую очередь в действующей редакции Income Tax Act 2007).

Соответственно, контролирующими лицами КИК в Великобритании для целей взимания налога на прибыль КИК могут быть только юридические лица, являющиеся резидентами Великобритании. Резидентами являются юридические лица, учрежденные в Великобритании, либо юридические лица, управляемые и контролируемые с территории Великобритании. Напомним, что в данном контексте не рассматриваются английские партнерства LP: они не имеют статуса юридического лица и не могут быть признаны самостоятельными налогоплательщиками.

Определение контроля

Британские правила КИК содержат определение контроля над КИК, который может осуществляться следующими способами:

  • Юридически – прямое либо косвенное владение акциями (долями), голосующими правами или равнозначными им правами, позволяющими контролирующему лицу управлять деятельностью КИК в соответствии с его намерениями. Такие «равнозначные» права могут быть закреплены как уставом КИК, так и любыми иными документами КИК даже в тех случаях, когда законодательство иностранной юрисдикции не требует обязательного составления таких документов.

Юридический контроль может осуществляться как одним британским лицом, так и несколькими лицами совместно, причем такие контролирующие лица не обязательно должны являться связанными по отношению друг к другу. Определяющим будет именно владение правами на осуществление контроля над КИК в соответствии с намерениями таких лиц, и при его наличии каждое из лиц, владеющих указанными правами совместно, будет рассматриваться в качестве осуществляющего юридический контроль над КИК.

Если юридический контроль над КИК осуществляется резидентами Великобритании совместно с нерезидентами, то доля прямого или косвенного участия (количество акций, голосующих прав) резидента Великобритании для целей присвоения ему статуса контролирующего лица КИК должна составлять не менее 40%, если при этом нерезиденты владеют от 40% до 55% тех же долей, акций, голосующих прав в КИК.

Отметим, что описанное выше «правило 40%» применяется исключительно в случаях совместного контроля над КИК резидентами и нерезидентами Великобритании. В остальных случаях выраженный в конкретном числовом значении показатель владения акциями, долями, голосующими правами не применяется.

В отличие от некоторых иных юрисдикций, где такой числовой показатель устанавливается законодательством (например, в России он составляет 25%) для целей определения статуса контролирующего лица КИК, в Великобритании имеет значение именно возможность контролирующего лица управлять деятельностью КИК в соответствии с его намерениями, которая выявляется при оценке каждого случая в отдельности и не привязана к какому-либо числу или пропорции.

Важно, что уплата налога на прибыль КИК будет осуществляться только теми контролирующими лицами, которые имеют право на получение не менее 25% прибыли КИК, доля менее этого показателя при соответствии иным критериям контроля не порождает обязанность контролирующего лица по уплате налога на прибыль КИК.

  • Экономически – прямое либо косвенное владение правом на получение большей части доходов от:
  1. продажи всех акций КИК;
  2. распределения всей полученной КИК прибыли;
  3. отчуждения активов компании как в случае ликвидации, так и в иных случаях.

Косвенным получением доходов для целей выявления экономического контроля признаются случаи, когда резидент Великобритании получает денежные средства не от КИК непосредственно, а от одной или нескольких нерезидентных компаний той же группы по цепочке.

Доход также может выражаться в получении материальной выгоды. Такая выгода, в частности, может возникнуть при получении средств от продажи акций одной компании другой компанией группы, которая зачитывает их в погашение имеющегося долга контролирующего лица перед такой другой компанией.

Правила об определении экономического контроля в отдельных случаях не применяются к организациям, ведущим банковскую деятельность: их возможность получать доход от продажи активов дочерних компаний в случае неспособности таких дочерних компаний отвечать по долговым обязательствам не признается экономическим контролем над КИК.

Как и в случае с юридическим контролем, при осуществлении экономического контроля над КИК несколькими резидентами Великобритании совместно, каждое из таких лиц будет признано контролирующим лицом КИК при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у них эконмического контроля над КИК.

Равным образом, «правило 40%» при совестном осуществлении экономического контроля над деятельностью КИК резидентами и нерезидентами Великобритании применяется в той же мере, что и в случае с юридическим контролем: резидент будет признан контролирующим лицом КИК, если владеет не менее 40% соответствующих экономических прав, и при этом от 40% до 55% таких же прав принадлежит нерезидентам.

  • Контроль финансовой отчетности – если иностранная организация входит в одну группу компаний с резидентом Великобритании и по ним составляется консолидированная отчетность, то такая иностранная организация будет признана КИК, а резидент Великобритании – контролирующим лицом КИК.

Данное правило применяется только в тех случаях, когда не менее 50% доходов иностранной дочерней организации подлежат распределению в пользу материнской компании-резидента Великобритании. При этом не имеет значения сам факт составления консолидированной финансовой отчетности группой компаний: определяющую роль играет характер связи контролирующего лица и КИК как материнской и дочерней компании, если бы обязанность консолидировать отчетность группы компаний могла бы быть применима в соответствии с действующими стандартами финансовой отчетности Великобритании.

Так, указанными стандартами финансовой отчетности предусмотрено освобождение от обязанности консолидировать отчетность «малых групп» компаний. Но если в такую группу входит иностранная организация, являющаяся дочерней по отношению к британской компании, то в случае даже гипотетической (а не реальной) применимости требования о консолидации отчетности всех компаний группы британская компания будет считаться осуществляющей «контроль финансовой отчетности» над КИК.

Освобождение прибыли КИК от налогообложения

Доходы, полученные контролирующим лицом в виде нераспределенной прибыли КИК, не будут подлежать обложению налогом на прибыль в Великобритании в следующих случаях:

  1. Льготный период. В течение первых 12 месяцев с даты начала или возобновления осуществления контроля над КИК резидентом Великобритании он не будет обязан уплачивать налог на прибыль КИК. Контролирующее лицо имеет право воспользоваться льготным периодом в том случае, если отчетный период КИК заканчивается до даты завершения отчетного периода контролирующего лица, который и был выбран им в качестве льготного для КИК.

Вторым необходимым условием является наличие у КИК иных оснований (перечислены ниже) для освобождения ее прибыли от налогообложения в периоде, следующем за льготным. При невыполнении этого условия налог на прибыль КИК может взиматься и за первый период в последующем.

  1. Перечень «освобожденных» юрисдикций. Если КИК является налоговым резидентом в одном из государств, для которых законодательством Великобритании предусмотрено освобождение от режима КИК, то прибыль КИК может не включаться в налоговую базу контролирующего лица-резидента Великобритании. По состоянию на февраль 2020 г. перечень «освобожденных» юрисдикций включает в себя 103 иностранных государства и территории, в числе которых фигурирует большинство стран ЕС (20 из 27), а также Россия, Украина, Беларусь, Панама, Белиз, США, Китай, Канада, Турция.

Вместе с тем, в указанный перечень не входят такие государства-участники ЕС, как Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Ирландия, Венгрия, и Болгария; большинство «классических» офшоров (Британские Виргинские острова, Кайманы, Сейшелы, Сент-Китс и Невис, Маврикий и пр.) и некоторых иных юрисдикций (Гонконг, Сингапур, Лихтенштейн, Швейцария) также не включены в рассматриваемый перечень.

  1. Низкая прибыль КИК. Если общая сумма прибыли КИК, полученной по итогам отчетного периода КИК, не превышает порогового значения в 500 000 фунтов стерлингов, не более 50 000 фунтов стерлингов из которых получены от неторговых финансовых операций (см. пункт 2 таблицы в разделе «Налог на прибыль КИК»), то прибыль КИК не подлежит налогообложению в Великобритании в составе налоговой базы контролирующего лица-резидента.
  2. Низкая маржа КИК. Если сумма прибыли КИК, определяемая по данным ее финансовой отчетности, составляет не более 10 процентов суммы операционных расходов КИК, то прибыль КИК не облагается налогом в Великобритании.
  3. Ставка налогообложения прибыли КИК. Данное освобождение применимо, если прибыль КИК облагается налогом в юрисдикции налогового резидентства КИК по ставке, составляющей не менее 75 процентов налога на прибыль организаций в Великобритании. Учитывая, что действующий размер ставки налога на прибыль в Великобритании составляет 19%, то прибыль КИК должна облагаться в ее юрисдикции налогового резидентства по ставке не менее 14, 25% для возможности освобождения от налогообложения в Великобритании.

Перечисленные выше случаи касаются освобождения любой прибыли КИК от налогообложения при соответствии указанным критериям. Также, помимо общих освобождений прибыли КИК, выделяется одно отдельное освобождение от налогообложения той части прибыли КИК, которая была получена в результате предоставления квалифицированных займов связанным лицам.

Заем признается квалифицированным, если был предоставлен связанному лицу КИК из ее прибыли от неторговых финансовых операций (см. пункт 2 таблицы в разделе «Налог на прибыль КИК»), и при этом у КИК имеется помещение (офис) в ее юрисдикции налогового резидентства, которое фактически используется КИК для ведения предпринимательской деятельности в данной юрисдикции.

Как правило, освобождению от налогообложения в Великобритании подлежит 75% суммы прибыли КИК от предоставления квалифицированных займов, но в отдельных случаях возможно и полное освобождение от налогообложения всей суммы прибыли КИК от квалифицированных займов. В частности, освобождение для всей прибыли от квалифицированных займов предусмотрено для КИК, доходы которой были получены от источников в юрисдикции налогового резидентства заемщика, а также в результате эмиссии акций головной компании для внешнего финансирования группы компаний.

Налог на прибыль КИК

Если прибыль КИК не подпадает ни под одно из оснований для освобождения от налогообложения, то ее суммы подлежат включению в налоговую базу контролирующего лица в той части, в которой они были получены от конкретных видов деятельности КИК. Данная система получила название «коридор» прибыли КИК (англ. CFC charge gateway), т.к. для целей налогообложения в Великобритании прибыль «отсеивается» по видам деятельности.

Существует 5 «коридоров» прибыли КИК, прохождение сумм (либо части сумм) прибыли КИК через которые приведет к возникновению налогообложения в Великобритании:

1. Прибыль, относящаяся к деятельности в Великобритании (англ. Profits attributable to UK activities) В данном случае речь идет о ситуациях, когда доход от каких-либо активов или рисков искусственно передается КИК для целей уменьшения налогообложения в Великобритании, но управление такими активами или рисками фактически осуществляется контролирующим лицом КИК преимущественно с территории Великобритании. Данное правило имеет несколько исключений:

  • Существует реальное экономическое обоснование для передачи активов или рисков резидентом Великобритании в адрес КИК, т.к. исходя из их действительной рыночной стоимости доход от владения активами или рисками со стороны КИК превышает аналогичный доход от их владения резидентом Великобритании;
  • Есть основание предполагать, что при отсутствии управления активами или рисками с территории Великобритании КИК могла бы получать такой же доход от аналогичных сделок с независимыми контрагентами (не являющимися связанными с КИК);
  • Прибыль КИК получена от торговой деятельности, при этом одновременно соблюдены все нижеперечисленные условия:
    • у КИК имеется офис (помещение) в юрисдикции ее налогового резидентства,
    • не более 20% прибыли КИК получено от источников в Великобритании,
    • не более 20% расходов КИК на управленческую деятельность понесены в Великобритании,
    • прибыль КИК не была получена в результате использования объектов интеллектуальной собственности, переданных ей связанными лицами-резидентами Великобритании;
    • не более 20% прибыли КИК получено от экспорта товаров из Великобритании за рубеж.
2. Прибыль от неторговых финансовых операций (англ. non-trading finance profits) К неторговым финансовым операциям КИК могут в том числе относиться:

  • Проценты по денежным займам, выданным не для целей ведения торговой деятельности;
  • Уступки прав и передача обязанностей по вышеуказанным договорам займа;
  • Прибыль или убыток от курсовых разниц по денежным договорам займа;
  • Договоры РЕПО и займы ценными бумагами;
  • «Скрытые» проценты;
  • Деривативы и аналогичные им сделки;
  • Финансовый лизинг;
  • Распределение прибыли;
  • Иные схожие сделки.

Если доходы от таких неторговых финансовых операций КИК составляют не более 5% от общего размера ее прибыли за отчетный период, то они не включаются в налоговую базу контролирующего лица в Великобритании.

3. Прибыль от торговых финансовых операций (англ. trading finance profits) Если перечисленные выше финансовые операции образуют основной вид деятельности КИК, а прибыль от ведения такой деятельности была получена как результат взносов в капитал КИК резидентами Великобритании, то такие финансовые операции будут признаны торговыми. Это приведет к включению прибыли КИК от указанных операций в налоговую базу контролирующего лица-резидента Великобритании, которое осуществляло взнос в капитал (как деньгами, так и любым иным имуществом).
4. Кэптивное страхование (англ. captive insurance)

Налог на прибыль КИК взимается в Великобритании при условии, что в течение отчетного периода основной деятельностью КИК является предоставление страховых услуг

  1. связанному с ней лицу-резиденту Великобритании;
  2. связанному с ней лицу-нерезиденту Великобритании, действующему в Великобритании через постоянное представительство;
  3. лицу-резиденту Великобритании, если договор включает условия о поставке товаров/оказанию услуг другим резидентом Великобритании, являющимся связанным с таким лицом.
5. Соло-консолидация (англ. solo consolidation) Данный «коридор» предназначен для банков и иных финансовых учреждений в Великобритании, регулируемых специальным подразделением Банка Англии под названием Служба банковского надзора (англ. Prudential Regulation Authority). Прибыль КИК, являющихся дочерними организациями таких банков или финансовых учреждений, подлежит налогообложению в Великобритании.

Таким образом, для определения необходимости уплаты британским резидентом налога на суммы нераспределенной прибыли КИК необходимо выполнить следующие действия:

  • Выяснить, не подпадает ли прибыль КИК ни под одно из оснований для освобождения от налогообложения, описанных в предыдущем разделе.
  • Определить, есть ли у самой КИК облагаемая прибыль в ее отчетном периоде. Под облагаемой прибылью понимаются суммы доходов КИК, подлежащих налогообложению в юрисдикции ее налогового резидентства и проходящих через так называемый «коридор» прибыли КИК для целей ее включения в налоговую базу контролирующего лица.
  • Определить размер налога, взимаемого с прибыли КИК в ее юрисдикции, для целей уменьшения размера прибыли КИК на сумму налога при внесении такой прибыли в налоговую базу контролирующих лиц-резидентов Великобритании.
  • Внести суммы, прошедшие через «коридоры» прибыли КИК, в налоговую базу контролирующих лиц в соответствующих пропорциях (например, в соответствии с долями их участия в КИК) и указать их в соответствующем разделе налоговой декларации по налогу на прибыль. Декларация представляется в HMRC не позднее 12 месяцев с даты окончания отчетного периода контролирующего лица.
  • Определение статуса контролирующего лица как плательщика налога на прибыль КИК (если оно имеет право на получение не менее 25% такой прибыли).
  • Исчисление и уплата налога на прибыль КИК (применяется стандартная ставка 19%).

Ответственность за невыполнение обязанностей по КИК

Как упоминалось ранее, реальное вменение обязанностей по правилам о КИК в Великобритании возможно только в отношении юридических лиц, признаваемых контролирующими лицами КИК. Основными обязанностями по КИК является заполнение соответствующих разделов налоговой декларации по налогу на прибыль и уплата налога на прибыль КИК в случае его возникновения.

При представлении в HMRC налоговой декларации с недостоверными сведениями в отношении КИК (при отсутствии уточнения сведений в разумный срок) по общему правилу штраф будет взиматься в размере 30% от потенциального размера ущерба бюджету Великобритании, возникшего ввиду предоставления недостоверных сведений налогоплательщиком. По умолчанию, под потенциальным размером ущерба бюджету понимается налоговая недоимка.

Однако, размер штрафа может быть увеличен исходя из формы вины налогоплательщика (70% при умышленном деянии без сокрытия его совершения, 100% при умышленном деянии, совершение которого скрывается) и с учетом того, с какой именно иностранной юрисдикцией связано нарушение. Максимальный размер штрафа может составлять 200% от потенциального размера ущерба бюджету.

К ответственности в виде штрафа за указание недостоверных сведений в налоговой декларации обычно привлекается само юридическое лицо, контролирующее КИК; однако в отдельных случаях при наличии умысла у должностного лица компании (директора, менеджера, секретаря), весь штраф или его часть могут быть взысканы с такого должностного лица.

Стандартный срок давности для проведения налоговой проверки и для привлечения к ответственности при выявлении нарушения составляет 4 года с даты окончания отчетного периода контролирующего лица, но может быть увеличен при наличии различных обстоятельств до 6 или до 20 лет.

Теги: Великобритания, КИК

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ: ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Многонациональные компании и крупные бизнесмены во всем мире активно используют зарубежные структуры с целью оптимизации налогообложения. Долгое время офшорные компании и компании в низконалоговых юрисдикциях считались наиболее привлекательным инструментом для снижения налоговой нагрузки на бизнес.

Постепенно большинством государств было принято решение бороться с искусственным перераспределением доходов и недополучением налогов в государственный бюджет. Для противодействия уклонению от налогообложения, в том числе путем создания офшорных компаний, были разработаны и введены в действие Правила о контролируемых иностранных компаниях (CFC rules). Стран, которые приняли законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК), внушительное число. К ним относятся такие государства как: Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Литва, Польша, Португалия, Россия, США, Турция, Франция, Швеция, Эстония и другие.

С введением правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) владельцы бизнеса столкнулись с законодательными ограничениями и обязанностью декларирования участия в иностранных компаниях, а также получения прибыли по ним. Давайте попробуем разобраться, какие активы попадают под требования КИК и как работают нормы о контролируемых иностранных компаниях в разных странах.

Что такое КИК (Контролируемые иностранные компании)?

Контролируемая иностранная компания (КИК) — это организация-резидент одного иностранного государства, которая контролируется резидентами другого иностранного государства (как физическими, так и юридическими лицами). Исключение составляет та страна, в которой зарегистрирована и ведет свою деятельность данная компания.

В сферу применения правил о КИК попадают любые иностранные компании, контролируемые налоговыми резидентами других стран. Правила КИК предусматривают налогообложение нераспределенной прибыли иностранных организаций и структур (подконтрольных налоговым резидентам — контролирующим лицам) без образования юридического лица (ИСБОЮЛ).

Почему КИК идет рука об руку с мировым обменом информацией?

Правила КИК будут эффективно работать только в случае получения налоговыми органами своевременной и проверенной информации о наличии иностранных компаний и прибыли по ним у резидентов соответствующей страны. В современных реалиях без налаженного обмена информацией в мире невозможно контролировать КИКи. Причем главными информаторами должны быть именно банки и иные финансовые учреждения (брокеры, фонды, платежные системы).

Стандарты обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS), разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) еще в 2014 году, были одобрены большинством стран. Механизмы обмена, раскрытия и предоставления налоговой, банковской или финансовой информации уже запущены — между многими странами подписаны двусторонние соглашения об обмене. Ниже в таблице приведены сведения о наличии или отсутствии соответствующих соглашений между наиболее популярными юрисдикциями.

В случае отсутствия двусторонних соглашений, если страны не договорились об автоматическом обмене, любая информация может быть предоставлена по запросу государственных органов. По запросам налоговых и финансовых учреждений уже выявлено огромное количество офшорных структур и наличие зарубежных незадекларированных активов. Многие владельцы КИК попали на штрафы, решив добровольно не раскрывать свои активы. Рекомендуем вовремя подавать информацию в налоговые органы и уведомлять их о владении контролируемыми иностранными компаниями. Это поможет вам сохранить свои сбережения и избежать штрафов. Специалисты SBSB задекларируют ваши активы и дадут ценные советы по соответствию правилам о КИК.

В каких случаях действует закон о КИК и кому нужно отчитываться о КИК?

Правила о КИК могут отличаться в разных странах. Но есть общие черты и характеристики, которые помогают понять, когда нужно соответствовать правилам о КИК.

Правила КИК будут применяться, если действуют три следующих условия:

1) есть иностранная компания;

2) иностранная компания контролируется резидентом другой страны или страны, в которой данная компания не ведет деятельность;

3) прибыль передается в иностранную компанию с целью избежания и/или занижения налогов.

Обратите внимание, что важным условием при определении КИК является наличие контроля над компанией иностранным нерезидентом. Порог участия колеблется от 50% (Германия, США) до 10% (Китай). Во Франции и Германии при соблюдении некоторых условий (если компания вовлечена в определённые финансовые сделки) порог может быть снижен до 5 и 1 % соответственно. Осуществлять контроль может любое лицо (в некоторых странах это физические лица, общественные органы и партнерства), которое управляет или владеет долей данной компании.

Попробуем на примере российского и французского законодательства о КИК разобраться, кого и в каких случаях нужно уведомлять о наличии КИК.

Итак, вам нужно известить налоговые органы о своем зарубежном бизнесе, если вы являетесь налоговым резидентом РФ и если:

  1. доля вашего владения в иностранной компании составляет более 25%;
  2. доля вашего участия в иностранной структуре — более 10%, при этом доля совместного участия любых резидентов РФ в иностранном бизнесе составляет более 50%;
  3. доля вашего участия меньше 10%, но вы контролируете иностранную компанию.

Для признания иностранной компании в качестве КИК во Франции необходимо соблюдение трех основных условий:

  1. владение налоговым резидентом Франции не менее 10 % акций / долей иностранной компании;
  2. страна регистрации иностранной компании относится к государствам с благоприятным налоговым режимом;
  3. активы компании должны более чем на 50 % состоять из акций, облигаций, дебиторской задолженности, денежных средств или депозитов.

Общий подход к контролируемым иностранным компаниям определяется именно наличием контроля или владения. Процент в разных странах может отличаться, однако сущность КИК от этого не меняется.

Вы осознали, что попадаете под КИК. Что вам делать и как выйти сухим из воды?

Итак, вы определились и уверены, что Закон о КИК коснулся и вас. Что же делать дальше? Как отчитываться?

В случае наличия КИК вам придется рассчитать прибыль КИК, включить ее в декларацию, заплатить налог, но перед этим подготовить и подать соответствующие уведомления. Каждый из этапов в разных странах имеет свои особенности, но есть общие обязанности касательно отчетности по КИК.

В обязанности участника КИК часто входит подача уведомления об участии в КИК. Вам потребуется подать уведомление, если вы являетесь налоговым резидентом одной страны и подпадаете под одно из условий:

1) владеете иностранной компанией или ее частью;

2) ваша доля участия в иностранной компании изменилась;

3) вы прекратили свое участие в иностранной компании.

В случае неподачи соответствующих уведомлений будьте готовы заплатить штраф. Например, в России штраф за неподачу уведомления составляет 100 тысяч рублей (более 1 500 долларов).

Еще одной существенной обязанностью введенного режима налогообложения доходов КИК является обязанность контролирующих лиц включать нераспределенную прибыль КИК в свою соответствующую налоговую базу, подавать декларацию и уплачивать налоги. На практике это означает, что вам может потребоваться оплатить собственные налоги в стране проживания так, как будто вы получили дивиденды из своей иностранной компании, даже если этого не произошло и средства остались на счетах этой компании.

Важно знать точные сроки подачи отчетности КИК и не пропускать их, а также своевременно и в полном размере платить налог по иностранным компаниям. Помните, что за уклонение от уплаты налогов по КИК предусмотрена ответственность, размер которой напрямую зависит от суммы недоплаты. Не пытайтесь решить вопросы самостоятельно, это может вам стоить потери крупной суммы денежных средств.

Специалисты SBSB проанализируют ваши активы и подготовят для вас нужную отчетность по контролируемым иностранным компаниям.

Когда ваши иностранные компании могут быть освобождены от правил КИК?

В законодательстве большинства стран предусмотрены правила, позволяющие некоторым счастливчикам, владеющим иностранными компаниями, освобождаться от уплаты налогов. Перечень таких условий не всегда совпадает в разных странах, но вы можете обратиться в компанию SBSB для консультаций. Наши специалисты проанализируют все ваши документы и освободят вас от лишней налоговой нагрузки.

Законодательство о КИК постоянно меняется, многих владельцев КИК амнистируют и дают им возможность добровольно подать всю отчетность и заплатить налог. Однако это не означает, что вам стоит занимать выжидательную позицию и надеяться, что КИК пройдет мимо вас. Нужно обязательно задекларировать свои активы и подать всю отчетность в соответствии с законодательством. При анализе и подготовке документов по КИК можно столкнуться с целым рядом сложностей.

Компания SBSB решит любые ваши проблемы. Мы соберем нужные документы, подадим всю отчетность в срок и поможем избежать штрафов и ответственности.

Что такое контролируемые иностранные компании?

Контролируемые иностранные компании (далее — «иностранцы») — применяемый для налоговых целей особый термин. Каким документом регламентирован порядок действий контролируемых «иностранцев» и кто к ним относится — узнайте из нашего материала.

Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Итоги

Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)

Законом о контролируемых иностранных компаниях называют закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который:

  • внес многочисленные корректировки в НК РФ (включая новые, ранее не применявшиеся понятия и нормы) относительно налогообложения прибыли и доходов контролируемых иностранных компаний;
  • направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами»:
    • по нормам российского законодательства;
    • в бюджет РФ;
  • действует с января 2015 года.

Из законодательных корректировок следует, что россияне (юрлица и физлица):

  • могут учреждать иностранные фирмы;
  • владеть ими;
  • контролировать их;
  • получать от них прибыль.

Одновременно предоставленные права требуют от налогоплательщиков — резидентов РФ выполнения конкретного перечня обязанностей, неисполнение которых подконтрольно налоговикам и наказуемо в силу требований НК РФ.

Закон о контролируемых иностранных компаниях изначально был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что считается его официальным опубликованием. В дальнейшем текст закона о контролируемых иностранных компаниях (закона о КИК) был размещен в информационно-справочных системах и на различных сайтах в интернете.

Закон о КИК в 2016 году был откорректирован и дополнен — внесенные ранее в НК РФ положения уточнены в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

Тексты отдельных законов и статей НК РФ с комментариями, помогающими разобраться в тонкостях бухгалтерского и налогового законодательства, вы можете найти на нашем сайте:

  • «Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»»;
  • «Положения Закона о патентной системе налогообложения — 2016»;
  • «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения»;
  • «Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?»;
  • «Закон об онлайн-кассах — как применять БСО (нюансы)».

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)

Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:

  • «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
  • контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.

Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:

Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ

По ст. 25.14 НК РФ у КЛ появляется «информационная» обязанность, заключающаяся в подаче сведений налоговикам по месту своего нахождения/месту жительства (см. таблицу ниже):

Уведомление

Срок представления

Об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)

Не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной фирме

О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются

Не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у КЛ

О прекращении участия в иностранных организациях

Не позднее 1 месяца с даты прекращения участия

Допустимые НК РФ условия оформления, представления и корректировки уведомлений:

  • представление уведомлений производится в электронной форме (физлица вправе подать сведения на бумаге);
  • каждое уведомление имеет свои форматы и формы (например, форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях утверждена приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@);
  • у КЛ есть возможность уточнить ранее поданные сведения, если в первичном сообщении обнаружены неточности, ошибки или неполные сведения;
  • уточнение поданных ошибочных сведений ранее момента обнаружения неточностей налоговиками избавляет КЛ от ответственности по ст. 129.6 НК РФ;
  • если уведомление не подано, а налоговики располагают информацией о том, что налогоплательщик является КЛ, в его адрес направляется требование о необходимости представления пояснений или подачи уведомления;
  • если налогоплательщик не считает себя КЛ, при получении от налоговиков вышеуказанного требования он вправе документально подтвердить свою позицию (дополнительно представить налоговикам подтверждающие данные);
  • если представленные доказательства (после исследования их налоговиками) подтвердят обоснованность признания налогоплательщика КЛ, в его адрес направляется уведомление о контролируемых им иностранных фирмах для признания его КЛ;
  • существует возможность оспорить в суде указанное в предыдущем пункте уведомление — о факте оспаривания налогоплательщик должен сообщить налоговикам;
  • если уведомление не оспаривалось, через 3 месяца с момента его получения налогоплательщик считается признавшим себя КЛ.

Об иных «информационных» обязанностях хозяйствующего субъекта узнайте из размещенных на нашем портале статей:

  • «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения»;
  • «Составляем уведомление о переходе на профстандарты»;
  • «Уведомление о торговом сборе — бланк и образец»;
  • «Уведомление об увольнении иностранного гражданина — бланк 2015».

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Законом № 376-ФЗ уточнен алгоритм расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. Для ее расчета применяется один из нижеуказанных способов:

  • прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль до налогообложения по данным финотчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца»;
  • прибыль определяется по российским правилам (если такой способ расчета будет выбран, его требуется применять не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения).

Применение первого из указанных способов возможно только при соблюдении условий, классифицируемых как:

  • географические — постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании должно являться иностранное государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения (исключая страны, не обеспечивающие обмен информацией с РФ для целей налогообложения);
  • подтверждающие достоверность — по финотчетности, на основании которой определяется подлежащая налогообложению прибыль, представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения относительно ее достоверности или отказа в выражении мнения.

Подробнее об особенностях налогообложения «иностранцев» — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Итоги

Контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ зарубежные фирмы или иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются фирмами или физлицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Деофшоризация, КИК и обмен налоговой информацией: как жить в 2019-ом, если в кармане затерялась иностранная компания. Раскладываем по полочкам.

Пожалуй, только ленивый не слышал о деофшоризации мировой экономики вообще и российской, в частности.

Однако, развивая международную торговлю или привлекая иностранного инвестора, обойтись только российскими юридическими лицами вряд ли получится. Остаются не редкими и ситуации, когда российские партнеры отдают предпочтение нормам английского права для закрепления «правил игры», владея российским бизнесом через холдинговую структуру, созданную «там».

Рассмотрим краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду, задумываясь об открытии или сохранении компаний в иностранных юрисдикциях:

  • основания признания иностранной компании контролируемой и что за это бывает;

  • последствия автоматического обмена информацией;

  • понятие «фактического права на доход»;

  • и самое главное — когда какие налоги платить.

Основания признания иностранной компании контролируемой

Иностранные компании — нерезиденты России, акционерами и/или выгодоприобретателями которых являются резиденты РФ, признаются контролируемыми, если:

  • доля участия резидента РФ составляет более 25% либо совокупная доля в которой резидентов РФ более 50%, а доля каждого из таких резидентов более 10 %;

  • резиденты РФ хоть и не имеют доли участия, но осуществляют контроль над ней в своих интересах.

Наличие контроля резидента Российской Федерации определяется исходя из возможности оказывать влияние на принятие иностранной компанией решений о распределении прибыли после налогообложения не только в силу прямого и косвенного участия в компании, но и на основании (п.7 ст. 25.13 НК РФ):

  • участия в договоре об управлении компанией;

  • иных особенностей отношений между резидентом РФ и иностранной компанией.

Например, когда физическое лицо прямо не участвует в иностранной компании, скрываясь за офшорными компаниями-акционерами, но является бенефициарным владельцем, конечным выгодоприобретателем иностранной компании и заключает с номинальными акционерами иностранной компании соглашение о доверии. В таком случае собственник бизнеса также может быть признан контролирующим лицом иностранной компании. Это факт, с которым нужно смириться.

Однако. Признание компании контролируемой не тождественно необходимости уплаты за нее налогов в России!

А где же тут трасты?

Траст в смысле НК РФ является иностранной структурой без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). Такие структуры приравнены к контролируемым иностранным компаниям (п.2 ст.25.13 НК РФ).
По общему правилу контролирующим лицом иностранного траста является ее учредитель (п.9 ст. 25.13 НК РФ).
Учредитель траста не признается контролирующим лицом иностранного (кипрского) траста только при соблюдении одновременно ряда условий (п. 10, п. 8 ст. 25.13 НК РФ):

  • он не вправе прямо или косвенно получать прибыль;

  • он не вправе распоряжаться прибылью траста;

  • не оказывает влияние на принимаемые трасти (управляющим) решения о распределении прибыли.

  • учредитель траста не должен сохранить за собой права на имущество, переданное в траст. Это условие признается выполненным, если учредитель траста не имеет право на возврат переданных в траст активов в свою собственность.

В наиболее популярных отзывных трастах эта совокупность условий не соблюдается, так как учредитель траста имеет возможность отзыва имущества, что обеспечивает контроль за трасти (доверительным управляющим) и переданным ему в управление имуществом. В качестве альтернативы нередко говорят о конструкции безотзывного дискреционного траста. В этом трасте учредитель и бенефициары не могут принимать решение о распределении прибыли. Такое решение находится в компетенции управляющего, которому, тем не менее, могут быть направлены так называемые рекомендательные письма — Letter of wishes. Траст не может быть изменен или отменен. То есть «право передумать» в этой ситуации отсутствует.

Таким образом, этот вид траста имеет ряд ограничений:

  • невозможность отзыва;

  • распоряжение процессом распределения дохода только на основе рекомендательных писем, которые строго по закону не являются обязательными для управляющего.

Срываем маски

Наличие у российского гражданина подконтрольной иностранной компании накладывает ряд обязательств. Во-первых, это уведомление налогового органа в следующем порядке:

1) Однократное уведомление об участии в иностранной компании (учреждении ИСБОЮЛ).

Согласно п.3 ст.25.14 НК РФ уведомление об участии в иностранных организаций подаетcя в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения доли участия в такой иностранной организации. Первое уведомление нужно было подать до 15.06.2015г. (пп.1 п.4 ст.4 ФЗ от 24.11.2014г. № 376-ФЗ (ред. от 15.02.2016г.). Если это не сделано вовремя, уведомление может быть подано в любой момент. Штраф за нарушение срока относительно небольшой — 50 000 руб. в отношении каждой иностранной компании (структуры), взимаемый однократно (п.2 ст.129.6 НК РФ).

За непредоставление или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, штраф уже выше — 100 000 рублей (п.1 ст.129.6 НК РФ). Вместе с уведомлением должны подаваться любые документы, свидетельствующие о наличии условий освобождения КИК от уплаты налога на прибыль в России (п.9 ст.25.13-1 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.03.2015 № 03-01-11/17052). Почему это налогообложение возникает, рассмотрим далее.

Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

Что это значит и как работает на практике?
Очевидно, что российская налоговая инспекция не может выслать иностранной компании требование об уплате налога. Да и необязательно российское налоговое законодательство для иностранных компаний, если они, конечно, не ведут деятельность в России.
Поэтому законодатель предусмотрел возможность облагать эту прибыль у контролирующего лица, который как раз является российским резидентом, а значит методы взаимодействия с ним у российской налоговой инспекции имеются.
Итак, презюмируется, что прибыль КИК — это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара — физического лица, составит 13%.
Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.
Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.

Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.

Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций:

1. Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.

2. КИК является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.

Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее — основные доходы).
Чтобы понять, применимо ли это условие к вам, давайте разберемся с понятиями:

Эффективная ставка — определяется для государства, резидентом которого является получатель доходов — контролируемая иностранная компания.
Средневзвешенная ставка — определяется для Российской Федерации, резидентом которой является контролирующее лицо.

Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по основным доходам равна 20%. 75% от этой величины соответствуют ставке налогообложения 15%.
Средневзвешенная ставка налога на прибыль РФ по доходам в виде дивидендов равна 13%. Соответственно 75% от этой величины равна 9,75%.
Если ставка налога в стране регистрации иностранной компании ниже, то по этому основанию ее прибыль не сможет быть освобождена от налогообложения в России.

Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп.4-6 ст.25.13-1 НК РФ.
Скорее вас заинтересует «активная компания». Ею будет та, доля пассивных доходов которой (дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций и реализации недвижимого имущества) не превышает 20%. От обратного, 80% и более ее доходов должны быть получены от торговой или производственной деятельности.
При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.

Пример.

В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34%, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10%, что также больше 75% средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75%). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.

На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5%. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.
Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица — резидента РФ, если в 2017 году и далее не превышает 10 млн.руб. (за 2015 год — 50 млн.руб., за 2016 год — 30 млн.руб.). Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.

Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?

  • подавать ежегодные уведомления о наличии КИК и основаниях освобождения ее прибыли в России;

  • платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.

А причем тут автоматический обмен информацией?

В век автоматизации уже не так сложно представить, что информация движется с огромной скоростью не только внутри страны, но и между финансовыми органами разных стран. Скоро это станет реальностью. С 2017, а в некоторых странах с 2018 года будет запущен так называемый автоматический обмен информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. Механизм следующий:

1) Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании1) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России. В перечень собираемой информации входит:

  • имена, адреса, ИНН (бенефициарных) владельцев счетов;

  • номер счета, наименование Банка;

  • остаток или сумма денежных средств на счете (в том числе, выплат по договорам страхования) по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого соответствующего отчетного периода, или если счет был закрыт в течение этого года (периода) на конец закрытия счета.

2) Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.

Таким образом, основными субъектами, участвующими в автоматическом обмене информации являются банки, в которых открыты расчетные счета, а не налоговые органы. Поэтому при анализе того, подпадет ли компания под автоматический обмен информацией, важно учитывать не саму по себе страну регистрации, а банк, в котором открыты счета.

Какая информация не попадет в обмен?

  • Прежде всего, данные о банковских и иных финансовых счетах активных компаний. Решение о квалификации компании как активной принимает обслуживающий банк.

  • А также Информация о счетах иностранных компаний, сумма на которых не превышает 250 000$ по состоянию на последний день любого последующего календарного года.2

Важно! Информация по счетам физических лиц будет раскрываться вне зависимости от суммы остатка на счете3

(если нужно больше подробностей, то об этом мы писали в отдельной статье)

Таким образом, помимо самостоятельного уведомления о наличии КИК, получить информацию контролирующие органы смогут:

  • после проведения каких-либо оперативных мероприятий;

  • путем межгосударственного обмена, который с 2018 года начнет действовать и в России.

Важно! Критерии активной компании для целей налогообложения ее нераспределенной прибыли по упомянутым выше правилам НК РФ и для автоматического обмена информацией отличаются!

Приведем пример. Офшорная компания является 100% участником кипрской компании (иной иностранной компании, зарегистрированной в стране, имеющей соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией). Бенефициарным владельцем обоих компаний является российский налоговый резидент. Кипрская компания занимается гостиничным бизнесом или интернет-торговлей, получает прибыль от этой деятельности и распределяет ее своему единственному акционеру — офшорной компании. В таком случае кипрская компания получает доход исключительно от активной предпринимательской деятельности, а офшор — пассивный доход в виде дивидендов, но не от транзитной организации — «пустышки», а от активной компании.

При таких обстоятельствах сведения о счетах ни офшорной, ни кипрской (иной иностранной) компаний не раскрываются России при автоматическом обмене информацией, так как иностранный банк расценит обе компании как активные.

Однако, если на конец финансового года на расчетных счетах офшорной компании будет зафиксирована нераспределенная прибыль в размере более 10 млн.руб. в виде ранее полученных дивидендов (=пассивные доходы), то российский бенефициар должен будет заплатить 13% НДФЛ, несмотря на то, что фактически он их еще не получил. Таким образом, кипрской компании имеет смысл распределять только такую сумму дивидендов, которая будет в дальнейшем фактически выплачена бенефициару или инвестирована в новые проекты. Ведь у самой кипрской компании, которая и является активной по правилам КИК, нераспределенная прибыль ни при каких условиях не облагается в РФ.

Понятие «фактический получатель дохода» и «фактическое право на доход» (ФПД)

Все вышесказанное касается самих иностранных компаний и обязанностей их бенефициаров. Теперь обратимся к российским компаниям, выплачивающим «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роялти) иностранным партнерам. В момент выплаты они должны определить, надо ли удерживать в качестве налогового агента налог с доходов иностранной компании.

Конечно, в первую очередь, необходимо иметь в виду положения Соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако этого недостаточно…

В общем смысле, суть правила о ФПД сводится к следующему: льготы в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения распространяются ТОЛЬКО на налоговых резидентов договаривающихся стран, являющихся конечными выгодоприобретателями выплачиваемого дохода.

Признание иностранной компании контролируемой автоматически не означает, что она не является фактическим получателем дохода. Иными словами, при перечислении дохода иностранной компании с российским бенефициаром Соглашение об избежании двойного налогообложения автоматически не прекращает действие.

Равно как и отсутствие подконтрольности иностранной компании российскому лицу прямо не влечет за собой рассмотрение данной компании в качестве фактического получателя дохода, полученного из источников в РФ. Иностранная компания, не связанная с Россией, вполне может оказаться не имеющей конечного права на доход. В этом случае российский налогоплательщик обязан действовать без учета его содержания и в большинстве случаев удержать так называемый «налог у источника» как налоговый агент, перечислив получателю только разницу.

Правила КИК и фактического получателя дохода различаются между собой. Соответственно отличаются и последствия.

Итак, российский заемщик при выплате процентов по займу / лицензиат при выплате роялти / акционер при выплате дивидендов должен запросить у иностранной компании доказательства того, что она является ФПД, то есть имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом.

Министерство финансов РФ4 предлагает российским организациям при выплате доходов анализировать деятельность иностранной компании, принимая во внимание документы (информацию):

  • о возникновении у получателя дохода права распоряжаться полученным доходом (это могут быть, например, инвестиционные договоры, подтверждающие вложение денежных средств в проект, договор об открытии банковского депозита, справка аудитора компании о выплате дивидендов и т.п. Перечня этих документов нет, как и обязательных требований к ним, поэтому подойдет то, что иностранная компания готова представить);

  • о возникновении налоговых обязательств в отношении полученного дохода, а также об отсутствии налоговой экономии в случае их дальнейшего (транзитного) перечисления;

  • фактическом осуществлении предпринимательской деятельности в том государстве (такая информация часто нужна для получения Сертификата налогового резидентства);

  • об отсутствии договорных обязательств, ограничивающих право использования дохода, у иностранной компании перед третьими лицами, местом резидентства (регистрации) которых являются государства, не заключившие с Россией налоговых соглашений. Имеются в виду стандартные договоры займа, лицензионные договоры, соглашения о трасте (о доверии), заключенные с офшорными компаниями, предполагающие перечисление полученного дохода («зеркальные» договоры).

Еще раз подчеркиваем, что для статуса ФПД не имеет значения тот факт, является ли иностранная компания контролируемой по российским правилам или нет.

В случае, если после изучения представленных документов, российская компания придет к выводу, что ее иностранный контрагент не является конечным выгодоприобретателем дохода, то есть ФПД, она не применяет Соглашение при выплате пассивного дохода и действует по одному из следующих сценариев:

1) Если российское лицо знает, что конечным получателем дохода является российский резидент, то:

  • налог у источника (то есть налог за иностранную компанию) при выплате доходов не удерживается при условии обязательного уведомления налогового органа по месту своего нахождения о причинах неудержания (подп. 1 п. 4 ст. 7 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.04.2015 г. № ГД-4-3/6713@);

  • налогообложение доходов конечного получателя доходов — резидента РФ происходит в соответствии с НК РФ. Если он является физическим лицом, ставка НДФЛ стандартная 13%. Механизм уплаты этого налога пока не ясен окончательно. Сначала Минфин России указывал на необходимость самостоятельной уплаты налога физическим лицом. Согласно НК РФ это происходит в году, следующем за годом получения доходов. Согласно последней точке зрения российская компания должна удержать налог по ставкам НДФЛ (13%) как при непосредственной выплате дохода российскому физическому лицу (письмо от 22.04.2015 № 03-08-05/23047). Скорей всего, такая рекомендация направлена на скорейшее поступление налога в бюджет.

2) если конечный бенефициар известен и он является резидентом той же страны, что и место регистрации компании — контрагента, то российский налогоплательщик выплачивает доход, применяя соглашение с этой страной, то есть удерживая налог по тем же ставкам, если бы компания — непосредственный получатель подтвердила, что имеет фактическое право на доход (подп.2 п.4 ст.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-08-05/16994);

3) если фактический получатель дохода не известен, то российские компании с выплаченных иностранным компаниям процентов удерживают налог у источника по ставке налога на прибыль 20%.

Две условные ситуации для закрепления изученного материала

1. У российского бенефициара есть иностранная компания, которая ведет торговую деятельность, например, закупает товар в Китае и продает его в любую другую страну, включая Россию:

  • иностранная компания является контролируемой и бенефициар обязан подавать ежегодные уведомления о ее наличии, размере прибыли и основаниях для освобождения от налогообложения в России. За неисполнение штраф 100 000 руб.;

  • компания платит налог на прибыль в той стране, где зарегистрирована, по тем ставкам, которые установлены в местном законодательстве;

  • бенефициар не уплачивает НДФЛ с величины нераспределенной прибыли компании. Независимо от того, в какой конкретно стране зарегистрирована эта иностранная «активная» компания;

  • после фактического распределения дивидендов российский резидент обязан добровольно заявить о доходе и заплатить НДФЛ;

  • о банковском счете этой компании скорей всего в России не узнают, а вот о счете физического лица, на который поступили дивиденды, — обязательно;

  • иностранная компания не получает доходов из России, поэтому правила о «ФПД» можно упустить из внимания.

2. Иностранная компания имеет некий капитал, который используется для заемного финансирования юридических лиц в России. Российские компании начисляют и выплачивают проценты:

  • со всей суммы полученного дохода компания должна заплатить налог в стране своей регистрации. Конечно, может учесть расходы. Все как обычно.

  • иностранная компания является контролируемой и бенефициар обязан подавать ежегодные уведомления о ее наличии, размере прибыли и… основаниях для освобождения от налогообложения в России…

  • …если они есть. Получаемый доход относится к пассивным и по этому признаку подпадает под налогообложение. Далее надо проверить ставку налога в ее государстве и размер прибыли. Если ставка меньше 15%, а сумма дохода больше 10 млн. — то нераспределенная прибыль должна быть включена в базу по НДФЛ у бенефициара, а уже уплаченный иностранный налог на прибыль идет в зачет. Итого, в российскую казну поступит (13% — «Икс» % налога на прибыль в иностранном государстве) с суммы нераспределенной прибыли;

  • о банковском счете компании в России узнают после 2018 года, если остаток на нем на конец года превысит 250 000$;

  • самое интересное касается концепции ФПД. Учитывая, что бенефициар должен заявить о наличии у него КИК, принадлежащее ему российское юридическое лицо не может не знать, является ли получатель дохода (иностранная компания) ФПД или нет. И если оснований для признания инокомпании ФПД нет, то уже при перечислении дохода будет удержан НДФЛ с дохода контролирующего лица по ставке 13%.

Если иностранная компания является ФПД, в частности самостоятельно определяет судьбу полученного дохода, вкладывает в другие ценные бумаги, имеет самостоятельного директора, то при выплате дохода налог в России не будет удержан (в соответствии с правилами большинства Соглашений об избежании двойного налогообложения). Иностранная компания заплатит налог на прибыль в своей стране, а с оставшейся чистой прибыли налог уплатит бенефициар — при выплате или до фактической выплаты дивидендов.

Закончим сегодняшний разговор упоминанием о еще одной новой обязанности юридических лиц — обязанности раскрывать своих бенефициаров. Коснется она в первую очередь тех, в составе участников / акционеров которых фигурируют иностранные компании, те самые КИК. Само юридическое лицо должно:

  • не реже одного раза в год принимать меры по установлению и обновлению информации о бенефициарах,

  • хранить эти сведения

  • и предоставлять их по запросам уполномоченных, в том числе налоговых, органов. Порядок и сроки предоставления пока не утверждены.

Какой степени усердия на этом пути достаточно для российской компании, закон умалчивает, а практика не сложилась. Как будут проверять достоверность информации, тоже до конца не ясно. Однако потенциальные штрафы за отсутствие у компании сведений, кто в конечном счете стоит за участником — иностранным юридическим лицом, носят не символический характер — до 40 тыс.руб. для должностных лиц и до 500 тыс.руб. для юридических лиц.

Держите руку на пульсе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *