Часть произведения

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

Содержание

1. Об использовании изображения гражданина

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не относится к интеллектуальным правам. Но произведения, содержащие изображения гражданина, охраняются по правилам объектов авторского права.

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

📌 Реклама Отключить

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Применение к лицу, нарушившему интеллектуальные права, мер уголовной или административной ответственности не исключает возможности применения гражданско-правовых мер защиты.

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

При рассмотрении дел о защите нарушенных интеллектуальных прав суд вправе принять любые виды доказательств, предусмотренных процессуальным законодательством, в том числе, полученные с помощью сети Интернет. Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки. Доказать факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей можно не только с помощью товарного или кассового чека, или свидетельских показаний (статья 493 ГК РФ), но и на основании, например, аудио- или видеозаписи. 📌 Реклама Отключить

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

Если на товарах размещен торговый знак с разрешения правообладателя или самим правообладателем, но они ввезены в РФ без его согласия, то эти товары «могут быть изъяты из оборота и уничтожены в порядке применения последствий нарушения исключительного права на товарный знак лишь в случае их ненадлежащего качества и (или) для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей». 📌 Реклама Отключить Только суд может признать материальный носитель контрафактным При необходимости суд назначает экспертизу. Вместе с тем, перед экспертом не может быть поставлен вопрос об оценке товарного знака, исключительное право на который принадлежит правообладателю, и обозначения, выраженного на материальном носителе, на предмет их сходства до степени смешения. Этот вопрос решает суд с точки зрения обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

5. Об ответственности информационного посредника

Является ли конкретное лицо информационным посредником устанавливает суд с учетом характера деятельности этого лица. Ответственность информационных посредников наступает при наличии вины.

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

📌 Реклама Отключить

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если владелец сайта вносит коррективы в неправомерно размещенный третьими лицами материал, то вопрос об отнесении его к информационным посредникам решается в зависимости от степени активности в формировании размещаемых материалов и от того, получал ли он от этого доходы. 📌 Реклама Отключить

6. Авторское право

Пункт 1 статьи 1259 ГК РФ не содержит исчерпывающий перечень объектов авторского права.

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения». Творческий характер произведения не зависит от того, создавал ли автор его собственноручно или с помощью технических средств. При этом, если произведения созданы с использованием технических средств, но не имеют творческого характера, то они не являются объектами авторских прав. Например, фото- и видеосъемка камер наблюдения, сделанная в автоматическом режиме. 📌 Реклама Отключить Охране подлежат также и неоконченные произведения Авторское право распространяется на любые части произведения при соблюдении следующих условий:

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

Не любое действующее лицо произведения является персонажем. <…> под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др. Автор может обратиться за защитой прав именно на персонаж как часть произведения только в том случае, если докажет, что персонаж является самостоятельным результатом творческой деятельности. При этом учитывается, обладает ли персонаж индивидуализирующими его признаками: внешний вид, характер, отличительные черты (мимика, речь), и др., т.е. насколько он узнаваем вне пределов произведения. 📌 Реклама Отключить

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Соавторство возникает тогда, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (устному или письменному) внес в произведение свой творческий вклад.

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

📌 Реклама Отключить

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом, то представителем автора считается издатель. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свое имя.

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

Использование произведения — это его публичное исполнение в живом исполнении или с помощью техническим средств в месте, открытом для свободного посещения, или для широкого круга лиц, не являющихся членами семьи. 📌 Реклама Отключить

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения <…> основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

При рассмотрении споров о нарушении исключительного права на произведение путём использования его переработки, необходимо доказать, что одно произведение создано на основе другого.

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

📌 Реклама Отключить

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

При применении положений пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, необходимо помнить:

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы. Что касается свободного использования произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ), то нужно учесть: 📌 Реклама Отключить

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом (п.1 ст. 1300 ГК РФ), или в Реестре программ для ЭВМ, или в Реестре баз данных (пункт 6 статьи 1262 ГК РФ).

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Перечень объектов, которые не относятся к изобретениям, определяет п. 5 статьи 1350 ГК РФ. В отношении таких объектов не проводится проверка на соответствие условиям патентоспособности. 📌 Реклама Отключить Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

Перечень является открытым: объекты, прямо не перечисленные в пункте 5 статьи 1350 ГК РФ, не являются изобретениями, если они не отвечают определению, данному в пункте 1 этой статьи.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

Решение Роспатента о недействительности патента, об окончании правовой охраны товарного знака или предоставления наименованию места происхождения товара вступает в силу со дня его принятия. 📌 Реклама Отключить

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

За нарушение исключительного права на секрет производства (разглашение любых сведений, касающихся секрета производства; другие нарушения права) может быть привлечено к ответственности любое лицо (статья 1472 ГК РФ). 📌 Реклама Отключить

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

Право на фирменное наименование возникает только у юрлица, являющегося коммерческой организацией. Наименование некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации. «Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

Словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» и «Россия» являются, в том числе, «российский», а не «русский». 📌 Реклама Отключить

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Суд может отказать в защите права на товарный знак, если выяснит, что действия по приобретению товарного знака и исключительного права на товарный знак, а также по применению конкретных мер по защите товарного знака можно квалифицировать как злоупотребление. Например, неиспользование товарного знака само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом. 📌 Реклама Отключить Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

По общему правилу, нарушением исключительного права на товарный знак является фактическое использование доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров, однородных с теми, для которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку.

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

📌 Реклама Отключить

20. О сходстве товарных знаков

Чтобы установить факт нарушения «достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров».

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.

При этом смешение возможно:

  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.

Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется Кроме этого, суд оценивает и другие обстоятельства: 📌 Реклама Отключить

  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Система персонажей. Виды персонажей в художественных произведениях

Существует целая система персонажей, которые различаются по своим характеристикам и ролям в художественном произведении.
В этой системе различные виды персонажей могут переплетаться друг с другом самым непредсказуемым образом: все персонажи могут соотноситься с каждым, а каждый – со всеми.

Система персонажей

Типы связей между персонажами:

  • сюжетные. Они могут быть очень сложными, разветвленными и охватывать огромное число персонажей. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около шестисот действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака — около двух тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев мотивировано сюжетом;
  • на основе соотношения характеров. «…Люди не сходны, те любят одно, а другие другое», — говорит Гомер устами Одиссея («Одиссея». Песнь 14). Автор выстраивает цепь событий, руководствуясь иерархией характеров, в зависимости от избранной темы. Персонаж выступает носителем стабильных и устойчивых (порой претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств. Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, форм поведения и общения: значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом себя ведет; а также черт наружности и близкого окружения (в частности — принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений.

В результате в произведении между персонажами возникает целая система параллелей и противопоставлений.

В системе персонажей есть персонажи:

  • главные, второстепенные, эпизодические и упоминаемые;
  • протагонист и антагонист;
  • вымышленные, исторические, заимствованные. Вымышленные: Гулливер и лилипуты у Дж. Свифта; лишившийся носа майор Ковалев у Н.В. Гоголя. Исторические, реальные, которые автор домыслил: исторические личности, люди, биографически близкие писателю, сам писатель. Заимствованные: итог обработки и достраивания уже известных литературных героев, как Дон Жуан, Фауст;
  • жизнеподобные, условные и фантастические;
  • разные по возрасту, социальному положению, образованию и воспитанию; добрые и злые, прекрасные и безобразные;
  • трагические, комические и трагикомические.

Виды персонажей

Герой произведения/протагонист. Так называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств. Как синоним, сегодня часто используют слово протагонист (в пер. с греч. «первый», «борец») – главный герой, т.е. тоже означает «главное действующее лицо».

Антигерой. Тип литературного героя, который занимает в художественном произведении центральное место, но не пользуется авторскими симпатиями, антипод героя. Да, он не наделен героическими качествами, а иногда и вовсе действует сомнительно, а то и весьма отрицательно, но он тоже может быть именно в центре повествования.

Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей. Это яростный противник главного героя, соперник, в большинстве случаев – а иногда и вовсе злодей. Антагонистом может стать не только персонаж, но и силы природы, традиции, законы общественной жизни («Старик и море» Хемингуэя, «Гроза» Островского).

Автор. Образом-персонажем перед читателями может предстать автор (как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Автор также может быть представлен как рассказчик (рассказ «Бежин луг» И.Тургенева) и как нейтральный повествователь (М. Е. Салтыков-Щедрин, сказки).

Роль рассказчика автор может передать персонажу. Так, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы герою-рассказчику и читателям поведал штабс-капитан Максим Максимыч, а о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна Мери», истории Вулича рассказал главный персонаж романа, Григорий Печорин.

Антропоморфные персонажи. Это растения, животные, природные стихии, роботы, фантастические существа, вещи (например, сказочная избушка на курьих ножках). В таких жанрах художественных произведений, как сказка, баллада, басня, научная фантастика, анималистическая литература они вероятны или обязательны.

Собирательные персонажи. Прообраз – хор в античной драме. С 19-20 веков в сюжеты вводятся массовые сцены: например, толпа в «Соборе Парижской богоматери» Виктора Гюго, базар в «Чреве Парижа» Эмиля Золя, рабочая слободка в романе Максима Горького «Мать», «старухи», «соседи», «гости», «пьяницы» в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека»; толпа на площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, свидетельствующая о мнении народном и его выражающая.

Внесценические персонажи. Или упоминаемые. Об них подробно говорим здесь:

  • От главного героя до упоминаемых персонажей

Есть произведения, где внесценический герой является главным. Так, в пьесе М. Булгакова «Александр Пушкин (Последние дни)» действие происходит после гибели поэта.

Символичным может быть ожидание героя или героини, которые так и не появляются (Таньчора в повести В. Распутина «Последний срок»).

Заимствованные персонажи. Как теперь говорят, «раскрученных» персонажей берут из произведений других писателей. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина).

В современной массовой литературе распространен жанр римейка: известный читателю герой, имя которого стало нарицательным, вводится в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет. Заимствование в таком случае показывает условность искусства и способствует лаконизму текста, т.к. читатель уже знает героев, автору не надо характеризовать их.

Примеры: Молчалин в цикле Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности»; Чичиков, Ноздрев и др. герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова. В «Евгении Онегине» на именины Татьяны приезжают

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов…

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком.

Как вам, конечно, он знаком…

И становятся понятны строки из письма Татьяны: «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает…». Ее одиночество – одиночество романтической героини, которое помогают понять ожившие герои «Недоросля» и озорной поэмы «Опасный сосед» (литературный «отец» Буянова – В.Л. Пушкин).

Персонажи-двойники. Их фантомное существование порождает раздвоенность сознания героя: традиция имеет глубокие корни в мифологии и религии. Таковы спутник главного героя в «Повести о Савве Грудцыне», тень в «Приключениях Петера Шлемиля» А.Шамиссо, черт Ивана Карамазова у Достоевского, черный монах в одноименном рассказе Чехова. Не менее условен древний мотив превращения, метаморфозы героя («Человек-невидимка» Г. Уэллса, «Клоп» В. Маяковского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Заводной апельсин» Э.Берджеса).

Разнообразие видов персонажей показывает: нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. В центре внимания художественной литературы всегда человек, в первую очередь, как социальная личность.

Переработано. Основная информация — отсюда:

Композиция литературного произведения

Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.
Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волан-де-Мортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

Виды композиции:

Традиционная классификация:

  • Прямая (линейная, последовательная)– события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
  • Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
  • Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
  • Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Классификация А.Б. Есина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

  • Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
  • Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
  • Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
  • Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
  • Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
  • Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *