Бюджет на 2016 год

Статья 169. Общие положения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ в пункт 4 статьи 169 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа, проект бюджета городского округа с внутригородским делением, проект бюджета внутригородского района составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.

Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 30 сентября 2015 г. N 273-ФЗ действие абзаца четвертого пункта 4 статьи 169 настоящего Кодекса было приостановлено до 1 января 2016 г.

В случае, если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.

Бюджетный период и минимальный бюджетный период

При разработке и внедрении бюджетного регламента прежде всего определяют бюджетный период, или, как его еще называют, горизонт финансового планирования для предприятия или фирмы.

Бюджетный период — это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты и осуществляется контроль за их исполнением. При этом нужно помнить, что различные бюджеты должны иметь унифицированный бюджетный период. Иное дело разбивка каждого бюджетного периода на подпериоды, т.е. определение минимального бюджетного периода. В зависимости от специфики бизнеса различные бюджеты могут иметь разные минимальные бюджетные периоды.

Минимальный бюджетный период — единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада, неделя, день) по видам бюджетов.

Не нужно путать бюджетный период с бюджетным циклом. Внутри отдельного бюджетного периода и отдельных директивной и индикативной его частей может быть выделено несколько бюджетных циклов в зависимости от продолжительности шага финансового планирования.

Директивная часть бюджетного периода это время планирования, когда принимаются и утверждаются целевые показатели и нормативы, обязательные к исполнению. Внутри этой части принято жестко контролировать финансовые показатели, не допускать Их изменения (особенно в сторону уменьшения).

Индикативная часть бюджетного периода — срок планирования, в рамках которого устанавливаются лишь общие ориентиры финансовых планов компании. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, когда определяется бюджетный период. За рубежом компании (особенно крупные, располагающие большими аналитическими ресурсами) составляют бюджеты на 3-5 лет.

В России горизонт финансового планирования намного уже. Почему? Обычно такое положение аргументируют ссылками на высокую степень неопределенности хозяйственной конъюнктуры, техногенные и иные катастрофы, угрозы финансовых кризисов в нашей стране, нестабильность законодательной и нормативной (прежде всего в налоговой сфере, в области обеспечения прав собственности, чреватый постоянно нарастающим валом передела собственности и т.п.). Все это, безусловно, имеет место быть. В первые годы XXI в. ситуация еще более усугубилась (нарастание административных барьеров, бюрократизма и чиновничьего произвола и как следствие — рост коррупции при полном попустительстве властей).» Но главное все же не в этом.

Во многих странах за рубежом неопределенности тоже хватает. По части стихийных бедствий высокоразвитая Япония по всем статьям обставит Россию. Длительность периода финансового планирования в промышленно развитых странах определяется условиями расширенного воспроизводства основного капитала, а проще говоря, технической модернизацией производства, постоянным обновлением технологии, машин и оборудования. Дело в том, что средний нормативный срок окупаемости вложений в новую технику в большинстве отраслей составляет как раз 3-5 лет.

В России столь интенсивного обновления производственных мощностей не происходит. Полноценное бюджетирование встречается нечасто даже там, где руководители бизнеса реально занимаются технической модернизацией производства, а не выжиманием последних соков из построенных при советской власти и за бесценок доставшихся в ходе пресловутой приватизации основных фондов. Для последних перспективное финансовое планирование — вещь ненужная.

Между тем горизонт финансового планирования на период более одного года необходим не только для информационного обеспечения, повышения обоснованности в принятии финансовых решении, но и для того, чтобы у компании была возможность составить сбалансированный финансовый план.

В России руководители многих фирм отказываются серьезно обсуждать свои финансовые перспективы на срок более 6 мес. Сочетание социально-политической и нормативно-правовой нестабильности и отсутствия нормального расширенного воспроизводства основного капитала (осуществления планомерной и целенаправленной технической модернизации производства для повышения его эффективности) действительно делает более или менее среднесрочное (не говоря уже о долгосрочном) финансовое планирование в нашей стране для многих предприятий и фирм бессмысленным. Но это с одной стороны. С другой стороны, не зная ориентиров, не устанавливая целей и параметров бизнеса (в том числе и чисто финансовых), вряд ли можно говорить о каком-либо развитии.

За рубежом внутрифирменные бюджеты на период более одного года не обязательно являются индикативными, т.е. ориентировочными, составляемыми прежде всего для аналитических целей. Если речь идет об осуществлении крупных инвестиционных проектов, то бюджеты могут быть директивными и на период 3-5 лет и более по отдельным показателям (например, все, что касается окупаемости капитальных вложений, может быть предметом пристального внимания и отслеживаться достаточно жестко на протяжении нескольких лет). В пределах’ же календарного года финансовые показатели и бюджетные наметки строго утверждаются как директивные. Разбивка директивной части по международным стандартам осуществляется понедельно, т.е. календарный год разбивается на 52 недели (рис. 10.2). Соответственно строится и бюджетный регламент, включая процедуру организации скользящего финансового планирования и продолжительность бюджетного цикла.

В настоящее время в России бюджеты также составляются на один год. Объясняется это традициями планирования и составления отчетности (например, бухгалтерской), практикой заключения (или пролонгации) основной массы договоров на новый год в конце старого года, общими финансово-экономическими установками, связанными с принятием и исполнением государственных бюджетов всех уровней. В результате налоговая ситуация, темпы инфляции, банковские ставки,, курсы* валют и другие показатели внешней для компании среды также могут прогнозироваться на период до одного календарного года. Наконец, договоры между хозяйствующими субъектами (с поставщиками сырья, наиболее крупными потребителями или сбытовыми посредниками) также заключаются в конце года и сроком на один год. Таким образом, как минимум один год

Рис. 10.2. Структура бюджетного периода

может приниматься в качестве общей продолжительности бюджетного периода в современных российских условиях, а эту общую продолжительность каждая компания по-своему может разбивать на директивную и индикативную части.

Бюджетный период (календарный год) делится на директивную (например, I квартал или первое полугодие) и индикативную (второе полугодие или II—IV кварталы) части. Соответственно на первые 3 мес. бюджеты должны составляться более подробно с максимально возможным уровнем детализации (организационно и технически), при этом минимальный бюджетный период может доходить до одной недели или одного банковского дня (для некоторых видов бюджетов). Оставшуюся часть года (II—IV кварталы) вполне достаточно планировать по кварталам.

Различные бюджеты имеют свои особенности выделения минимального бюджетного периода (разбивки всего бюджетного периода на отдельные подпериоды). Однако в целом следовать канонам международных стандартов в России вряд ли возможно. Дело в том, что принятая по международным стандартам понедельная разбивка директивной части бюджетного периода (см. рис. 10.2) привязана к особенностям зарубежной хозяйственной практики. Одна неделя — пять банковских дней — естественный бизнес-цикл. Например, заработная плата во многих высокоразвитых странах выплачивается еженедельно, большинство налогов уплачивается бизнесом ежеквартально или один раз в год, У нас все это привязано к календарному месяцу.

Понедельная разбивка директивной части бюджетного периода по международным стандартам обусловливает и поквартальную разбивку индикативной его части (см. рис. 10.2). Все просто. Один месяц по продолжительности не равен четырем неделям. Один квартал всегда равен 13 неделям. В России естественным бизнес-циклом является 1 мес. (по налогам, отчетности, заработной плате). Отсюда помесячная разбивка директивной части бюджетного периода. Это обстоятельство, кстати, препятствует переходу на международные стандарты в сфере организации и бухгалтерского учета.

В отношении отдельных бюджетов могут существовать свои особенности более детальной разбивки уже внутри директивной части бюджетного периода. Так, минимальный бюджетный период для БДиР на первые 6 мес. может составлять / мес. или одну декаду (скорее всего в I квартале), ибо маловероятно, чтобы драматические изменения в структуре себестоимости продукции под влиянием инфляции издержек или изменений налогового законодательства случались чаще, чем один раз в десять дней. В связи с российской спецификой серьезные сдвиги в себестоимости даже в условиях гиперинфляции в первой половине 1990-х годов происходили в среднем один раз в месяц.

Для БДДС минимальный бюджетный период на первые 3-6 мес. составляет от одного банковского дня до одной декады ( на первый месяц лучше один банковский день). Контроль за движением денежных средств требует большей тщательности и оперативности. По сути, актуальность бюджетирования для многих предприятий и фирм обусловлена именно осознанной необходимостью управлять так называемыми финансовыми потоками.

Однако не все компании готовы к такому подходу при определении бюджетного периода организационно и технически. В последние 6 мес. года (особенно если речь идет об индикативном планировании) минимальный бюджетный период для БДДС может составлять 1 мес. Для расчетного баланса минимальный бюджетный период в первые 6 мес. может составлять 1 мес., а на второе полугодие — один квартал. Разбивка операционных бюджетов определяется регламентом составления основных бюджетов как на уровне ЦФО, ЦФУ и МВЗ, так и на уровне компании в целом.

Рассмотрим один из вариантов определения бюджетного периода в компании.

Бюджет доходов и расходов с учетом специфики (например, высокая диверсификация производства) компании (широкий ассортимент продукции и услуг, большие о.бъемы НИОКР, внутризаводского оборота и незавершенного производства) и нестабильности хозяйственной конъюнктуры должны иметь бюджетный период продолжительностью один календарный год (12 мес.) с помесячной (справочно — подекадной) разбивкой на I квартал и поквартальной на I—IV кварталы, полугодие и год в целом, а также с соответствующей корректировкой бюджетных наметок. В этом случае единицей измерения бюджетного периода (минимальный бюджетный период для БДиР) будет / мес.

Бюджет движения денежных средств обычно имеет более короткий минимальный бюджетный период, чем бюджет доходов и расходов. Если минимальный бюджетный период для БДиР составляет 1 мес., то для БДДС он должен быть не более одной декады. А в случае разработки бизнес-плана инвестиционного проекта компании, связанного с долгосрочными капиталовложениями (на срок более одного года), БДДС составляется на весь период реализации проекта с обязательной помесячной разбивкой первых двух лет периода реализации бизнес-плана.

Для БДДС (в случае выделения центра финансовой ответственности в финансовой структуре компании) с учетом специфики (высокая диверсификация хозяйственной деятельности) структурных подразделений компании (большая номенклатура выпускаемых изделий и услуг) целесообразные ввести бюджетный период продолжительностью один год (12 мес.) с подекадной разбивкой первых трех месяцев (на I квартал) и поквартальной (для I и II кварталов в целом) разбивкой. Единица измерения бюджетного периода — одна декада. При этом корректировка БДДС осуществляется ежемесячно, как и в случае с БДиР.

Для расчетного баланса бюджетный период также может быть установлен продолжительностью один год, а в качестве минимального бюджетного периода на I и II кварталы могут быть выбраны месяцы. В последующие периоды разбивка может быть поквартальной.

Разбивка бюджетного периода на подпериоды (различная для БДиР, БДДС и расчетного баланса) имеет отношение только к характеру отображения (степени детализации) финансовой информации. Регламент проведения план-факт анализа и корректировки бюджетов определяется прежде всего шагом финансового планирования, который устанавливается для двух основных бюджетов.

Для российских предприятий начала XXI в. весьма характерны очень короткий период финансового планирования в целом и отсутствие разбивки на директивную и индикативную части. Однако, как показывает опыт, по мере становления бюджетирования продолжительность периода финансового планирования увеличивается, причем увеличиваются и директивная (с 1 мес. до двух кварталов), и индикативная (до одного-трех лет) части. Обычно это происходит в течение двух лет постоянного применения бюджетирования. В конечном счете все зависит от позиции руководителей компании и их понимания того, что представляет собой бюджетирование и для чего оно нужно компании.

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетный цикл? Описание и определение понятия.
Бюджетный цикл – это период времени, за который выполняют такие операции: составление и планирование для предприятия финансового плана и для каждого его подразделения в отдельности на определенный период, контроль над его исполнением и оперативный анализ, корректирование и пересмотр отдельных бюджетных статей.

В идеале бюджетный цикл должен непрерывно длиться, а именно окончание анализа выполнения бюджетного финансирования отчетного периода должен совмещаться с началом разработки бюджетного финансирования следующего периода.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетный цикл.

Суть бюджетного цикла

Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.

Длительность бюджетного цикла зависит от:

  • специфики хозяйственной деятельности предприятия,
  • технической оснащенности финансовых служб и других факторов.

При составлении бюджетов могут устанавливаться такие сроки:

  1. срок не позднее которого каждый центр финансовой ответственности должен представить свой бюджет в службу занимающуюся рассмотрением и последней консолидацией,
  2. срок, в течение которого руководство компании, соответствующая служба или отдел осуществляет согласование и утверждение бюджетов подразделений и бюджета компании в целом.
  3. срок, до которого должны быть составлены сводные бюджеты компании, утверждены и доведены до соответствующих структурных подразделений бюджеты различных уровней.

Бюджетный цикл – это совокупность всех мероприятий по формированию бюджета организации (предприятия).

Структура бюджетного цикла

Делится бюджетный цикл на два основных этапа:

  • подготовка к процессу бюджетирования;
  • собственно процесс бюджетирования.

Подготовительный этап состоит из:

  • построение стратегических направлений предприятия;
  • четкий и точный анализ внешнеэкономической среды;
  • определение бизнес-направлений и стратегических ориентиров предприятия;
  • определение нормативов внутри предприятия (организации).

Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного циклаи очень часто оно сводится к составлению бюджета предприятия на будущий год. Часто это обьясняетсястихийными изменениями внешней среды, то есть изменениями в законодательстве страны. В таких ситуациях стратегическое планирование просто теряет свое значение. В современной экономике очень часто стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в постоянно меняющихся экономиченских условиях и в определении цели и обязательного соответствия этой цели ресурсам, которые имеются в наличии.

Для всех стратегических целей есть определенные критерии:

  • достижимость;
  • соотношение с конкретным сроком достижения;
  • измеримость;
  • конкретность.

Второй подэтап бюджетного цикла — это формирование прогнозов для определения факторов, которые непосредственно влияют на сегодняшнее развитие предприятия, а также на его будущий рост (обычно это факторы внешней среды ). Утверждается план макроэкономических показателей бюджетным комитетом, который создается специально (как контролирующий орган) для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся прогнозы:

  • ставки рефинансирования;
  • валютных ставок;
  • уровня инфляции.

Существуют также и неэкономические факторы, например такие:

  • законодательные;
  • конкуренции;
  • политические;
  • рыночные и т. д.

Очень важно этой группой факторов не пренебрегать, так как именно от них часто зависит больше, чем от экономических факторов.

Следующий этап – собственно процесс бюджетирования. Именно на этом этапе происходит планирование по всем сферам деятельности предприятия (организации). Тут же выбираются наиболее приоритетные направления деятельности компании.

Также на этом этапе производится закрепление данных, которые уже имеются. Эти данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем, после расчетов выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.

Значение бюджетного цикла

Таким образом бюджетный цикл – это определенный период от первой стадии бюджетного процесса, то есть составления сводного бюджета, до завершения третьей стадии – план-факт анализа исполнения сводного бюджета. В идеале в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.
На заключительной стадии бюджетного цикла проводится анализ исполнения сводного бюджета. Его еще иногда называют план-факт анализом, так как при его проведении идет непосредственно сравнение плановых данных и фактических , а также проводится анализ возможных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.

Точно также, по такой же схеме могут осуществляться текущие (промежуточные) корректировки внутри кварталов, когда бюджетный цикл составляет один месяц.
Самые первые системы планирования были чисто финансовыми и основывались на годовом бюджетном цикле.

Таким образом, стадия план-факт анализа является одновременно и начальной, и завершающей в бюджетном цикле, так какс нее начинается составление бюджета следующего периода и ею же заканчивается очередной бюджетный цикл, который соответственно представляет собой неразрывный процесс перехода от бюджетирования одного периода хозяйственной деятельности к следующему периоду.

Подведя итог, можно отметить, что процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

  1. планирование деятельности организации в целом и по его подразделениям, суммирование коллективных проектных предложений;
  2. разработка проекта бюджета;
  3. рассмотрение разных вариантов плана и внесение необходимых корректив;
  4. окончательное планирование и проектирование обратной связи, учет меняющихся условий.

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря. Пределы бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего года. Принятие денежных обязательств после 25 декабря уже не допускается.

Мы коротко рассмотрели бюджетный цикл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *