Бомбоубежище

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»

Приложение N 2

к Положению о порядке использования объектов

и имущества гражданской обороны приватизированными

предприятиями, учреждениями и организациями

Типовой договор
о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской
обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны

——————————————————— (новое название предприятия) ——————————————————— (название предприятия до приватизации) Предприятие _____________________________ в лице _________________ (новое название) (руководителя) с одной стороны, Госкомимущество России (территориальное агентство Госкомимущества России) и соответствующий федеральный орган исполнительной власти в лице __________________________ с другой стороны, (руководителей) действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации, составили настоящий договор от__________________ N _____________________ I. Предприятие ___________________________________________________ (новое название) принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны: 1. Средства связи и оповещения гражданской обороны ————————————————————————- Наименование | Количество | Где используется ————————————————————————- 2. Средства защиты гражданской обороны а) коллективные (защитные сооружения) ————————————————————————- Тип | Класс |N по соо|Вмести-| Количество | Приписано ук- | Наличие и | |тветству| мость | фактически |рываемых (объ- |состояние сис- | |ющему | | укрываемых |ект, количест- |тем жизнео- | |реестру | | |во) |беспечения ————————————————————————- б) индивидуальные ————————————————————————- Наименование | Год выпуска | Количество | Условия хранения ————————————————————————- 3. Другое имущество гражданской обороны. II. Предприятие ____________________________ обязуется: (новое название)

1. Сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.

2. Накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.

3. Не допускать использование объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в качестве залога, продавать или отчуждать их иным способом.

4. Не допускать передачу объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в аренду либо с баланса на баланс в управление другим юридическим лицам без согласия штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

5. Выполнять мероприятия по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.

6. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, служб, невоенизированных формирований гражданской обороны предприятия, обучение рабочих и служащих по гражданской обороне.

7. Участвовать в создании служб и невоенизированных формирований гражданской обороны.

8. Участвовать в мероприятиях гражданской обороны (по планам штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).

9. Обеспечивать организацию и проведение спасательных и других неотложных работ на предприятиях при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также принимать участие в их проведении на других объектах по распоряжению органов государственной власти и местного самоуправления.

10. Обеспечивать уполномоченным лицам штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и органов инспекции доступ на предприятие и исполнение обязанностей по контролю за выполнением предприятием требований нормативных документов по гражданской обороне и обязательств, возлагаемых настоящим договором.

11. Другие обязательства.

III. Орган государственной власти через штаб (комитет) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в целях выполнения предприятиями взятых на себя обязательств обязуется:

1. Оказывать методическую помощь в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны.

2. Оказывать помощь в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации.

3. Другие обязательства.

IV. За нарушение условий договора в нем должны быть предусмотрены штрафные санкции.

Представитель Госкомимущества Руководитель предприятия России (территориального агентства Госкомимущества России) ——————————— ————————— (подпись) (новое название) Согласовано: Согласовано: Начальник штаба (комитета) Представитель федерального по делам гражданской обороны органа исполнительной и чрезвычайным ситуациям власти, на который возло- жены координация и регули- рование деятельности в соответствующей отрасли ——————————— ————————— (подпись) (подпись)

Как ведётся реестр бомбоубежищ МЧС?

Бомбоубежище Бомбоубежище Отправим материал вам на: Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Гражданской обороной страны занимается специальное Министерство, которого готовит комплекс мероприятий по защите и подготовке населения РФ к обороне при военных конфликтах или их последствий. Также к опасностям причислены природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, которые уничтожают не только людей, но и культурные и материальные ценности России на ее территории.

Создавая множество защитных сооружений, в министерстве понимают, что должен вестись определенный учет по регионам России, с учетом ее огромной территории. Реестр убежищ МЧС ведет в каждом городе и населенном пункте, а список выкладывает в открытый доступ, чтобы каждый гражданин мог в случае опасности найти убежище.

Зачем нужна гражданская оборона?

У комплекса гражданской обороны есть несколько задач, основными из которых являются следующие:

  1. подготовка людей к основам обороны;
  2. информирование населения об опасности, которую несет военный конфликт или его последствия, а также о грядущих природных катаклизмах и различных техногенных катастрофах;
  3. эвакуация ценностей (культурных или материальных) и населения в места, где нет опасности;
  4. выдача средств коллективной защиты и индивидуальных наборов;
  5. проведение световой маскировки и других ее видов;
  6. выполнение спасательных работ при аварии и опасности для населения в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
  7. поставка продуктов жизнеобеспечения для людей, которые пострадали в ходе войны или катастроф, а также устранение последствий;
  8. борьба с массовыми пожарами на большой территории, что часто бывает при разгуле стихии;
  9. выявление радиационного поражения районов, а также химических или биологических атак;
  10. обработка зданий, людей, конструкций, автотранспортной техники и различных территорий;
  11. поддержание порядка в районах, которые пострадали от военных действий;
  12. восстановление работы коммунальной системы после природного катаклизма или другой ситуации;
  13. захоронения погибших в военное время;
  14. контроль и поддержка работы предприятий, которые поставляют жизненно важные вещи или продовольствие в ситуациях наступления опасности;
  15. поддержание в готовности сооружений, средств и сил ГО.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от NordSkif (@antreprener) 16 Фев 2019 в 5:24 PST

За что отвечает МЧС в комплексе гражданской обороны?

Органы МЧС ответственны за выдачу населению средств защиты и предоставление защитных строений ГО (ЗСГО). Эти сооружения специально возведены для защиты людей от оружия массового поражения, повреждений зданий и любых аварийных условий в окружающей среде. В убежище человек получает защиту и от угарных газов, продуктов горения, химических веществ в атмосфере и пыли от радиации.

Против радиации создается специальная конструкция, внутри которой нет ионизирующего излучения и радиоактивной пыли, светового ядерного излучения. Также эти укрытия надежны от воздействия ударной волны или завала обломками разрушенных бомбами зданий, попадания на одежду и кожные покровы капель химических отравляющих веществ при бактериологической атаке.

Самое простое укрытие не требует сложных строительных работ, и частично защищает от ударной волны или обломков строений, от непогоды и других факторов, опасных для здоровья и жизни человека. Снижение радиации не исключает ее воздействия на население внутри. Щели открытого типа и траншеи можно выкопать за 12 часов, а за следующие 12 часов их успевают перекрыть. Далее можно доводить их по обустроенности до противорадиационного укрытия.

Реестр бомбоубежищ МЧС

Все укрытия и сооружения гражданской обороны учитываются федеральными органами и другими представителями власти в регионах РФ. Для этого разработан специальный журнал учета с зафиксированной формой отчетности. Все таблицы и параметры утверждены Правительством России.

Документально статус убежища отражен в его паспорте, где перечислены все характеристики и технические параметры, а также оборудованные системы жизнеобеспечения. Обязательно прикладываются планы этажей и состав всех имеющихся помещений, которые согласованы представителями нескольких структур:

  • специалист технической инвентаризации;
  • начальник Управления гражданской обороны;
  • представитель МЧС на месте.

Когда для бомбоубежища нужен паспорт?

Паспорт объекта для бомбоубежища нужен в нескольких случаях:

  • как только сооружение было введено в эксплуатацию;
  • если изменился тип защитного укрытия ГО;
  • если по итогам инвентаризации в ЗСГО нет паспорта, а строение было закреплено за организацией, использующей помещения.

Если нет паспорта, то его могут заменить проект и техническая документация при разработке укрытия, решения по конструкции и объемно-планировочные данные. Обязательно указывает оборудование инженерно-техническими агрегатами, что дает возможность причисления сооружения к объектам гражданской обороны.

Вся информация о ЗСГО передается в Министерство ГО РФ в установленном законом порядке. Каждому объекту присваивается инвентарный номер, для чего необходимы данные по месту расположения и копии паспорта с приложениями.

Бывают случаи, когда сооружение нужно снять с учета, чтобы внести в реестр бомбоубежищ МЧС изменения необходимо обосновать снятие. Это возможно в следующих случаях:

  • прекращение защитного свойства ограждения и несущей конструкции ЗСГО, а также в случае невозможности их ремонта или восстановления. Если нет экономической целесообразности, строится новый объект;
  • если проводится переоснащение или реконструкция строения, что согласовывается на федеральном органе и передается в органы самоуправления на местах. В планах рекомендуется предусмотреть восполнение утраченного объекта ГО в общем фонде;
  • если нет организации, которая займется поддержанием здания в готовности к эксплуатации. Это и ведение хозяйства, и ремонтные работы, и контроль за состоянием оборудования;
  • если на указанном адресе нет объекта. Проводится расследование, а итоги его передаются в МЧС для внесения изменений в реестр.

Как осуществляется снятие статуса ЗСГО с объекта?

Создается комиссия из нескольких представителей государственных структур, которые имеют отношение к ГО. Рассматривается вся поступившая документация, а также проводится оценка готовности объекта к эксплуатации. Итогом работы комиссии является акт о непригодности убежища или акт об отказе в снятии статуса ЗСГО. К акту необходимо приложить следующие документы:

  1. паспорт объекта;
  2. выписку о собственности из реестра федерального имущества;
  3. свидетельство государственного права на объект;
  4. технический акт о состоянии объекта по утвержденному образцу в случаях повреждения несущих конструкций или ограждений, а также при утрате паспорта объекта;
  5. предлагаемые рекомендации по эксплуатации помещения и территории вокруг ЗСГО;
  6. отдельное мнение любого из членов комиссии;
  7. заключение и экспертиза о возможности смены статуса объекта применительно организации, в ведении которой находится убежище;
  8. акты о повреждении стихийным бедствием или пожаром с приложением задокументированного факта о катаклизме;
  9. акт о снятии статуса ЗСГО с объекта в пяти экземплярах.

Как только статус снят, пакет документов отправляется в разные ведомства:

  • в МЧС РФ в регионе расположения объекта;
  • в органы, которые ответственны за снятие правового статуса на местах;
  • в центральный офис МЧС;
  • в филиал Росимущества;
  • в организацию, отвечающую за объект и его состояние.

При этом все подразделения МЧС, которые участвую в процессе снятия, отвечают за контроль и методическую поддержку того процесса. Вносят изменения в реестр, который поддерживается по всей России. Росимущество в регионах отмечает в реестре федерального владения и списках регионального имущества изменения. Организации, которые ответственны за рассматриваемый объект, создают укрытия или другие убежища для населения на случай войны, катаклизмов или аварий.

К новым объектам предъявляют те же требования, как и ко всем сооружения гражданской обороны. При этом в журналах учета таких укрытий нужна особая отметка о вводе в эксплуатацию нового объекта. Заверенные подписи всех членов комиссии должны быть тех же структур, которые принимали решение о снятии правового статуса бомбоубежища ГО. Дополнительные сведения можно найти в Приказах МЧС №414 от 2016 года и №258 от 2018 года.

Бомбоубежище для защиты от коронавируса в аренду

бизнес 16.03.202016:04 поделиться: Фото: РИА Новости

В аренду сдается бомбоубежище на шесть человек в 150 км южнее Москвы. Услуга не из дешевых, но заявки уже поступили. При повышенном спросе можно будет задействовать дополнительные бункеры, рассказал «Ко» бизнесмен. Временно он готов перепрофилировать строящиеся подземные лаборатории для разработки лекарств от старения, расположенные в Тульской и Орловской областях.

Богатые к апокалипсису готовы

Клиенты — арендаторы бомбоубежища Воропаева прибудут к месту самоизоляции в сопровождении группы врачей медицины катастроф и вооруженной лицензированной охраны. Бомбоубежище оборудовано герметичными дверьми, системой очистки воздуха, дизель-генераторами и запасами дизельного топлива. Водой жители бомбоубежища будут снабжаться из скважины, запас еды долгого хранения рассчитан на 30 дней, исходя из потребностей взрослых мужчин. Стоимость услуги Воропаев не раскрывает. «Аренда бомбоубежища может стоить от 85 тыс. руб. за сутки на одного человека. Мы исходили из стоимости аренды самых дорогих отелей», — предполагают в компании «Бест-Новострой».

О потенциальных клиентах бизнесмен не распространяется: «Те, у кого есть деньги и понимание того, что будет, когда закроют город и в нем 30 000 000 человек, мне уже написали».

Бомбоубежища или бункеры в России строит также компания «Бункерстрой» (ООО «СЭТ»). Мы не смогли ее найти в ЕГРЮЛ, но на сайте можно ознакомится с ассортиментом. Варианты от экономкласса — площадью от 15 м кв., стоимостью 890 тыс. руб. — до люкса — площадью в 60 м кв., стоимостью 7,6 млн руб. Как рассказал «Ко» представитель «Бункерстроя», возможен и эксклюзив — например, стометровые бункеры за 20 млн руб. Такие сооружения защитят от ядерного оружия, радиации, химических, биологических атак и других угроз. Заказ выполняется примерно месяц, но, возможно, и быстрее. Бункеры многофункциональны. В мирное время здесь можно разместить кинотеатр, кальянную, спортзал, сейф или личный кабинет. На сегодня «Бункерстрой» возвела около 100 бункеров, в основном в Москве и Московской области. Всплеска спроса в связи с коронавирусом в «Бункерстрое» не заметили: бомбоубежища недешевые, а клиенты компании предусмотрительные. В числе партнеров — Министерство обороны, МВД, МЧС, «Росатом», «Газпром», «Лукойл», Сбербанк, Администрация Президента РФ, Администрации Москвы и Московской области.

Телефон другого производителя ВИП-бункеров «Проектно-строительной компании «Спецгеопроект»» не обслуживался. Между тем в Набережных Челнах через AVITO ищут инвестора, готового вложить 15 млн руб. в строительство бомбоубежища, пишет . Сообщается, что бункер будет находится в 5–20 километрах от Набережных Челнов. Первому покупателю обещают четыре места в подарок. Далее в бункере останется еще пять мест по цене 5 млн руб. каждое. Разместиться в убежище можно будет в течение 50 лет.

Спрятаться в Швейцарии

Кстати, в Швейцарии по закону каждый дом, построенный после 1960 года, должен быть оборудован бомбоубежищем на случай ядерной войны. На сегодня Швейцария полностью обеспечена укрытиями: в домах, учреждениях и больницах насчитывается 300 тыс. убежищ, также имеется 5,1 тыс. общественных бункеров. В России, в частности в Москве, множество бомбоубежищ, прежде всего это метро. До 90-х годов бункеры строились в рамках системы ГО и ЧС, сейчас большая их часть переделаны в подземные парковки. Адреса ведомственных бомбоубежищ засекречены.

прочитать весь текст

Город-лаборатория

Фонд Adenarios, где работает Сергей Воропаев, помогает находить инвесторов со всего мира. Фонд зарегистрирован в Лозанне, в Швейцарии, имеет офисы в Гонконге и Китае. Воропаев пишет о себе в LinkedIn, что он заработал 1 млн долларов с сентября 2017 года по январь 2018 года, разработав и внедрив технологию массовой оценки для стартапов, а также создал сеть из 65 000 квалифицированных инвесторов со всего мира.

Сейчас Воропаев работает над созданием «города-лаборатории», он называет себя инвестором и идеологом проекта. «Мы начали полгода назад. Заказчики — два богатых россиянина, один — из политики, другой — из коммерции. Основная задача — продление их жизни, для чего мы и собираем связанные с этой темой технологии по РФ и миру», — рассказывает бизнесмен. Фирма приобрела участки в Тульской и Орловской областях. «Там мы ведем строительство лаборатории по изучению новых методов лечения. Мы выкупаем сразу весь населенный пункт. Все строения будут под землей. Объекты самого высокого класса защиты, с самым лучшим лабораторным оборудованием», — продолжает Сергей. Названия населенных пунктов он не раскрывает.

Общая площадь лаборатории в Тульской области — 668 м2, количество спальных мест — 50. В Орловской области проект на 772 м2 расположится на 10 га. Цена проекта со всеми работами — 1,6 млн долларов, стоимость земли — 10 млн руб.

Приказ МЧС России 383 от 22.07.2019 О комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС РОССИИ)
ПРИКАЗ22.07.2019 Москва № 383
О комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета(изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны
В соответствии с пунктом 2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный № 4317), приказываю:
Утвердить Положение о комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
Утвердить состав комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
Признать утратившим силу приказ МЧС России от 27.12.2010 № 684 «Об организации в МЧС России работы по согласованию актов о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны» с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 24.01.2011 № 11, от 23.06.2011 № 324, от 30.01.2015 № 34.
250317013906500
Министр Е.Н. Зиничев
Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России от 22.07.2019 № 383
ПОЛОЖЕНИЕо комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета(изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны
Общие положения
Настоящее Положение о комиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны (далее – комиссия) разработано в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2010 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2003, регистрационный № 4317) и определяет задачи, функции, состав и порядок работы комиссии.Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Основные задачи и функции комиссии
Основными задачами комиссии являются:
недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО);
рассмотрение представленной документации для согласования актов о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО;
выработка предложений и принятие решений по согласованию или отказе в согласовании представленной документации для снятия с учета (изменении типа) ЗС ГО.
Комиссия в процессе своей деятельности и в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
вносит предложения руководству МЧС России по разработке нормативных, методических и иных документов в области инженерной защиты населения;
рассматривает представленную документацию планируемого к снятию с учета (изменению типа) ЗС ГО;
организует, при необходимости, комиссионные осмотры ЗС ГО, предлагаемых для снятия с учета, с привлечением соответствующих специалистов;
принимает решения о необходимости проведения дополнительных инструментальных обследований ЗС ГО, предлагаемых к снятию с учета;
оформляет решения о возможности согласования или отказе в согласовании актов о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Состав комиссии
Состав комиссии формируется из представителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, образовательных и научных учреждений МЧС России, а также организаций, находящихся в ведении МЧС России, и утверждается приказом МЧС России.
В состав комиссии входят председатель, секретарь и члены комиссии. Руководство комиссией осуществляет ее председатель.
Председатель комиссии:
организует работу комиссии, обеспечивает контроль за исполнением решений и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач;
ведет заседания комиссии;
подписывает протоколы заседаний комиссии;
согласовывает акты о снятии с учета ЗС ГО.
Члены комиссии:
присутствуют на заседаниях комиссии;
обеспечивают своевременное и квалифицированное рассмотрение представленной документации;
участвуют в голосовании по вопросам, вынесенным на заседание комиссии;
подписывают протоколы заседаний комиссии;
излагают в письменном виде свое мнение в случае несогласия с принятым решением, которое подлежит обязательному приобщению к протоколам заседаний комиссии.
Секретарь комиссии:
ведет текущую работу по осуществлению деятельности комиссии;
осуществляет прием документации для согласования актов снятия с учета (изменении типа) ЗС ГО;
ведет протоколы заседаний комиссии; ведет журнал снятых с учета ЗС ГО.
Ответственность за решение организационных вопросов деятельности комиссии возлагается на секретаря комиссии.
Порядок работы комиссии
Заседания комиссии назначаются и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, являются открытыми и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Члены комиссии участвуют в заседаниях без права замены.
Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии путем открытого голосования. При равенстве голосов членов комиссии правом решающего голоса обладает председатель комиссии.
Оповещение членов комиссии о дате и времени проведения заседания осуществляется секретарем комиссии.
Члены комиссии осуществляют свои функции в соответствии с решениями комиссии и поручениями ее председателя.
Рассмотрение представленной документации и принятие комиссией решения по согласованию или отказу в согласовании акта о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО осуществляется по результатам их рассмотрения членами комиссии, при необходимости, с учетом экспертной оценки технической документации, прилагаемой к акту о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО.
Комиссия имеет право запрашивать, при необходимости, в установленном порядке у балансодержателя ЗС ГО и территориального органа МЧС России сведения, уточняющие соответствие представленных документов нормативным требованиям и условиям (правилам) в области гражданской обороны, иные организационные и распорядительные документы (материалы) для принятия обоснованного решения о согласовании акта о снятии с учета (изменении типа) ЗС ГО.Оформление соответствующих решений комиссии осуществляется секретарем или другим назначенным членом комиссии в течение 10 рабочих дней после проведения заседания комиссии.
Решения, принимаемые на заседании комиссии, оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем, членами и секретарем комиссии, присутствующими на заседании.
Приложение № 2
УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России от 22.07.2019 № 383
СОСТАВкомиссии МЧС России по согласованию актов о снятии с учета
(изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны
ЖУКОВ
Василий Николаевич заместитель директора Департамента гражданской обороны и защиты населения (председатель комиссии)
Члены комиссии:
МОХОВ
Сергей Владимирович начальник отдела организации радиационной, химической, биологической защиты и первоочередного жизнеобеспечения Департамента гражданской обороны и защиты населения
ПОПОВ
Сергей Евгеньевич
главный специалист-эксперт отдела организации инженерно-технических мероприятий гражданской обороны Департамента гражданской обороны и защиты населения
СЕДЫХ
Николай Иванович
профессор кафедры защиты населения и территорий учебно-научного комплекса гражданской зашиты Академии Государственной противопожарной службы МЧС России
СОСУНОВ
Игорь Владимирович заместитель начальника Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)
СТУДЕНОВ Сергей Викторович начальник отдела организации деятельности федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы в области гражданской обороны Всероссийского ордена «Знак Почета» научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России
УВАРОВ
Александр Владимирович
начальник отдела организации надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента надзорной деятельности и профилактической работы
ШУСТРОВ
Алексей Евгеньевич советник отдела организации инженерно-технических мероприятий гражданской обороны Департамента гражданской обороны и защиты населения
ЮХИН
Александр Николаевич доцент кафедры инженерной защиты населения и территорий факультета руководящего состава Академии гражданской защиты МЧС России
САБИРОВА
Ирина Анатольевна заместитель начальника отдела организации инженерно-технических мероприятий гражданской обороны Департамента гражданской обороны и защиты населения (секретарь комиссии)

В этой статье мне хотелось собрать материал, который способен помочь в получении как теоретических, так и практических навыков поиска убежищ гражданской обороны.
Я не буду писать о том, как ломать решетки и обходить сигнализацию, вскрывать замки и заниматься прочими разрушениями, — пускай этим премудростям вас научит кто-то другой.
Ну а если вы уже нашли убежище (и уверены в том, что это именно оно) — всё равно зайдите под кат, чтобы убедиться в своей правоте или обнаружить ошибку до столкновения с ней.

Вступление:
— что такое убежище и для чего оно нужно?
— примеры планов убежищ
— где располагаются убежища
— какими они бывают
Встроенные убежища
— признаки убежищ под жилыми домами
— признаки убежищ под учреждениями и производственными зданиями
Отдельностоящие убежища
— внешние признаки
— поиск по спутниковым картам
— особенности и отличия
— типичные места расположения
Способы поиска
— из дома (через интернет)
— в «поле» (прогулки и осмотр из окна транспорта)
Основные правила
Примеры объектов, ошибочно принимаемых за убежища
В статье использовано более 50 иллюстраций
I. ВСТУПЛЕНИЕ (теоретическая справка)
Что такое убежище и для чего оно нужно?

Это понятно из названия: в убежищах подразумевается пребывание личного состава (т.е. людей) во время определенных угроз, таких как агрессивные народные волнения, обстрел, бомбёжка, использование врагом ядерного или химического оружия, а также землетрясения или стихийные бедствия.

Строились убежища в 20-м веке, строятся и сейчас.
Люди попадают в убежище через пригодные для этого входы, через них же они покидают убежище после сигнала отмены угрозы. Как можно догадаться, бомбёжка подразумевает разрушения, соответственно вход в убежище может оказаться завален обломками каких-либо зданий и построек в непосредственной близости. Отсюда правило первое и основное:
В КАЖДОМ УБЕЖИЩЕ ЕСТЬ МИНИМУМ ДВА ВХОДА/ВЫХОДА
Примеры планов убежищ.
Встроенные — находятся непосредственно под зданиями, в которые чаще имею выход по внутренней лестнице. Но иногда входом может быть наклонник, пристроенный вплотную к зданию. Аварийный выход/лаз удален от здания на несколько метров.





Отдельно стоящие — не соединяются со зданиями и построены сами по себе. Чаще всего сверху — холм или пустырь, но иногда — постройки лёгкого типа (без фундамента — будки, бытовки, гаражи)
Где располагаются убежища?
Логично, что раз эти сооружения предусмотрены для укрывания людей, расположены они там, где есть (или были раньше) люди: жилые дома (жилые районы), производства (заводы, фабрики), учреждения (стадионы, гостиницы, санатории и пансионаты, больницы, поликлиники, детские дома и сады, объекты транспорта — вокзалы и аэропорты, средние и высшие учебные заведения и т.п.), военные объекты.
Из этого нужно сразу же сделать вывод, что в безлюдных местах убежища не строят.
Какими они бывают?
Давайте сразу исключим из рассмотрения объекты, подобные подземным производствам, лабораториям, системам метрополитена крупных городов и т.п. Допустимость использования таковых объектов в качестве убежищ безусловна, но мы сейчас не о них.
Изначально построенные в качестве укрытий от внешних угроз убежища бывают встроенными и отдельностоящими, а также комбинированными (из нескольких блоков).
II. ВСТРОЕННЫЕ УБЕЖИЩА
Встроенное убежище располагается, условно говоря, в подвале здания. Традиционно имеет не более одного этажа, минимум один вход из здания и, почти со 100% вероятностью, минимум один аварийный выход (достаточно удаленный от здания — об этом расскажу подробнее чуть ниже).
Самый широкораспространенный тип встроенных убежищ — поддомные противорадиационные укрытия. Может быть предусмотрен изначально, а может быть подвалом, переоборудованным под убежище.
Как определить, есть ли убежище под конкретным жилым домом?
Способов несколько. Самый дурацкий — спросить: в жеке, у консъержки, у жителей дома. Равносильный этому метод — зайти в подъезд и глянуть, нету ли таблички
Более хитрый — посмотреть глазами. Смотреть нужно на две вещи:
1) Эпоха постройки дома. Так сложилось, что массово идея размещения убежищ под жилыми домами начала обуять умы архитекторов в пору холодной и после великой отечественной войн. Поэтому самый распространенный вид жилого дома с убежищем в подвале — так называемая «сталинка»
2) Подвальные окна. Если в доме есть подвальные окна (всякие решетки, куда лазиют кошки, или половинчатые форточки), убежища под ним 99% нет. Но — бывают жилые дома, убежище под которыми занимает не всю площадь фундамента, а лишь часть. Соотв, в этой части подвальных окошек нет.
3) Аварийный выход.
Аварийный выход — пожалуй, основной признак убежища под зданием (наравне с вент.вытяжками, о них позже), в том числе и под жилым домом.
Для поддомников существует два вида аварийных выходов:
— оголовок с решеткой-жалюзями
— наклонник с дверью и лесенкой (встречается реже), удаленный от здания
Удаление наклонника и вент.оголовка от здания — основной признак того, что перед вами убежище, а не просто подвал.
Как попасть в оголовок — придумаете сами. Что там будет — скорее всего, ржавые скобы, немного (или много) мусора, тесный тоннельчик до подвала, заканчивающийся гермофорточкой (или забутовкой).
Как попасть в наклонник — открыть дверь. За ней будет лесенка, тоже коридор/тоннельчик, в конце — форточка или гермодверь в рост.
4) Вытяжки
Иногда поддомники бывают без вытяжек — когда вентиляции подразумевается осуществляться через всё тот же оголовок аварийника. Но наличие во дворе, помимо аварийника, еще и вытяжек, должно окончательно убедить вас в том, что убежище тут есть.
Всё это, конечно, очень здорово — но поддомные убежища крайне редко бывают интересными (хотя, право, такое случается)
***
Помимо жилых домов, встроенные убежища могут располагаться под зданиями производств, научных институтов, учреждений, транспортных объектов.
Визуальным признаком таких убежищ, кроме аварийников (к слову, здесь они гораздо чаще бывают наклонниками) и вытяжек, может быть возвышение (холм), на котором будто бы стоит здание. Но это скорее исключение.
Выходов и вытяжек у таких убежищ может быть более, чем необходимый минимум. Но стоит отметить, что наличие вент.вытяжек для них является почти обязательным условием.
Эти убежища уже с гораздо большей вероятностью представляют интерес, однако в них риск спалиться несколько выше, чем в отдельностоящих — зачастую «население» здания сверху может спускаться вниз с целью чего-то взять, положить, проверить…
Для того, чтобы с ходу прикидывать, глядя на здание, есть ли под ним убежище, следует уделить некоторое время изучению архитектурных веяний и тенденций интересующих эпох.
II. ОТДЕЛЬНОСТОЯЩИЕ УБЕЖИЩА
Отдельностоящие убежища представляют из себя построенные под засыпку заглубленные сооружения, этажность которых редко превышает 2 (но чаще всё же остается на значении 1.
Со стороны выглядят как холм с вентвытяжками и несколькими (2 и более) входам/выходами
На спутниковых снимках — пустыри всё с теми же спусками/наклонниками и вентвытяжками.
Иногда крупные отдельностоящие убежища оборудуются автовъездом — гладким наклонным спуском большой ширины, заканчивающимся довольно большими гермоворотами, которые иногда дублируются обыкновенной гермодверью. Подобные автовъезды хорошо просматриваются со спутника.
Особо часто строятся на обширных территориях крупных производств (заводы), научно-исследовательских институтов и транспортных объектов (убежища железной дороги), иногда встречаются в парках отдыха в черте города, во дворах.
Сверху отдельностоящих убежищ большой площади иногда возводятся «легкие» строения (бытовки, одноэтажные здания почти без фундамента) или устраиваются автостоянки, площадки автошколы.
Распространенный вид отдельностоящих убежищ в Москве — так называемые районные убежища. Подавляющее их большинство «в мирное время» занято под склады и стоянки. Часто имеют два этажа.
***
Ну и подводя итог всего этого, приведу суммарную сводку способов поиска убежищ.
Поиск из дома (через интернет):
— изучение истории районов города и предприятий, эпох застройки, дат строительства пром.объектов или расширения производств
— просмотр спутниковых снимков с целью визуального поиска отдельностоящих убежищ
— просмотр распространенного в последнее время и актуального для крупных городов сервиса панорам
— поиск в местной прессе заметок о проводимых иногда конкурсах «лучшее убежище», а также об учения по гражданской обороне в отдельновзятых районах или на предприятиях (зачастую в отчетах может упоминаться факт наличия убежища вплоть до уточнения принадлежности к конкретным зданиям)
Поиск «в поле»:
— пешие прогулки по выявленным дистанционным поиском районам и территориям предприятий, военных объектов
— изучение пространств за окном автобуса или какого другого вида транспорта (напр., железнодорожные убежища можно заметить из электричек)
Основные правила (из которых, как водится, всегда есть исключения):
1. Крайне низка вероятность обнаружения убежищ под зданиями постройки до 30-40хх годов. Также она снижается для зданий постройки позднее, чем 70-е годы ХХ века (всевозможные кирпичные девятиэтажки и панельные 100500этажки, современные спальные районы и тому подобное).
2. Крайне высока вероятность наличия убежищ на территориях крупных советских заводов, НИИ, больниц.
3. У убежища всегда минимум два входа-выхода. Поэтому холм с одним наклонником — скорее всего, погреб.
4. Вентшахты большого размера, даже будучи удаленными от здания, могут не относиться к убежищу, а являться вытяжкой подвала.
5. Аварийный выход убежища предусмотрен для перемещения по нему людей. Поэтому, отсутствие лесенки/скоб внутри вентшахты — верный признак того, что она непроходима (внизу комната с трубой из стены) или проходима с затруднениями (потребуется разобрать часть вент.системы: клапан или УЗС — универсальную защитную секцию)
6. Иногда типичные для убежищ оголовки или вытяжки-«грибы» могут относиться не к убежищам, а к теплотрассам. Определить это можно по запаху — теплотрасса пахнет тёплым сухим воздухом, трубами и изоляцией труб. Вообще, нюхать вентшахты очень полезно — зачастую запах может не только рассказать, но и предупредить (как в случаях с размещением кафе в убежищах и подвалах)
Не следует опрометчиво принимать за убежища:
1. Холмы с люками и торчащими трубами. Скорее всего, это резервуары для воды.
2. Огороженные территории с ничем, и лишь маленькая будка посередине. Скорее всего, это артезианская скважина, водозабор.
3. Придорожные холмы с бетонированным монументальным входом (допустим также вариант одинокой железной будки). Скорее всего, это — НУП (необслуживаемый усилительный пункт), там ничего нет, лишь провода и сигнализация.
4. Узлы связи военных, командные пункты. Нууу… конечно, они являются в некотором роде убежищами, но лишь в последнюю очередь 🙂 Изначально их строительство предусмотрено в таком защищенном варианте для сохранности аппаратуры и специалистов, на ней работающих в том числе в мирное время.
Ну и самая последняя просьба ко всем начинающим и продолжающим диггерам:
НЕ НАЗЫВАЙТЕ, пожалуйста, УБЕЖИЩА СЛОВОМ «БУНКЕР»!
Благодарю за внимание.
Надеюсь, статья окажется полезной.
Принимаются замечания и корректировки.
_______________________________
Источники иллюстраций:
— галерея венткиосков caves.ru/threads/15046
— поиск и спутниковые снимки Гугл
— панорамы Яндекс
— галерея урбантрипа
— личный архив фоток
Благодарю Пилу и тов. Инженеръ’а за помощь в составлении статьи и подбор иллюстраций 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *