Безработный гражданин

Как получить статус безработного в центре занятости

Чтобы из неработающего гражданина превратиться в безработного, следует встать на учет в районной службе занятости – по месту проживания заявителя. Туда надо явиться, захватив следующие документы:

  • российский паспорт (человек должен быть зарегистрирован в районе, в центр занятости которого он обратился);

  • дипломы и свидетельства, подтверждающие образование заявителя, его профессиональную принадлежность, квалификацию, ученую степень и т.п.;

  • трудовую книжку, если гражданин успел уже где-то поработать;

  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца (имеет значение при назначении пособия, если с момента увольнения прошло не больше года).

В отношении инвалида признание безработным в центре занятости также возможно, если медицинская экспертная комиссия дала ему трудовые рекомендации. То есть, если человек с ограниченными возможностями трудоспособен, даже частично, он вправе встать на учет в службе занятости. Но вместе с вышеуказанным пакетом документов, инвалиду необходимо предъявить ИПР (индивидуальную программу реабилитации), где содержится врачебное заключение о характере и условиях труда, рекомендованных ему. Если в ИПР зафиксировано, что человек нетрудоспособен, признание его безработным не состоится. Невозможность работать компенсируется инвалидам повышенной социальной пенсией и другими мерами поддержки.

Обратившись к инспектору, заявитель предоставляет оригиналы документов, с которых снимаются копии. Он также заполняет и подает заявление – с просьбой оказать содействие в поиске работы. Если гражданин претендует на пособие по безработице, им заполняется и подается отдельное заявление.

Порядок признания граждан безработными

После подачи документов заявителю присваивается статус безработного. Но не сразу, а не позднее, чем на 11-й день с момента приема бумаг (3-я статья закона № 1032-1 «О занятости населения»). В течение этого времени сотрудники службы занятости проверяют достоверность представленных гражданином сведений по межведомственным и иным каналам. Параллельно они подыскивают ему подходящую работу, то есть ту, которая соответствует квалификации заявителя, его состоянию здоровья, и другим критериям, указанным в 4-й статье закона № 1032-1.

Несмотря на то, что решение о признании гражданина безработным принимается не в момент подачи документов, а позже, при невозможности предоставить заявителю подходящую работу в течение 10 дней, ему присвоят данный статус с первого дня обращения в инспекцию со всеми требуемыми бумагами.

Согласно п.17 Правил регистрации безработных граждан (Постановление Правительства № 891 от 07.09.2012), их учет ведется путем внесения в регистр даты посещения службы занятости получателями услуги, и вакансий, которые были им предложены.

Если биржа труда отказалась признать гражданина безработным, он вправе обратиться повторно, но лишь спустя 1 месяц.

§ 2. Правовой статус безработного

1) Понятие и порядок признания безработным

В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон «О занятости населения в РФ» указывает, кто может быть признан безработным.

В соответствии со ст.3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации48.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»49.

Безработными не могут быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

• осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

2) Понятие подходящей работы

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа, остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст.4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность – это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа (включая работу временного характера и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

• впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

• отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

• состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

• обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:

• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.

3) Права и обязанности безработного

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

• право на содействие в поиске подходящей работы (ст.4 Закона о занятости);

• право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);

• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.9, 23 Закона о занятости);

• право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости);

• право на получение содействия в организации собственного дела50.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

• пособие по безработице (ст.30-35 Закона о занятости);

• стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);

• материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);

• организация отдыха и лечения детей безработных граждан51;

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п.1 ст.28 Закона о занятости);

• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж52.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного53. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости54.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания – лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

14.Безработные граждане: понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации безработных.Регистр. осущ. органами по вопросам занятости населения (ОЗН) по месту их прож. в след. послед.: 1.первичная регистрац. 2.регистрация в целях поиска подх. Работы. 3.регист. в качест. безработных

Безработными признаются: трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка. зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу, готовы приступить к работе

Подходящей считается такая работа, в т.ч. временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Подходящей не может считаться работа если: 1.связана с переменой места жительства без согласия гражданина 2.условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда 3.предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы.

Это положение не распространяется на граждан среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если заработок ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан – осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.

регистрация безработных в целях поиска подходящей работы – безработные граждане предоставляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, документы, предоставляющие трудовой стаж, удостоверяющие трудовую классификацию, справку о трудовом доходе, справку за последние 3 месяца по последнему месту работы. Инвалиды в дополнение к этим документам предоставляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида. Иные граждане, имеющие ограничение трудовой деятельности по состоянию здоровья представляют соответствующие документы. Органы службы занятости в течении 10 дней со дня этой регистрации должны по возможности предложить 2 варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу не имеющему профессию специальности – 2 варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.

регистрация граждан в качестве безработных – граждане предъявляют те же документы, что и на предыдущем этапе. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органа службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  1. не достигшие 16 лет;

  2. которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в т.ч. досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионном обеспечению;

  3. отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы

  4. не явившиеся без уважительных причин в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы СЗ для предложения им подходящей работы

  5. осужденный по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы

  6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие не достоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными имеют право на повторное обращение в органы СЗ через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

перерегистрация безработных граждан – граждане признанные безработными обязаны в сроки установленные органами СЗ, но не более 2 раз в месяц проходить перерегистрацию.

15.Меры социально-правовой защиты временно незанятых и безработных граждан. Социальная защита отдельных категорий незанятых граждан. Государство гарантирует гражданам РФ, в т.ч. временно незанятым, т.е. впервые ищущие работу, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительно более 1 года перерыва, уволенные с работы по любым основаниям:

1.свободу выбора рода деятельности, профессии, специальности, выбора и характера труда (ст.37 КРФ, ст.12 закона «о занятости») 2.защиту от безработицы 3.бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов СЗ 4.информирование о положение на рынке труда

Государство обеспечивает дополнительные гарантии категория граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь, одинокие и многодетные родители с несовершеннолетними детьми, инвалиды, лица предпенсионного возраста, продолжительное время не имеющие работы, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, беженцы, вынужденные переселенцы, граждане уволенные с военной службы и члены их семей) если они испытывают трудности в поиске работы путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, специализированных организаций, организаций обучения по специальным программам, квотированием рабочих мест, компенсации затрат, предоставлением субсидий, налоговых льгот работодателям, создающим дополнительные рабочие места для таких лиц.

16.Пособие по безработице: назначение, размеры, периоды выплаты, прекращение и приостановление выплаты пособия. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие начисляется с первого дня признания их безработными за исключением: гражданам уволенным из организации в связи с ликвидацией организацией либо сокращением численности или штата работников и признанными безработными, но не трудоустроенным в период в течении которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя з/п, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении этого периода. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 календарных месяцев, за исключением случаев предусмотренных законом. Для граждан, впервые ищущих работу, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и др., каждый период выплаты пособия по безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течении 12 календарных месяцев. Безработные граждане не трудоустроенные по истечении 1го периода выплаты пособия по безработице имеют право на повторное получение пособия по безработице. Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в случаях:

  1. отказа в период безработицы от 2х вариантов подходящей работы

  2. явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения

  3. увольнения с последнего места работу за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия, отчисление с места обучения за виновные действия

  4. нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного

Социальная работа / Занятость населения и её ренгулирование / 5.3. Продолжительность безработицы и ее последствия. Работа с длительно безработными

Продолжительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. С точки зрения продолжительности, безработица может быть кратковременной (до 4 месяцев) или длительной (более 1 года).

Безработица независимо от ее продолжительности имеет весьма негативные последствия. Большинство людей, ставших безработными, ощущают отчаяние, растерянность, бессилие даже в том случае, если они были безработными на протяжении нескольких недель. Это связано с тем, что работа занимает очень важное место в жизни людей. Люди годами готовятся к будущей производственной деятельности в процессе обучения как в школе, так и в профессиональных учебных заведениях. Став взрослыми, люди тратят третью часть суток на различного рода социально полезные виды деятельности. Для большинства людей работа является основным и очень часто единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, жилье, одежде и прочих материальных и нематериальных благах.

Несколько поколений наших граждан прожили в те времена, когда безработица воспринималась как нечто абстрактное, связанное с противостоянием труда и капитала в странах Запада. Сокращения штатов на предприятиях и в учреждениях, волной прокатившиеся по стране, не были осознаны значительной частью работающего населения, полагавшей, что это явление временное. На самом деле все оказалось принципиально иначе. Продвижение общества по пути формирования и развития рыночных отношений определило такое реальное социальное явление как безработица. В странах с развитыми рыночными отношениями потеря рабочего места представляет собой серьезную психологическую травму, более тяжелым оказывается внутреннее состояние людей. В результате вынужденной потери рабочего места у большинства людей возникает стрессовое состояние, которое часто переходит в депрессию.

Известная австрийская исследовательница Л. Пельцман на основании бесед с людьми, потерявшими работу, выделила четыре фазы эмоционального состояния, проявляющегося в определенных поведенческих реакциях. Первая фаза, которую автор назвала фазой неопределенности, связана с переживанием жизненно важного события, порождающего эмоцию страха. На этой фазе очень высока вероятность возникновения различных заболеваний, обострения хронических болезней, осложнения семейных отношений и т.д. Автор отмечает наличие начавшихся изменений образа «Я», спровоцированных внешними обстоятельствами. При этом для данной фазы, связанной с потерей работы, характерен не активный поиск работы, а активизация процессов осмысливания себя в новых жизненных обстоятельствах. Рефлексия на фоне страха может привести к усилению тревожности. Клиентам службы занятости в этот период должна быть оказана психологическая помощь, направленная на снижение стрессогенности потери работы.

Вторая фаза, названная фазой конструктивного приспособления к ситуации, имеет временные границы до 3-4 месяцев после потери работы. В этой фазе отмечаются две противоположные тенденции в поведении безработных. Большинство людей начинают испытывать субъективное облегчение и даже радость из-за открывшейся возможности свободно проводить время, выполнять домашнюю работу, посвящать время любимым занятиям. У безработных отмечается улучшение состояния здоровья, самочувствия, появляется удовлетворенность жизнью. Но самое главное – они переходят к активному поиску работы. Правда, Пельцман при этом отмечает, что у некоторой части безработных наблюдается на этой фазе углубление стрессовых состояний, возникновение преувеличенной озабоченности по поводу собственного положения и страх вообще никогда не найти работу. Клиентам службы занятости должна быть оказана помощь по формированию готовности к предстоящему разговору с работодателем.

Третья фаза- утяжеление состояния. Она имеет временные границы до 6 месяцев после потери работы и бесплодных попыток подыскать новое место. В этой фазе начинают проявляться ценностные изменения деструктивного характера: разрушается психика, изменяются жизненные привычки, ценности, цели, интересы и прерывается начатый на предыдущей фазе активный поиск работы.

И наконец, на четвертой фазе формируется комплекс примирения со сложившимися обстоятельствам. Безработные не только не возобновляют поиск нового места работы, но боятся найти её.

Положение безработного может приводить к ухудшению отношений в семье, конфликтам и разводам. Прогрессирующие психопатические симптомы встречаются не только у безработного, но и у членов его семьи. Из вышесказанного можно заключить, что безработица решительно сказывается не только на тех, кого она затрагивает непосредственно, но и на тех, кто имеет к ней косвенное, опосредованное отношение.

Причина того, что безработица воспринимается самим субъектом и его окружением как острейшая стрессовая ситуация, кроется в той глубинной связи, которая существует между личностным самосознанием и трудовой деятельностью. Работа представляет собой один из главных факторов, определяющих внутреннее самочувствие человека. Годы профессиональной деятельности оказывают сильное преобразующее влияние на его интеллект, характер, привычки и склонности. В юности человек тратит много времени и сил на выбор профессии и подготовку к ней, а после выхода на пенсию проходит долгий путь адаптации к своему новому положению. Естественно, что утрата работы в трудоспособном возрасте воспринимается значительным большинством людей как крушение всего жизненного уклада.

Среди эмоциональных последствий безработицы отмечается резкое снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение депрессивного синдрома с суицидальными тенденциями. Стресс, испытанный в период безработицы, может стать причиной сокращения индивидуальной продолжительности жизни.

У детей в семьях безработных чаще встречаются отклонения в поведении. У супруги безработного проявляется то же психологическое состояние, что и у него самого.

Таким образом, безработица является мощным источником стресса для всех, кто так или иначе попадает в поле ее действия. Работники, избежавшие увольнения, но находившиеся какое-то время под его угрозой также переживают стресс. По своей силе и последствиям психологическая травма, наносимая ожиданием увольнения, может быть даже тяжелее, чем состояние человека, реально перенесшего потерю работы.

Потерявшие работу имеют наибольший риск опуститься ниже черты бедности из-за обесценивания своих сбережений, уменьшения спроса на рабочую силу в период экономического спада, скудности средств социальной поддержки и т.д. Можно утверждать, что для большей части городского населения состояние бедности, как правило, вызывается именно потерей работы.

В настоящее время из-за распространения скрытой безработицы, когда на большом числе предприятий используется занятость на неполное время, устанавливаются вынужденные отпуска работников без оплаты труда, группы риска (с точки зрения попадания в «бедные») составляют те люди, которые заняты на участках с низким заработком или на гигантских предприятиях, не обладающих гибкой приспособляемостью к рынку и его условиям.

Вместе с тем даже самые бедные среди работающих имеют перед безработными те преимущества, что обладают доступом к ряду социальных благ, которые продолжают распределяться через предприятия. Они не отделены от трудового коллектива и, следовательно, в меньшей степени подвержены маргинализации. С другой стороны, они в наименьшей степени могут рассчитывать на опеку служб социальной защиты.

Особенностью современной ситуации в России является то, что, во-первых, еще не изжита унаследованная от советской эпохи психология. В прежнем общественном устройстве государство гарантировало всем людям полную занятость и удовлетворительный доход, обеспечивающий приемлемый уровень потребления, причем независимо от трудового вклада и индивидуальных усилий.

В настоящий период адаптационный механизм к рыночным условиям формируется у людей очень медленно. Как положительное явление отмечается склонность у молодых людей к предпринимательству и у людей умственных занятий — к переподготовке.

Во-вторых, по причине затяжного экономического кризиса у людей отсутствует убежденность, что ситуация может улучшиться.

В-третьих, нет осознания необходимости жертвовать жизненными стандартами ради будущего, как это было в предыдущие периоды отечественной истории.

Помимо перечисленных негативов безработица имеет и другие социально значимые отрицательные последствия:

· Безработица порождает социальную агрессию и увеличивает криминогенность общества. Рядом исследований выявлена непосредственная связь между безработицей и убийствами, насилием. По данным российских социологов, 70 % заключенных на момент ареста были безработными.

· Снижение жизненного уровня, вызванное безработицей заставляет безработного и его семью тратить сбережения и продавать ценные вещи, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни. Если безработица затягивается, то безработным приходится жить на пособие, которое не способно сохранить из-за несоответствия прожиточному уровню привычный образ жизни. Доходы не позволяют полноценно питаться, что приводит к утрате здоровья, которое трудно поправить. Размер пособия из месяца в месяц уменьшается, что заставляет опуститься ниже черты бедности. Бедность порождает социальную и политическую апатию.

· Если в первые месяцы безработицы уволенный с работы человек еще может использовать ранее накопленные средства и полученное пособие по безработице, то через год вынужденной безработицы он лишается материальной поддержки со стороны государства. По данным Института экономики РАН, у безработного, зарегистрированного службой занятости, через полтора года безработицы доход уменьшается более чем на 30 %.

И это не единственный вид тягот, с которыми сталкиваются люди, не имеющие работы на протяжении длительного времени (более года). Чем больше человек без работы, тем труднее ему найти новое место. Это связано с тем, что социальные связи, с помощью которых можно получить информацию о возможностях трудоустройства, нарушаются. И к тому же работодатели не спешат взять на работу длительно безработного. Для работодателя длительное пребывание без работы является отрицательной характеристикой. Это имеет и рациональное объяснение, поскольку со временем теряется квалификация.

Число людей, остающихся без работы длительное время увеличивается. По данным статистики, доля лиц, состоящих на учете по безработице более года, возросла с 9 % в 1993 г. до 15,7 % в 2000 г. Статистики при этом отмечают уменьшение вдвое краткосрочной безработицы.

· Наибольший процент среди длительно безработных составляют люди со средним и средним специальным образованием. Люди с высшим образованием подвержены риску быть длительно безработными в меньшей степени. Имеющие высшее образование, потеряв работу, быстрее обращаются в службу занятости. По данным статистики, неофициальная безработица у лиц с высшим образованием в три раза меньше.

· Среди длительно безработных 36 % составляют мужчины, 64 % — женщины. Вероятность остаться без работы у мужчин и женщин практически равная, но вероятность найти работу у женщин практически в два раза меньше, чем у мужчин.

· Длительная безработица распространена среди лиц старше 35-летнего возраста из-за структуры спроса в сторону молодых возрастных групп. Таким образом, вероятность найти работу заметно снижается с возрастом. Это связано также с тем, что люди старшего возраста не желают соглашаться на любую работу, не хотят переучиваться, подстраиваться под новые требования времени, и это значительно уменьшает их шансы на трудоустройство.

Организация занятости слабозащищенных категорий безработных граждан — чрезвычайно актуальное направление деятельности служб занятости, органов социальной защиты, значимость которого определяется тем, что для относящихся к этой группе безработных граждан существует опасность длительной безработицы.

Длительная безработица является опасной не только потому, что человек на долгий срок утрачивает источник материального обеспечения, но и потому, что продолжительная личностная невостребованность приводит к патологическому нарушению психической регуляции действий. Она проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, а иногда — к социальной дезориентации и социальной апатии.

Длительно безработных можно подразделить на три группы:

1) безработные, которые стремятся к проявлению самостоятельности в общении с сотрудниками службы занятости: они решают, какая работа для них является подходящей, составляют планы трудоустройства и реально оценивают возможные перспективы своего трудоустройства;

2) безработные, которые болезненно переживают потерю работы и трудности последующего трудоустройства; они нуждаются в профессиональной ориентационной поддержке, им необходима помощь в выборе новой для них профессии. Для облегчения выбора им может быть предложено «меню» возможных вариантов трудоустройства;

3) безработные, к которым относятся люмпенизированные граждане (алкоголики, наркоманы, бомжи и т.д.). Работать с этой категорией длительно безработных крайне сложно. Содействию в трудоустройстве должна предшествовать их социальная адаптация, что требует организации совместных действий с другими соответствующими социальными службами.

Оказание помощи длительно безработным сотрудники службы занятости должны проводить в двух направлениях:

1) снижение стрессогенности от потери рабочего места,

2) планирование активного поиска работы.

Снижение стрессогенности осуществляется в процессе психологической поддержки, которая включает комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи и психологической коррекции. К психологической помощи могут быть отнесены мероприятия, направленные на эмоциональную коррекцию, которая осуществляется на основе проведения психологической диагностики, а также индивидуального консультирования. При этом следует иметь в виду, что оказание психологической помощи может приводить как к позитивным результатам, когда достигается мобилизация внутренних резервов для поиска рационального выхода из сложившейся жизненной ситуации, так и к негативным, когда человек успокаивается и удовлетворяется положением безработного. Последнее, как правило, характерно для лиц, чья заработная плата до увольнения была высокой.

Психолог профконсультационной службы:

· организует проведение тестирования клиентов, выявляя психофизиологические и личностные особенности и склонности;

· выдает рекомендации по выбору сферы труда, профессии, формированию профессиональной подготовки с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей клиентов и потребностей рынка труда;

· рекомендует учебное заведение для прохождения профессиональной подготовки или предприятие для трудоустройства;

· определяет причины, мешающие трудоустройству и пути их преодоления;

· формирует позитивный настрой на результативный поиск.

Кроме того, сотрудник, оказывающий психологическую помощь безработному, должен:

· отслеживать результаты своей деятельности в случае, если он видит, что не в состоянии помочь тому, у кого безработица вызвала серьезные деформации и сильный психологический стресс;

· должен содействовать в получении специализированной психотерапевтической помощи;

· должен осуществлять активный поиск приемлемых вариантов психотерапии, включая тренинги, индивидуальную и групповую терапию.

Важным направлением работы с длительно безработными гражданами в случае невозможности их трудоустройства по имеющейся специальности является их профессиональная переориентация.

Ø Вынужденная смена профессии — явление весьма болезненное и сложное. Переход от одной деятельности к другой осложняется тем, что у взрослого человека, имеющего профессию и опыт работы, сформированы определенные представления о профессии.

Ø Переход на новую работу зачастую связан с тем, что имеющиеся навыки оказываются ненужными, что болезненно переживаются человеком. Освоение новой деятельности может осложняться тем, что у взрослого человека снижается темп формирования новых знаний и навыков, обусловленный возрастными особенностями. Зачастую это сопровождается внутренними переживаниями, стрессовым состоянием.

Ø Профессиональная переориентация в силу сохраняющегося «государственного подхода», когда реализуется неоправданное с точки зрения государственных интересов общее стремление безработных граждан к освоению модных профессий, зачастую без учета востребованности рынка, нередко оборачивается разочарованием для индивида и продолжением безработицы.

Ø К смене профессии человек должен быть психологически подготовлен. Психологическая готовность к смене профессии должна базироваться на информированности о потребностях в кадрах и специалистах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и о проблемах трудоустройства в различных сферах деятельности, о перспективности выбранной профессии на рынке труда. Важным компонентом психологической готовности к смене профессии является освоение техники самоопределения (определение целей поиска работы, создание собственного позитивного имиджа, обучение способам саморекламы для успешного трудоустройства и т.д.).

Ø Осуществляя профессиональную переориентацию, сотрудники службы занятости должны предотвратить возможность утраты длительно безработными гражданами самостоятельности и собственных мотивов, целей и стремлений. У клиентов этой категории нужно формировать самостоятельность, предполагающую ответственность за обоснованность выбора в профессиональной сфере.

Ø Поскольку переход к новой деятельности связан с изменением социального положения клиента, то психологическая подготовка должна включать коммуникативные тренинги, направленные на формирование общительности, доброжелательности, отзывчивости и других коммуникативных качеств.

Ø Опыт показывает, что для организации целенаправленного осознанного поиска новой профессии человеку необходимо знать:

— основные особенности текущего момента на рынке труда, тенденции его изменения в ближайшее время;

— источники информации о вакантных рабочих местах и органах, занимающихся трудоустройством и переподготовкой безработных;

— основные требования профессий, по которым имеются вакантные места;

— требования к индивидуальным качествам человека;

— содержание и особенности работы по профессии, являющиеся аналогичными для его основной, базовой специальности;

— критерии оценки собственных профессиональных качеств, что отражает потенциальный рост предложения рабочей силы.

Всё это стимулирует граждан к поиску приработка или более высокооплачиваемой работы.

Готовясь к профессиональной переориентации, человек должен уметь:

· адекватно оценивать свои интересы, способности, опыт;

· правильно соотносить их с содержанием и особенностями деятельности по различным специальностям и профессиям;

· готовить письменные объявления о поиске работы, профессиональную характеристику (резюме);

· правильно вести переговоры с работодателем при поиске вакансий, приеме на работу, оформлении трудового соглашения;

· систематически накапливать и анализировать данные о специальностях, по которым есть вакансии, работать со справочниками и другими источниками информации о профессиях;

· целенаправленно формировать у себя личностные качества, необходимые для успешного перехода к новой деятельности, расширять диапазон своих профессиональных возможностей.

Правовой статус безработного гражданина

В соответствии с п. 2 ст. З Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным.

При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, он признается безработным с первого дня представления необходимых документов.

Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.

Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.

При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов.

Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд.

По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение.

При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения. Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей.

Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *