Бездоговорное потребление электроэнергии

Содержание

Бездоговорное потребление электроэнергии. Правовые и экономические риски потребителя.

Автор Пронина Елена практикующий юрист в области электроэнергетики, эксперт права

Негативные тенденции взыскания сетевыми организациями стоимости бездоговорного потребления электроэнергии с потребителей увеличиваются с каждым днем. Судебная практика по данному предмету спора, как правило, складывается не в пользу потребителя. Напомню, что в соответствии с действующим законодательством, стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается сетевыми организациями в порядке неосновательного обогащения. Поэтому, стоимость бездоговорного потребления электроэнергии в разы превышает стоимость фактического потребления электроэнергии.

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли

Подписаться

Следовательно, при заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электроэнергии необходимо заранее знать все возможные «подводные камни» и предотвратить риски бездоговорного потребления электроэнергии.

1. Понятие и случаи бездоговорного потребления электроэнергии.

Бездоговорное потребление электрической энергии – это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствии заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии (п.2 Основных положений №442 от 04.05.2012).

Таким образом, бездоговорное потребление электроэнергии содержит в себе два состава правонарушения:

  1. Самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства
    и (или)
  2. Потребление электроэнергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения.

Не будет являться бездоговорным потребление электрической энергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей. Речь идет о том случае, когда энергосбытовая организация лишается статуса гарантирующего поставщика на территории какой-то области, и статус гарантирующего поставщика передают другой энергосбытовой организации. В этом случае у потребителей есть два месяца, чтобы перезаключить договор энергоснабжения с новым гарантирующим поставщиком.

Соответственно, при истечении установленного законом срока и при отсутствии заключенного договора энергоснабжения с новым гарантирующим поставщиком у потребителей возникает период бездоговорного потребления электроэнергии. Со всеми вытекающими отсюда негативными правовыми и экономическими последствиями.

При рассмотрении первого состава правонарушения бездоговорного потребления, а именно потребления электроэнергии при самовольном подключении потребителем энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, санкции за данное деяние в виде стоимости бездоговорного потребления объективны и справедливы. Так как в этом случае прослеживается явный корыстный умысел потребителя незаконным путем потреблять электроэнергию и не платить за нее. Это уже подпадает под ст.158 УК РФ (кража) и соответственно такое поведение потребителя добросовестным быть не может.

На основании ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего недобросовестного поведения.

При самовольном подключении энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства потребитель должен осознавать последствия своих действий и нести за это ответственность, установленную законом РФ.

2. Потребление электроэнергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Рассмотрим теперь второй состав правонарушения бездоговорного потребления – потребление электроэнергии в отсутствии заключенного договора энергоснабжения. Для начала, хотелось бы пояснить кто такой гарантирующий поставщик электроэнергии.

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.

Даже из смысла указанного выше определения, следует, что гарантирующий поставщик – это в буквальном смысле гарант создания и заключения договорных отношений с потребителем, а значит, в этом случае, риски бездоговорного потребления нивелируются, ведь так как заключать договоры энергоснабжения является его прямой обязанностью. Но, к сожалению, современный гарантирующий поставщик ничего не гарантирует.

Договор энергоснабжения является публичным по правилам статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Стоить отметить, что гарантирующий поставщик все-таки вправе отказать потребителю в заключении договора, но только в случаях, определенных в п. 32 Основных положений № 442. К таким случаям относятся:

  • отсутствие возможности поставки электроэнергии в отсутствии надлежащего технологического присоединения;
  • если энергопринимающие устройства организации расположены вне зоны деятельности этого гарантирующего поставщика.

Договор энергоснабжения должен содержать существенные условия, определенные в пункте 40 Основных положений №442. Основополагающим существенным условием договора энергоснабжения является дата и время начала исполнения договорных обязательств сторонами.

При намерении заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком у потребителя существует два способа реализации своих намерений:

  1. Направить заявку на заключение договора энергоснабжения, указав в ней всю необходимую для заключения такого договора, информацию, в том числе, указав в ней предполагаемую дату начала исполнения взаимных обязательств по нему (п. 39 Основных положений №442);
  2. Распечатать с сайта гарантирующего поставщика оферту договора энергоснабжения и направить ему, подписанный договор со стороны потребителя.

Гарантирующий поставщик может не согласиться с датой начала исполнения договора, которую потребитель указал в заявке на его заключение. При этом, гарантирующий поставщик может сослаться на публичность договора энергоснабжения и на условия ст. 433 ГК РФ.

Возникает конфликт интересов. С одной стороны, потребитель является слабой стороной данных правоотношений, а значит весы таких интересов должны превалировать в его сторону. А с другой стороны, условие гарантирующего поставщика о дате начала исполнения договора в соответствии со ст. 433 ГК РФ напрямую не противоречит нормам гражданского законодательства. Но противоречит нормам в области электроэнергетики и самой логике взаимоотношений: «Сильная сторона» (гарантирующий поставщик) + «слабая сторона» (потребитель) = договор энергоснабжения (гарантированно заключенный).

Тем не менее, гарантирующие поставщики включают в свои договоры фразу, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ). И зачастую такая дата может не совпадать с датой, с которой потребитель намеревался заключить договор.

Необходимо иметь ввиду, что потребление электроэнергии в отсутствие договора либо потребление до даты начала исполнения договорных отношений, которая указана в самом договоре, является бездоговорным.

Поэтому, перед заключением договора энергоснабжения с поставщиком электричества, важно заранее определить, кто является гарантирующим поставщиком на территории, где расположены энергопринимающие устройства потребителя. А уже после этого инициировать процесс заключение договора с этим гарантирующим поставщиков. Т.е. все процедурные договорные вопросы должны быть проделаны заранее, до начала потребления электроэнергии.

3. Правовая природа бездоговорного потребления электроэнергии

Стоимость бездоговорного потребления взыскивается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществляющего бездоговорное потребление. Объем, выявленного бездоговорного потребления определяется расчетным способом в соответствии с нормами Основных положений № 442.

По факту выявления бездоговорного потребления сетевая организация составляет акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который впоследствии будет являться основанием и главным доказательством факта бездоговорного потребления электроэнергии.

При этом стоит обратить внимание, что бездоговорное потребление электроэнергии взыскивается в порядке неосновательного обогащения (по статье 1102 Гражданского кодекса Российской федерации), А это означает, что доказательства наличия вины потребителя не имеет правового значения. Для взыскания неосновательного обогащения, потерпевшая сторона должна всего лишь доказать, что приобретатель сберег имущество за счет другого лица без законных на то оснований.

В результате этого, в последнее время существует обширная негативная судебная практика для потребителей. Суды зачастую не принимают во внимание индивидуальные фактические обстоятельства дела каждого потребителя и идут по проторенной дорожке сложившейся судебной практики. Тем самым они формируют еще более нежелательные последствия для добросовестных потребителей в виде взыскания с них высокой стоимости электроэнергии.

4. Основные способы хеджирования рисков бездоговорного потребления электроэнергии

Чтобы не допустить бездоговорное потребление электроэнергии необходимо придерживаться следующей стратегии:

1. При приобретении объекта недвижимости, которое уже надлежащим образом технологически присоединено к сетям электросетевого хозяйства сетевой организации:

  • А) заключить с предыдущим собственником соглашение о компенсации затрат на энергоснабжение до момента заключения с новым собственником договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком либо энергосбытовой организацией.

При этом, необходимо уведомить гарантирующего поставщика, что оплату по приобретенным вами объектам будет производить третье лицо (то есть предыдущий собственник). Таким образом, вы избежите временного разрыва, который всегда образуется при согласовании и подписании договора энергоснабжения с новым собственником. Этот временной разрыв и будет периодом бездоговорного потребления электроэнергии.

  • Б) заключить соглашение о замене стороны по договору энергоснабжения.

Вариант «Б» теоретически самый «безболезненный» вариант заключения договора, но и здесь может поджидать опасность. Гарантирующий поставщик может на это не пойти, сославшись на его внутренний порядок делопроизводства и направить вам оферту договора. Время, которое вы потратите на доказывание своего права выбора заключения договора именно посредством замены стороны в договоре с предыдущим собственником, будет период бездоговорного потребления электроэнергии.

2. При приобретении объекта недвижимости при незавершенном технологическом присоединении энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, например объекта незавершенного строительства необходимо:

— при направлении в сетевую организацию заявки на заключение договора оказания услуг по технологическому присоединению ваших энергопринимающих устройств, указать в ней с кем вы хотите заключить договор энергоснабжения (наименование гарантирующего поставщика/энергосбытовой организации).

Таким образом, вы минимизируете риск предъявления вам стоимости бездоговорного потребления за период с даты приемки приборов учета до завершения технологического присоединения (в случае приемки приборов учета ранее завершения процедуры технологического присоединения).

3. Самый важный пункт в стратегии недопущения бездоговорного потребления посвящен оплате стоимости электроэнергии, фактически потребленной потребителем вне зависимости от статуса заключенности договора энергоснабжения.

Самое главное, не нужно ждать когда вы наконец-то договоритесь с гарантирующим поставщиком обо всех существенных условиях договора энергоснабжения и к вам вернется ваш экземпляр подписанного с обеих сторон. Необходимо производить платежи за потребленную электрическую энергию и передавать показания приборов учета гарантирующему поставщику.

Такими конклюдентными действиями вы подтверждаете свою волю на заключение договора и исполняете его. Тем самым вы закрепляете «принцип эстопеля». Поэтому, в случае предъявления сетевой организацией вам стоимости бездоговорного потребления, вы сможете в суде доказать, что между вами и гарантирующим поставщиком фактически сложились договорные отношения, а значит, бездоговорное потребление электроэнергии отсутствует.

Заблаговременное и грамотное выполнение пунктов, изложенных выше, предотвратит риски взыскания бездоговорного потребления, долгосрочных судебных тяжб и значительных материальных потерь для потребителя.

Вниманию потребителей, оплачивающих услугу по передаче электрической энергии!

С 01.01.2021 г. планируется изменение порядка оплаты услуг по передаче электрической энергии1. Изменения распространятся на потребителей2 с энергопринимающими устройствами, резервируемая максимальная мощность которых превышает 40 % от максимальной. В отдельных случаях возможно кратное повышение стоимости услуги по передаче электроэнергии.

Как избежать роста расходов

Предлагаем Вам заблаговременно оценить влияние изменений и предотвратить рост расходов на передачу электрической энергии.

Воспользуйтесь услугами АО «Петербургская сбытовая компания»:

  • Экспертизой режима потребления с целью расчёта прогнозируемого увеличения стоимости услуг по передаче электрической энергии. Проводится на основании данных об объёмах потребления и документации о технологическом присоединении
  • Восстановлением утраченных документов о технологическом присоединении, внесением изменений в документы о технологическом присоединении.
  • Подготовкой в Ваших интересах соглашений о перераспределении максимальной мощности в пользу третьих лиц.

По вопросам оказания услуг звоните в коммерческий отдел
по телефону 8 (812) 320 45 53

Ответы на часто-задаваемые вопросы по теме

  1. Что такое резервируемая максимальная мощность (РММ)? Как она определяется?
  2. Резервируемая мощность – это разность между максимальной мощностью энергопринимающих устройств потребителя, прописанной в акте технологического присоединения и фактически потребляемой «сетевой» мощностью, которая рассчитывается как средняя из максимумов потребления по рабочим дням в диапазонах часов, установленных системным оператором.

  3. Что включает в себя понятие «плата за резерв мощности»?
  4. Речь идёт о проекте постановления правительства, который предусматривает постепенное внедрение платы за неиспользуемый потребителями резерв сетевых мощностей. Документ предполагает введение платы за резерв для потребителей (кроме населения и приравненных к нему потребителей), которые фактически не используют 40% и более от заявленной максимальной мощности. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, на первом этапе плата за резерв составит 5% стоимости объёма. В дальнейшем она будет ежегодно увеличиваться и к 2025 году составит 100 % максимальной мощности.

  5. Почему возникла идея оплаты неиспользуемого резерва?
  6. Ввести плату за резерв предложило Минэнерго России с целью более эффективного использования существующих энергетических мощностей. По действующим нормам услуги по передаче электричества оплачиваются исходя из фактически потреблённого объема. Такой подход не стимулирует потребителей к оптимальному использованию мощности, заказываемой при технологическом присоединении. Многие потребители, включая крупные промышленные предприятия, закладывают мощности выше их фактических потребностей, при этом сети несут затраты на обслуживание оборудования, и, соответственно, включают их в свой тариф.

    Введением оплаты за резервную мощность государство хочет призвать предприятия к более разумному и эффективному использованию уже имеющихся мощностей. Данная инициатива позволит более качественно планировать развитие сетевой инфраструктуры (например, строительство новых подстанций) и не закладывать лишнего в тариф, который в итоге оплачивают все потребители.

  7. Кого коснётся данное нововведение?
  8. Планируется, что данный законопроект будет распространять действие на всех потребителей, за исключением населения и приравненных к нему потребителей.

    Объем РММ подлежит оплате за расчётный период при выполнении следующих условий в совокупности:

    — РММ за текущий расчётный период составляет более 40% от величины максимальной мощности;
    — по всем 12 расчётным периодам, предшествовавшим текущему расчётному периоду, резервируемая максимальная мощность составляет более 40 % от максимальной мощности.
    Таким образом, проектом предусмотрено, что если потребитель хотя бы единожды за последние 12 месяцев фактически потребил мощность более, чем на 60% от максимальной, то РММ в текущем расчётном периоде оплате не подлежит. Проектом постановления Правительства РФ также предусматривается поэтапный ввод оплаты резервируемой максимальной мощности, а именно:

  9. Изменения распространятся только на объекты с мощностью 670 кВт и выше?
  10. Нет, изменения вступят в силу для всех объектов, независимо от мощности. Т.е. и ниже, и свыше 670 кВт. Исключением являются только жилые помещения населения (квартиры, дома) и приравненные к населению потребители. Для них ничего не изменится.

  11. Что сейчас необходимо делать потребителям, которые понимают, что у них есть неиспользуемый резерв мощности? Как можно оптимизировать расходы в связи с введением платы?
  12. В целях исключения резкого роста расходов на оплату услуги по передаче электрической энергии, потребителям рекомендуется заблаговременно оценить возможное влияние изменений.

    В рамках проведения оценки специалисты АО «Петербургская сбытовая компания» готовы оказать услуги по экспертизе режима потребления, используя имеющиеся данные об объёмах потребления и документации о техническом присоединении, чтобы сделать расчёт прогнозируемой величины увеличения стоимости услуг в части оплаты максимальной резервируемой мощности.

    Если отсутствуют или утеряны документы о технологическом присоединении, АО «Петербургская сбытовая компания» готова помочь с восстановлением документов или внесением необходимых изменений.

    Также в интересах потребителей АО «Петербургская сбытовая компания» может проконсультировать и подготовить проекты о перераспределении максимальной мощности в пользу третьих лиц.

  13. Что под собой подразумевает «перераспределение мощности в пользу третьих лиц»?
  14. Потребитель может не просто отдать даром резерв, а провести переуступку мощности. Это позволит не только сэкономить на плате за резерв, но и принести некоторую прибыль от продажи мощности.

    АО «Петербургская сбытовая компания» может предоставить техническую информацию о величине максимальной мощности, которую один потребитель готов перераспределить, а другой приобрести.

  15. Можно ли самостоятельно получить данные услуги в сетевой организации?
  16. В компетенцию сетевой организации не входит экспертиза энергопотребления. Между тем, это ключевое мероприятие, которое позволяет определить потребителям, необходимо ли им перераспределить мощность или нет.

    АО «Петербургская сбытовая компания» может рассчитать объем резервной мощности. А также возможное увеличение оплаты за электроэнергию, вызванное этим резервом. И если потребителю потребуется помощь в перераспределении резервной мощности, мы можем взять на себя полное юридическое сопровождение процедуры.

  17. Как проект повлияет на тариф?
  18. Незагруженное электросетевое оборудование, расходы на которое включаются в тариф, ведёт к необоснованному росту расходов всех потребителей. Если происходит перераспределение, наращивается показатель загрузки сетей, пропадает необходимость в строительстве и содержании невостребованной электросетевой инфраструктуры, вследствие чего может быть снижен тариф.

  19. На какой стадии находится изменение законодательства по РММ? Когда данное постановление может быть принято?
  20. В настоящий момент проект постановления1, разработанный Министерством энергетики России находится на заключительной стадии согласования и уже внесен в Правительство РФ. Вероятность вступления в силу указанных изменений до начала 2020 года оценивается как высокая.

    Указанным проектом предусматривается введение с 01 июля 2020 года оплаты РММ в составе услуг по передаче электрической энергии для всех потребителей электроэнергии, кроме населения и приравненных к нему категорий потребителей.

    В соответствии с данными изменениями величина РММ энергопринимающих устройств потребителя будет оказывать существенное влияние на стоимость услуг по передаче электрической энергии.

  21. Что будет, если наше предприятие не отреагирует на изменения?
  22. В случае если компании оставят данный проект без внимания, то окажутся не готовы к тому, что с 01 июля 2020 года плата за услуги по передаче электрической энергии, а, следовательно, и конечная стоимость электрической энергии, вырастет. Отсутствие в бюджете компании достаточных денежных средств на оплату электрической энергии приведет к тому, что встанет вопрос: идти в банк за дополнительным кредитом или рискнуть и не оплатить счет? Последнее приведет к тому, что энергокомпании будут вынуждены инициировать введение ограничения режима потребления в отношении такой компании. Поэтому пока еще есть время, компаниям необходимо успеть оценить для себя последствия вступления в силу такого Постановления, перестроить бизнес процессы, обеспечить достаточность денежных средств на будущий и последующий годы, а может быть попытаться заработать на перераспределении мощности.

  23. Кроме вас кто-нибудь оказывает подобные услуги? Если да, то кто и по какой цене?
  24. Принятие данного проекта даст повод компаниям задуматься об энергоэффективности собственного предприятия, поэтому, возможно, большим спросом станут пользоваться уже предоставляемые как энергосбытовыми и сетевыми компаниями услуги, например, по аудиту режима потребления электроэнергии или оформления технической документации. Прайс-листы компаний обычно содержат информацию о стандартных услугах, однако в случае энергоаудита цена зависит от конкретного объекта, его присоединенной мощности и других параметров, поэтому чаще всего является договорной. В свою очередь рекомендуем обращаться по вопросу оплаты резервируемой мощности непосредственно к энергосбытовым компаниям, как к обладателям информации об объемах потребления электроэнергии, величине максимальной мощности потребителей и т.д.

1В соответствии с проектом Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии».
2Изменения не распространяются на категории потребителей, которые приравнены к населению в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 08.12.2018) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей»

Диалoг 4. Ответственность за бездоговорное потребление электричества

Уважаемые наши потребители и собеседники!

В предыдущем диалоге мы говорили о том, какими последствиями для организации чревато несоблюдение правил платежной дисциплины потребителями. Логично теперь перейти к анализу законодательства в части последствий для самих потребителей. При этом расширим категорию платежной дисциплины до понятия «дисциплина потребления электроэнергии».

На розничном рынке электроэнергии присутствуют два участника. Первый — ресурсоснабжающие организации (например, энергосбытовые компании), покупающие электроэнергию у производителей (генерирующих компаний) с тем, чтобы реализовывать ее населению и юридическим лицам — вторым участникам рынка.

Ответственность потребителей за нарушение дисциплины потребления электроэнергии, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», наступает в двух случаях — по факту выявленного бездоговорного потребления и при выявлении безучетного потребления электроэнергии.

При этом под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергопотребления.

Безучетным называется потребление электрической энергии с нарушением установленного порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета). Сюда относится повреждение пломб, знаков визуального контроля, несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате или неисправности прибора учета (системы учета), другие действия, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

Другими словами, бездоговорным потреблением называют самовольное подключение к электрическим сетям, безучетным — потребление с нарушением схемы учета электрической энергии.

В Положениях достаточно подробно описаны процедуры выявления несанкционированного потребления (с прекращением режима потребления в зависимости от случая в течение 1 — 30 дней), а также составления соответствующих актов (актов неучтенного потребления), доведения их до сведения потребителей и взыскания назначенных к уплате сумм. При любом варианте взыскивается сумма за потребленную электроэнергию, но на невыгодных для потребителя условиях.

Например, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным путем по допустимой длительной токовой нагрузке вводного кабеля за период с даты последней проверки. Согласно расчетам, даже при минимальном сечении вводного кабеля 10 кв.мм и однофазном вводе размер штрафа за бездоговорное потребление при существующих тарифах может составить десятки тысяч рублей, а при трехфазном вводе – несколько сотен тысяч рублей.

При безучетном потреблении электроэнергии, объем потребления определяется по максимальной мощности энергопринимающих устройств, указанной в договоре энергоснабжения.

Для населения действуют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 № 354. Частным лицам ограничивается или приостанавливается предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения — с момента выявления несанкционированного подключения.

Что касается расчета, то при бездоговорном потреблении (будь то незаконное подключение либо подключение минуя прибор учета) объем потребления рассчитывается как произведение паспортной (максимальной) мощности подключенного оборудования и его круглосуточной работы (24 часа).

При безучетном потреблении начисление производится исходя из регулируемых тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, исходя из состава семьи и количества комнат.

Схематично санкции за бездоговорное/безучетное потребление электроэнергии можно представить следующим образом (см. рис.).

Необходимо отметить, что не во всех субъектах РФ величины нормативов потребления установлены в размерах, стимулирующих граждан устанавливать приборы учета. Законодательство пока оставляет порядочных плательщиков один на один с проблемой безучетного потребления электроэнергии, которая решается путем распределения объемов такого потребления между всеми жильцами многоквартирного дома.

Не вызывает никаких сомнений, что действующих законодательных норм недостаточно. Следует, видимо, согласиться с утверждением некоторых экспертов о невозможности однозначного трактования случаев бездоговорного потребления как кражи и соответствующего применения уголовной ответственности. С другой стороны, не будет преувеличенной мерой включение норм ответственности за такое потребление в административный кодекс. Разумеется, для населения важно устанавливать объективную величину нормативов, которые должны существенно превышать среднее потребление электроэнергии в расчете на человека, чтобы, как говорится, ДАЖЕ НЕ ПОВАДНО БЫЛО…

Бездоговорное потребление электроэнергии это незаконное подключение к электросетям?

Многих потребителей как физических лиц, так и предприятия и организации представители поставщиков электроэнергии нередко запугивают применением к ним санкций за бездоговорное потребление электроэнергии. В связи с этим потребители вынуждены соглашаться на любые условия взаимодействия с персоналом поставщика, лишь бы избежать санкций за «бездоговорное потребление».

Предлагаем для исключения такого рода злоупотреблений со стороны поставщика электроэнергии разобраться с этим термином, а также в том, в каком случае потребление электроэнергии можно отнести к бездоговорному и какие штрафы могут применяться, если незаконное подключение к электросетям все-таки было произведено потребителем.

Начнем с законодательства. Термин «бездоговорное потребление электроэнергии» упоминается в терминах в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 и дословно термин означает: «самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей».

Если изложить термин простыми словами, то бездоговорное потребление электроэнергии это те факты, когда потребитель самостоятельно присоединил свои энергопринимающие устройства к электросети (незаконно подключился к электросетям) и начал потреблять электроэнергию. При этом он не выполнил всех обязательных действий по организации процедуры технологического присоединения к электрическим сетям и не заключил договор энергоснабжения с энергосбытом или с иной организацией.

Т.е. о факте бездоговорного потребления электроэнергии можно говорить, когда потребитель потребляет электроэнергию, но никому не производит за нее оплату.

Как производится расчет объема потребленной электроэнергии при выявлении бездоговорного потребления.

Выявление и составление акта о бездоговорном потреблении производится сетевой организацией (организация, владеющая объектами электросетей для которой утвержден тарифа на передачу электроэнергии). Определение объема бездоговорного потребления электроэнергии производится как произведение максимальной токовой нагрузки вводного кабеля (исходя из его паспортных данных), номинального фазного напряжения (для бытового потребления 220 В или 380 В), величины 0,9 (косинус фи) и времени бездоговорного потребления (в часах). Иными словами при определении объема используется максимальная пропускная способность питающего кабеля. При этом, предполагается, что максимальное потребление электроэнергии происходило равномерно 24 часа в сутки. В случае, если питание потребителя осуществляется по трехфазному вводу, то тогда полученная величина умножается на 3.

Указанный порядок расчета закреплен в п. 2 Расчетных способов учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, являющегося приложением 3 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442. Срок за который производится расчет объема бездоговорного потребления определен в п. 196 этих же Основных положений и он составляет период с даты последней контрольной проверки сетевой организации этого объекта электросетевого хозяйства, но не более чем за 3 года.

Пример расчета объема бездоговорного потребления электроэнергии при незаконном подключении энергопринимающих устройств к электросетям.

Однофазный ввод в офис. Максимальная токовая нагрузка кабеля 50 А, номинальное напряжение 220 В, время бездоговорного потребления 3 месяца (2160 часов).

Итак, объем потребления равен = 50 х 220 х 0,9 х 2160 = 21 384 000 Вт.ч или 21 384 кВт.ч

Как производится расчет стоимости потребленной электроэнергии при выявлении бездоговорного потребления.

Объем бездоговорного потребления электроэнергии определяется с использованием порядка описанного выше. Стоимость же рассчитывается и взыскивается сетевой организацией, к которой присоединен потребитель по следующему порядку.

Для ценовых зон оптового рынка электроэнергии: стоимость при незаконном подключении к электросетям определяется как произведение объема и цены на электроэнергию для предприятий или тарифа на электроэнергию для населения (в зависимости от того, к какой группе относится потребитель). При этом, для организаций есть некоторые нюансы: цена на электроэнергию для расчета стоимости бездоговорного потребления рассчитывается отдельно (не как для всех потребителей) в соответствии порядком, предусмотренным в п. 84 «Основных положений». При применении такого порядка, цена оказывается выше, чем для остальных потребителей.

Для неценовых зон оптового рынка электроэнергии: порядок определения стоимости электроэнергии при незаконном подключении к электросетям такой же, но при расчете цены для бездоговорного потребления, «обычная» цена для потребителей умножается на 1,5 (без учета услуг по передаче) и используется для расчета стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.

Описанный порядок цены на электроэнергию для расчета стоимости приводит к ее росту относительно «обычной» цены для потребителей примерно на 20-30%. Т.е. даже в цене предусмотрен штрафная санкция за бездоговорное потребление.

Стоит отметить, что нередко некоторые недобросовестные представители поставщиков электроэнергии используют угрозы о применении санкций по расчету бездоговорного потребления электроэнергии в отношении многих добросовестных потребителей, которые осуществили присоединение к электросетям в соответствии с установленным порядком. Поэтому добросовестные потребители должны четко понимать, в каких случаях может применяться такой порядок, а в каких случаях это противозаконно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *