Базовая кафедра

Кафедра в современных вузах России

В российской высшей школе базовой единицей учебного заведения традиционно является профилирующая (выпускающая) кафедра — как основная ячейка и учебной, и научной деятельности, и как «субстрат» научно-педагогической школы по данной специализации или направлению подготовки (обучения) в вузе.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения, учёным советом высшего учебного заведения или учёным советом (советом) структурного подразделения (факультета или института), путём тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля.

Согласно концепции Болонского процесса, в который вступила Россия, абитуриент поступает в вуз не на специальность (как было прежде), закреплённую за выпускающей (профилирующей) кафедрой, а на программу направления подготовки. При этом за каждой кафедрой закрепляется определённый содержательный фрагмент этой программы. И в этой ситуации важную роль играет выпускающая (профилирующая) кафедр, которая отвечает за специализацию студентов, программным путём координирует междисциплинарные связи, обеспечивает связь с профессиональным сообществом.

Проводимые в вузовском секторе реформы наложились на демографический кризис, связанный с низкой рождаемостью в России в 90-е годы XX века. Это привело к кадровым и социально-психологическим проблемам, связанным с процессами естественного старения профессорско-преподавательского состава, возникновением гендерной асимметрии, а также усилением внутренней конкуренции на кафедрах.

Примечания

  1. Кафедра. TOLKSLOVAR.RU: Общий толковый словарь русского языка.
  2. Прокопенко С.А. Современный университет: от явления к сущности // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — Т. 21, № 1. — С. 72.
  3. Из истории Кафедры
  4. О кафедре. Кафедра истории Древней Греции и Рима: Санкт-Петербургский государственный университет.
  5. Кафедра // Императорский Московский университет: 1755—1917. Энциклопедический словарь — М.: Изд-во РОССПЭН, 2010. 894 с. ISBN 978-5-8243-1429-8
  6. Секции и специализации кафедры
  7. Должностная инструкция инженера
  8. Кафедральная библиотека
  9. История кафедры
  10. Дружилов С.А. Ведущая роль профилирующей кафедры в формировании профессиональной компетенции выпускников технического университета // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 5. — С. 69-71.
  11. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) российской федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2006 N 13). п.66.
  12. Дружилов С.А. Кафедра вуза в новых условиях: проблемы и перспективы // Инновации в образовании. — 2013. — № 3. — С. 60-74.

Структура вуза

Высшее образование

Высшие квалификации

Иные формы

Органы управления

Основные подразделения

  • Институт (в университетах)
  • Факультет
  • Кафедра
  • Учебный цикл

Должностные лица

  • Президент
  • Канцлер
  • Ректор
  • Проректор
  • Директор института

Преподаватели

Инициатива о создании базовых подразделений вузов при предприятиях названа своевременной и необходимой

Имеется в виду законопроект, направленный на снижение административных препятствий для вузов, которые хотели бы создавать свои подразделения при предприятиях для того, чтобы студенты получали практические знания. На днях данный документ прошел процедуру нулевого чтения в ОП РФ.

Сегодня, по словам директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, основной барьер для вузов, желающих открыть свои кафедры при предприятиях, заключается в том, что они не могут свободно вести свою деятельность за пределами муниципального образования, в котором находятся. Для этого им приходится создавать филиалы. «Но многие из них не достигают тех показателей, которые предъявляются к крупным образовательным учреждениям, и закрываются», – обратил внимание Александр Соболев. Отметим, что в настоящее время Минобрнауки России оценивает вузы и их филиалы с точки зрения эффективности по одинаковым критериям. Например, по среднему баллу ЕГЭ, численности обучающихся и инфраструктуре (Показатели по направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования).

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству (ч. 5 ст. 51 закона об образовании).

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (ч. 7 ст. 13 закона об образовании). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала «Права студентов» в «Домашней правовой энциклопедии». Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов. Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет изменен Налоговый кодекс, поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в Трудовом кодексе.

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. «Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно. Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы , но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений», – заявила представитель Госдумы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *