Авторское право на дизайн

Тема защиты авторских прав в сфере рукоделия неоднозная и не простая.

У нас всегда особое отношение к вещам, созданным своими руками: мы вкладываем в них душу, свои чувства, знание и мастерство. Естественно, нам небезразлична дальнейшая судьба и развитие идеи, которую мы воплотили в жизнь. Иногда мы радуемся, что вдохновляем других, иногда обижаемся и злимся, что нас подло скопировали и хотим наказать обидчиков.

Начнем с главного: авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы (п.5 ст.1259 ГК РФ). Даже если вы придумали что-то в абсолютно новой технике (при этом патента на изобретение у вас нет) – тот, кто воплотит в своем произведении эту технику не будет считаться нарушителем. Простой пример: на основе одного сюжета можно написать сотни книг и каждая из них будет авторской работой. То же самое касается идеи выпуска книжных серий, или идеи телепередач о путешествиях (например, украинская «орел и решка» и русский аналог), или идеи букетов из игрушек и конфет и т.п.
Если вы сошьете юбку по выкройке в журнале, вы не нарушите авторских прав и не потому, что вы журнал купили)), а потому что в контексте закона это не будет использованием произведения (ст.1270 ГК о практическом применении положений, составляющих содержание произведений). А вот если вы скопируете в информационных/учебных/культурных целях ту же выкройку без указания автора и источника заимствовования — это уже будет нарушение.

Вопрос сходства до степени смешения самый больной среди авторов и не случайно: повтор композиций, материалов, приемов сборки частое явление. Но к сожалению, механизмы защиты авторского права здесь не помогут: аргумент сходства имеет значение только для средств индивидуализации товаров и услуг — фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения.

Судебная практика исходит из правила, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом.

Иллюстрация — спор между ювелирами Frey wille и Sunlight : хотя и очевидно,что дизайн первых скопирован последними, судебная искусствоведческая экспертиза усмотрела творческий характер и самостоятельный дизайн в спорных изделиях.

Многие творческие достижения потенциально могут охраняться в качестве иных объектов интеллектуальной собственности, а не только авторским правом. Например,дизайн-патентом на промышленный образец,способ- патент на изобретение, методика- с помощью института ноу-хау.

Безусловно,авторским правом охраняются мастер классы, проводимые по созданию изделия (как аудиовизуальное произведение), фотографии, каталоги, описания концепций или изложение методик (произведения,у которых есть форма выражения). Поэтому если Ваш бизнес связан с производством изделий ручной работы советую разложить его на составляющие и понять какие его элементы охраноспособны и сосредоточиться на их оформлении и защите.

Текст статьи подготовлен Екатериной Каневой специально для блога @etsy_for_beginners.

Ваш Etsy-коуч Аня, @etsy_for_beginners

ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ССЫЛКИ НА НОВЫЕ СТАТЬИ БЛОГА «ETSY ДЛЯ НОВИЧКОВ» ПРЯМО НА ПОЧТУ? ТОГДА НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА: ДЛЯ ЭТОГО ВВЕДИТЕ В ОКОШКО СПРАВА (ЕСЛИ ЧИТАЕТЕ СТАТЬЮ С КОМПЬЮТЕРА) ИЛИ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ (ЕСЛИ ЧИТАЕТЕ С МОБИЛЬНОГО УСТРОЙСТВА) ВАШ EMAIL-АДРЕС И НАЖМИТЕ НА КНОПКУ «ПОДПИСАТЬСЯ».

Поделиться ссылкой:

Встречаем по уму: что такое интеллектуальная мода

Нет, это вовсе не про деловые костюмы, вернее, не только и не столько про них. Это и не про униформу отличниц, одежду IT-вундеркиндов или там дресс-код в научной среде. Нет-нет, все это — мимо.

Это история о том, что продает не секс, а мозг. Что это значит, в чем выражается и из чего состоит интеллектуальная мода — в нашем материале.

Довольно долго интеллектуальная мода хоть и пользовалась вниманием, все же оставалась скорее авангардом, чем мейнстримом, — до недавнего времени.

Теперь же я то и дело натыкаюсь на материалы, которые продвигают ее в массы — а те и сами уже вовсю ее осваивают. Не верите? Смотрите, какой заголовок мне как-то подкинул американский Vogue.

«Сегодня больше чем когда-либо нам следует одеваться как взрослые женщины, а не как сексуальные малышки».

Или вот, цитата из текста про Синтию Никсон (вы в курсе, что она баллотировалась в мэры Нью-Йорка?):

«Сегодня, двадцать лет спустя после выхода «Секса в большом городе» на экраны, то, что казалось недостатком героини Миранды Хоббс, стало, наоборот, ее главным козырем. В эпоху феминизма третьей волны, #MeToo и Time’s Up именно Миранда, негламурная и прямолинейная, кажется наиболее современной, честной и достойной уважения.

Похожая на нее героиня абсолютно органично смотрелась бы в сериале 2018 года.

Тогда как персонажи вроде Кэрри, Шарлотт и даже Саманты выглядели бы несколько устаревшими».

Суть уже просматривается, не так ли? Современная героиня добивается своего при помощи ума, целеустремленности, находчивости и трудолюбия, а вовсе не посредством в нужный момент показанной коленки или кокетливой улыбки.

И свои убеждения она транслирует в том числе через свой образ и выбор вещей: ничего откровенного, ничего кричащего, ничего супероблегающего.

При этом сказать, что это просто бой-баба, которая не интересуется модой, никак нельзя.

Немного экскурса в прошлое. Родоначальниками smart fashion были японские и бельгийские дизайнеры, работавшие в авангардном ключе:

  • Йоджи Ямамото,
  • Мартин Маржьела,
  • Анн Демельмейстер,
  • Дрис ван Нотен,
  • Исси Мияке,
  • Рэй Кавакубо и другие.

Своей одеждой для «умных» прославилась и немка Джил Сандер.

Это они во многом ввели в обиход ключевые детали, на которых интеллектуальная мода держится и по сей день:

сложносочиненный крой, деконструкция, объем и гиперобъем, нейтральная цветовая гамма, асексуальность и андрогинность, многослойность, сложные сочетания тканей и принтов.

За первопроходцами уже позже подтянулись бренды со всего света. Не случайно этот материал начинается фотографией с показа Celine — марки, которая была воплощением моды для женщин с интеллектом.

Почему была?

Буквально в этом году бренд пал жертвой кадровых перестановок, и новый дизайнер предлагает ультрасексапильные платья для дам, которые большую часть времени проводят на вечеринках или по пути на них (на фото ниже видна разница в эстетике. Но это — исключение, а правило о другом.

Отметим, что «интеллектуалка» — вовсе не обязательно ученый или политик. Она может быть социальным активистом, владелицей собственного бренда, художником, галеристкой, писателем, профессором университета, даже редактором глянца. Тут нет понятие «серьезное» и «несерьезное» занятие.

То, что поклонница интеллектуальной моды делает ставку на «мозг», вовсе не значит, что ей чуждо самовыражение и она предпочитает скучные вещи. О нет!

Во-первых, она всегда заинтересуется вещью с необычным кроем. Асимметричным, деконструктивистским, объемным — все равно.

Кстати: крой почти никогда не подчеркивает фигуру.

Жакеты и плащи — как с мужского плеча, платья — прямые, свободные и чаще за колено, брюки — широкие и порой мешковатые.

Во-вторых, ее наверняка привлечет затейливое сочетание тканей и принтов, возможно, даже в сочетании с предыдущим пунктом.

То, что интеллект отрицает сексуальную объективацию, не значит, что женщина, одевающаяся в описываемом нами стиле, наглухо закрывает тело и по максимуму скрывает очертания фигуры.

Нет, есть и разрезы, и декольте, но они не носят подчеркнуто «зазывного» характера.

Не чуждо интеллектуальной моде и чувство юмора: смотрите, как обыграна мода на «белье наружу».

Я уже писала вначале, что костюмы здесь играют не ключевую роль — и все же без них никак. Это не облегающий смокинг, не ультраженственная модель с юбкой и рюшечками, которую любят некоторые отечественные чиновницы.

Здесь скорее правят балом оверсайз и мешковатость, прямой крой, акцент на плечи. Словом, подход более «мужской».

Обратите внимание: в таких образах почти нет каблуков, а если и есть — это опять же история не про обольстительную кошечку.

Она про леди, которая твердо стоит на ногах.

Интеллектуалка скорее предпочтет спортивную обувь или ретро-туфли, чем шпильки до ушей или скромные балетки и сандалии.

Интеллектуальная мода зачастую тесно связана и с понятием ответственного потребления и sustainable-брендами (марки, которые делают новую одежду из уже существующих вещей — так поступал, к примеру, Мартин Маржьела).

Не так давно несколько брендов (в частности, H&M, Stella McCartney, Burberry и компания Inditex, владеющая нашими любимыми Zara, Bershka и пр.) подписали соглашение о повторном использовании пластика, который загрязняет морские воды, и в целом о снижении потребления этого материала.

Некоторые бренды (тот же H&M, A.P.C.) производят одежду из старых вещей, которые покупатели приносят в пункты сбора в магазинах. Это лишь несколько примеров –— и им «интеллектуалки» как раз и следуют.

В 80-е девушки носили Power suits с огромными плечами, пытаясь отвоевать место под солнцем и доказать, что они чего-то стоят. Те, кто предпочитает интеллектуальную моду, транслируют другое: им уже не надо ничего доказывать.

Не надо делать акцент на плечи, чтоб выглядеть серьезнее, или влезать в платье-футляр, чтобы продемонстрировать достижения в спорт-зале.

Словом, доказывать они уже ничего не хотят, а хотят жить и наслаждаться тем, чего они добились. А главное — не обращать внимание на «женщина должна». Все — только по любви. И по уму.

VELVET: Лена Лосева

sultan_arch

Не скажу, что в полной мере развёрнутая статья, но ключевые понятия по теме описаны. Вопросы к автору статьи можно задать в комментариях по ссылке внизу.
Дизайн-проект квартиры, архитектурное решение дома или даже узор на мебели — это охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности (РИД) дизайнера. К одной из разновидностей РИД относятся объекты авторских прав. Если опустить сложные формулировки, то объектом авторских прав считают любое произведение, созданное творческим трудом человека.
Как защищают авторские права в сфере дизайна
Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп. Никакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.
Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом. Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.
Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.
Специфика предметного дизайна
Если мы говорим про новое техническое решение, то оно может быть защищено как изобретение или полезная модель (промышленная собственность). К примеру, решение внешнего вида изделия может охраняться как промышленный образец, если является новым, промышленно применимым и не обусловленным только технической функцией продукта. Скажем, оригинальная форма ножки стола или новая крепежная конструкция потенциально может быть запатентована как промышленный образец.
Объекты патентных прав как раз нуждаются в регистрации в соответствующем патентном ведомстве (в России — Роспатент). После регистрации выдается охранное свидетельство — без него нет защиты.
Факт: Авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право (за исключением промышленных образцов), наоборот, защищает оригинальные идеи. Различаются и сроки охраны: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. По патентному праву — речь идет про 5-20 лет с момента получения охранного свидетельства, но в определенных случаях сроки могут продлеваться. Порой одно и то же решение может подлежать правовой охране и как объект авторского права, и как объект промышленной собственности. Тогда правообладатель в случае нарушения сам решает, какой способ защиты выбрать.
Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.
Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой
Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.
Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).
Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.
Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.
По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.
Сценарий 3: Фрилансер-дизайнер претендует на проект студии
По заказу студией был создан дизайн-проект. При этом его создавал приглашенный дизайнер, который впоследствии стал претендовать на свой проект и предъявлять претензии к заказчику. В подобных ситуациях очень важно обращать внимание на то, как оформлены отношения с дизайнерами, непосредственно создающими проект. Если это сотрудники компании, то в трудовом договоре нужно предусмотреть, чтобы в их трудовые функции входила разработка дизайн-проектов. В таком случае созданные штатным сотрудником произведения приобретают статус служебных, что автоматически наделяет компанию исключительными правами на такие проекты, а значит, позволяет использовать их без согласия работника.

Если дизайн создает привлеченный дизайнер или приглашенное агентство, то рекомендуется подписать с ними отдельный договор на создание проекта, в котором следует предусмотреть отчуждение исключительного права на созданное произведение в пользу своей компании.
Если не учесть эти моменты, то дизайн-студия рискует оказаться в сложной ситуации. То есть, не имея исключительного права на проект, она будет формально отчуждать его заказчику, что недопустимо и может привести в дальнейшем к спору с клиентом по поводу интеллектуальных прав.
Сценарий 4: Журнал опубликовал ваш проект без указания вашего авторства
Или ваш дизайн-проект появился на сайте (в журнале, на выставке) под чужим именем. В таком случае речь идет о нарушении прав особого рода, а именно — личных неимущественных прав автора. К ним относятся право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от искажений авторского замысла). Такие права нельзя передать по договору, и отказ автора от них не имеет правовой силы.
В подобных случаях неуказание или исключение имени автора при использовании его дизайна является нарушением личных неимущественных прав и влечет за собой ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Но при этом автор не может рассчитывать на компенсацию в двойном размере.

В России охраняются различные результаты интеллектуальной деятельности. Полный и исчерпывающий их перечень приведён в ст. 1225 ГК РФ. Дизайн изделий также подлежит правовой защите, однако возникает вопрос: каким именно способом? Стоит ли получить патент на промышленный образец или достаточно доказать авторские права на дизайн?

1. Способы защиты дизайна изделий
2. Примеры защиты дизайна в судебной практике
2.1. Защита дизайна мебельных опор
2.2. Защита дизайна ювелирных украшений
3. Виды нарушений прав на дизайн изделий
4. Стоимость услуг по защите прав на дизайн

1. Способы защиты дизайна изделий

Согласно ч. 1 ст. 1259 ГК РФ дизайн, являясь разновидностью произведения науки, литературы и искусства, относится к объектам авторских прав. Это значит, что защита дизайна возможна при помощи авторского права. В то же время решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства охраняется патентным правом при получении патента на промышленный образец. Более того, дизайн изделия может лечь в основу товарного знака или знака обслуживания, служащего для индивидуализации товаров, работ или услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Какой же именно способ правовой охраны выбрать, чтобы защитить свои права на дизайн?

Отталкиваться, в первую очередь, необходимо от предназначения того или иного способа защиты. То есть необходимо понять, для какого объекта такая защита предусмотрена.

Немаловажное значение имеет то, права на дизайн чего именно вы хотите защитить. Например, если мы говорим о дизайнерском решении для оформления помещения, то очевидно, что получать патент на промышленный образец в данном случае не нужно, поскольку помещение изделием промышленного или кустарно-ремесленного производства не является. Так что здесь вам лучше подобрать доказательства своих авторских прав на дизайн.

Сложнее обстоит дело с дизайном изделий, которые подпадают под указанный выше критерий. При этом вопрос носит отнюдь не только теоретический характер. Для иллюстрации рассмотрим несколько реальных судебных дел о защите дизайна и разберём приведённую в них аргументацию.

2. Примеры защиты дизайна в судебной практике

2.1. Защита дизайна мебельных опор

Первое связано с защитой дизайна мебельных опор (дело № А76-12136/2014). ООО «Валмакс» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Легал-Сервис» и ООО «Алди» с требованием прекратить нарушение исключительных прав на дизайн мебельных опор. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал: «Дизайн мебельных опор с учетом восприятия итогового результата и физического объекта – предмета возможно отнести к промышленным образцам, но не к произведениям науки, литературы или искусства. Целостное восприятие спорных предметов – мебельных опор нельзя отделить от их дизайна для квалификации в качестве самостоятельного объекта защиты исключительных прав». При этом истцом не представлено доказательств обладания исключительных прав на промышленный образец (патента)».

Отметим, что судом не было разъяснено, по каким именно причинам дизайн изделий (мебельных опор) нельзя признать произведением науки, литературы или искусства. Концовка обоснования о недоказанности прав на дизайн тоже остаётся неясной.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, в защите прав на дизайн отказано. Как указывается в постановлении от 5 февраля 2015 г. № 18АП-15623/2014, «… истец ссылается на приказ № 114 от 25.11.2003, которым дано задание работникам общества разработать макет изделия. Однако данный приказ не может являться доказательством возникновения у истца исключительных прав на спорное произведение дизайна, поскольку он не подтверждает создание объекта авторского права». При этом суд указывает, что «дизайн и макет – разные объекты авторского права». Справедливости ради следует отметить, что в материалах дела (согласно тексту Постановления) обозначенный выше приказ отсутствует.

Тем не менее истец принял решение дальше бороться за свои права на дизайн и обратился с кассационной жалобой в Суд по интеллектуальным правам (далее – СИП).

СИП, не согласившись с ранее принятыми актами, указал: «Судами сделан неверный вывод о том, что дизайн (внешний вид) мебельных опор Н019.020, Н017.060 и Н017.100, разработчиком которых является общество «ВАЛМАКС», может охраняться лишь как объект патентного права». Как отмечает суд, подобный вывод противоречит положениям п. 1 ст. 1259 ГК РФ.

В то же время СИП справедливо указывает на ошибочность оперирования истцом понятиями «сходство», «сходство до степени смешения», поскольку они авторскому праву неизвестны. При этом, по мнению СИП, вопрос об уточнении фактических оснований иска о защите прав на дизайн должен был быть поставлен судом, чего сделано не было, что могло привести к принятию неверных судебных актов. В связи с вышеизложенным дело о защите дизайна было отправлено на новое рассмотрение.

При повторном рассмотрении судом первой инстанции было дано развёрнутое пояснение о соотношении понятий «макет» и «дизайн». Суд указывает, что в соответствии с приказом «на разработку макета изделий, начальнику конструкторского отдела Брееву А.П. – на изготовку пресс-формы, техническому директору Аллилуеву В.И. – на осуществление общего руководства», на который ссылается истец в качестве обоснования своих прав на дизайн, невозможно установить, какое именно произведение являлось результатом такого приказа.

Более того, «макет – это модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта и предназначен для представления объекта.

В доказательство исполнения указанного приказа, к нему приложены графические изображения мебельных опор, выполненные на компьютере, которые не могут быть оценены судом как результат создания дизайна опор, так как задание приказа было иным».

Таким образом, судом отрицается уже не возможность защиты дизайна авторским правом, а указывается на несостоятельность представленных доказательств. Суд апелляционной инстанции состоявшееся решение поддержал, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, признал не подлежащими удовлетворению.

По итогам рассмотрения кассационной жалобы в марте 2016 года СИП принято решение об очередной передаче дела на новое рассмотрение. В отношении дискуссии о соотношении дизайна изделия и макета СИП указал, что «макет не является самостоятельным объектом авторского права, а является формой (способом) его выражения». Иными словами, речь идёт не о разных объектах авторского права, а о форме, в которой был выражен дизайн изделия. Таким образом, «указание в приказе от 25.11.2003 № 114 на разработку макета изделий само по себе не свидетельствует о задании на создание иного по сравнению с дизайном объекта авторских прав и не препятствует охране дизайна мебельной опоры в качестве произведения дизайна (объекта авторского права), пока не доказано иное». Помимо этого нижестоящие суды не указали, по каким причинам ими не приняты во внимание иные доказательства, представленные истцом в обоснование довода о принадлежности ему исключительных авторских прав на дизайн.

Следует также обратить внимание на принципиально важное замечание, которое касается возможных способов защиты дизайна: «Один результат интеллектуальной деятельности может охраняться одновременно как авторским, так и патентным правом. Выбор способа защиты является прерогативой правообладателя».

16 сентября 2016 года Арбитражным судом Челябинской области с учётом доводов СИП принято решение об удовлетворении исковых требований о защите авторских прав на дизайн в полном объёме. При этом указано, что «произведение дизайна считается таковым и может защищаться вне зависимости от совершения или несовершения действий по получению патента на промышленный образец и действий по регистрации товарного знака».

2.2. Защита дизайна ювелирных украшений

Подтверждением сделанных выше утверждений о допустимости защиты дизайна авторским правом может служить также дело № А40-13480/2014.

Гарстнер Рингфабрик ГмбХ и Ко.КГ обратилось с иском к ООО «Ювелирная компания «Алмаз» о запрете осуществлять продажу переработанного произведения – дизайна обручального кольца Август Гарстнер Рингфабрик ГмбХ (модель N 2Е217-28030-6). В качестве обоснования своих требований истец представил международное регистрационное свидетельство NDM/070 868 от 05.09.08 и договор от 01.07.2005.

Думается, что предъявленное истцом свидетельство правомерно признано судом доказательством, поскольку оно призвано доказать наличие у истца авторских прав на дизайн кольца, а не обеспечить охрану промышленного образца.

Апелляционная и кассационная инстанции с принятым решением согласились. В отношении доводов ответчика о том, что суд первой инстанции ошибочно оперировал терминами «сходство до степени смешения» в отношении дизайна изделия СИП указал, что оно «не повлекло принятия незаконного судебного акта».

В другом деле (№ А40-5706/14), также связанном с требованием запретить продажу изделий, изготовленных по переработанному дизайну, истцом в качестве обоснования заявляемых требований были представлены трудовой договор, должностная инструкция, а также протоколы рабочих совещаний, на которых были утверждены эскизы дизайна изделий (коллекций). Арбитражным судом г. Москвы решение принято в пользу истца в силу наличия у него авторских прав на дизайн.

3. Виды нарушений прав на дизайн изделий

Итак, дизайн изделий охраняется авторским правом, и такой способ защиты может быть выбран обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Вопрос в том, для чего в таком случае предусмотрена процедура получения патента на промышленные образцы и установлен режим их правовой охраны. Допустимость использования положений об авторском праве даёт возможность субъектам предпринимательской деятельности (и не только) отказаться от получения патента на дизайн изделия, что связано со значительными финансовыми и временными издержками.

Представляется, поднятый вопрос должен быть решён на законодательном уровне. При действующем же правовом регулировании в случае реализации третьими лицами изделий, изготовленных по оригинальному или переработанному дизайну, обладатели исключительного права на него могут обращаться за защитой своего нарушенного права, указывая на такие способы использования ответчиком объекта авторского права, как:

— воспроизведение дизайна изделия;
— распространение изделий со спорным дизайном путем продажи или иного отчуждения их оригиналов или экземпляров;
— переработка дизайна изделия;
— практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

При этом во избежание отказа в защите нарушенного права на дизайн изделия или, напротив, удовлетворения неправомерных требований о защите дизайна, необходимо уделять особое внимание терминологии, которая используется при описании правовой позиции стороны по делу, а также на представленную доказательную базу принадлежности вам прав на дизайн изделия.

Статья подготовлена с использованием нормативных правовых актов в редакции, действующей на 19.09.2016 г.
Автор статья: Майя Саблина, директор Лаборатории права

Подробнее о защите прав на дизайн читайте в статье: «Защита дизайна: вопрос-ответ».

Также приглашаем вас в наш телеграм-канал ProIP, посвящённый защите прав интеллектуальной собственности. На примере чужих кейсов читатели могут почерпнуть полезные лайфхаки и узнать о том, как не допустить досадных ошибок при построении собственного бизнеса. Подписывайтесь и будьте в курсе тенденций.

4. Стоимость услуг по защите прав на дизайн

Ориентировочная стоимость услуг по сопровождению дел о защите дизайна в Лаборатории права Майи Саблиной:

Запрос Стоимость (руб.)

Консультация по вопросам защиты прав на дизайн

5 000

Оценка перспектив по делу о защите прав на дизайн

10 000 – 15 000

Составление претензии / ответа на претензию по спору о правах на дизайн

10 000 – 30 000

Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн в суде первой инстанции

75 000 – 150 000

Защита прав на дизайн на этапе обжалования

50 000 – 75 000

Фотография как объект авторского права: нарушения и защита

Еще недавно искусство фотографии было тесно связано с пленкой, проявлением негативов, специфической печатью. Запечатлеть важный момент сегодня – гораздо проще. Большинство современных телефонов оснащены фотокамерой, во многих случаях такие встроенные устройства могут соперничать с бюджетными и любительскими камерами. Сформировалась целая культура создания и распространения фотографий из путешествий и поездок через интернет.

С другой стороны, возрос и спрос на «удачный кадр», редкая статья на новостном портале не сопровождается хорошим снимком. Особенно удачные кадры могут принести своим создателям не только известность, но и вполне реальный доход. Увы, в нашей стране все еще действует заблуждение, что фотографии в интернете – это общественное достояние, что достаточно найти подходящий кадр в инстаграме, и иллюстрация готова. В этой статье мы попробуем разобрать, что делать фотографам, когда их произведения используют без разрешения, как третьи лица могут нарушить права автора, как защитить фото авторским правом.

Авторские права на фотографии: что охраняется?

Для начала необходимо напомнить, что согласно ст. 1259 ГК РФ, фотографии является объектом авторских прав. Такие права в РФ не нужно регистрировать или специфическим образом оформлять, они появляются у фотографа прямо в момент создания кадра, вне зависимости от его «качества» или достоинства. Такой подход, с одной стороны, избавляет фотографов от необходимости подавать заявки и проходить через формальные процедуры, а с другой, может серьезно осложнить защиту интересов.

Создав фотоснимок, автор становится обладателем прав на данный вид интеллектуальной собственности. Они подразумевают возможность быть признанным автором, требовать неприкосновенность для данного произведения, использовать свой результат творческого труда для излечения прибыли. Самый простой пример, это передача фотоматериала издательству, новостному агентству, либо любому физическому лицу за вознаграждение.

Как нарушают авторские права на фото?

С развитием информационных и интернет-технологий найти подходящую картинку или фото в сети – дело нескольких минут. В этом случае, далеко не всегда учитываются интересы фотографа, нужный кадр просто скачивается и используется для собственного контента. Более того, в отдельных случаях, имеет еще более бесцеремонное нарушение авторских прав, фото попросту присваивается, выдается за свое произведение.

Попробуем выделить наиболее распространенные нарушения прав фотографа как автора произведения:

  • присвоение или «кража» фотографий;
  • коммерческое использование фотокадров, иллюстрация статей или событий, без соответствующего соглашения с правообладателем;
  • нарушение оговоренных объемов использования такого произведения.

Доказательство авторства

Первое, с чем сталкиваются фотографы при защите своих интересов и прав, это необходимость доказать свое авторство на обсуждаемое фото. Как ранее говорилось, для формирования авторских прав не предусмотрено никаких «особых» процедур. На практике это значит, что проверить авторские права на фото в интернете, найти первоисточник и правообладателя — достаточно непросто.

Сегодня существует несколько способов существенно облегчить этот этап, «сделать авторское право» на фото:

  • сохранить оригинальные файлы с профессионального фотоаппарата, в которые будут внесены ФИО автора;
  • зафиксировать наличие фотографии на определенное время нотариально;
  • отправить самому себе распечатанное фото по почте, предъявить проштампованный, но не распечатанный конверт в суде;
  • депонировать фотографию (такие услуги предоставляет РАО, государственная библиотека, ряд зарубежных организаций, где действует подобная норма)

Защита прав фотографа

Специалисты рекомендуют сначала попытаться решить конфликт досудебными методами, написать такому нарушителю, уведомить его о своих правах, предложить прекратить противоправную деятельность. Дело в том, как бы банально это ни звучало, указанное лицо может попросту не знать, что он нарушает ваши права (что, впрочем, не освобождает от ответственности). Ситуация, когда авторские права на фото в инстаграм даже не предполагаются, а все материалы используются так, как если бы они были общественным достоянием, встречается достаточно часто.

Увы, не всегда удается разрешить конфликт на этом этапе, далеко не все пойдут на удаление материалов или учет интересов фотографа. Однако, такое уведомление может увеличить возможный размер компенсации при судебном разбирательстве в будущем. Если ваш оппонент игнорирует ваше сообщение, отказывается признать вас автором и правообладателем, учесть ваши интересы и права, время готовить соответствующее исковое заявление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *