Авторские права знак

Товарный знак как вид интеллектуальной собственности

09.01.2017

Товарный знак дает компании возможность индивидуализировать собственные товары/услуги и выделить их на фоне конкурентов. К сожалению, даже такие методы защиты не всегда позволяют обезопасить свою работу от посягательств конкурентов и предотвратить незаконное использование товарного знака.

Рассказываем, что такое товарный знак и какие преимущества он дает.

Зачем нужен собственный товарный знак?

Наличие собственного ТЗ позволяет добиться сразу нескольких целей. Во-первых, оригинальный бренд сам по себе является эффективным рекламным и маркетинговым инструментом. Он позволяет выделиться на фоне конкурентов и сделать товары узнаваемыми среди потребителей.

Во-вторых, официально зарегистрированный знак запрещает конкурентам использовать ваше имя в своих целях и выдавать свои товары за ваши. Если учесть, что товарный знак признается своеобразной гарантией качества, это особенно важно.

Виды товарного знака

Закон о товарных знаках предусматривает несколько видов ТЗ:

  • Словесный знак – самый популярный и распространенный вид. Он состоит из слова или комбинации слов, аббревиатуры или чисел. При этом могут использоваться как имена собственные, так и просто придуманные слова.
  • Графический ТЗ – включает в себя картинку либо символ. Это может быть абстрактное или конкретное изображение чего-либо, что ляжет в основу логотипа товара.
  • Комбинация из слов и изображения – важно понимать, что речь не идет просто о каком-то ТЗ и его логотипе. Комбинированный товарный знак состоит из разного рода частей, которые не могут использоваться поодиночке, а только в паре со второй составляющей.
  • Звуковой товарный знак – возможна и такая ситуация, когда в качестве торгового знака регистрируют мелодию или конкретный звук. К примеру, это касается некоторых мобильных рингтонов.
  • Объемные товарные знаки – это касается, как правило, тары, в которую упаковывается или разливается продукция. Так, зачастую объектом объемного товарного знака выступает парфюмерный флакон необычно формы или же оригинальная форма бутылки, в которую разливается алкогольный напиток.

Право на товарный знак

Оформив соответствующее свидетельство, вы получаете исключительное право использование товарного знака сроком на 10 лет.

Что это значит? Вы можете не только самостоятельно распоряжаться своим ТЗ, но и регулировать право на его использование другими людьми. Это предполагает как уступку бренда, так и лицензию на его использование.

Когда десятилетний срок истекает, вы можете продлить его на аналогичный период. Важно учитывать, что знак будет аннулирован и удален из списка зарегистрированных ТЗ, если на протяжении трех лет вы не будете применять его в гражданском обороте.

Проверка товарного знака

Товарный знак должен быть уникальным и не пересекаться с уже зарегистрированными ТЗ конкурентов. Если подобное пересечение будет обнаружено, вам откажут в регистрации нового торгового знака.

Для того чтобы проверить уникальность, достаточно обратиться к соответствующим реестрам Роспатента, в которых собрана информация обо всех зарегистрированных ТЗ.

При этом полноценная проверка возможна только после регистрации и уплаты необходимой суммы. Можно провести проверку самостоятельно, однако гораздо эффективнее обратиться к компетентному специалисту, который проверит реестр на наличие схожих или идентичных товарных знаков. Если в ходе проверки удастся выявить похожий товарный знак, Вам придется придумать что-то новое и более оригинальное.

Нарушение прав на товарный знак

Товарный знак считается интеллектуальной собственностью, а это значит, что он защищен интеллектуальным правом.

Одной из самых распространенных ситуаций в сфере незаконного использования товарных знаков является полное или частичное копирование ТЗ с целью создать у покупателя ложное впечатление, что он приобретает товар определенной компании. Это может быть изменение одной буквы в слове или незначительные штрихи на изображении – другой цвет или лишняя черточка.

Любое изменение признается незаконным, поскольку в конечном итоге вводит покупателей в заблуждение, а это недопустимо действующим законодательством. Продукция с указанием названия или логотипа зарегистрированного бренда, которая при этом не производится фирмой и не получила разрешение на использование ТЗ, признается контрафактной.

Защита товарного знака в суде

Дела о товарных знаках рассматриваются в арбитражном суде. Если будет доказано, что ваши права были нарушены, а ответчики создавали контрафактную продукцию под видом вашего бренда, вы можете рассчитывать на:

  • Полное изъятие всей контрафактной продукции из оборота и ее уничтожение. При этом все мероприятия оплачиваются из кармана ответчика;
  • Возмещение понесенных убытков;
  • Компенсацию суммой до 5 миллионов рублей. Окончательный размер суммы выплаты назначается судом. Если вы выбираете компенсацию, ответчик может не возмещать вам убытки

При этом правонарушитель обязан удалить товарный знак или его подобие со всех этикеток и упаковок товаров, а также с документации и рекламных вывесок.

Одновременно с компенсацией нарушителя могут обязать выплатить штраф размером до 200 тысяч рублей или приговорить к исправительным работам.

Добиться полного удаления товарного знака с контрафактной продукции, а также возмещения убытков в большом размере в одиночку очень сложно. Только грамотно составленная стратегия и оперирование фактами из действующего законодательства способны защитить товарный знак и ваши интеллектуальные права. Все это вам предлагают специалисты «М16-Консалтинг»!

Также мы предлагаем помощь по защите ваших прав на произведение искусства.

Знак авторского права Эмоджи

Символ копирайт печатается на клавиатуре комбинацией Alt+0169. Цифры набираются на цифровой клавиатуре с включённым Num Lock.

Символ копирайта представляет собой латинскую букву «C» в круге. Правильно называть его — знак охраны авторского права. Применяется вместе с именем человека или названием организации. Иногда указывает, собственно, защищённый контент. Является как бы уведомлением «Осторожно, злой копирайтер». Отсутствие знака копирайт не значит, что авторские права никому не принадлежат. Ибо права на произведение появляются у автора, когда он его создаёт. Теоретически, для этого не нужны какие-то формальности типа регистрации.

Слово копирайт — это транскрипция кириллицей английского copyright. Copy значит копировать, right — право. Первая буква этого слова и составляет основу символа. В местах, не претендующих на солидность его иногда пишут так: (с).

По аналогии с символом копирайт существует и знак копилефт 🄯. Выглядит он почти так же, только буква «c» развёрнута ɔ. Обозначает обратное, т.е. правообладатели разрешают распространение объекта и его версий, обычно, при условии, что все производные тоже будут свободны для копирования.

Статья 1271. Гражданского Кодекса РФ. Знак охраны авторского права

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • латинской буквы «C» в окружности;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Комментарии к ст. 1271 ГК РФ

1. Проставление знака охраны авторского права предусматривается Всемирной конвенцией об авторском праве как средство избежать соблюдения формальностей, которые могут существовать в тех или иных странах, присоединившихся к Конвенции. Согласно ст. III этой Конвенции любое договаривающееся государство, по внутреннему законодательству которого непременным условием охраны авторского права является соблюдение формальностей (депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), должно считать эти требования выполненными в отношении всех охраняемых на основании Конвенции произведений, которые впервые выпущены в свет вне территории этого государства и авторы которых не являются его гражданами, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить указанный знак правовой охраны. Однако в настоящее время требование соблюдать формальности стало скорее исключением, чем правилом. Соответственно изменилось и значение ст. III Всемирной конвенции об авторском праве.

2. Тем не менее помещение этого знака на экземплярах произведения имеет определенный смысл.

Во-первых, сохранился ряд стран (преимущественно в Центральной и Южной Америке), в которых законодательство по-прежнему требует выполнения формальностей для признания авторского права.

Во-вторых, этот знак информирует общество о претензиях лица, указанного в знаке, по поводу обладания исключительным правом.

В-третьих, хотя знак не рассматривается как доказательство принадлежности таких прав, но может свидетельствовать о недобросовестности нарушителя. В частности, в США при отсутствии знака охраны авторских прав нарушитель может при определенных условиях ссылаться на неумышленность нарушения; при наличии знака на экземпляре произведения такой возможности у него нет.

Для пользователей знак охраны авторского права играет еще одну роль: лицо, желающее получить разрешение на то или иное использование произведения, может обратиться за таким разрешением к лицу, указанному в качестве обладателя исключительных прав на экземпляре произведения. Такая адресация запроса будет считаться корректной до тех пор, пока не доказана неверность данной информации.

3. Согласно Приказу Мининформпечати России от 28.06.1993 N 127 «Об утверждении Перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических печатных изданиях» знак охраны авторского права включен в Перечень сведений, которые должны указываться на непериодических печатных изданиях.

Кроме того, проставление знака охраны авторского права предусмотрено существующими ГОСТами. Общие правила к составу знака охраны авторского права и условиям его использования определены Межгосударственным стандартом ГОСТ Р 7.0.10-2003, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 29.05.2003 N 169-ст. Специальные правила также предусмотрены стандартами ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения». Общие требования и правила оформления, ГОСТ 7.83-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», ГОСТ 7.5-98 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов».

4. Статья III Всемирной конвенции об авторском праве устанавливает, что знак охраны авторского права должен быть помещен таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право охраняется. Указанные ГОСТы конкретизируют это правило. В частности, согласно ГОСТу Р 7.0.4-2006 знак охраны авторского права указывается:

  • в книжном издании — в нижнем правом углу оборота титульного листа или на заменяющем его элементе издания, если художественное оформление издания не предусматривает размещение выходных сведений на обороте титульного листа или титульная страница является обложкой издания (п. 4.13);
  • в листовых нотных изданиях — на правой стороне нижней части листа или на обороте листа (п. 5.8);
  • в периодическом и продолжающемся издании — на титульной странице, или на обороте титульного листа, или на элементе издания, выполняющем его функции (п. 6.7);
  • в газете — в нижней части последней полосы газеты (п. 7.5);
  • в листовом издании — на правой стороне нижней части листа (п. 8.7).

В электронных изданиях знак авторской охраны согласно ГОСТу 7.83-2001 размещается на титульном экране, выполняющем в электронном издании роль титульного листа, а также на физическом носителе и на вкладке в контейнер.

5. Гражданский кодекс запрещает удалять или размещать без согласия правообладателя информацию об авторском праве, к которой относится и знак охраны авторского права, а также воспроизводить, распространять, публично исполнять, сообщать в эфир или по кабелю, доводить до всеобщего сведения произведения, в отношении которых была удалена или изменена такая информация. Подробнее об этом (а также о последствиях нарушения этого правила) см. ст. 1300 и комментарий к ней. В то же время, если на экземпляре произведения изначально отсутствовал знак правовой охраны, то указанные выше действия не будут рассматриваться как нарушение авторских прав (если на них было получено разрешение правообладателя).

ГК РФ Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *