Аспирантура по юриспруденции

Юриспруденция

Основные сведения о программе:

Программа аспирантуры включает в себя базовую часть, являющуюся обязательной вне зависимости от направленности программы, и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений в соответствии с направленностью программы.

Программа аспирантуры состоит из следующих блоков:

  • Блок 1. «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
  • Блок 2. «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
  • Блок 3. «Научно-исследовательская работа», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
  • Блок 4. «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)», в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, должны быть обязательными для освоения обучающимся независимо от направленности программы аспирантуры, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» должен определяться утвержденными учебными планами по направлению «Юриспруденция» в разрезе профилей в объеме, установленном ФГОС ВО. Программа аспирантуры должна включать дисциплины, направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов в соответствии с примерными программами, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.

В Блок 2 «Практики» должны входить практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной. Способы проведения практики:

  • стационарная;
  • выездная.

Практика может проводиться в структурных подразделениях РУДН. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик учитывает состояние здоровья и требования по доступности.

В Блок 3 «Научно-исследовательская работа» должен включать выполнение научно-исследовательской работы. Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-исследовательской работы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик должен становиться обязательным для освоения обучающимся.

В Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» должна входить подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

Результаты освоения программы:

В результате освоения программ аспирантуры у обучающегося должны быть сформированы:

  • универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки, а именно:
    • способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
    • способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
    • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
    • готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
    • способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности;
    • способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
  • общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки, а именно:
    • владение методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции;
    • владение культурой научного исследования в области юриспруденции, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий;
    • способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве;
    • готовность организовать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области юриспруденции;
    • готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования;
  • профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки, а именно:
    • способность разрабатывать нормативные правовые акты;
    • способность осуществлять правоприменительную деятельность с применением навыков, полученных в ходе обучения;
    • способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
    • способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;
    • способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.

Инфраструктура:

  • аудитории, оснащенные всем необходимым для учебного процесса, в том числе оборудованием для изготовления и контроля качества лекарственных средств, расположенные в здании аграрно-технологического института;
  • компьютерные классы;
  • аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием;
  • отраслевой отдел Научной библиотеки, доступ к многочисленным электронным информационным базам данных;
  • студенческое кафе.

Области профессиональной деятельности выпускников:

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает:

  • разработку и реализацию правовых норм;
  • проведение научных исследований, образование и воспитание;
  • экспертно-консультационную работу;
  • обеспечение законности и правопорядка.

Виды профессиональной деятельности выпускников, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

  • научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции;
  • преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

  • общественные отношения в сфере правотворчества;
  • реализации правовых норм;
  • обеспечения законности и правопорядка.

Аспирантура

  • Наши координаты
  • Школьникам
    • Олимпиады школьников
    • Сотрудничество юридического факультета МГУ с московскими школами
    • Школа права при Юридическом факультете МГУ
    • Юридический факультет МГУ на Фестивалях науки в Москве
  • Поступающим
    • Дни открытых дверей и выставки
    • Информация приемной комиссии
  • Выпускникам
    • Списки выпускников, давших согласие на обработку персональных данных и размещение информации на сайте МГУ
    • Трудоустройство
    • Наши выпускники
  • Платные программы
    • Процедуры взаимодействия
    • Расписание работы экономистов
    • Банковские реквизиты
    • Расценки на платные услуги, оказываемые Юридическим факультетом МГУ в 2019/20 учебном году
    • Расценки на платные услуги, оказываемые Юридическим факультетом МГУ в 2020/21 учебном году
  • Студенческая жизнь
    • Программа льготного питания студентов
    • Памятка по порядку обеспечения пропускного режима и бронированию учебных аудиторий при проведении встреч с лицами, не являющимися сотрудниками МГУ, по приглашениям студенческих организаций
    • Правила пользования гардеробами и камерой хранения IV учебного корпуса
    • Справочник студента
    • День за днем
    • Студенческие научные общества
    • Организации студенческого самоуправления
    • Общежития
    • Внеучебная деятельность студентов
  • Магистратура
    • Общая информация
    • Магистерские программы Юридического факультета МГУ
    • Поступление в магистратуру
    • Обучение иностранных граждан
    • Студенческая универсиада «Ломоносов» по правоведению
    • Дни открытых дверей и выставки
    • Ответы на вопросы абитуриентов
    • Интервью с руководителями программ магистратуры
    • Обучение в магистратуре
    • Информация для выпускных курсов (магистратура)
  • Второе высшее образование
    • Общая информация о поступлении на спецотделение (второе высшее образование)
    • Поступление на спецотделение (отделение второго высшего образования)
    • Контактная информация
    • Дни открытых дверей и выставки
    • Ответы на вопросы
  • Общие сведения
    • Общие сведения
    • Структура факультета
    • История юридического факультета
    • Персональный рейтинг преподавателя
    • Программы развития МГУ и юридического факультета
    • Приоритетные проекты
    • Музей
    • Спонсорская поддержка
  • Наука и подготовка научных кадров
    • Студенческие научные общества
    • НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ, КОНКУРСЫ, ГРАНТЫ, СТИПЕНДИИ МГУ
    • Конференции
    • Конкурсы
    • Научно-исследовательские и экспертные работы
    • Совет молодых ученых
    • Диссертационные советы, защита диссертаций
    • Аспирантура
    • Докторантура
    • Прикрепление (соискательство)
    • Премии, почетные звания
  • Международное сотрудничество
    • Центр международных конкурсов по праву
    • Обучение иностранных граждан
    • Наши партнеры — зарубежные вузы
    • Действующие соглашения о сотрудничестве
    • Сотрудничество в сферах науки и образования
    • Визиты
    • Зарубежные стажировки
    • Рассказы студентов о включенном обучении в зарубежных университетах
    • Летние школы
  • Дополнительное образование
    • Общая информация
    • Учебно-научные стажировки для специалистов с высшим юридическим образованием
    • Программы повышения квалификации для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием
    • Контакты
    • Программа «МГУ — школе»
    • Объявления
    • Повышение квалификации преподавателей и научных сотрудников МГУ
    • Подготовительные курсы
  • СМИ
    • Издания юридического факультета МГУ
    • Аккредитации
    • СМИ о нас
    • Выступления в СМИ профессоров и преподавателей юридического факультета МГУ
    • Издания — информационные партнеры
    • Аналитика и статьи о юридическом образовании и карьере
  • Учебный процесс
    • Учебный отдел
    • Рейтинги успеваемости
    • Информация для выпускных курсов
    • Информация учебного отдела
    • Бакалавриат
    • Документы, регулирующие учебный процесс
    • Учебные планы
    • РАБОЧИЕ ПЛАНЫ ПО ВСЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ
    • Учебная и производственная практика
    • Наставники, кураторы
    • Магистратура
    • Спецотделение (второе высшее юридическое образование)
    • Курсовые и выпускные квалификационные работы
    • Образцы заявлений
    • Информация для студентов о порядке перевода с платного обучения на бесплатное
    • Перевод, восстановление, отчисление
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Стипендии
  • УМО
    • Образовательные стандарты
    • Аккредитация
    • Учебные программы
    • Аналитика и публикации
    • Грифы УМО
    • Состав УМО факультета
  • Профсоюзная организация
    • Общие сведения
  • Юридическая клиника
    • Общая информация
    • Правила приема посетителей
    • Информация для студентов
    • Документы юридической клиники

Послевузовское образование юриста: реформа и ее последствия

После проведения образовательной реформы понятие «послевузовское образование» сильно изменилось. Теперь аспирантура относится к последней ступени высшего образования, соискательство называется прикреплением, а докторантура и вовсе считается наукой. Рассмотрим, какие изменения произошли с послевузовским образованием после 1 сентября 2013 года на примере образования юристов.

Аспирантура

Основным и самым важным нововведением можно назвать отнесение аспирантуры к последней ступени высшего образования (п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). Аспирантура стала по сути трехлетними курсами повышения квалификации, поскольку защита диссертации по окончании обучения не предусмотрена, а выпускникам присваивается квалификация «Исследователь» либо «Преподаватель-исследователь».

Поступить в аспирантуру по-прежнему можно только после получения диплома специалиста или магистра. Обучение может быть как бесплатным, так и платным. Сроки приема документов и вступительных экзаменов устанавливаются образовательной организацией (письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 г. № АК-318/05 «О приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2014/2015 учебный год», далее – Письмо) и публикуются на официальных сайтах вуза (п. 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, далее – Порядок приема в аспирантуру). Кроме того, на этих же сайтах должны быть размещены сведения об образовательном учреждении, количестве поданных заявлений, проводимых вступительных экзаменах и их итогах. Поступающие в аспирантуру могут подать документы лично, через доверенное лицо, по почте либо в электронной форме (если такая возможность предусмотрена в организации). Для тех, кто хочет пробовать свои силы сразу в нескольких вузах, предусмотрена возможность подачи копий документов. В качестве вступительных экзаменов поступающие сдают специальную дисциплину, философию, иностранный язык в устной, письменной или в иной, установленной образовательной организацией, форме (п. 39 Порядка приема в аспирантуру).

Для желающих поступить в аспирантуру по специальности «юриспруденция» Минобрнауки России подготовило приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; далее – приказ об утверждении образовательного стандарта), который в настоящее время проходит антикоррупционную экспертизу. И это несмотря на то, что в самом приказе указана дата вступления документа в силу – 1 сентября 2014 года. Как заверил нас замминистра Минобрнауки России Александр Климов, все образовательные стандарты уже подготовлены и подписаны руководством Минобрнауки России. «Мы рассчитываем на то, что к началу обучения все стандарты по аспирантуре будут приняты», – заявил он. При этом в некоторых учебных заведениях вступительные экзамены в аспирантуру давно начались – например, 5 сентября в МГУ имени М.В. Ломоносова; 8 сентября в Российском государственном гуманитарном университете; 9 сентября в Российской академии правосудия; 10 сентября в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

МНЕНИЕ

Петр Касаткин, начальник управления научной политики МГИМО (У) МИД России, эксперт Рособрнадзора, доцент кафедры мировых политических процессов, к. п. н.:

«Как мне представляется, цель законодателя – привести существующую в России образовательную систему в гармонию со сложившейся в Европе и США трехступенчатой системой высшего образования. Если ранее в Советском Союзе высшее образование было преимущественно одноступенчатым и окончание вуза завершалось получением диплома специалиста, то сейчас образовательная траектория обучающихся может складываться из трех компонентов. Такая вариативность представляется целесообразной с точки зрения потребителя образовательных услуг: в случае потребности человека в корректировке своих предпочтений он получает возможность сделать это при переходе не только из бакалавриата в магистратуру, но и позднее, при переходе из магистратуры в аспирантуру».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (далее – Стандарт), обучение по программе аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах обучения (п. 3.2 Стандарта). Срок обучения в очной аспирантуре составляет три года, в заочной – от 3,5 до 4 лет по усмотрению организации. В п. 4.3 Стандарта указано, что во время обучения аспиранты готовятся к научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Очевидно, что изучение аспирантами дисциплин психолого-педагогического направления позволит повысить уровень методической подготовленности преподавателей высшей школы. «Я имею высшее педагогическое образование и вижу значительную нехватку психолого-педагогического образования среди своих коллег-преподавателей. Думаю, теперь лекторы научатся чувствовать методику преподавания, психологические нюансы различных категорий обучающихся, что позволит им быстрее адаптироваться к любой аудитории», – делится Марина Рыбкина, директор юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, профессор, д. ю. н.

Хочется верить, что преподаватели-практики также останутся в учебных заведениях, пусть даже читая спецкурсы и проводя мастер-классы. «Существующие в настоящее время квалификационные требования не ограничивают преподавателей-практиков в возможностях преподавать в высшей школе даже в случае отсутствия у них послевузовского образования», – утверждает Петр Касаткин, начальник управления научной политики МГИМО (У) МИД России, эксперт Рособрнадзора, доцент кафедры мировых политических процессов, к. п. н.

По словам Александра Климова, 90% новых образовательных стандартов по аспирантуре формируется образовательной организацией. Программа аспирантуры включает в себя обязательную (базовую) и вариативную части и состоит из четырех блоков: дисциплины (модули), практики, научно-исследовательская работа, государственная итоговая аттестация (п. 6.1, п. 6.2 Стандарта). При этом блок «дисциплины» состоит из модулей, относящихся и к базовой, и к вариативной части программы. Блок «практики» в полном объеме относится к вариативной части программы и включает в себя обязательную педагогическую практику (п. 6.4 Стандарта). Блок «научно-исследовательская работа» в полном объеме относится к вариативной части программы. И последний блок, «государственная итоговая аттестация», относится к базовой части программы. В него входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы (п. 6.6 Стандарта). «Мы считаем, что такая свобода в выборе программ – это правильно, потому что в основе любого обучения в аспирантуре лежит конкретное исследование. Максимальная вариативность дает возможность научному руководителю вместе с аспирантом сформировать ту программу, которая соответствует его научным интересам и теме будущей квалификационной работы», – отметил Александр Климов.

Выпускная квалификационная работа не является эквивалентом диссертации, однако фактически требования к ним совпадают. По окончанию учебы при наличии трех опубликованных статей в установленных ВАК научных изданиях и высокой оценки экзаменационной комиссии за выпускную квалификационную работу защита этой работы может приравниваться к предзащите кандидатской диссертации. В таком случае аспирант сможет после окончания аспирантуры защитить работу в диссертационном совете.

Прикрепление к кафедре для подготовки диссертации

После вступления в силу Закона об образовании исчезло понятие «соискатель». В этой связи в 2013 учебном году многие вузы приостановили прием документов на данную форму обучения (например, ГУ-ВШЭ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Российская академия правосудия, Университет имени О.Е. Кутафина), а Институт государства и права Российской академии наук начал набирать желающих на «стажировку» (под которой понималось то же соискательство). С 1 июня 2014 года лица, которые хотят прикрепиться к кафедре для подготовки диссертации на соискание ученой степени, снова имеют возможность сделать это. Прикрепление возможно при наличии диплома специалиста или магистра (п. 1 Порядка прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), далее – Порядок прикрепления лиц). Срок прикрепления – не более трех лет (вместо прежних пяти). В целях прикрепления для подготовки диссертации наиболее способных к самостоятельной научной деятельности лиц комиссия осуществляет их отбор на основе представленных документов. Прикрепление к кафедре для подготовки диссертации может происходить как платно, так и бесплатно в зависимости от политики вуза.

«Полагаю, что исключение соискательства и введение понятия «прикрепление для подготовки диссертации» связано с унификацией терминологии в данной сфере и не более…», – поясняет Марина Рыбкина.

Докторантура

Докторантура как форма получения послевузовского образования исключена из закона об образовании и относится теперь к сфере науки. На лиц, принятых в докторантуру после 1 января 2014 года, распространяется Положение о докторантуре (утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 267). Кроме того, законодатель разработал новый порядок направления в докторантуру. Теперь поступить в учебное заведение для защиты докторской диссертации могут работники, получившие направление из организации, в которой они занимаются педагогической и (или) научной (научно-исследовательской) деятельностью. Для поступления в докторантуру работник должен иметь:

  • ученую степень кандидата наук или эквивалентную ей (в случае получения ученой степени за границей);
  • стаж педагогической и (или) научной работы не менее пяти лет;
  • трудовой стаж в направляющей организации не менее одного года;
  • научные достижения; патенты на изобретения, полезную модель, промышленный образец; селекционные достижения; свидетельство о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем;
  • план подготовки диссертации (п. 4 Положения о докторантуре).

Подготовка диссертации осуществляется в срок до трех лет. Для оказания помощи докторанту в подготовке диссертации принимающей организацией может быть назначен научный консультант из числа докторов наук (п. 16 Положения о докторантуре). Подготовка диссертации может осуществляться и в направляющей организации.

Ученый (научный, научно-технический) совет принимающей организации утверждает индивидуальный план докторанта, согласованный с научным консультантом (если он есть). Ученый (научный, научно-технический) совет ежегодно заслушивает отчет докторанта о выполнении его индивидуального плана и выдает докторанту заключение о результатах рассмотрения отчета для представления в направляющую организацию.

МНЕНИЕ

Марина Рыбкина, директор юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, профессор, д. ю. н.:

«Вводя трехуровневую систему высшего образования, законодатель, безусловно, стремился добиться соответствия международным стандартам образования. Однако, в научной среде возник вопрос, связанный с уровнем «аспирантура-докторантура», поскольку в этой части существуют значительные отличия российской системы научных степеней от международных. Например, ученая степень PhD, присуждаемая в ряде стран, хотя во многих иностранных университетах и соответствует степени доктора наук, в России может быть приравнена к степени кандидата наук только после нострификации. Надеюсь, скоро законодатель разъяснит свою позицию в указанном вопросе».

Порядок защиты диссертаций и присуждения ученых степеней

Аттестационные дела лиц, защитивших диссертации до 1 января 2014 года, будут рассматриваться Минобрнауки России до 1 января 2015 года в порядке, действовавшем до вступления в силу постановления Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (далее – Постановление № 842). А для тех, кто только готовится к защите, следует руководствоваться уже Постановлением № 842. Данный документ внес существенные изменения и признал утратившими силу многие нормы постановления Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» и утвержденного им Положения о порядке присуждения ученых степеней.

При сравнении основных норм Положения о присуждении ученых степеней и Положения о порядке присуждения ученых степеней (в редакции от 20 июня 2011 года) видно, что требования к соискателям ученых степеней ужесточились. Так, если раньше результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны были быть опубликованы хотя бы в одном рецензируемом журнале или издании, то теперь обязательно иметь не менее трех публикаций в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук, и не менее двух – в остальных областях. Соискателям ученой степени доктора наук теперь нужно иметь не менее 15 публикаций в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук и не менее 10 публикаций в остальных областях (п. 13 Положения о присуждении ученых степеней). Раньше количество публикаций на соискание ученой степени доктора наук не было определено (п. 10 Положения о порядке присуждения ученых степеней в редакции от 20 июня 2011 года). Кроме того, теперь соискатель ученой степени может представить диссертацию только на правах рукописи, хотя раньше ему позволялось сделать это также в виде опубликованной монографии, а соискателям ученой степени доктора наук и в виде научного доклада (п. 15 Положения о присуждении ученых степеней; п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней в редакции от 20 июня 2011 года).

В п. 17 Положения о присуждении ученых степеней содержится норма о конфликте интересов, которой ранее не было. Теперь соискателю ученой степени, являющемуся президентом (руководителем, его заместителем) организации, запрещается представлять к защите диссертацию в диссертационный совет, созданный на базе этой организации. Кроме того, руководителю органа государственной власти или местного самоуправления, а также государственному (муниципальному) служащему, выполняющему работу, которая влечет за собой конфликт интересов, запрещается представлять к защите диссертацию в диссертационный совет, созданный на базе организаций, находящихся в ведении этих органов.

Ряд нововведений направлен на борьбу с плагиатом. С 1 января 2014 года решение диссертационного совета о приеме или об отказе в приеме диссертации к защите размещается в Интернете. При отказе в приеме диссертации к защите ее текст в течение пяти дней с официального сайта удаляется. Если решение об отказе связано с отсутствием или недостоверностью ссылок на автора и (или) источник заимствования, текст диссертации размещается на официальном сайте на 10 лет с указанием причины отказа в ее приеме к защите (п. 19 Положения о присуждении ученых степеней). При принятии к защите диссертации в сети размещается полная информация о соискателе, а также текст работы. При этом законодатель установил четкий срок публикации: не позднее чем за два месяца до дня защиты на соискание ученой степени кандидата наук и не позднее чем за три месяца – на соискание ученой степени доктора наук. Сведения о ведущей организации и ее отзыв на диссертацию также размещаются в Интернете не позднее чем за 10 дней до дня защиты диссертации. После защиты текст работы должен быть доступен еще в течение семи месяцев у кандидата наук и девяти месяцев – у доктора (п. 26 Положения о присуждении ученых степеней). Таким образом, открытость и гласность всех действий при подготовке и защите диссертаций существенно повысится.

В качестве оснований для отказа в приеме диссертации к защите в Положении о присуждении ученых степеней указано использование в диссертации заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования, без указания на соавторство (п. 20 Положения о присуждении ученых степеней).

Кроме того, законодатель ужесточил требования к оппонентам и ведущей организации. Положением о присуждении ученых степеней установлено, что оппоненты не могут быть работниками одной организации (раньше допускалось обратное). А в качестве ведущей организации не может выступать организация, в которой работает соискатель или его научные руководители (п. 24 Положения о присуждении ученых степеней).

Ректоры двух ведущих вузов страны (ректор СпбГУ Николай Кропачев и ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий) обратились в Правительство РФ с предложением позволить им выйти из-под контроля Высшей аттестационной комиссии и дать возможность самостоятельно присуждать ученые степени с выдачей соответствующих дипломов. Исполнительная власть поддержала данную инициативу, и в настоящий момент готовятся соответствующие нормативно-правовые акты. При этом СпбГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова выбрали разные подходы к проведению самой защиты. СпбГУ планирует формировать временные Советы, состоящие из экспертов разных вузов и даже разных стран, специально под каждого соискателя ученой степени. В этом случае Ученый совет СпбГУ должен утвердить решение временного Совета. После защиты диссертации Совет распускается. Такая модель широко известна в Европе и США.

Еще один возможный вариант работы: создание постоянных Советов, на которые можно приглашать ученых из разных вузов и стран в зависимости от темы диссертационного исследования. «Я думаю, что пока мы будем пробовать и ту, и другую модель, – заявил Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, д. ф.-м. н, академик РАН. – Дорожная карта уже разработана, и к 2020 году мы планируем полностью уйти от ранее созданных советов ВАКа. Если мы начнем защиту у себя, то ВАК нам будет уже не нужен».

МНЕНИЕ

Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, д. ф.-м. н, академик РАН:

«Было время, когда система защиты кандидатских и докторских диссертаций в России была не очень хорошо отлажена. Порой ВАК работал недобросовестно, и хотя отдельные ученые понимали, что это халтура, ситуация в целом не менялась. Чтобы переломить сложившуюся практику, есть несколько путей. Первый: ввести более строгие нормы, сократить количество Советов, жестко контролировать процесс защиты диссертаций. Это сложный путь, но законодатель принял решение идти по нему. Второй вариант давно известен в Европе и Америке. Я имею в виду возможность проводить защиту на ученом совете конкретных университетов. Это означает и возложение ответственности за результаты такой защиты. МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ решили идти именно по этому пути».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *