Аренда помещения без договора

ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЗАКЛЮЧЕННОГО ДОГОВОРА АРЕНДЫ

Эксперт по бухгалтерскому
учету и налогообложению
Е.Л. Веденина

В прошлом номере журнала (стр. 71-74) мы рассмотрели вопросы регистрации договора аренды, изменения его условий и прекращения (расторжения) договора. В этой статье рассмотрены отдельные юридические и налоговые последствия фактического пользования объектом недвижимости при незаключенном договоре аренды, в том числе из-за отсутствия обязательной регистрации.

Не арендная плата, а неосновательное обогащение

Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Эти же положения применяются к договорам аренды нежилых помещений в здании и сооружении (см. п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53).
Таким образом, незарегистрированный долгосрочный договор аренды недвижимого имущества считается незаключенным. Это можно доказать в судебном порядке. Расторгнуть или признать недействительным незаключенный договор аренды нельзя (см. постановление ФАС Московского округа от 24.01.2006 № КГ-А41/13800-05).
Существует обширная арбитражная практика, в которой одна из сторон договора аренды, подлежащего регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке, через суд добивается признания такого договора незаключенным.
В случае, когда фактическое пользование недвижимым имуществом имеет место в период отсутствия государственной регистрации договора аренды, платежи за такое пользование не считаются арендной платой.
Можно ли в такой ситуации взыскать с «арендатора» плату за фактическое пользование недвижимым имуществом при незаключенном (незарегистрированном) договоре аренды? На какую сумму возмещения может рассчитывать «арендодатель»?

Договор безвозмездного пользования помещением

Скачать образец договора

Договор безвозмездного пользования помещением

Договор безвозмездного пользования нежилым помещением представляет собой документ, подтверждающий передачу прав на использование какого-либо здания или его части в производственных или коммерческих целях. Он может заключаться в устной форме, если субъектами являются физические лица, и в письменной, если хотя бы одним из субъектов является юрлицо.

Договор безвозмездного пользования жилым помещением определяет условия и нормы эксплуатации комнаты, квартиры, дома с целью проживания в ней, не оплачивая использование.

Объектом договора безвозмездного пользования имуществом выступают помещения жилого или коммерческого характера, автомобили, оборудование, офисная техника, предметы интерьера.

Особенности договора безвозмездного пользования помещением

Субъектами договора безвозмездного пользования имуществом являются:

  • ссудодатель – лицо, которое наделено правом владения каким-либо имуществом, или субъект хозяйствования, которого уполномочили от лица собственника заключить договор;
  • ссудополучатель – лицо, к которому переходит право эксплуатировать жилое или нежилое помещение, автомобиль, оборудование.

Многие путают договор безвозмездного пользования с бесплатной арендой (наймом). Но отсутствие оплаты касается только применения помещения по прямому назначению: проживание в нем, организация коммерческой деятельности. Все затраты, касающиеся содержания объекта, ложатся на ссудополучателя. Сюда относится оплата коммунальных платежей, осуществление ремонтных работ, связанных с поддержанием исходных условий.

Не стоит путать такую форму договора с безвозмездной передачей прав собственности (дарения). После завершения срока действия обязательств по договору объект использования должен быть передан собственнику в исходном состоянии.

Между юристами нет общего мнения, какие именно признаки присущи договору безвозмездного пользования. В нем должны содержаться такие пункты:

  • Преамбула – указываются субъекты договора, их паспортные данные (для юрлиц – данные директора, на основании какого документа он имеет право подписи).
  • Предмет договора. В этом пункте указывается тип помещения, его назначение, местонахождение, особенности, недостатки. Среди данных, которые должны быть указаны договором, – на каком основании помещение принадлежит указанному собственнику, кадастровый номер объекта.
  • Срок действия обязательств по договору. Этот пункт может быть определен конкретным количеством месяцев или быть неограниченным.
  • Права и обязанности сторон. Здесь важно четко оговорить все моменты, разграничить зоны ответственности, указать санкции в случае нарушения условий договора, указанных в этом пункте. Это касается разделения затрат по содержанию помещения в случае снижения балансовой стоимости помещения.
  • Форс-мажорные обстоятельства. Факторы непреодолимой силы, наступление которых повлекло ущерб помещению, предотвратить которые было невозможно.
  • Порядок передачи помещения. В этом случае рекомендуется использовать акт приема-передачи, в котором подробно расписать оснащение, его состояние.
  • Порядок расторжения договора. Если не будут указаны отдельные условия досрочного прекращения действия обязательств по договору, то будут действовать правила, предусмотренные Гражданским кодексом.
  • Прочие условия. Заносятся все данные, которые не могут быть отнесены к другим вышеперечисленным пунктам.

В качестве дополнений к договорным обязательствам могут выступать опись передаваемого имущества, акт приемки-передачи, паспорт объекта, выданный кадастром, документы юридического лица, субъекта хозяйственной деятельности.

Характерными особенностями такого типа обязательств по договору являются:

Четкое описание объекта, которое позволяет его безошибочно идентифицировать. В противном случае договор может считаться недействительным.

  • Особенности договора ссуды не позволяют получателю распоряжаться имуществом, сдавать его в субаренду.
  • Если помещение подлежит государственной охране (памятник архитектуры), требуется получение разрешения от соответствующей комиссии.

Случаи оформления договора безвозмездного пользования жилым помещением

В отличие от договора безвозмездного пользования нежилым помещением, который должен быть обязательно подписан при участии в сделке юридического лица, бесплатная передача жилья осуществляется в случае необходимости регистрации живущих родственников, друзей, знакомых.

Заключение такого договора избавляет ссудодателя от вопросов со стороны государственных органов о незаконном получении прибыли от сдачи жилого помещения в аренду. Не рекомендуется пользоваться этой формой договорных обязательств в случае фактического получения денег за предоставление жилья в аренду.

Договор несет в себе риски неполучения вознаграждения, так как оснований требовать оплату у недобросовестных арендаторов не предусмотрено.

Права и обязанности сторон по договору безвозмездного пользования

Собственник объекта недвижимости или уполномоченное им лицо обязаны предоставить помещение в определенном договором состоянии. Это касается мебели и техники, если другое не предусмотрено его условиями. Для этого рекомендуется составлять акт приема-передачи, в котором четко описать оснащение жилища, степень износа, прочие качественные характеристики.

Ссудополучатель должен быть предупрежден об обязательствах перед третьими сторонами (объект пользования находится в залоге или аресте). Сокрытие этой информации может стать причиной досрочного расторжения договора.

Если другое не предусмотрено условиями договора, лицо, которому передается право эксплуатации, должно содержать помещение в надлежащем виде. Для этого совершать за свой счет капитальный и косметический ремонт, оплачивать счета за содержание.

Затраты, возникающие в случае непредвиденного повреждения или уничтожения объекта пользования, лежат на ссудодателе, если предотвратить их ссудополучатель не мог ни при каких обстоятельствах. В противном случае ответственность лежит на пользователе. Это же касается случаев использования имущества не по назначению.

Срок действия договора безвозмездного пользования помещением

Условиями договора могут быть определены конкретные временные рамки его действия. Если этот пункт отсутствует, то договорные обязательства считаются бессрочными. Расторгнуть их может любая сторона, предупредив об этом минимум за 3 месяца (по обоюдному согласованию могут быть предусмотрены другие временные рамки).

Причины досрочного прекращения исполнения обязательств по договору собственником помещения:

  • объект недвижимости используется не так, как описано в договоре;
  • не осуществляются работы по поддержанию помещения в надлежащем виде;
  • состояние помещения, мебели, техники значительно ухудшилось;
  • без согласования с собственником был заключен договор субаренды.

Расторжение по инициативе ссудополучателя происходит по таким причинам:

  • наличие непреодолимых недостатков, присутствие которых было сокрыто и не обозначено в договоре;
  • претензии третьих лиц, перед которыми существуют обязательства (например, банк);
  • непредоставление объекта в использование.

Срочный договор предусматривает другую процедуру расторжения. В этом случае исключительное право имеет лицо, получающее имущество в пользование. Для этого требуется предупреждение контрагента о намерениях за 1 месяц до разрыва.

Сходства и различия договора безвозмездного пользования жилым помещением и аренды

Гражданский кодекс РФ в пункте 2 статьи 689 определяет такие нормы, характерные также для договора аренды:

  • Срок действия договора может быть установлен соответствующим пунктом или не иметь предусмотренного окончания.
  • Метод использования и назначение помещения. Если квартира или дом применяется не для проживания в нем, то собственник имеет право досрочно завершить действие обязательств по договору в одностороннем порядке.
  • Пролонгация договора. Если обе стороны не пожелали расторгнуть договор (должны оповестить в письменном виде), после его окончания происходит его пролонгация на неопределенный срок.
  • Улучшение условий. Лицо, проживающее на жилплощади, должно поддерживать ее в исходном состоянии. Если было произведено какое-либо усовершенствование, затраты ложатся на собственника. Несогласованные изменения осуществляются за счет проживающих.

Несмотря на явные сходства этих договоров, существуют принципиальные отличия, которые заключаются в степени ответственности при ненадлежащем выполнении условий:

  • при непредоставлении объекта пользования или его ненадлежащее техническое состояние влекут за собой штраф в размере возможного нанесенного ущерба (при аренде дополнительно выплачивается сумма, равная упущенной выгоде);
  • если собственник не предоставил помещение, контрагент не может требовать этого (по договору аренды это право присутствует);
  • затраты на содержание помещения при ссуде несет наниматель, при аренде – владелец.

Нотариальная контора и бюро переводов на «Окской» – ваш надежный помощник и консультант. При необходимости вам предоставят консультацию, удостоверят подписанный договор безвозмездного пользования имуществом для придания ему безоговорочной юридической силы. Для этого нотариус ведет прием непосредственно в конторе, осуществляет выезд к клиенту в офис или домой по адресу в Москве или Подмосковье.

Стоимость услуг по составлению договора фиксированная, с ней вы можете ознакомиться на сайте или обратившись в контору. Обращение к нам гарантирует получение квалифицированной помощи по юридическим вопросам.

  • Нотариальный договор
  • Нотариальный договор купли продажи
  • Нотариальный договор о передаче квартиры

Взыскание арендной платы при отсутствии договора аренды

Принято Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 4905/11 по делу № А51-23410/2009 «Факт неосновательного пользования имуществом сам по себе не влечет неосновательного обогащения со стороны пользователя имуществом, если тот пользовался этим имуществом и оплачивал такое пользование с согласия
собственника или владельца имущества»

Суть спора

ФГУП «Р» было зарегистрировано право хозяйственного ведения на причал. После этого оно было передано ООО «В» по акту приема-передачи от 01.07.2005 №8, которое было оформлено со ссылкой на договор аренды без даты и номера. Этот договор, по которому право аренды передается с 01.07.2005 года на неопределенный срок, был составлен, но на документе стояла подпись только ООО «В». Соглашение не было подписано директором ФГУП «Р», вследствие того, что порядок заключения подобных договоров отсутствует. В результате, договор между участниками правоотношений считается незаключенным.

При этом стороны подписали Приложение №2 к договору, которое касается размера арендной платы, установленной за использование причала. Стоимость была определена на основании отчета ООО «Ц» – независимого оценщика. Документ значится под номером 05-01 184 от 27.06.2005.

Помимо этого, арендодатель и арендатор заключили договор от 01.07.2005 № 11/02-А, в котором указывался факт получения полного возмещения эксплуатационных и коммунальных расходов на содержание причала ФГУП «Р» от ООО «В».

На протяжении всего срока эксплуатации причала ФГУП «Р» каждый месяц выставляло счета-фактуры на согласованные суммы ООО «В» (оказание услуг в сфере аренды, аренда или использование причала, возмещение расходов). Оплата производилось обществом на основании платежных поручений. Однако ФГУП «Р» обратилось с иском к ООО «В» в арбитражный суд, потребовав взыскать с последнего 2 451 249 рублей неосновательного обогащения (то есть разницы между суммой оплаты и стоимости рыночной аренды).

В процессе рассмотрения дела суды задались вопросом: насколько правомерными являются требования, предъявленные ФГУП «Р», если принять во внимание, что фактически оно не возражало против того, чтобы ООО «В» использовало пляж, а также получало арендную плату, которая фактически была согласована?

Взимание платы за пользование имуществом, если надлежаще оформленный договор аренды отсутствует (включая случаи незаключенности договора аренды)

Арбитражная практика аренда свидетельствует о том, что ситуация фактического временного пользования имуществом, при котором между собственником (или другим владельцем, который может сдавать имущество в аренду) отсутствует договор временного пользования, достаточно распространена. Может быть подписан документ, который именуется как «договор», но им не является из-за ничтожности или незаключенности (например, вследствие того, что соглашение не было подвержено государственной регистрации). Также договор может быть просто не составлен. Исходя из этого, возникает вопрос: какие нормы права должны использоваться для взыскания платы с пользователя имущества, в то время как он его использует. В судебной практике существует мнение относительно того, что взыскание нужно проводить по правилам, указанным в главе 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения».
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ, лицо, которое неосновательно временно использовало чужое имущество, но не собиралось его приобрести, либо использовало чужие услуги, обязано возместить потерпевшему то, что было сбережено при таком использовании, по стоимости, которая была установлена при окончании пользования, а также в том месте, где это пользование происходило. Если говорить о договоре аренды, то цену определяет суд на основании рыночной арендной платы или незаключенного арендного договора. Рыночная арендная плата за пользование имуществом определяется посредством экспертизы.

Что касается рассматриваемого случая, то важно отметить, что применение статьи 1105 ГК РФ было осложнено тем, что правообладатель причала и пользователь фактически не пришли к соглашению по поводу стоимости за пользование имуществом, несмотря на то, что договор аренды между ними отсутствовал.

Решения судов разных инстанций

В суде первой инстанции в удовлетворении требований по заявлению было отказано по причине того, что, по мнению суда, неосновательное обогащение у ответчика при оплате ФГУП «Р» пользования причалом по заранее согласованной цене, не возникало. Именно поэтому, порядок определения размера арендной платы по состоянию на 01.06.2009 к данным правоотношениям не применяется. Помимо этого, известно, что ФГУП «Р» злоупотребило собственным правом при подаче иска в суд, так как заключение и регистрация договора аренды причала не производились по причинам, которые зависели именно от последнего.

В суде апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено, так как между ООО «В» и ФГУП «Р» возникли правоотношения из неосновательного обогащения. Данную позицию поддержал суд кассационной инстанции.

При работе с делом ВАС РФ выразил мнение о необходимости пересмотра акта постановлений кассационного и апелляционного суда в порядке надзора.

Судебной коллегией было отмечено, что, учитывая пункт 3 статьи 424, статью 614 ГК РФ, соглашение сторон о стоимости применяется на основании общего правила даже в случае, когда он признается недействительным, незаключенным, прекращает свое действие. В качестве соглашения о цене могут рассматриваться фактические действия по принятию и перечислению платежей на определенную сумму денежных средств. Помимо этого, судебной коллегией ВАС РФ было акцентировано внимание на том, что ФГУП «Р» на протяжении нескольких лет не выражало желания вернуть имущество. Более того участники сделки фактически обсудили и согласовали стоимость использования причала.

По правилам статьи 1105 ГК РФ, предъявление искового заявления ФГУП «Р» иллюстрирует намерение заявителя извлечь материальную выгоду, которая не основана на правовых нормах. Это производится при взыскании оплаты за три прошлых года в двойном размере против ранее согласованной стоимости за пользование имуществом, которое было предоставлено по воле заявителя в соответствии с заведомо ничтожным договором аренды. Естественно, этот факт общество в процессе обсуждения получения имущества во временное пользование и в течение аренды, предвидеть не могло.

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 августа 2014 г. N 460 О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 29.05.2015 № 303) В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемый Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. 2. Возложить на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл полномочия: по проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по созданию и организации деятельности Комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. 3. Рекомендовать собственникам зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Марий Эл, представлять по запросам Министерства государственного имущества Республики Марий Эл документы и сведения об объектах недвижимого имущества в Республике Марий Эл, необходимые для проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. 4. Рекомендовать главам администраций городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл оказывать содействие Министерству государственного имущества Республики Марий Эл в проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территориях городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл, для целей налогообложения. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра государственного имущества Республики Марий Эл Хайруллову Н.А. Председатель Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 августа 2014 г. N 460 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДАНИЙ (СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ) И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящий Порядок определяет процедуру осуществления Министерством государственного имущества Республики Марий Эл (далее — Министерство) мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее — объекты недвижимого имущества) для целей налогообложения (далее — мероприятия). 2. Мероприятия осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: а) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; б) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. 3. Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: а) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; б) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). 4. Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: а) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; б) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. 4.1. Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. (Пункт дополнен — Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.05.2015 № 303) 5. Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ 6. В целях проведения мероприятий Министерство запрашивает в уполномоченных органах государственной власти и организациях, у собственников объектов недвижимого имущества следующие документы: копия технического паспорта объекта недвижимого имущества; кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества; кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; копии договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объект (часть объекта) недвижимого имущества. 7. В целях проведения мероприятий Министерство издает приказ о проведении мероприятий, в котором указываются: а) сведения об ответственных лицах Министерства, уполномоченных на проведение мероприятий (фамилия, имя, отчество, должность) (далее — должностные лица); б) перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых надлежит провести мероприятия, с указанием их кадастровых номеров, наименования и адреса (описания местоположения) (при наличии таких данных); в) даты начала и окончания проведения мероприятий. 8. Копия приказа о проведении мероприятий, заверенная печатью Министерства, в срок не позднее 5 рабочих дней после дня издания данного приказа направляется собственнику объекта недвижимого имущества, в отношении которого проводятся мероприятия. 9. К проведению мероприятий в отношении каждого объекта недвижимого имущества привлекаются не менее двух должностных лиц Министерства. 10. Мероприятия проводятся только должностными лицами, указанными в приказе о проведении мероприятий. 11. В ходе проведения мероприятий должностными лицами проводятся обмеры (измерения) площадей объекта нежилого фонда (при необходимости), расчеты в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку, а также осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фото- и (или) видеосъемка информационных стендов с данными о физических и юридических лицах, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) или нежилом помещении. 12. В результате проведения мероприятий должностными лицами определяется вид фактического использования объекта недвижимого имущества, который отражается в акте обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения (далее — акт обследования). 13. Акт обследования составляется в срок не позднее 5 рабочих дней после даты окончания проведения мероприятий по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку с приложением соответствующих фото- и (или) видеоматериалов. Данные об объекте недвижимого имущества, подлежащие отражению в акте обследования, заполняются должностными лицами на основании документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, данных фото- и (или) видеосъемки, проведенных обмеров (измерений) и расчетов. При отсутствии данных об объекте недвижимого имущества, подлежащих отражению в акте обследования, в соответствующей строке для заполнения ставится прочерк. 14. В случае если при проведении мероприятий возникли обстоятельства, препятствующие доступу должностных лиц к объекту недвижимого имущества, подлежащего обследованию, но при этом имеются факты, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, в том числе вывески, рекламные стенды, баннеры, такие обстоятельства отражаются в акте обследования с приложением соответствующих фото- и (или) видеоматериалов. 15. В срок не позднее 3 рабочих дней со дня составления акта обследования данный акт обследования представляется министру государственного имущества Республики Марий Эл или его заместителю (в соответствии с распределением обязанностей) на рассмотрение. 16. Министр государственного имущества Республики Марий Эл или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в течение 3 рабочих дней со дня представления акта обследования на рассмотрение утверждает его либо принимает решение о повторном проведении мероприятий в соответствии с пунктами 7-15 настоящего Порядка. 17. Копия акта обследования предоставляется собственнику объекта недвижимого имущества на основании его заявления о предоставлении акта обследования в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления такого заявления, но не ранее дня утверждения акта обследования. 18. Информация о результатах проведения мероприятий в срок не позднее 7 рабочих дней со дня утверждения акта обследования подлежит размещению на официальном сайте Министерства в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» portal.mari.ru/mingosim (далее — официальный сайт Министерства). 19. Информация о результатах проведения мероприятий должна содержать следующие сведения: основание, даты начала и окончания проведения мероприятий; наименование, кадастровый номер, адрес (описание местоположения), общая площадь обследованного здания (строения, сооружения) или нежилого помещения (при наличии таких данных); сведения об обстоятельствах, препятствующих проведению мероприятий (при наличии); вид фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения, определенный по результатам проведенного мероприятия. 20. В случае несогласия собственника объекта недвижимого имущества с результатами проведения мероприятий собственник объекта недвижимого имущества вправе направить письменное обращение в Министерство с указанием причин несогласия. 21. Собственник объекта недвижимого имущества вправе представлять документы, фото- и (или) видеоматериалы, содержащие доказательства об ином виде фактического использования объекта недвижимого имущества, отличного от вида фактического использования, определенного в результате проведения мероприятий (далее — доказательства об ином виде фактического использования). 3. КОМИССИЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСОВ, КАСАЮЩИХСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДАНИЙ (СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ) И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 22. Для рассмотрения письменных обращений собственников объектов недвижимого имущества, а также в целях решения иных вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в Министерстве создается Комиссия по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее — Комиссия). 23. Состав Комиссии и положение о Комиссии утверждаются приказом Министерства. В состав Комиссии входят: ответственные лица Министерства, за исключением должностных лиц, участвовавших в проведении мероприятий; представитель Министерства финансов Республики Марий Эл; представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (по согласованию); представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (по согласованию). В состав Комиссии также могут входить представители иных организаций и эксперты. Возглавляет Комиссию заместитель министра государственного имущества Республики Марий Эл (в соответствии с распределением обязанностей). 24. На заседании Комиссии ведется протокол, который составляется не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания. Протокол подписывается присутствующими на заседании членами Комиссии. 25. Министерство обеспечивает рассмотрение обращений, указанных в пункте 20 настоящего Порядка, на заседании Комиссии в срок не позднее 20 рабочих дней после дня поступления обращения. 26. В случае если собственником объекта недвижимого имущества представлены доказательства об ином виде фактического использования объекта недвижимого имущества, отличного от вида фактического использования, определенного в результате проведения мероприятий, Комиссия, оценив достаточность таких доказательств, принимает одно из следующих решений: а) о достаточности представленных доказательств и установлении иного вида фактического использования объекта недвижимого имущества, отличного от вида фактического использования, определенного в результате проведения мероприятий; б) о необходимости повторного проведения мероприятий; в) об отсутствии обоснованных доказательств для изменения вида фактического использования объекта недвижимого имущества, определенного в результате проведения мероприятий. 27. На основании решения Комиссии, указанного в подпункте «а» пункта 26 настоящего Порядка, Министерство не позднее 7 рабочих дней после дня принятия такого решения обеспечивает внесение изменений в информацию о результатах проведения мероприятий, размещенную на официальном сайте Министерства. 28. На основании решения Комиссии, указанного в подпункте «б» пункта 26 настоящего Порядка, Министерство не позднее 15 рабочих дней после дня принятия такого решения обеспечивает повторное проведение мероприятий в соответствии с пунктами 7-15 настоящего Порядка. 29. О результатах рассмотрения обращений, указанных в пункте 20 настоящего Порядка, собственник объекта недвижимого имущества уведомляется Министерством в срок не позднее 5 рабочих дней после дня подписания протокола заседания Комиссии. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДАНИЙ (СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ) И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая методика разработана в целях использования при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее — объекты недвижимого имущества) для целей налогообложения. 2. В настоящей методике используются следующие понятия: общая площадь объекта недвижимого имущества — суммарная площадь всех помещений здания (строения, сооружения) или нежилого помещения, определяемая на основании документов кадастрового учета, документов технического учета (инвентаризации), сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), а также фактических измерений (обмера); полезная нежилая площадь — нежилая площадь торгового, офисного, спортивного, административного, социального и другого назначения, непосредственно используемая собственниками (владельцами, пользователями) здания (строения, сооружения) или нежилого помещения для осуществления деятельности, в том числе площадь вспомогательных помещений, не относящихся к помещениям общего пользования (в частности места размещения инженерно- технологического оборудования, комната ожидания посетителей, комнаты хранения), используемая указанными собственниками (владельцами, пользователями); помещения общего пользования — помещения, используемые одновременно всеми или несколькими собственниками (владельцами, пользователями) здания (строения, сооружения) или нежилого помещения (в частности общие входные группы, общие коридоры, лифтовые холлы, санузлы, подвалы, чердаки, парковки, места размещения инженерно- технологического оборудования, обслуживающего все здание (строение, сооружение) или нежилое помещение). 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ 3. На основании документов кадастрового учета, документов технического учета (инвентаризации), сведений из ЕГРГТ, договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объекты недвижимого имущества, а также фактических измерений (обмеров) подлежат определению: а) общая площадь объекта недвижимого имущества (Sобщ.); б) общая полезная нежилая площадь (Sисп.), а также полезная нежилая площадь, используемая для размещения офисов (Sоф.), торговых объектов (Sторг.), объектов общественного питания (Sпит.) и бытового обслуживания (Sбыт.); в) площадь помещений общего пользования (Sоп.). 4. На основании данных пункта 3 настоящей методики определяется площадь помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп.-оф., Sоп.-пит., Sоп.-быт., Soп. -торг.), рассчитываемая как произведение площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (Sоф., Sпит., Sбыт., Sторг.), и отношения площади помещений общего пользования (Sоп.) к общей полезной нежилой площади (Sисп.), например: Sоп.-оф. = Sоф. Х Sоп./Sисп. При определении площади помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп. — оф., Sоп. -пит., Sоп. — быт., Soп. -торг.), площадь помещений общего пользования Soп. рассчитывается в отношении каждой части здания (строения, сооружения) и считается используемой только собственниками (владельцами, пользователями) полезной площади, расположенной в данной части здания (строения, сооружения), а при отсутствии полезной площади в соответствующей части здания (строения, сооружения), где расположено помещение общего пользования пользователей, — всеми пользователями здания (строения, сооружения). 5. На основании данных пунктов 3 и 4 настоящей методики определяется фактическая площадь объекта недвижимого имущества, используемая при осуществлении каждого из видов деятельности (Sфакт. — оф., Sфакт. -пит., Sфакт. -быт., Sфакт. -торг.), которая рассчитывается как сумма площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (Sоф., Sпит., Sбыт., Sторг.), и соответствующей площади помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого из видов деятельности (Sоп. -оф., Sоп. -пит., Sоп. — быт., Soп. -торг.), например: Sфакт.-оф. = Sоф. + Sоп.-оф. В случае если в здании (строении, сооружении) расположено несколько нежилых помещений, используемых при осуществлении одного и того же вида деятельности (Sоф.1, Sоф.2, Sоф.3), размер фактической площади всего объекта недвижимого имущества, используемой при осуществлении каждого из видов деятельности (Sфакт. -оф.), рассчитывается как сумма фактических площадей объекта недвижимого имущества, используемых при осуществлении каждого из однородных ВИДОВ деятельности (Sфакт.-оф.1, Sфакт.-оф.2, Sфакт.-оф.3): Sфакт.-оф. = Sфакт.-оф.1 + Sфакт.-оф.2 + Sфакт.-оф.3 В случае если в здании (строении, сооружении) расположено несколько нежилых помещений, используемых одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения (офисы и офисная инфраструктура), так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (Sоф., Sторг., Sпит., Sбыт.), размер фактической площади всего объекта недвижимого имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности (Sобщ.-факт.), рассчитывается как сумма фактических площадей объекта недвижимого имущества, используемых при осуществлении каждого из видов деятельности (Sфакт.-оф., Sфакт.-торг., S факт.-пит., S факт.-быт.): (Абзац дополнен — Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.05.2015 № 303) Sобщ.-факт.= Sфакт.-оф. + Sфакт.-торг. + S факт.-пит. + S факт.-быт. (Абзац дополнен — Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.05.2015 № 303) 6. На основании данных пункта 5 настоящей методики определяется доля в процентах (округленная до сотых долей процента) фактической площади объекта недвижимого имущества, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (Sфакт. -оф., Sфакт. -пит., Sфакт. — быт., Sфакт. -. торг.), в общей площади объекта недвижимого имущества (Sобщ.). 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВИДЕ ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА 7. Вид фактического использования объекта недвижимого имущества определяется на основании расчетных данных, указанных в пункте 6 настоящей методики, с учетом положений частей 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения ФОРМА АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДАНИЯ (СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ) ИЛИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДАНИЯ (СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ) ИЛИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ _________________________________________________________ (наименование объекта) Акт составлен по состоянию на «___»____________ 20___ г. должностными лицами Министерства государственного имущества Республики Марий Эл: ______________________________________________________________________ (Ф. И. О., должность) ______________________________________________________________________ (Ф. И. О., должность) Основание обследования: приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от N «О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения». СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие сведения 2. Поэтажный план 3. Экспликация к поэтажному плану 4. Фототаблица 5. Описание фактического использования помещений 6. Данные расчетов 7. Особые отметки 8. Заключение о фактическом использовании 9. Приложения 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1.1. АДРЕС (ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ) ОБЪЕКТА Республика Марий Эл Район ________________________________________________________________ Город (село, поселок и т.п.)__________________________________________ Улица (проспект, переулок и т.п.)_____________________________________ Дом (владение)________________________________________________________ Корпус (строение)_____________________________________________________ Офис (помещение)______________________________________________________ 1.2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗДАНИИ (СТРОЕНИИ, СООРУЖЕНИИ) ИЛИ НЕЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ Кадастровый номер (при наличии)_______________________________________ Назначение по кадастровому паспорту или документам технического учета (инвентаризации)______________________________________________________ Собственник(и)________________________________________________________ Пользователь(ли)______________________________________________________ Количество этажей_____________________________________________________ Общая площадь (Sобщ.), кв. м__________________________________________ Общая полезная нежилая площадь (Sисп.), кв. м ________________________ Площадь помещений общего пользования (Sоп.), кв. м ___________________ 1.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ Кадастровый номер (при наличии)_______________________________________ Местоположение________________________________________________________ Площадь, кв. м________________________________________________________ Вид разрешенного использования________________________________________ 2. ПОЭТАЖНЫЙ ПЛАН 3. ЭКСПЛИКАЦИЯ К ПОЭТАЖНОМУ ПЛАНУ 4. Фототаблица 5. Описание фактического использования помещений ——————————————————— N | Описание помещения | Площадь, | Фактическое п/п | (позиция, номер на | кв. м | использование | этаже, номер этажа, | | | литера и т.п.) | | ——————————————————— 1. 6. Данные расчетов в соответствии с методикой ———————————————————————- Наименование | Обозна- | Еди- | Значе- | Доля показателя | чение | ница | ние | фактической | показа- | изме- | показа- | площади | теля | рения | теля | объекта | | | | недвижимого | | | | имущества в | | | | общей площади | | | | объекта | | | | недвижимого | | | | имущества, | | | | процентов ————————+———-+——-+———+—————- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ———————————————————————- Фактическая площадь Sфакт. — кв. м объекта недвижимого оф. имущества, используемая для размещения офисов и офисной инфраструктуры Фактическая площадь Sфакт. — кв. м объекта недвижимого пит. имущества, используемая для размещения объектов общественного питания Фактическая площадь Sфакт. — кв. м объекта недвижимого быт. имущества, используемая для размещения объектов бытового обслуживания Фактическая площадь Sфакт. — кв. м объекта недвижимого торг. имущества, используемая для размещения торговых объектов Общая фактическая Sобщ.- кв. м площадь объекта факт. недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания (Позиция дополнена — Постановление Правительства Республики Марий Эл

Необходимы ли акты при аренде помещения?

Здравствуйте!
Коллега, для отнесения в затраты услуг по аренде офиса не требуется ежемесячное подписания актов.
На нашем форуме не один раз обсуждалась данная тема. Вот, например:
Акты выполненных работ по договору аренды помещения
Налоговый учет расходов при аренде офиса
Также привожу ответы экспертов службы Правового консалтинга СПС «Гарант» Д.Гусихина и В.Горностаева на подобный вопрос:
«Вопрос: Организация заключила договор аренды помещения под офис. Договор аренды содержит все необходимые реквизиты первичного документа, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». У организации также имеется акт приема-передачи помещения. Согласно договору организация перечисляет ежемесячную арендную плату не позднее 5-го числа текущего месяца. Договор аренды не предусматривает представления счета на оплату и составления акта выполненных работ. Какой перечень документов должен наличествовать у организации-арендатора для подтверждения расходов на аренду помещения?
Ответ: К аренде нежилых помещений применяются требования ГК РФ, предусмотренные для аренды зданий и сооружений (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 № 53).
То есть договор аренды нежилого помещения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды нежилого помещения считается незаключенным (п. 1 ст. 654 ГК РФ).
При этом, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).
То есть, заключив договор аренды нежилого помещения, стороны договора определяют и сумму ежемесячной арендной платы.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом расходы в виде арендных платежей учитываются для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть указанные расходы должны быть экономически оправданы, подтверждены документами и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления датой осуществления расходов в виде арендных платежей признается одна из дат:
— дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
— дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
— последнее число отчетного периода.
Организация может выбрать один из трех предложенных в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ способов признания расходов в виде оплаты сторонним организациям за предоставленные ими услуги и закрепить его в учетной политике (письма Минфина России от 29.08.2005 № 03-03-04/1/183, УФНС России по г. Москве от 06.08.2009 № 16-15/080966).
При этом для целей налогообложения сдача имущества в аренду является оказанием услуг, т.к. результаты такой деятельности не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Соответственно, если договаривающимися сторонами заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды, то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора и, следовательно, у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор) (письма УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 № 20-12/061162, от 26.03.2007 № 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 № 02-1-07/81).
Кроме того, глава 34 ГК РФ, регулирующая правоотношения по договору аренды, не требует от арендатора и арендодателя ежемесячного подтверждения исполнения сторонами своих обязательств по договору аренды путем составления актов. Таким образом, ежемесячного составления актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей, если иное не вытекает из условий договора, не требуется (письма Минфина России от 16.11.2011 № 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 № 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 № 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 № 03-03-04/1/742).
В рассматриваемой ситуации условиями договора аренды также не предусмотрено и выставление счетов на оплату (предоплату).
При этом выставление счета на оплату не является обстоятельством, с которым закон или договор о возмездном оказании услуг связывают возникновение обязательства заказчика по оплате услуг (постановление ФАС Московского округа от 20.12.2012 № Ф05-14578/12 по делу № А40-10258/2012).
Кроме того, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Соответственно, выставление либо невыставление счетов на оплату, само по себе не приводит к возникновению каких-либо налоговых обязательств.
Подведем итоги. Итак, для подтверждения расходов на аренду помещения необходимы следующие документы: заключенный договор аренды, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества. При этом для подтверждения правомерности признания расходов составление ежемесячных актов об оказанных услугах и счетов на оплату (предоплату) не требуется, если только их составление прямо не предусмотрено договором аренды.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *