Аренда береговой полосы

Земельный участок в водоохранной зоне


Владельцы земельных участков в водоохранной зоне не понаслышке знают о сложностях приватизации. За последние 10-15 лет — ничтожный срок для владения землей — произошли изменения в земельном и водном законодательстве, которые непосредственно касаются оформления имущественных прав на этот вид собственности.

Предоставление участков в водоохранной зоне

Нормативная база идет по пути упрощения бюрократических процессов. Со вступлением в силу в 2007 году нового Водного кодекса из обязательных процедур была исключена обязанность согласовывать с органами Росводресурсов предоставление участков для строительства в водоохранных зонах.
Однако земли в водоохранной зоне (если они не находятся на территориях общего пользования — пляжи, набережные) ограничены в обороте, и приватизация возможна только с разрешения местных органов по управлению муниципальным имуществом. Также разрешение уполномоченных органов требуется на строительство в водоохранной зоне новых объектов недвижимости и реконструкцию уже введенных в эксплуатацию строений.

Владельцы земельных участков, получившие отказ от местной администрации по какому-либо обращению, обращаются в суд. Это дополнительная возможность оформить землю в собственность и реализовать иные имущественные права. Рассмотрение дел в суде дает возможность землепользователям отстоять свою точку зрения и добиться необходимых разрешений. Тем более что действующая редакция Водного кодекса разрешает проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию хозяйственных и иных объектов на территориях водоохранных зон.

Приватизация водоохранной зоны

Приватизация земельного участка в водоохранной зоне не запрещена. Чиновники местной администрации не должны без причин препятствовать передаче земельного участка в собственность. Но основания для отказа в приватизации все же существуют, например:
1. установлено, что участок находится в пределах береговой полосы объекта (20 метров и ближе к воде);
2. на участке нет объектов недвижимости (жилого дома, хозяйственных построек);
3. владелец земельного участка в процессе пользования своим наделом не соблюдает правила охраны водных объектов от загрязнения (заиления);
4. участок частично расположен на территории, изъятой из оборота, или земля зарезервирована для государственных и муниципальных нужд.

Отдельно скажем про оформление участков в собственность юридическими лицами. Если на земельном участке частной компании располагаются коммерческие объекты, с учетом вероятности сброса загрязняющих веществ на них устанавливаются централизованные системы водоотведения, локальные очистные сооружения и прочее.
Требования нельзя назвать слишком строгими. На землях водоохранной зоны сегодня не запрещены размещение дачных и садовых участков, выделение участков под индивидуальное строительство, заправка топливом, мойка автомобилей и пр.

Установление границ водоохранных зон

Водоохранная зона — это территория, которая прилегает к береговой линии. Главная системная проблема, связанная с приватизацией земельных участков в этой зоне, заключается в определении кадастровых границ.
По мере того, как в государственный кадастр недвижимости вносятся уточненные сведения о водоохранных зонах и о границах участков в пределах этих зон, посягательства на самовольный захват земли и нарушение земельного законодательства будут для надзорных служб очевиднее.

Сегодня, если владельцы соседних с вашим земельных участков не соблюдают законодательство (например, придвинули свои заборы вплотную к воде), можно жаловаться в уполномоченные органы. Решить проблему помогут официальные обращения в Росреестр, природоохранную прокуратуру и природоохранный комитет местного Правительства.
Нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц. Для юридических лиц дополнительно предусмотрено приостановление деятельности за подобное правонарушение. Подробнее см. КОАП РФ.

Проблемы участков в водоохранной зоне

Строительство домов и использование земельных участков в водоохранной зоне связано с особыми проблемами. Мы упомянули в статье о дополнительных разрешениях от администрации и о более жестких требованиях к ведению хозяйственной деятельности. Однако это не все.
Если вы столкнулись с неправомерными действиями соседей или чиновников, проконсультируйтесь с юристом по земельным вопросам. Вы имеете возможность отстаивать свои имущественные интересы и гражданские права. Закон един для всех, каждый обязан соблюдать его требования.

Кизимов Денис Юрьевич
Адвокат по земельным вопросам

Статья 102. Земли водного фонда

СТ 102 ЗК РФ

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

Комментарий к Статье 102 Земельного кодекса РФ

Базовым актом водного законодательства является ВК РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется: для моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива; реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды; болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Согласно п. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м.

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ и ЗК РФ. Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.

Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством (п. 4 комментируемой статьи), важно взаимодействие этих отраслей российского законодательства. Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты согласно ст. 3 ВК РФ основываются на относящихся к земельным отношениям принципах.

Водным кодексом РФ устанавливается, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ВК РФ. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся согласно п. 2 ст. 8 ВК РФ соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в собственности РФ (федеральной собственности).

Понятия пруда и обводненного карьера являются важными для определения порядка использования и охраны земель и их режима: эти водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог и другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (п. п. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ).

Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности РФ на этот водный объект. В муниципальной собственности находятся пруды, обводненные карьеры, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 27 ВК РФ).

В ст. 39 ВК РФ предусматриваются права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. Собственники водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно п. 1 ст. 39 ВК РФ.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК (см. также Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами. В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

В ст. ст. 45, 60, 65 ВК регулируются водные отношения, имеющие отношение к охране земель, в том числе водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, их ширина и режим использования и охраны.

В частности, определяется, что водоохранными зонами (в настоящее время они в ЗК РФ не предусматриваются) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах земель водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно п. 14 ст. 65 ВК РФ на территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных; запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

В границах земель водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов. В прибрежных защитных полосах наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных. В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками.

Зоны и округа санитарной охраны устанавливаются ВК РФ в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Состав административного правонарушения, включающий их самовольное занятие, выделен в отдельный состав КоАП РФ, предусматривающий повышенную административную ответственность, предопределенную необходимостью усиленной охраны указанных земельных участков.

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Его нарушение влечет административную ответственность по п. 2 ст. 8.12 КоАП РФ. Первый пояс — зона строгого режима — организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему земельных участков, а также головных сооружений водопроводов.

Эта территория ограждается, охраняется, обозначается в натуре на местности соответствующими знаками — столбами с надписью (за уничтожение этих специальных знаков административная ответственность может наступить в соответствии со ст. 7.2 КоАП РФ). Здесь запрещается проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных станциях и сооружениях.

Второй пояс — зона ограничений — включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается использование территории, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение источника водоснабжения; допускаются только с особого разрешения органов санитарного надзора: строительство; уничтожение насаждений; проведение железнодорожных и автотранспортных путей; использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд; мероприятия по физкультуре, купание и т.д.

Третий пояс — зона наблюдений — охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Органы санитарного надзора проводят здесь учет инфекционных заболеваний и осуществляют систематические эпидемиологические обследования.

В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и в ст. ст. 10, 39, 42, 46, 62 ВК РФ предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, обязательные для землеобладателей.

Использование и охрана земель водного фонда затрагиваются также в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, в Кодексе торгового мореплавания РФ, Федеральных законах «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», в законодательстве об Арктической зоне РФ.

Споры в указанной сфере не являются единичными. О., П., К. и другие граждане предъявили иск к администрации Мытищинского района и ООО «Киприан» о признании недействительными постановления главы администрации, которым в собственность ООО для размещения яхт-клуба был выделен земельный участок возле д. Пирогово, а также договора купли-продажи указанного земельного участка, заключенного ответчиками. Истцы указали на то, что продажа указанного земельного участка, расположенного в прибрежной санитарной зоне водохранилища, противоречит ЗК РФ, ВК РФ и нарушает их права на благоприятную окружающую среду и отдых.

Спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне и на землях водного фонда, что подтверждается планом земельного участка. Вопрос о предоставлении земельного участка ООО «Киприан» в собственность был решен главой администрации района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, охраны окружающей среды. Решением суда заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации района, договор купли-продажи земельного участка, запись в ЕГРП, свидетельство о государственной регистрации права признаны недействительными.

Поскольку порядок предоставления земельного участка, установленный законом, был нарушен, суд, руководствуясь ст. 13 ГК РФ, признал недействительными постановление главы района, а также и сделку, которая как заключенная с нарушением требований закона стала ничтожной. Регистрация права собственности юридического лица по сделке была произведена с нарушением требований ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрационная палата объяснила, что, проводя государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на данный участок земли, не имела сведений о вхождении площади спорного земельного участка в земли водного фонда. План земельного участка, удостоверенный уполномоченным органом района, не содержал сведений о наличии смежных границ (землепользователей) с водным объектом и был обозначен в плане как земельный участок, отнесенный к землям промышленности без ограничений в пользовании.

Аренда бечевника (береговой полосы)

В ч. 8 ст. 27 ЗК РФ содержится запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы. По смыслу ст. 217 ГК РФ под приватизацией понимается передача государственного и муниципального имущества в частную собственность.

Возможно ли в таком случае приобретение земельного участка в пределах прибережной защитной полосы в аренду?

Судебная практика подтверждает, что ни земельное, ни водное законодательство Российской Федерации не устанавливает запрета на предоставление и использование земельных участков по договору аренды, находящихся в границах береговой полосы, а лишь устанавливает ограничения и условия, при которых земельный участок может использоваться в соответствии с видом разрешенного использования.

Кроме того, ч. 4 ст. 39.8. ЗК РФ содержит положение, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Тем не менее, во многих случаях, лица, желающие приобрести земельные участки, на которых расположена часть береговой полосы, вынуждены отстаивать свое право на это в нескольких инстанциях (Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 № 306-ЭС16-15938 по делу № А65-18989/2015, Апелляционное определение Московского областного суда от 08.04.2015 по делу № 33-8130/2015).

Некоторые суды обосновывают свой отказ тем, что передача такого земельного участка в аренду исключает доступ иных лиц к береговой полосе как месту общего пользования (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 № 11АП-3052/2016 по делу № А65-18989/2015).

Да и далеко не всегда органы власти идут на то, чтобы предоставить такой земельный участок на праве аренды.

Неужели судейское усмотрение даже в таком простом вопросе может исказить замысел законодателя по предоставлению береговой полосы в аренду? Как вы считаете, коллеги.

На дворе – лето, прекрасная возможность отправиться отдыхать на живописный речной берег. Или организовать своё предприятие на берегу озера по вылову рыбы? Легко! Поговорим о том, что такое объекты общего пользования и береговые полосы, о возможностях и опасностях их использования.

Что такое водные объекты общего пользования?

Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ. Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.

Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:

Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто. Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.

И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.

Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.

Как проверить, что перед нами — водный объект общего пользования?

Каких-либо требований, касающихся обозначения водного объекта общего пользования специальными табличками или указателями, закон не предусматривает. Из всех перечисленных видов поверхностных водных объектов в частной собственности могут находиться только два: пруды и обводнённые карьеры. Они могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц постольку, поскольку расположены на принадлежащих им на праве честной собственности земельных участках. А раз это частная собственность, то и доступ к ней может быть ограничен собственником. Зачастую очень просто понять, что земельный участок и водоём находятся в частной собственности: собственники ревностно относятся к своим участкам, огораживая их от посторонних глаз заборами и устанавливая соответствующие таблички. Остальные же водоёмы (реки, моря, озёра, родники, каналы и пр.) в частой собственности находиться не могут, поэтому всегда являются общедоступными. Таким правилом можно пользоваться в тех случаях, когда Вы случайно оказались перед водным объектом, и другими средствами проверить это нельзя.

Если есть сомнения относительно того, кому же всё-таки принадлежит водный объект, то можно получить выписку из Государственного водного реестра, где это будет указано. Также можно получить выписку из ЕГРН на земельный участок, на котором находится водный объект, и если он будет находиться в государственной или муниципальной собственности, то водоём можно считать общедоступным.

Береговая полоса водного объекта общего пользования. Понятие.

Практически у каждого водного объекта общего пользования есть своя береговая полоса. Под ней понимается полоса земли определённой ширины, располагающаяся вдоль береговой линии. Береговая линия – это граница водного объекта, которая в зависимости от его вида определяется по-разному. Так, для морей – по постоянному уровню воды или по линии максимального отлива, для рек и ручьёв — по среднемноголетнему уровню воды в период, когда она не покрыта льдом.

Ширина береговой полосы

Водный кодекс устанавливает следующие размеры береговой полосы:

  • для каналов, рек и ручьев протяжённостью менее 10 км — 5 м;
  • для остальных водных объектов общего пользования – 20 м;
  • для болот, ледников, снежников, родников, гейзеров – не устанавливается.

Запрет на приватизацию береговой полосы

Ряд норм закона устанавливает запрет на приватизацию береговой полосы водного объекта общего пользования, то есть на её приобретение из государственной или муниципальной собственности в частную. Это закреплено в Земельном кодексе РФ (пункт 8 статьи 27), а также в Федеральном законе от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (статья 14). Установление такого запрета необходимо для обеспечения прав граждан по доступу к водному объекту. В противном случае, если такой участок земли как береговая полоса будет передан в частную собственность, то получить доступ к водному объекту общего пользования для обычного гражданина будет невозможно или крайне затруднительно.

Доступ к береговой полосе. Ограничения.

Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе). А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).

Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок. В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве. То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать. Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.

Аренда береговой полосы

Если относительно приватизации береговой полосы закон устанавливает жёсткий запрет, то в отношении аренды береговой полосы так сказать нельзя. Поскольку запрета на аренду береговой полосы водного объекта общего пользования в законе нет, то сделать это можно. Арендовать береговую полосу могут как юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и физические лица (в том числе и иностранные граждане).

Мы уже разобрались с тем, что водные объекты общего пользования находятся в государственной или муниципальной собственности. Значит, и земельный участок (в том числе береговая линия), на котором они расположены, находится в собственности соответствующего вида. Именно поэтому порядок предоставления береговой полосы в аренду регулируется статьями главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Важно помнить (!), что если Вам удалось получить заветную береговую полосу в аренду, то всё равно необходимо обеспечивать свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. В противном случае это может обернуться штрафом по статье 8.12.1 КоАП. Ограничением свободного доступа к водному объекту считается полное или частичное ограждение береговой полосы, наличие там строений, сторожевых собак, взимание платы за вход.

Строительство в береговой полосе

В законе нет прямого запрета на строительство в береговой полосе. Если получится организовать строительство таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ граждан к водоёму и береговой полосе, то в принципе это возможно. Под запретом строительство объектов для различных видов отходов, заправок, складов ГСМ, СТО, хранилищ пестицидов и агрохимикатов, а также объектов, не оборудованных очистными сооружениями и системами сбора отходов.

Правила использования береговой полосы

Каждый гражданин беспрепятственно и бесплатно может использовать береговую полосу для передвижения и пребывания около них (гулять, отдыхать, загорать), рыбачить, причаливать лодки и другие плавучие средства, за исключение механических.

Поскольку береговая полоса является составной частью водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (более подробно о их можно почитать в других наших статьях), на неё распространяются все ограничения, которые для них установлены. В дополнение к уже названным ограничениях, в пределах береговой полосы запрещается:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников,
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
  • пахать земли;
  • сваливать размытый грунт;
  • пасти скот;
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Если на береговой полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

В заключение статьи скажем, что доступ к водным объектом общего пользования и их береговым полосам – важное и нужное право граждан, обеспечивающее полноценный отдых и восстановление сил. Поэтому если Вы гражданин – не бойтесь отстаивать свои нарушенные права, а если предприятие – то осуществляйте свою деятельность в соответствии с законом, соблюдая права граждан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *