Антиоффшорное законодательство

Изменения в законе об оффшорах в 2020 году

Борьба с оффшорными зонами стала насущной проблемой как российских чиновников, так и мирового экономического сообщества. Основная причина тому — утечка капиталов с внутреннего рынка в обход государственной казны. В связи с этим был принят ряд нормативных актов, направленных на ограничение использования данных территорий российскими компаниями. Какие именно изменения принес закон об оффшорах в 2020 году, мы и попытаемся выяснить.

«Черные» списки

В качестве способа борьбы с оффшорными зонами многие страны выбирают составление так называемых черных списков территорий, операции на которых, возможно, и не запрещены, но точно попадают под особый контроль. Каждая страна имеет ряд собственных подобных перечней, составленных уполномоченными ведомствами. Не является исключением и Россия.

В 2019 году список, утвержденный Минфином, включает 108 государств и 18 территорий, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В него вошли: Сент-Китс и Невис, Вануату, Королевство Бахрейн, Гибралтар, Бермуды, Сянган (Гонконг), КНР, Бруней-Даруссалам, Союз
Коморы, Лихтенштейн, Мальдивы, остров Лабуан (Малайзия), Ниуэ, ОАЭ, Доминика, Багамы, о.
Анжуан, Маврикий, Монтсеррат, Монако, Палау, острова Теркс и Кайкос, Либерия, Аомынь
(Макао), Нидерландские Антилы, Науру, острова Кука, острова Кайман, Гренада, Сан-Марино,
Самоа, Сент-Люсия, остров Мэн, Сейшелы, Нормандские острова, Белиз, Сент-Винсент и
Гренадины,Антигуа и Барбуда, Ангилья, Маршалловы острова, Панама, Андорра.

В 2013 году из этого списка была исключена республика Кипр, в 2015 – Республика Мальта, в 2018
— Британские Виргинские острова.

Следует отметить, что данный список имеет значение, когда речь идет о возможности применения ставки по налогам, равной 0%. Таким образом, получить нулевой процент налогообложения могут компании, которые соответствуют следующим требованиям:

  • российская компания, которая намерена получить дивиденды, владеет половиной акций компании, которая их выплачивает, на протяжении не менее 1 года;
  • иностранная компания, которая является плательщиком дивидендов, расположена в стране, не вошедшей в данный список.

Если же данные требования не соблюдены, тогда оффшорное законодательство устанавливает налог на прибыль в размере 9%.

С 1 апреля 2019 года список, утвержденный ФНС, включает в себя 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В сравнении с прежней редакцией из этого списка исключены Великобритания, Швейцария, Австрия, Израиль, Мальта, Абхазия и Южная Осетия.

Борьба с оффшорами

Борьба с оффшорами началась еще в 2008 году в период мирового финансового кризиса. В 2009 году Организация по экономическому сотрудничеству и развитию обнародовала так называемые черный, белый и серый списки оффшорных зон. При этом следует отметить, что страны-участницы G20 выразили свое намерение применить самые жесткие санкции против тех, кто оказался в черном и сером списке, вплоть до запрета вложения финансов в эти зоны.

Результатом стало полное исчезновение черного списка и сокращение серого всего до двух позиций – Ниуэ, Науру.

Российская сторона, в свою очередь, не остается в стороне от данного процесса. В марте текущего года она ратифицировала Конвенцию относительно взаимной административной помощи по вопросам налогов. На сегодняшний день участниками этой Конвенции являются 70 стран.

В понятие помощи участники соглашения вкладывают следующее:

  • обмен информацией;
  • проведение одновременных проверок по налогам;
  • содействие во взимании налогов;
  • помощь в вопросе вручения документов плательщикам налогов.

Конвенция также предусматривает обмен налоговой информацией. К данному пункту Россия
присоединилась с 2018 года. Начиная с 1 января указанного периода, налажен автоматический
обмен информацией между странами.

Согласно шестой статье данного документа, страны-участницы не имеют право отказывать в предоставлении сведений лишь в том случае, если они представляют собой тайну банковского или профессионального порядка. Таким образом, закон об оффшорах предусматривает, что российскому Минюсту больше нет необходимости обращаться с запросом в аналогичное иностранное министерство и ждать, пока суд решит удовлетворить или не удовлетворить ходатайство.

Изменения в законодательстве

Во второй половине 2014 года произошло знаменательное событие для российского законодательства. Был принят закон о «контролируемых иностранных компаниях», иначе говоря, антиоффшорный закон. В ноябре документ был одобрен Советом Федерации и вступил в силу с 1 января 2015 года.

Если говорить коротко, то, согласно этому закону, использование оффшоров в России стало бессмысленным в связи с тем, что теперь появилась необходимость задекларировать всю цепочку проведенной операции.

Как известно, основная причина использования оффшоров – это даже не столько льготное налогообложение, сколько возможность сокрытия бенефициарных владельцев, утаить которых теперь закон об оффшорных зонах не позволяет.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, лица, которые являются владельцами зарубежных компаний или принимают в них долевое участие, должны незамедлительно сообщить об этом в налоговую службу. При этом данное предписание касается не только тех компаний, которые расположены в оффшорных зонах, а и резидентов любых других территорий.

Отдельно следует отметить само понятие «контролируемая иностранная компания» — КИК. Под
данным понятием подразумевается организация, которая не является налогоплательщиком в
российский бюджет, но контролируется им. Контролировать данную компанию будет физическое
или юридическое лицо, которое владеет определенной частью пакета акций этой компании. С
2016 года это 25%.

Ранее российские компании, владеющие указанным уставным капиталом в иностранном бизнесе,
должны были предоставлять отчет о прибыли, которая превысила 50 миллионов рублей.

С 2016 года данный показатель снизился до 30 миллионов, а к 2017 — и вовсе к 10 миллионам.

В случае несоблюдения данного предписания антиоффшорный закон предусматривает наказание. Минимальный штраф — 100 тысяч рублей. А в качестве максимальной меры пресечения незаконных действий избрано тюремное заключение сроком на 6 лет.

Дополнительно отмечается, что налоговым резидентом в РФ считается лицо, которое пребывает на территории страны более 183 дней из 12 месяцев налогового периода. Соответственно, данный закон не распространяется на тех российских граждан, которые проживают за рубежом. Более подробно о том, как работает оффшорный бизнес в России, можно .

Таким образом, на сегодняшний день единственный законный способ владения оффшором без заявления о владельце – иммиграция. Но здесь возникает другой вопрос. Став гражданином любой развитой страны, к примеру, США или Великобритании, данному гражданину придется задекларировать в полном объеме весь доход, который он получает по всему миру. Здесь же следует отметить, что оформление второго гражданства без отказа от российского никак не влияет на обязательства гражданина перед российским налоговым законодательством.

Единственным способом сохранить конфиденциальность сведений является выезд в страну, где совершенно отсутствует подоходный налог. В данный момент к ним относятся Монако и ОАЭ, вопрос только в том, что ни один бизнесмен не может и не хочет проживать постоянно в этих странах. Отсюда можно сделать вывод: в ближайшие годы оффшорные схемы ожидает еще большее падение, что только на руку отечественной экономике.

Антиоффшорное законодательство

Представляем краткий обзор и ответы на часто задаваемые вопросы относительно вступившего в силу нового закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ (далее – Закон).

Часто задаваемые вопросы относительно антиоффшорного законодательства (Закона о КИК)

  • Что такое «контролируемая иностранная компания»?
  • Как прибыль КИК учитывается при налогообложении?
  • Как можно уменьшить суммы прибыли КИК?
  • Какие доходы учитываются при определении прибыли КИК?
  • Какими документами должна подтверждаться прибыль КИК?
  • В каких случаях прибыль КИК освобождается от налогообложения в РФ?
  • Освобождается ли прибыль КИК от налогообложения в РФ в случае если компания «активная»?
  • Каково налогообложение холдинговых КИК компаний?
  • Какие лица признаются «контролирующими лицами» организации?
  • Что считается «осуществлением контроля»?
  • Как определить контролирующее лицо зарубежного частного фонда не имеющего участников (акционеров)?
  • О чем бенефициары КИК обязаны уведомлять налоговые органы?
  • Каков порядок подачи уведомления об участии в иностранной организации?
  • Как налоговые органы могут получить информацию об иностранных компаниях, контролируемых российскими резидентами?
  • Какая ответственность может наступить при несоблюдение норм НК РФ о КИК?
  • Что изменилось в применении соглашений об избежании двойного налогообложения?
  • Как изменились условия выплаты дивидендов в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения?

Краткий обзор антиоффшорного законодательства (Закона о КИК)

В связи с невнятным наименованием данного закона в печати очень часто его называют следующими неофициальными названиями: «Антиоффшорный закон», «Закон о деоффшоризации» или «Закон о контролируемых иностранных компаниях (закон о КИК)».

Законом внесены уникальные, ранее не имеющие аналогов в российском законодательстве понятия и определения, а также очень существенные изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на то, чтобы обеспечить уплату налогов с прибыли иностранных компаний (КИК), контролируемых российскими резидентами, в российский бюджет по российским правилам.

Несмотря на то, что закон о деоффшоризации не запрещает российским гражданам и юридическим лицам учреждать, владеть, контролировать иностранные (в том числе оффшорные) компании и получать от них прибыль, он предусматривает целый ряд обязанностей налогоплательщиков – резидентов РФ, связанных с таким учреждением, владением, контролем и получением прибыли, а также ответственность за их неисполнение.

Законодательство о налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК) в похожих вариантах существует во многих (преимущественно развитых) странах, среди которых Австралия, Аргентина, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, ЮАР, Южная Корея, Япония. С 2015 года к таким странам присоединилась и Россия.

Рассматриваемый Закон впервые:

  • вводит механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего – оффшорных) путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ, а также ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей (глава 3.4 НК РФ);
  • изменяет правила признания организаций налоговыми резидентами РФ, вводя критерий «места управления» (ст. 246.2 НК РФ);
  • изменяет порядок применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ).

Изменения в НК РФ вступили в силу с 1 января 2015 года.

Положения главы 3.4 НК РФ («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица») применяются при определении налоговой базы по соответствующим российским налогам (НДФЛ либо налогу на прибыль) в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году.

В июне 2015 года в нормы НК РФ о контролируемых иностранных компаниях был внесен первый крупный пакет изменений (Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ), большинство из этих изменений упростили и облегчили процедуру для владельцев.

В заключении к настоящему краткому обзору закона о КИК хотелось бы отметить, что настоящий закон не вводит запретов на использование оффшорных компаний в деятельности российских резидентов, однако создает определенные сложности в этой деятельности. Все ранее наработанные, привычные схемы требуют серьезной ревизии и аудита на предмет их законности и потенциальных рисков которые они несут для владельцев оффшорных компаний. Новые схемы необходимо предварительно согласовывать со специалистами.

Наша компания имеет большой опыт в создании легальных схем налоговой оптимизации и с готовностью найдет решение для самых сложных и запутанных случаев.

Черный список офшорных зон Минфина

Черный список офшорных зон Минфина (офшоры, офшорные зоны) — так называют Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н (см. Офшор (Оффшор)).

ФНС РФ утверждает Чёрный список государств ФНС РФ, который также используется для налогообложения, но в других целях.

Черный список офшорных зон Минфина

утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н

Джаарбеков Станислав, налоговый консультант, юрист. Сайт: Taxd.ru

Офшорами, офшорными зонами (оффшорами, оффшорными зонами) называют государства, которые не облагают налогами (или облагают мизерными ставками) налогоплательщиков из других иностранных государств, которые зарегистрированы на их территории, но не ведут там активной коммерческой деятельности. Кроме того, такие государства, как правило, не предоставляют другим государствам сведений о реальных собственниках таких компаний, о совершенных операциях.

В результате, можно вывести налоговую базу из любой страны в офшор, существенно сэкономив на налоге. Так, если товар производится в стране, где налог на прибыль высокий, то этот товар можно продать своей компании в офшоре по себестоимости, а уже компания в офшоре реализует ее конечному покупателю. В результате вся прибыль оказывается в офшоре, а в государстве, где товар произведен, налога нет.

Пример

Гражданин Иванов владеет заводом в России. Гражданин Иванов создал компанию в офшоре. Себестоимость единицы изделия на заводе в России 100 тыс. рублей. Рыночная стоимость изделия на европейском рынке 200 тыс. рублей.

Завод продает изделие компании в офшоре по цене 100 тыс. 100 рублей.

Компания в офшоре реализует изделие европейским потребителям по цене 200 тыс. рублей.

В результате с каждой единицы изделия прибыль в России 100 рублей (с нее и исчисляется налог на прибыль организаций), а прибыль компании в офшоре 99 900 рублей и налогом на прибыль не облагается.

В России такие простые схемы сегодня трудно реализуемы из-за введенных с 2012 года правил о Трансфертном ценообразовании.

Слово офшор произошло от английского offshore — «вне берега», так как основные офшоры расположены на небольших островных государствах.

Так называемый черный список оффшорных зон был утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н и вступил в силу с 1 января 2008 года. Взаимодействие с компаниями, зарегистрированными в государствах, указанных в списке, в некоторых случаях влечет неблагоприятные налоговые последствия для российских налогоплательщиков:

Так, российская организация, получающая дивиденды, в ряде случаев имеет возможность применить ставку 0% (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса). Но это правило не применяется, если дивиденды получены от организации, зарегистрированной в государстве из черного списка Минфина.

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Сделки с компаниями, зарегистрированными в государстве из черного списка Минфина, признаются контролируемыми (см. Контролируемые сделки), что влечет право на контроль цен сделок со стороны налоговых органов и обязанность налогоплательщика декларировать такие сделки (в случае превышения установленной Налоговым кодексом суммы сделок за год) – пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 Налогового кодекса России.

Следует отметить, что Минфин регулярно вносит изменения в указанный список, исключая «исправившиеся» государства или добавляя новые оффшорные зоны.

С 1 января 2018 года из этого списка исключен Специальный административный район Гонконг (Сянган) (№ 16, Приказ Минфина России от 02.11.2017 N 175н)

С 1 января 2015 года из этого списка исключена Республика Мальта (№ 23, Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н);

С 1 января 2013 года из этого списка исключена Республика Кипр (№ 15, Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н);

С 17 марта 2009 года в список добавлена Республика Сейшельские Острова (№ 42, Приказ Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н).

Значение Черного списка офшоров

В НК РФ Черный список офшоров упоминается в следующих нормах:

Контролируемые сделки

В сделках с компаниями из государств, указанных в Черном списке офшоров, установлен более низкий порог для признания сделок контролируемыми — 60 млн. рублей (пп. 3 п. 1 ст. 105.14, п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Причем для признания таких сделок контролирумыми не требуется взаимозависимость лиц (достаточно достижения установленного п. 7 ст. 105.14 НК РФ суммового порога 60 млн. рублей за календарный год) (см. Контролируемые сделки).

Дивиденды

Ставка дивидендов 0% не применяется, если выплачивающая дивиденды сторона находится в государстве, включенном в черный список Минфина (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Льгота при безвозмездном получении имущества

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Контролируемые иностранные компании

Если российское лицо владеет прямо или косвенно компанией из Черного списка Минфина, то такое лицо, в большинстве случаев, признается контролируемым лицом, а компания из иностранного государства — Контролируемой иностранной компанией. Так прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения если ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ). Для компаний из стран Черного списка офшоров Минфина эти требования, как правило, не выполняются.

Другие Черные списки офшоров

Помимо Черного списка офшоров Минфина РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н есть и иные, аналогичные списки, составленные для других целей.

Так, ФНС России составляет Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (Чёрный список государств ФНС РФ). Составление такого списка предусмотрено пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ и, прежде всего, применяется для целей определения контролирующих лиц и Контролируемых иностранных компаний.

Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» определяет перечень офшоров и делит их на три категории. В зависимости от категории офшора устанавливается величина резерва. Максимальный резерв устанавливается для офшоров третьей категории.

21.01.2020

Дополнительно

Материалы по теме «Налоговое планирование (Оптимизация налогообложения)»

Чёрный список государств ФНС РФ (Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией) — утверждаемый Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ) перечень государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Россией.

Список ФАТФ (Чёрный список ФАТФ) — список стран, которые не придерживаются или придерживаются не в полной мере рекомендаций этой организации.

Контролируемая задолженность перед иностранной организацией

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Офшор (Оффшор)

Контролируемые сделки

Взаимозависимые лица

Правило вытянутой руки (arm’s length principle)

Трансфертное ценообразование

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года — совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР, в соответствии с которой налоговые органы стран, присоединившихся к ней, обмениваются налоговой информацией.

Внешние ссылки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *