Антимонопольный комплаенс – что это?

Что не так с антимонопольным комплаенсом в России

Фото: fas.gov.ru

Об антимонопольном комлаенсе ФАС заговорила несколько лет назад. В 2016 г. ФАС разработала концепцию по введению обязательного антимонопольного комплаенса в компаниях и подготовила законопроект. В данном проекте вводилось понятие системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), под которым понималась совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Однако Минэкономразвития РФ подготовило отрицательное заключение на данный законопроект (анализ ОРВ), сочтя его положения обременительными для компаний и бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

После этого ФАС заняла другую тактику. Для компаний введение системы антимонопольного комплаенса является добровольным мероприятием, но всячески поощряется. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации», если в организации действует антимонопольный комплаенс на протяжении последнего года и компания не привлекалась к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства за последние три года, то категория риска у хозяйствующего субъекта может быть понижена, соответственно частотность проверок может быть снижена или доведена до нуля (в случае отнесения компании к категории низкого риска).

Вместе с тем для государственных органов антимонопольный комплаенс — обязательный. В соответствии с Указом Президента № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» федеральные органы в срок до 1 января 2019 г., а исполнительные органы субъектов РФ до 1 марта 2019 г. должны были принять антимонопольный комплаенс, а муниципальным образованиям рекомендовано составить так называемые карты рисков, которые помогают предупреждать нарушения на уровне этих субъектов.

Так, на сайте Минтруда и социальной защиты РФ сообщалось о создании комиссии по внутреннему контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Кроме этого, 18 марта 2019 г. утвержден доклад об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства, где на трех страницах описывается следующее: «по итогам проведенного анализа нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерством сделан вывод об их соответствии антимонопольному законодательству, о нецелесообразности внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, а также разработанные проекты нормативных правовых актов».

Если посмотреть аналогичный документ муниципального органа, например, Антимонопольный комплаенс управы района Старое Крюково г. Москвы от 26 февраля 2019 г., то там в карте рисков все риски нарушения антимонопольного комплаенса обозначены как низкие.

При анализе этих документов складывается впечатление, что они составляются чисто формально, не преследуя цели на самом деле оценить риски. Но это и естественно, поскольку требовать специальных знаний в области антимонопольного законодательства от сотрудников, составляющих документы в муниципальном образовании или даже ведомстве, просто нелепо. Вопрос: зачем тогда такой мартышкин труд, умноженный на трудозатраты сотрудников всех федеральных ведомств, органов власти всех субъектов РФ и всех муниципальных образований? Не повторит ли это историю с отчетами по Нацплану по противодействию коррупции, даже если учесть, что ФАС разработала специальные обучающие материалы? Сам по себе анализ 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе» имеет мало отношения к комплаенсу как к концепции, как к системному подходу, как к методологии следования законодательства.

В этом непонимании и скрывается проблема введения антимонопольного комплаенса: антимонопольный комплаенс может быть только у компаний. Именно при помощи данного механизма компании идентифицируют риски в области нарушения антимонопольного законодательства, принимают меры по снижению данных рисков, вводят каналы информирования, способы корпоративных расследований, программу обучения персонала и периодический пересмотр политики. В отличие от компаний, в органах власти на любом уровне могут быть только меры, направленные на предотвращение нарушений, связанных с воспрепятствованием конкурентной деятельности (установление запретов, введение ограничений, заключение в приоритетном порядке договоров, предоставление преференций и др.), выраженных либо в превышении, либо в злоупотреблении должностными полномочиями, что по сути является нарушениями в антикоррупционной сфере, хотя ответственность наступает по 14.9 КоАП РФ. Частный, но распространенный пример этого: при сговоре на торгах, одной из сторон которого является должностное лицо, происходит должностное преступление (должностным лицом), а не антимонопольное нарушение.

Вторая проблема связана с тем, что зачастую антимонопольное ведомство не видит связи между антимонопольными и антикоррупционными нормами, забывая о том, что исторически картельный сговор и манипулирование на рынке рассматривались как коррупционные проявления, а в США до сих пор уголовная ответственность за коммерческий подкуп внутри страны предусмотрена антимонопольным законодательством. В России же ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» существенно ограничивает комплаенс-политику, которая проводится со стороны компании, занимающей доминирующее положение на рынке. Так, в октябре 2014 г. (дело № А40-72433/2014 АС Москвы) фармацевтическая компания «Бакстер» была привлечена к административной ответственности за то, что после проведения проверки контрагента на добросовестность (due diligence) отказала покупателю в совершении сделки. Согласно мотивировочной части, судья, ссылаясь на нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ-135, не понял содержание формулировок ст. 13.3 ФЗ-273 «О противодействии коррупции» и то, что антикоррупционные нормы, превентивные per se, распространяются не только на субъекта, который вступает в экономические отношения, но и на всех лиц, задействованных в транзакции. Или, например, в области санкционных ограничений отказ компании от заключения договора из-за санкций (скажем, американских) может послужить поводом для ФАС оштрафовать компанию за дискриминацию при выборе поставщика.

Третья проблема состоит в том, что система комплаенса не ограничена только оценкой монопольных рисков и способами их снижения. Для системы комплаенс необходим целый набор механизмов: начиная от задавания тона сверху, заканчивая обучением и методами оценки и пересмотра самой комплаенс-программы. Но многие компании задаются вопросами, кто должен проводить обучение или как часто надо пересматривать антимонопольную политику. Без ответов на эти вопросы антимонопольный комплаенс может быть разработан, но вопрос о том, работает ли он в реальности и какова его эффективность, останется. Если в области антикоррупционного комплаенса ориентиры задаются иностранными компаниями, то в области антимонопольного комплаенса хозяйствующие субъекты смотрят на ФА как на правоприменителя.

Можно всячески приветствовать, что ФАС адвокатирует введение добровольного антимонопольного комплаенса для компаний, но, во-первых, методологию комплаенса для компаний не надо экстраполировать на государственные органы, поскольку природа нарушений у компаний и госорганов разная и это лишь приводит к выхолащиванию самой концепции комплаенса, а во-вторых, необходимо согласовать положения антимонопольного и других видов ограничений (антикоррупционных или санкционных), чтобы коллизии норм не сводили усилия по ведению честного бизнеса к нулю. В-третьих, не надо придумывать велосипед — для оценки эффективности и дееспособности антимонопольных программ можно воспользоваться разработками в антикоррупционном комплаенсе.

Если вы занимаете высокую позицию, владеете бизнесом или интересуетесь темой личных финансов — наверняка вы всё чаще встречаетесь с зарубежным словом compliance. Комплаенс — что это простыми словами? Статья расскажет об этом.

Почему это важно знать?

Это непосредственно затрагивает ваши финансовые интересы. Если вы владеете/управляете бизнесом, то вам нужно соблюдать нормы многих законов. Иначе ваш бизнес может понести существенный урон вплоть до банкротства.

Если же вы занимаете серьёзную должность в компании или на государственной службе — то соблюдение требований необходимо, чтобы продолжать работу в текущей должности без риска штрафов и увольнения.

Зачем это нужно бизнесу
Обязателен ли комплаенс?
Compliance в финансовом секторе
ПОД/ФТ
Россияне и комплаенс в западных финансовых институтах
Зачем вам эта статья

Что такое комплаенс менеджмент

Мы живём в среде, которая регламентируется различными законами и требованиями. Нарушение этих требований может привести человека или бизнес к крупным финансовым потерям, или же к серьёзным ограничениям.

Compliance — это в переводе с английского «соответствие, соблюдение, выполнение требований»:

compliance — перевод на русский язык

Например, невыполнение требований ПДД приводит к штрафу, или же лишению права управлять транспортным средством. Ограничивая свою скорость, и не пересекая сплошную — водитель осуществляет комплаенс требованиям ПДД.

Иногда — не по собственной воле, а выполняя просьбу «вести аккуратнее» сидящей рядом жены. Которая в этом случае выполняет роль комплаенс менеджера ;). Ведь супруг не желает заплатить крупный штраф — или же и вовсе лишится права ездить на своей машине. А в особо тяжёлых случаях — вообще оказаться за решёткой.

Конечно, этот пример приведён скорее для иллюстрации, потому что понятие комплаенса (КМП) в России сейчас в основном затрагивает крупные компании уровня Сбербанка или СИБУРа. А также — и муниципальные органы в связи с антимонопольным законодательством. Все эти структуры вынуждены следить за выполнением различных требований, дабы не столкнуться с серьёзными рисками.

Зачем это нужно бизнесу

Всё сущее стремится к росту — и любая компания тоже. Однако на этом пути роста любой бизнес поджидает ряд опасностей. С ними нужно уметь справляться — иначе они затормозят развитие компании. А в худшем случае — могут и вовсе погубить её.

Какие риски есть у компаний? На что нужно обращать пристальное внимание? Ради безопасности своего будущего — бизнесу нужно защищать свои активы, и свою репутацию в глазах клиентов и контрагентов. Исходя из этого — основными зонами внимания будут следующие.

  • Соответствие требованиям законодательства

Любая деятельность регламентируется законодательством. И его нарушение может обойтись компании очень дорого. Поэтому компания должна следовать текущим законам. А также — изменять те аспекты своей работы, которые корректирует законодатель.

  • Различные отраслевые стандарты

Помимо законов существуют также и подзаконные акты, которые существенно влияют на бизнес. Они тоже со временем претерпевают изменения — и в результате компании также должны в чём-то менять свою работу, чтобы соответствовать новым требованиям.

  • Корпоративная этика

Многие крупные компании уделяют серьёзное внимание этике бизнеса. Это определённый свод моральных правил, которые должны выполнять сотрудники компании.

Примером подобного подхода может быть принцип «продавать по потребностям», принятый в сфере финансового консультирования. Он заключается в том, чтобы предлагать клиенту тот финансовый продукт, и лишь в том объёме — в котором он реально нужен клиенту.

Противоположностью этого этичного подхода будет мисселинг. Это продажа алчным консультантом не подходящего клиенту контракта с единственной целью — заработать как можно больше комиссионных в свой карман.

Именно этичное ведение бизнеса формирует позитивный имидж компании в глазах её клиентов и общества в целом. Это подход win-win, который в долгосрочной перспективе принесёт наибольшую выгоду и компании, и её клиентам. А значит — и обществу в целом.

  • Противодействие коррупции и мошенничеству

Важнейшим направлением комплаенса является защита от коррупции и мошенничества. Пресловутые «откаты» могут нанести серьёзный экономический урон компании. И в её интересах защищаться от этого.

Также и недобросовестные сотрудники могут нанести огромный урон компании. Например — передав конкурентам коммерческие секреты, или же важные базы данных компании. Поэтому для организации важно контролировать и эти риски.

Скачайте краткий PDF-гайд,
чтобы обеспечить собственное финансовое благополучие:

Почему это нужно государству

Важнейшая задача государства — сформировать среду, которая была бы комфортна для развития бизнеса. Потому что именно бизнес удовлетворяет подавляющую часть потребностей населения. И во многом именно компании наполняют казну за счёт различных налогов. Также бизнес двигает вперёд страну за счёт новых открытий, идей и инноваций.

А граждане в нынешнем мире могут выбирать себе государство — при желании меняя подданство. И поэтому та страна, где плохо живётся бизнесу и людям — будет терять мозги. И в результате — всё больше и больше отставать в развитии, терять свой экономический потенциал и население. Это гибельный путь для страны.

И поэтому комфортная бизнес-среда — это очень важный приоритет государства. А что позволяет бизнесу успешно расти? Для этого нужны ряд условий, и одно из которых — справедливая конкуренция. Именно для решения этой задачи существует ФАС — федеральная антимонопольная служба.

Как следует из её названия, задача этой структуры не допустить создания монополий, с которыми было бы крайне сложно конкурировать остальным участникам рынка. И поэтому антимонопольный риск — это одна из угроз любой крупной компании, который необходимо учитывать при построении комплаенс-контроля.

Кроме того, в органах местного самоуправления существует понятие антимонопольного комплаенса. Обратите внимание — это уже контроль на уровне государства. Зачем он нужен?

Государство в лице муниципального образования закупает у бизнеса различные материалы, работы и услуги. Здесь есть почва для коррупции и мошенничества. Поэтому на этом уровне также нужна защита от нарушений при проведении торгов.

Обязателен ли КМП?

Является ли в настоящее время внедрение комплаенса на предприятии обязательным с точки зрения закона? Для большинства компаний сейчас — нет, это не обязательно. Исключение лишь составляют компании финансово-банковской сферы, и подробнее об этом ниже.

Государство считает, что акционеры и менеджмент крупной компании должны адекватно оценивать риски для своего бизнеса, и их возможные последствия. И для минимизации возможного вреда выстраивать в компании систему контроля и защиты от этих рисков.

Например, при нарушении антимонопольного законодательства ФАС может наложить на виновную компанию штраф до 15% от выручки на том рынке, где произошло нарушение. Подчеркну -15% от выручки.

Это — огромные деньги для любой компании. И чтобы не понести этот огромный ущерб, любая предусмотрительная компания будет контролировать риск нарушения антимонопольного законодательства. А также — и другие опасные для себя риски.

Комплаенс в банке

Несколько особняком с точки зрения комплаенса стоят банки, а также другие компании финансовой сферы. Почему? Изменения в сфере регулирования финансовых услуг происходят стремительно, и соответствие нормативно-правовым требованиям представляет собой сегодня один из наиболее серьёзных вызовов для финансового сектора.

Но помимо этого — на эти компании законодательно возложена обязанность противодействовать отмыванию средств, полученных преступным путём. Поставщики финансовых услуг во всём мире признают важность надлежащих средств контроля и процедур, позволяющих избежать использования своих услуг в преступных или мошеннических целях.

Ключевой составляющей этих средств контроля является должная комплексная проверка новых и существующих клиентов (due diligence). А также — мониторинг, сообщение сведений, обучение персонала и ведение учёта.

Обратите внимание — все прочие компании могут по собственной воле применять, или же не применять у себя комплаенс. Однако кредитные организации закон обязывает это делать.

Если быть точным, то речь идёт о Положении ЦБ РФ 242-П, согласно которому кредитная организация обязана создать систему внутреннего контроля. Её основные задачи состоят в том, чтобы обеспечить:

  • эффективность работы банка, защиту его активов и управления рисками,
  • достоверности учёта операций и активов,
  • соблюдение законодательства и требований СРО (саморегулируемой организации), и
  • противодействию отмыванию средств, полученных преступным путём.

Первые три пункта в целом позволяют кредитной организации функционировать эффективно, не нарушая требований законодательства. Обратите внимание на последний, четвёртый пункт.

Здесь речь идёт важной о задаче, которую государство возлагает на широкий круг компаний, работающих в финансовой сфере. Это банки, страховые компании, брокерские и управляющие компании, а также форекс-дилеры.

И само слово «комплаенс» часто ассоциируется именно с финансовыми компаниями, и риском легализации преступных доходов. Компании финансового сектора обязаны проверять легитимность средств, которые клиенты взносят на свой счёт. И об этом стоит поговорить несколько подробнее.

ПОД/ФТ — противодействие отмыванию преступных доходов

Криминал стремится различными способами легализовать деньги, добытые преступным путём. Легализация (отмывание) доходов — это процесс, посредством которого преступники пытаются скрыть истинное происхождение доходов, полученных посредством преступной деятельности. Если им это удаётся, они обеспечивают легитимное прикрытие источнику незаконных доходов.

Чтобы «отмыть» грязные деньги, нужно каким-то образом поместить их на счёт любой финансовой организации. Если преступность сможет выполнить этот шаг, то далее для государства эти средства будут уже легитимными.

Почему это важно не допускать?

Государство же активно противодействует попаданию преступных денег в легальный оборот. Это необходимо делать, чтобы лишить преступность экономической подпитки. А значит — и дальнейшего роста и распространения преступности.

Поэтому в большинстве стран правительство считает легализацию незаконных доходов угрозой для репутации страны, экономического благосостояния и безопасности её граждан. Отмывание денег способствует развитию социальных проблем и насилия в результате преступности.

Существуют достаточные доказательства того, что чем проще преступникам отмывать деньги, тем более распространёнными являются насильственные преступления, в частности, в сфере проституции и наркоторговли.

Этапы отмывания денег

  • Размещение

Этап размещения заключается в первоначальном внедрении «грязной» наличности или преступных доходов в финансовые структуры, магазины, и другие компании. Как правило, этот этап служит двум целям.

Во-первых, преступник освобождается от необходимости иметь при себе и хранить крупные суммы наличных денег. И во-вторых, деньги попадают в законную финансовую систему.

Такое «размещение» делает средства более ликвидными. Например, если положить наличные деньги на счёт в банк, то становится проще осуществлять их перевод или выполнять с ними какие-либо другие операции.

Поймать преступников, занимающихся отмыванием денег — легче всего именно на этапе размещения. На этом этапе они наиболее уязвимы, поскольку размещение крупных сумм (или наличности) в законных финансовых учреждениях может вызвать подозрения со стороны сотрудников.

И обязательный комплаенс в финансовых учреждениях всего мира во многом служит для того, чтобы противодействовать отмыванию преступных доходов именно на этапе размещения.

  • Расслоение

На следующем шаге преступность «путает следы». Это нужно, чтобы скрыть нелегальное происхождение размещённых средств, и таким образом облегчить их дальнейшее использование. Для этого деньги нужно перевести на другие счета, рассредоточить и завуалировать их.

Этот процесс дистанцирования размещённых средств от их нелегальных источников и называется расслоением. На этом этапе преступники прибегают к самым разнообразным способам сокрытия источников дохода.

Они используют нескольких банков и различные счета, привлекают профессиональных агентов в качестве посредников, делают переводы через корпорации. Средства могут проходить через сеть банковских счетов, компаний и стран с целью сокрытия их происхождения.

  • Объединение

На финальном шаге те средства, которые преступности удалось поместить на различные счета и тем самым сделать легитимными — объединяются. И могут быть использованы криминалом в рамках легальной финансовой системы для дальнейшей преступной деятельности, либо финансирования терроризма.

Противодействие отмыванию преступных доходов

В России для этого принят закон 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Компании, работающие с денежными средствами клиентов — этот закон обязывает создать подразделения внутреннего контроля. А также — обязательно идентицифицировать личность клиента перед открытием счёта.

Также и во всём мире государства обязывают финансовые институты проводить тщательный комплаенс. Все финансовые компании проводят обязательную проверку клиента и источника его средств на этапе принятия его на обслуживание.

Эта процедура носит название KYC — это аббревиатура от английских слов Know You Client. В переводе на русский это означает «знай своего клиента». В большинстве случаев финансовая компания на этом этапе обязана установить:

  • Полное имя клиента;
  • Точный адрес его постоянного места жительства;
  • Дату и место его рождения;
  • Гражданство;
  • Для каких целей он открывает счёт или контракт;
  • Источник происхождения средств.

Это делается прежде, чем новому клиенту будет принят на обслуживание, и финансовая компания зачислит деньги на счёт нового клиента. Однако и после открытия счёта компания обязана контролировать операции по этому счёту. И запрашивать у клиента необходимую информацию в случае, если операции по счёту вызывают у финансовой организации вопросы или обоснованные опасения.

Практика compliance в международных компаниях

На основании своего опыта профессионального финансового советника позвольте рассказать вам, как противодействие отмыванию доходов реализуется на практике в международных финансовых компаниях. Прежде всего, чтобы стать партнёром подобной компании — необходимо сдать очень обширный тест ПОД/ФТ, который состоит из нескольких сот (!) вопросов.

Лишь когда этот тест пройден — финансовый советник получить право консультировать частных лиц. И подавать документы для выпуска инвестиционных контрактов для своих клиентов.

Идентификация клиента (KYC)

При подаче заявления на выпуск нового инвестиционного плана новый клиент сообщает компании свою личную информацию:

Анкета клиента при открытии счёта в западном финансовом институте

Личную информацию будущий клиент обязан подтвердить. Для этого человек вместе с заявлением на открытие счёта представляет чёткий скан своего паспорта. Также он должен будет подтвердить и свой адрес текущего проживания.

Анализ финансового положения клиента

На следующем шаге будущий клиент должен сообщить информацию об источниках своего дохода:

легитимность доходов клиента — важная часть контроля рисков ПОД/ФТ

В большинстве случаев информацию о своём доходе тоже нужно подтверждать. Это может быть сделано с помощью копии налоговой декларации, или же с помощью выписки по банковскому счёту, или при помощи справки от работодателя с указанием текущего дохода сотрудника.

Когда все необходимые документы собраны — вместе с заявлением на открытие счёта они отправляются в финансовую компанию для анализа. Как вы уже знаете — эта процедура называется «анализом комплаенс-риска».

Если у финансовой компании предоставленные документы никаких вопросов не вызвали — она одобряет заявление клиента, и открывает для него счёт. Однако для людей, живущих в российских реалиях — так бывает не всегда.

Многие состоятельные семьи в России хранят свою финансовую подушку безопасности в банковской ячейке. Так было и у моего клиента, когда он решил открыть счёт в зарубежном финансовом институте. У этого человека был высокий, и полностью легальный доход, который он подтвердил документами.

Но к сожалению — его заявление одобрено не было. Потому что зарубежная компания не смогла определить природу тех средств, которые человек поместил на свой счёт из банковской ячейки.

А если есть какие-либо сомнения в легальности средств клиента — зарубежные финансовые институты предпочитают отказывать в открытии счёта. Чтобы гарантированно не нарушить антиотмывочное законодательство.

Контроль соответствия инвестируемых сумм доходам клиента

После открытия счетов финансовые компании осуществляют мониторинг операций по счетам клиентов — и это тоже является частью комплаенса. Например, если сумма инвестиции превысит подтверждённый доход клиента — то финансовая компания обязательно попросит человека объяснить источник дохода для инвестирования, и подтвердить этот доход документами.

Если же человек будет делать крупные единовременные взносы в свой инвестиционный контракт — то ему также придётся объяснить источник средств, которые он намерен инвестировать.

Итак,

  • тщательная идентификация клиента перед открытием счёта (due diligence),
  • проверка чистоты средств, которые клиент вносит на счёт,
  • мониторинг операций по счёту

— вот основные направления комплаенса, которые осуществляют западные финансовые финансовые институты для борьбы с отмыванием средств, нажитых преступным путём.

Подводя итог

Надеюсь, что к завершению этой статьи вам уже легко объяснить, что такое комплаенс простыми словами. Кратко объясню — почему я написал эту статью.

Мои клиенты — это люди, которым нужна консультация личного финансового советника. В большинстве своём это менеджеры среднего звена, ТОП-менеджеры, и собственники бизнеса.

Всем эти людям важно понимать значение слова «комплаенс». Потому что это непосредственно затрагивает их с точки зрения карьерного роста, или перспектив собственного бизнеса. Потому что следование нормам закона, контроль и управление рисками непосредственно влияет на результаты текущей деятельности компании, и на её будущее.

Точно также понятие комплаенса затронет этих людей, когда они начнут планировать своё финансовое будущее. Потому что для решения своих личных финансовых задач с большой вероятностью они выберут зарубежные контракты. А значит — будут вынуждены пройти обязательную проверку иностранных финансовых институтов.

И если вы понимаете, что для собственного финансового благополучия необходимо своевременно планировать своё финансовое будущее — пожалуйста, отправьте мне заявку на консультацию по . В рамках онлайн-встречи мы обсудим ваши долгосрочные финансовые задачи, и пути их оптимального решения:

Владимир Авденин,
финансовый консультант

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ — презентация

1 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 1

2 1. Экономическое содержание конкуренции и монополии 2. Методы антимонопольного регулирования 3. Опыт развитых стран в антимонопольном законодательстве 4. Особенности российского антимонопольного регулирования. 5. Естественные монополии и необходимость особого регулирования их деятельности Содержание

3 Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, действующих в обществе на основе определённых имущественных и организационных форм. Отношения по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных благ Каждая система состоит из: объёктов (средство труда, предмет труда) субъектов (люди – трудовые ресурсы, государство) различных связей (отношений). Типы экономических систем Традиционная (натуральное хоз-во) Смешанная Рыночная Административно-командная Переходная Рыночная Свободная регулируемая

4 Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная система основана на ряде условий: общественное разделение труда; частная собственность; конкуренция; самостоятельность (правомочность) субъектов рынка в заключении сделок.

5 частная собственность (разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов) ; свободное предпринимательство (экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар); ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения; (рынок осуществляет саморегулирующую функцию, цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения. конкуренция (конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом); ограниченная роль государства ( государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом ). Общие черты присущие рыночной экономике :

6 Факторы рыночного саморегулирования

7 Конкуренция (от лат.) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Основные условия возникновения конкуренции: 1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка; 2) большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары; 3) возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования; 4) реализация экономических интересов всех агентов рынка; 5)наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.

8 Регулирующая – нацеливает производство на осуществление потребительского спроса; Стимулирующая – направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли; Распределительная – рациональное размещение, связанное с эффективным размещением производства ; Инновационная – связана с необходимостью использования достижений НТП, новой техники и технологий для обеспечения роста производительности труда; Адаптационная — нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды. Основные функции конкуренции:

9 Преимущества : а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров; б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства; в) создает условия по оптимальному использованию научно- технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством; г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг Преимущества и недостатки рыночной конкуренции

10 Недостатки: а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов) ; б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды; в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт) ; г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых; е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

11 Виды конкуренции По масштабам развития: — индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем», т. е. выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); — местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории); — отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); — межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); — национальной (состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны); — международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция — свободная; регулируемую. По методам ведения: — на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен); — неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

12 Добросовестная конкуренция повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д. Добросовестная конкуренция повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д. Недобросовестная конкуренция экономический (промышленный шпионаж); подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с деловой отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д. Недобросовестная конкуренция экономический (промышленный шпионаж); подделка продукции конкурентов; подкуп и шантаж; обман потребителей; махинации с деловой отчетностью; валютные махинации; сокрытие дефектов и т.д.

13 Виды недобросовестной конкуренции распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

14 Современная конкуренция является регулируемой. Успешное функционирование рыночного пространства обеспечивается благоприятной конкурентной средой. Конкурентная среда — это совокупность экономических и социальных условий, в которых производится и реализуется конкретная продукция. Она способствует эффективной деятельности конкурентоспособных предприятий в каждый конкретный момент развития рынка.

15 Совершенная конкуренция – это идеальное представление об условиях купли-продажи товаров на рынке: – никто в отдельности не может повлиять на рыночные цены, так как количество продавцов и покупателей на рынке очень велико и, как следствие, доля каждого в сделках купли-продажи чрезмерно мала; – на рынке отсутствуют входные барьеры, и он доступен каждому; – информация доступна всем в равной мере; – покупатели и продавцы ведут себя рационально. Определения понятия «конкуренция» и признаков конкурентной среды в основном характеризуют два типа рыночных ситуаций: Несовершенная конкуренция предполагает контроль над ценообразованием на рынке, уровень которого может быть различным. Монополия (переводится с греческого как «один продаю») — это крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. Цель монополий — ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли.

16 Харак-я черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Большое количество покупателей и продавцов Конкуренция между многими продавцами Конкуренция между несколькими продавцами Один продавец Тип продукта Однородный продукт не нуждающийся в рекламе Дифференциро- ванный Стандартизи- рованный Уникальный, близких заменителей нет Контроль над ценами Отсутствует контроль Небольшой Ограниченный взаимозависимость ю Полный Условия вступления в отрасль Свободный вход в отрасль и выход из неё Сравнительно легко Трудно Блокировано Типичные отрасли Сельское хозяйство Розничная торговля, швейная, обувная, аптеки, рестораны Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча Коммунальное хозяйство (водо-, газо-, электроснабжение и т.п.) Характерные черты типов конкуренции

17 Антимонопольная политика — это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурирующего рынка и недопущение его чрезмерной монополизации.

18 Основные признаки монополизма 1. Ограничение конкуренции 2. Дискриминация потребителя 3. Искусственное завышение цен 4. Снижение выпуска продукции

19 Виды злоупотреблений монопольной властью установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

20 Цели антимонопольной политики Обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности Защита конкуренции Создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

21 Методы антимонопольного регулирования Административное (законодательное ) регулирование Контроль над рыночной концентрацией Методы нормативно-ориентирующего воздействия Антимонопольный контроль

22 Законодательные акты по антимонопольной политике Закон «О конкуренции» 1991 г. установлены границы монопольной власти Если хозяйствующий субъект обладает долей рынка в пределах от 65 до 100%, то его положение признается доминирующим. Если доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами. Если доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим. ПП РФ от г 154 «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35% ФЗ «О защите конкуренции»от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ ФЗ 38-ФЗ «О рекламе» ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г ФЗ

23 Критерии доминирующего положения хозяйствующего субъекта доля на рынке определенного товара превышает 50%; доля на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение устанавливается антимонопольным органом по критерию доли на рынке по кол-ву конкурентов; не может быть признан доминирующим субъект, если доля на рынке менее 35%; Для финансовых организаций предельная доля рынка составляет 10-20%.

24 Опыт развитых стран в антимонопольном законодательстве С конца XIX в. в США начало формироваться антитрестовское законодательство — разветвленная и сложная сеть законов и других правовых норм, регулирующих конкуренцию между фирмами и предприятиями для достижения успешного функционирования рынка. Антимонопольный закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики. По этому закону «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами» объявляется вне закона. Федеральное правительство США по этому закону может привлекать к суду фирмы, другие предприятия в соответствии с поправками от 1974 г. с квалификацией «тяжкое преступление». В 1914 г. был принят закон Клейтона, запрещающий практически все формы дискриминации в ценовой политике, ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом, слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшают конкурентную борьбу, а также совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий. закон Робинсона — Пэтмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г.), более жестко регламентирующий практику слияния монополий.

25 Два основных типа антимонопольного законодательства: американское и западноевропейское. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным. Объектом противодействия здесь выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

26 Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

27 ФЗ от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ «О естественных монополиях» К деятельности естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги государственной электрической и почтовой связи.

28 Согласно Федеральному Закону от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ «О естественных монополиях» регулирование естественных монополий включает в себя контроль над ценообразованием и определенными хозяйственными решениями владельцев естественных монополий. Контроль над хозяйственными решениями заключается в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установлении минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

29 Приоритетные направления деятельности ФАС Борьба с картельными соглашениями Контроль за размещением государственного заказа Борьба с контрафактом Контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламы Контроль за деятельностью естественных монополий Международная деятельность Федеральная антимонопольная служба — ФАС России /

30 Контрольные вопросы 1. Каково экономическое содержание конкуренции и монополии? 2. Какими признаками характеризуется современное состояние рынков в развитых странах мира? 3. В чем состоит задача антимонопольной политики государства? 4. Каковы методы монополизации товарных рынков и способы противодействия им? 5. Что понимается под конкурентной средой? 6. Какие элементы включает политика поддержки конкуренции? 7. Назовите методы антимонопольного регулирования. 8. В чем состоят особенности российского и зарубежного антимонопольного регулирования? 9. Чем вызвана объективная необходимость существования естественных монополий? 10. Каковы основные направления регулирования естественных монополий? Доклады по рефератам Антимонопольная политика государства Опыт развитых стран в антимонопольном законодательстве Основные направления регулирования естественных монополий Федеральная антимонопольная служба — ФАС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *