Альтернативной котельной

Содержание

32 вопроса про «альтернативную котельную» или что изменится в расчетах за тепло

Вопрос №1. Что такое «альтернативная котельная»?

Это неофициальное название нового метода расчета тарифов на тепло, который предлагается использовать в российских городах. Это способ определения величины тарифа и модель отношений между участниками рынка тепла. Речи о строительстве РЕАЛЬНОЙ котельной – не идёт.

Новый принцип утверждён Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Скачать

Вопрос №2. В чем его суть?

Это метод справедливого и универсального расчета цены на тепловую энергию исходя из следующего подхода: что дешевле построить собственный источник тепла или подключиться к уже существующему?

При таком подходе цена на тепло рассчитывается следующим образом: за основу берется стоимость строительства нового источника тепла (той самой альтернативной котельной»), подключения к нему потребителей и дальнейшего его обслуживания (строить при этом ничего не нужно). На основе этих затрат утверждается предельный уровень для всех источников в городе, дороже которого продавать тепло нельзя. То есть «альткотельная» — это порог, планка цены.

Итоговая цена на тепловую энергию определяется по соглашению сторон.

Вопрос №3. Зачем придумали альткотельную?

Стало очевидно, что отрасль теплоснабжения хронически недофинансирована, инфраструктура устарела и сильно изношена. Из-за этого участились перебои и аварии, страдает потребитель. Чтобы решить эти проблемы необходимы огромные инвестиции (2,5 триллиона рублей или 250 миллиардов ежегодно – по данным Минэнерго 2014 года). Но существующая система не стимулирует энергокомпании к вложению средств в отрасль. Поэтому было решено ее изменить, чтобы обеспечить приток инвестиций.

Скачать

Вопрос №4. Что такое предельный уровень цены на тепловую энергию?

Предельный уровень цены на тепловую энергию — максимальный уровень цены на тепловую энергию, по которой теплоснабжающая организация может продавать тепло потребителям в зоне своей ответственности.

Вопрос №5. Кто будет устанавливать тарифы на тепло при переходе на альтернативную котельную?

Предельный уровень цены на тепловую энергию будет устанавливать орган тарифного регулирования региона (Региональная энергетическая комиссия и т.п.). Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон не выше предельного уровня.

Скачать

Вопрос №6. Как рассчитывается предельный уровень цены на тепловую энергию (цена альтернативной котельной)?

Размер цены на тепловую энергию рассчитывается для конкретного города (вернее зоны теплоснабжения) исходя из стоимости строительства потенциального альтернативного источника теплоснабжения. Например, если в городе N решили построить свою котельную на несколько кварталов. Тогда для расчёта предельного уровня цен берут: стоимость строительства+ затраты на покупку и подвоз топлива + затраты на доставку тепла до потребителя + зарплаты сотрудникам + другие затраты необходимые для работы котельной. Всё это делят на количество гигакалорий, которое могла бы произвести эта котельная. И получается стоимость 1 Гкал

затраты на строительство и содержание новой котельной
1 Гкал = —————————————————————————————

количество вырабатываемых Гкал

Скачать

Вопрос №7. Можно ли продавать тепловую энергию дороже предельного уровня?

Нет, это запрещено.

Вопрос №8. Можно ли продавать тепловую энергию дешевле предельного уровня?

Да, цена может быть ниже предельного уровня. В этом случае в соглашении между ресурсоснабжающей организацией и властью прописывается специальный понижающий коэффициент.

Скачать

Вопрос №9. Что такое ценовые зоны теплоснабжения?

Ценовые зоны теплоснабжения – населенные пункты, которые по решению местной власти перешли на метод «альтернативной котельной», то есть те, где цены на тепловую энергию для потребителей ограничены предельным уровнем.
Для отнесения к ценовым зонам теплоснабжения муниципалитеты должны соответствовать следующим критериям (ч.1 ст. 23.3. 190-ФЗ):

  • утверждена схема теплоснабжения;
  • совместное обращение власти муниципалитета и ЕТО в Правительство об отнесении к ценовой зоне;
  • согласие губернатора на отнесение к ценовой зоне.

Вопрос №10. Что такое единая теплоснабжающая организация? (ЕТО)

Единая теплоснабжающая организация – это основной поставщик тепла в системе теплоснабжения, который обязан обеспечить тепловой энергии всех потребителей в зоне своей работы и несет полную ответственность за надежность и качество теплоснабжения. ЕТО выступает в качестве «единого окна» для потребителей по всем вопросам поставки тепловой энергии и подключения к теплосети, может влиять на улучшение и развитие системы теплоснабжения.
Этот статус присваивается в схеме теплоснабжения, которую утверждают органы власти.

Вопрос №11. Кто может быть ЕТО?

ЕТО может стать организация, владеющая или управляющая крупнейшими теплоисточниками в зоне теплоснабжения (ТЭЦ, котельными), либо владеющая большей частью тепловых сетей.

Вопрос №12. В чем разница между существующим способом расчета тарифов и новым по альткотельной?

Сейчас тарифы рассчитывают так называемым методом «Затраты плюс», то есть поставщик тепла приносит в орган регулирования информацию обо всех своих затратах, эти затраты делятся на общее количество вырабатываемого тепла, и прибавляется несколько процентов прибыли. Получается, что чем больше потратит теплоснабжающая организация в текущем году, тем больше денег она получит в следующем. Во-первых, это совершенно не стимулирует поставщиков к повышению своей эффективности, во-вторых, в более выгодном положении оказываются как раз самые неэффективные. В большинстве городов тариф у котельных значительно выше, чем у ТЭЦ.

При методе «альткотельной» все производители тепла должны продавать тепло по единой цене. Если их затраты выше, они будут вынуждены либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка. При этом полученную от повышения эффективности экономию теплоснабжающие компании смогут направить на инвестиции.

Кроме того, при текущем тарифообразовании тариф ежегодно пересматривается. Для этого ресурсоснабжающие организации передают в органы регулирование тысячи документов. В случае с «альткотельной» цена будет установлена годы вперед и пересматриваться не будет.

Скачать

Вопрос №13. Когда начнет действовать новый принцип расчета тарифов?

Переход на новый метод не будет происходить одновременно по всей стране. На него по своему желанию могут переходить отдельные населенные пункты. Такая возможность есть уже сейчас. Первым решение о запуске новой модели рынка тепла принял город Рубцовск (Алтайского края), в котором тарифы по-новому начнут рассчитывать уже с 2019 года.

В населенных пунктах, которые не захотят переходит на новую модель, тарифы будут рассчитываться по-старому.

Вопрос №14. Цена «альткотельной» и эталонные тарифы – это одно и то же или разные вещи?

Метод «альтернативной котельной» – это один из вариантов эталона. Поэтому с одной стороны, этот принцип не противоречит эталонному подходу. С другой стороны, эталонный расчет может быть и без «альтернативной котельной», это некий расчет по среднему показателю. В случае метода эталонных затрат у всех организаций, работающих в одном регионе, тариф будет одинаковый, независимо от их затрат. Переход города на новую модель рынка тепла подразумевает намного больше, чем только расчет цены по эталону, в этом случае усиливается ответственность поставщика тепла перед потребителями.

Также при АК цена может быть ниже установленного предельного уровня. В случае с эталонными тарифами она уже не меняется от установленного уровня и дешевле продавать нельзя.

Вопрос №15. Зачем потребителям и властям городов переходить на альткотельную?

Переход на «альткотельную» позволит модернизировать и улучшить систему теплоснабжения города. Это механизм привлечения инвестиций в отрасль, которые обеспечат качественное теплоснабжение на десятки лет вперед. При этом обновленная система теплоснабжения навсегда останется в городе, независимо от того, что будет с поставщиком тепла завтра.

Из ощутимого, станет меньше порывов на сетях, а значит и меньше неожиданных и незапланированных отключений горячей воды и отопления.
Чем раньше начать вкладывать, тем дешевле этой обойдется для энергетиков, а значит и для потребителей.

Новая модель рынка тепловой энергии устанавливает тариф на долгосрочный период (10-15 и более лет) и потребитель будет точно знать, как будет меняться тариф в это время.

Скачать

Вопрос №16. Почему энергокомпании так заинтересованы в альткотельной?

Во-первых, далеко не все энергокомпании проявляют интерес к механизму «альтернативной котельной». В первую очередь, энергетики заинтересованы в его внедрении в том случае, если хотят инвестировать в теплоснабжение, потому что именно «альткотельная» дает возможность окупить вложения. Если у организации таких планов нет, то и «альткотельная» не нужна. Ведь в соглашении о переходе на новую модель прописываются инвестиционные планы теплоснабжающей компании, а за срыв этих планов грозят санкции.

Новая модель рынка тепловой энергии решает проблему прогнозируемости тарифа на период, достаточный для принятия серьезных инвестиционных решений (10-15 и более лет) и создает реальные предпосылки для притока финансирования в объекты теплоснабжения.

Вопрос №17. Насколько вырастут тарифы в случае перехода на альткотельную?

Переход на новый метод расчета тарифов не имеет прямой связи с ростом тарифов. Тарифы в нашей стране и так растут ежегодно и без всякой «альткотельной».

Насколько изменится тариф зависит от конкретного населенного пункта. Где-то он может вырасти, а там, где уже сейчас тариф выше предельного уровня, он будет заморожен.

Резкого роста тарифов не будет нигде.

Вопрос №18. А если предельный уровень цены на тепловую энергию существенно выше текущего уровня тарифов?

В этом случае резкого роста тарифов также не будет.

Возможны два варианта:

  1. До предельного уровня цена будет повышаться постепенно в течение срока от 5 до 10 лет.
  2. К предельному уровню будет применен понижающий коэффициент, который зафиксирует цену на тепловую энергию на уровне ниже предельного.

Вопрос №19. Что такое понижающий коэффициент?

Это коэффициент, который уменьшает предельный уровень цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям. Этот коэффициент устанавливается по взаимному согласию ЕТО и власти муниципалитета и прописывается в соглашении между ними в тех случаях, когда предельный уровень цен на тепло, рассчитанный в рамках новой модели рынка тепла, выше действующего тарифа.

Размер понижающего коэффициента закрепляется в соглашении. И ЕТО не может продавать дороже цены, рассчитанной с учетом этого коэффициента

Вопрос №20. А если энергетики будут выставлять счета за тепло по более высокой цене?

В таком случае они лишатся статуса ЕТО и права продавать тепловую энергию , так как это будет нарушением соглашения.

Вопрос №21. Как будет меняться тариф в последующие годы, после перехода города на альтернативную котельную?

До того момента, пока цена не дойдет до предельного уровня, тариф будет расти в соответсвии с графиком, утвержденным губернатором региона (это может быть инфляция + несколько процентов). После того, как цена достигнет предельного уровня, она будет ежегодно изменятся только на уровень инфляции – не больше.

В случае, если утверждённый предельный уровень «альткотельной» выше текущего уровня тарифов, цена на тепло будет заморожена и сохранится на этом уровне на несколько лет.

Вопросы №22. Как переход на новую модель отразится на качестве работы теплоснабжающей организации?

Переход на новую модель тарифообразования подразумевает повышение ответственности теплоснабжающей организации. Вместе со стабильным тарифом ЕТО получает обязательства по модернизации системы теплоснабжения, полную ответственность за всю цепочку производства и передачи тепловой энергии, за качество и надежность, в том числе финансовую. За нарушения ЕТО грозят штрафы, а платеж для потребителей в случае сбоев будет снижен.

В целом, переход на новую модель должен повысить качество работы энергетиков. Они смогут планировать свою работу на десятилетия вперед, строить работу системно и максимально продуктивно с пользой для потребителя, а не заниматься решением мелких локальных проблем, которые отнимают много времени, но дают мало эффекта.

Скачать

Вопрос №23. Могут ли энергетики в одностороннем порядке перевести своих потребителей на новый тариф (по методу альтернативной котельной)?

Нет, такое невозможно. По закону перейти на ценообразование по новому методу можно только по согласованию с органами власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Если власти не готовы, все остается по-старому.

Вопрос №24. Как будут контролироваться энергетики после перехода на новую модель? Не устроят ли они произвол?

При переходе на «альткотельную» ответственность ЕТО и контроль за ней усиливается. Ее контролируют местные органы власти, а также федеральная антимонопольная служба (ФАС). ЕТО грозят административные наказания за неисполнение инвестиционных мероприятии в схеме теплоснабжения, штрафы за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

За неоднократное нарушение антимонопольного законодательства РФ компания лишается статуса ЕТО.

Вопрос №25. Как перейти на новую модель?

Как правило, перед внедрением АК инвестор (ЕТО) предлагает региону и муниципалитету программу инвестиционных мероприятий, которые призваны решить насущные проблемы в сфере теплоснабжения. Администрация рассматривает его, оценивает все последствия и принимает решение перейти на новую модель или все оставить, как есть.

В случае положительного решения властей, порядок перехода на новую модель рынка следующий:

1) Администрация города совместно с крупнейшей ЕТО готовит пакет обосновывающих документов, куда входит:

a. Предварительное соглашение о намерении заключить соглашение об исполнении схемы теплоснабжения
b. Документы , подтверждающие соответствие требованиям закона для перехода к новой модели (выписки из схемы, копии приказов о назначении ЕТО)
c. Описание текущей ситуации в сфере теплоснабжения
d. Оценка тарифных последствий
e. Оценка последствий для местного и регионального бюджета
f. Описание планируемого повышения эффективности от перехода к новой модели.

2) Администрация города уведомляет законодательный орган региона (законодательное собрание, совет депутатов и т.д.) о намерении подписать совместное обращение и направляет им пакет обосновывающих документов (либо их проекты) для ознакомления.

3) Администрация города совместно с крупнейшей ЕТО подписывает совместное обращение и вместе с пакетом обосновывающих документов отправляет его губернатору региона на рассмотрения.

4) После получения согласия губернатора полный пакет документов направляется на рассмотрение в Минэнерго России.

5) Минэнерго России в течение не более 60 дней готовит рекомендации по отнесению города к ценовой зоне, согласовывает их с ФАС России и Минстроем России и направляет свое заключение в Правительство РФ.

6)Правительство издает акт об отнесении города к ценовой зоне теплоснабжения.

7) После этого необходимо актуализировать схему теплоснабжения.

8) В течение 2 месяцев с момента актуализации схемы органы местного самоуправления и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В соглашении определяется понижающий коэффициент (при такой договоренности).

9) Орган регулирования рассчитывает предельную цену на тепловую энергию и направляет информацию губернатору. Губернатор утверждает график поэтапного доведения цены до предельного уровня на 5 или 10 лет.

10) Единая теплоснабжающая организация заключает со всеми потребителями договоры поставки тепловой энергии по цене не выше предельного уровня с учетом утвержденного графика поэтапного доведения и условия о понижающем коэффициенте в соглашении.

Вопрос № 26. Если модель такая хорошая, то почему так мало городов проявили желание перейти на нее?

Как правило власти не хотят, что-либо менять, так как боятся социальных потрясений, предпочитают все оставить по-старому до тех пор, пока не «рвануло» и необходимость изменений не стала очевидной. Поэтому, в первую очередь, «альтернативной котельной» начинают интересоваться те населенные пункты, где ситуация близка к критической, необходимы срочные вложения, а инвесторов нет.

Кроме того, на данный момент многие власти не имеют достаточно информации о новой модели и ее преимуществах, а также ждут результатов перехода на нее первых городов.

Вопрос №27. Актуальна ли альтернативная котельная для крупных городов, где с теплоснабжением нет серьезных проблем?

«Альткотельная» как инструмент привлечения инвестиций в теплоснабжение актуальна практически для любых городов. Возможно, за исключением тех населенных пунктов, где все идеально с теплом, но таких в нашей стране, если и есть, то единицы. В целом по стране износ инфраструктуры очень высокий, и вложения требуются практически везде. Смысл в том, что чем раньше начать модернизацию теплоснабжения, тем меньшими затратами можно обойтись, а значит тем меньший рост тарифов будет необходим в дальнейшем. Ну и риск непредвиденных аварий и перебоев, которые случаются даже в крупных городах, значительно снизится.

Вопрос №28. Что будет, если большинство городов не захотят переходить на альткотльную?

В таком случае энергетики не будут инвестировать, и системы теплоснабжения в городах не будут обновляться, а будут постепенно деградировать. Будут проводиться небольшие ремонты в рамках сумм, заложенных в тарифах.

Крупные города в целом смогут существовать и дальше, при этом есть риск, что там участятся аварии, не будет развиваться система теплоснабжения, а значит возникнут проблемы в дальнейшим с подключением к теплу новых объектов. А вот мелкие города, где уже сейчас зимой есть проблемы с отоплением, рискуют и вовсе остаться без теплоснабжения.

Кроме того, после перехода на новый метод части городов Правительство РФ внимательно оценит результаты и примет решение о дальнейших шагах.

Вопрос №29. А есть ли сегодня другие способы привлечения средств для модернизации теплоснабжения, кроме альткотельной?

Для частных инвесторов, которым нужны четкие гарантии окупаемости вложений, на текущий момент других работающих инструментов в теплоснабжении нет. Есть инструмент концессий, который неплохо себя зарекомендовал, но он обеспечивает гарантировано лишь часть вложенных средств, так как тариф все равно может быть пересмотрен в период действия концессионного договора. Действующая система долгосрочных тарифов предусматривает ежегодную корректировку даже внутри долгосрочного периода. Прогнозировать в такой ситуации инвестору возврат вложений с достоверной точностью невозможно.

Про планы СГК:

Вопрос №30. На сколько планирует повышать тарифы СГК в городах своего присутствия?

Решение о величине предельного уровня принимает не СГК, а орган регулирования.

СГК предлагает во всех регионах своего присутствия применять понижающий коэффициент к цене АК так, чтобы рост тарифов не превысил инфляцию на 2-3%.

Эта величина будет закреплена в соглашениях с органами власти.

Вопрос №31. В каких города присутствия СГК планируется перейти на альткотельную?

Окончательное решение о переходе на «альтернативную котельную» будут принимать местные власти. СГК предложила свои инвестиционные проекты по модернизации теплоснабжения, которые можно реализовать при переходе на «альткотельную», руководителям разных городов своего присутствия, в частности Абакана, Барнаула, Красноярска, Новосибирска. Обсуждается и возможность перехода на «альтернативную котельную» Кемерова и Новокузнецка, но только после отмены в Кузбассе механизма компенсации выпадающих доходов.

Перейдет ли кто-то из этих городов на новую модель, напрямую зависит от готовности властей. Такой переход возможен только при решении руководителя муниципалитета и согласовании губернатора. СГК предлагает городам инвестиционные программы модернизации теплоснабжения, внедрение «альткотельной» в данном случае механизм, который позволит эти программы реализовать. Если руководители городов и регионов, будут заинтересованы в них, мы готовы приступить к работе в любой момент.

Вопрос №32. Сколько средств планирует вложить СГК в случае перехода на альтернативную котельную?

Суммарная стоимость предлагаемых программ модернизации теплоснабжения, которые СГК сможет реализовать при переходе на новую модель рынка, оценивается в 40-60 миллиардов рублей. Итоговая цифра будет зависеть от того, какие города будут готовы внедрить «альткотельную» и какую инвестиционную программу согласуют власти.

Переход на альтернативные котельные

На законодательном уровне принят пакет документов о новом методе, по которым российским городам предлагается рассчитывать тарифы на тепло. Его неофициально называют «альтернативной котельной» (или АК). Строительство теплоснабжающих объектов законами не предусмотрено, хотя возможно.

Инфраструктура теплоэнергетики уже давно изношена, что требует её полной замены более современными аналогами.

Что такое альтернативная котельная

Новый принцип регулирования тарифов предусматривает, что вопросом будут заниматься местные органы власти. Цена будет рассчитываться исходя из того, что выгоднее: построить новый теплогенерирующий объект или продолжать пользоваться услугами существующего.

Теплоснабжающая отрасль испытывает хронический дефицит финансирования. Минэнерго считает, что требуется 2,5 трлн руб. против ежегодных 250 млрд. Инфраструктура устарела, физически изношено оборудование. Для модернизации или строительства новых объектов требуются инвесторы. Они придут, если получат государственные гарантии на возврат средств и прибыль в будущем.

Этим целям служат федеральные законы и Постановления Министерства энергетики о переходе на «альткотельные». Даже если инвестор по каким-то причинам откажется от поставок тепла в будущем, модернизированный или новый объект теплоснабжения, его инфраструктура навсегда останутся в городе и будут служить людям.

Интересуются проектом АК немногие энергокомпании. Они стремятся вложить инвестиции в теплоснабжение — «альткотельная» предоставляет шансы окупить финансирование. При отсутствии подобных намерений проект организациям неинтересен. В договоре о переходе на новую модель теплоснабжения предусмотрены четкие сроки инвестирования, а их срыв грозит санкциями.

Трудно найти город без проблем с поставками тепла. Инфраструктуры изношены, везде необходимы финансы. Более ранняя модернизация потребует меньше затрат, что отразится на замедленном росте тарифов в дальнейшем.

Закон о «новой модели рынка тепла» предусматривает стороннее инвестирование в сферу теплоэнергетики, что в лучшим образом скажется как на оборудовании, так и на тарифах за теплоэнергию.

Сегодня, кроме «альтернативной котельной», для инвесторов нет других гарантий, что вложения окупятся. Концессии лишь частично гарантируют окупаемость — тарифы могут пересмотреть в любое время. Поэтому такой вариант инвестирования не позволяет точно прогнозировать возврат вложенных средств.

Новая модель позволит повысить качество теплоснабжения. Она дает возможность прогнозировать деятельность вперед. Вместо решения локальных проблем, которые дают временный эффект, предусматривается работа над стратегическими вопросами.

Законодательные инициативы

Пути реформирования теплоснабжающей отрасли экономики изложены в ряде документов, среди которых:

  1. «Энергетическая стратегия России до 2030 г.» (2010 г.).
  2. Федеральный закон «О теплоснабжении». Законопроект утвержден Госдумой 09.07.2010 г.
  3. ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» (2018 г.). Также приняты соответствующие законодательные акты в регионах.

В соответствии с законодательством на местах разрабатывают схемы теплоснабжения. После принятия закона «О теплоснабжении» обеспечение населения теплом стало органичной частью экономики страны. Проблемы остаются, но отрасль приобрела права, равные с угольной, электроэнергетической промышленностью.

На теплоснабжение стали смотреть не только как на проблемную отрасль, но и на способную в будущем принести доходы. За короткое время появилась необходимость внести некоторые коррективы в законодательную базу, касающуюся АК. Идет обсуждение вопроса среди специалистов, подготовлен законопроект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 г.».

Министерство энергетики также активно работает в этом направлении. По его инициативе предложено создать единые теплоснабжающие организации (ЕТО) на базе крупных теплогенерирующих организаций. Они должны работать по принципам «альткотельной». Контроль за деятельностью ЕТО предусмотрено усилить. Этим поручено заниматься антимонопольной службе и местным властям

Предусмотрены наказания ЕТО:

  • административные — за нарушения правил инвестирования;
  • штрафы — за злоупотребление монополией на рынке;
  • лишение статуса ЕТО — за постоянные нарушения антимонопольных законов.

Разработаны правила перехода города на АК. Инвестор подает органу местной власти свою программу, в которой указаны пути решения проблем с теплоснабжением.

Согласно новому закону «Единая теплоснабжающая организация» сможет устанавливать современные блочные котельные в населённых пунктах и точках города, остро нуждающихся в тепле.

При положительном решении готовятся документы, среди которых наиболее важные касаются:

  • тарифов на теплоснабжение;
  • последствий для местного бюджета;
  • эффективности от перехода на АК.

Дальше идут регламентные процедуры, необходимые для заключения окончательного соглашения.

Разница нынешних расчетов и тарифов для «альткотельной»

Теперешние тарифы формируются по методу «Затраты +». Теплопоставщик предоставляет сведения о сумме своих затрат. Их делят на количество выработанного тепла, добавляют проценты для получения прибыли.

Самые неэффективные организации с каждым годом получают все больше средств. Нет смысла заниматься модернизацией, деньги тратятся на ликвидацию аварий, локальные ремонты. Население и власть компенсируют потраченное, еще и будет прибыль. Тарифы у твердотопливных и газовых котельных намного выше, чем у ТЭЦ на электрической энергии.

В СМИ много известий об «альтернативных котельных». Специалисты особое внимание уделяют формированию тарифов по новой методике. Единого мнения о стоимости нет.

Законодательство об АТ предусматривает единую цену на тепло для всех производителей. Тариф устанавливается 1 раз, в последующем он увеличивается на уровень инфляции. Если тарифы не компенсируют затраты, нет прибыли, для ЕТО есть 2 пути: повысить эффективность или уйти с рынка. Полученные от внедрения новшеств средства разрешается использовать для инвестиций.

Существующая сегодня схема тарифообразования предусматривает ежегодный пересмотр цен. По методу АТ цены устанавливают на много лет вперед и не меняют.

Регулировать тарифы будет местная власть, которая устанавливает для потребителей максимально допустимую цену. Она доводится до ЕТО, которые не могут продавать тепло дороже. Насколько большие ожидаются изменения, сказать трудно — зависит от условий в каждом населенном пункте. В некоторых регионах тарифы могут увеличиться, там, где они выше предельного уровня, их заморозят.

В Минэнерго подсчитали, что после перехода на АТ цены на тепло отразятся на потребителях таким образом:

  • для 20% они останутся прежними;
  • 40% почувствуют рост на уровне инфляции + максимум 2%;
  • для 37% дополнительно к инфляции еще 5%;
  • для 3% тарифы вырастут на 10%.

Онлайн калькулятор на сайте Минэнерго поможет рассчитать тариф при переходе на «новую модель рынка тепла».

На сайте Минэнерго есть калькулятор, доступный для всех. Его каждый может использовать для расчета тарифов на тепло при переходе региона на АК.

Если местная власть решила перейти на режим «альткотельной», населенный пункт переносится в ценовую зону теплоснабжения, предусматривающую предельные тарифы.

Чтобы войти в ценовую зону, муниципалитет должен:

  • утвердить схему теплоснабжения;
  • совместно с ЕТО обратиться к правительству о необходимости создания ценовой зоны;
  • получить одобрение губернатора по этому вопросу.

Предусмотрена возможность продавать тепло по цене ниже предельной. Между снабженцем и местной властью в таких случаях подписывается соглашение о понижающем коэффициенте.

Если установленный предельный уровень выше существующего тарифа, резкого скачка цен не будет. Их повысят постепенно на протяжении 5-10 лет согласно графику, утвержденному губернатором. При его разработке учитывается инфляция с небольшой процентной надбавкой.

До выхода на максимальные цены будет применяться понижающий коэффициент. После этого рост тарифов возможен только до уровня инфляции и не больше. Если ресурсоснабжающая организация предъявит счета с более высокими тарифами, она лишится статуса ЕТО.

«По сути, метод альтернативной котельной только увеличит доходы теплоснабжающих организаций»

Мнение представителя энергокомпании о последствиях предстоящего перехода республики на новую модель расчета стоимости тепла

Фото: предоставлено компанией ТГК-16

Два года назад вступили в силу поправки к федеральному закону «О теплоснабжении», которые предполагают переход российских городов на новую модель расчета тарифа на тепло для населения по методу альтернативной котельной. Первопроходцем метода стал Рубцовск, в этом году о потенциальной готовности уже заявили 29 населенных пунктов страны. В их числе — Казань. «Реальное время» пообщалось с ведущим инженером отдела реализации тепловой энергии энергокомпании ТГК-16 Станиславом Семеновым. О последствиях нового принципа ценообразования, росте стоимости тепла для жителей и дальнейших перспективах он рассказал в интервью.

«Переход на новую модель приведет к росту цен на тепловую энергию»

— Станислав Александрович, с внесением изменений в действующее законодательство в области теплоснабжения в стране запущен механизм перехода на метод альтернативной котельной. Первопроходцем в этой области стал Рубцовск. В этом году о своей потенциальной готовности уже заявили 29 населенных пунктов России. Среди них — Казань. В чем разница между существующим способом расчета тарифов на тепло для населения и новым, по методике альткотельной?

— На сегодняшний день тарифы рассчитывают по методу «затраты плюс», когда теплоснабжающая компания подает в регулирующий орган информацию о своих затратах, необходимых для производства тепла. Затраты организации, принимаемые органом регулирования, то есть необходимая валовая выручка, делятся на общее количество отпускаемого тепла, так и определяется тариф. То есть чем больше затрат у генерации, тем выше тариф, в связи с чем производители не заинтересованы в их снижении.

10 августа 2017 года в силу вступили изменения в федеральный закон «О теплоснабжении». Они предполагают, что города или поселения будут относить к «ценовым зонам теплоснабжения», в которых ценообразование на тепло для населения будет определяться по новой методике, которая предполагает уход от государственного регулирования тарифов. Так, цена на тепло в «ценовой зоне» между участниками теплоснабжения будет определяться по соглашению сторон, а конечная цена для потребителей не должна превышать установленного предельного уровня, рассчитанного по так называемому методу альтернативной котельной, то есть такого уровня цены, при которой потребитель смог бы отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный (виртуальный) источник тепла. Предельный уровень цены так же, как и тарифы, будет устанавливаться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования цен (Госкомитет РТ по тарифам).

Фото предоставлено компанией ТГК-16

— Нуждается ли теплоснабжение республики и ее столицы в новом методе тарифообразования?

— Насколько система теплоснабжения Татарстана нуждается в таком переходе, мне сказать трудно. Могу сказать в разрезе крупных городов, таких как Казань или Нижнекамск. Действующий метод тарифообразования и сейчас позволяет не только обеспечивать надежность теплоснабжения путем поддержания технического состояния действующего оборудования производителей тепла и теплосетевых организаций, но и разрабатывать инвестиционные программы, включая затраты по их реализации в тарифы, и получать чистую прибыль от своей деятельности. Таким образом, ничего нового, кроме вытекающей «сверхприбыли» и дополнительного увеличения тарифов для населения республики, метод альтернативной котельной в энергетику Татарстана не принесет.

— По расчетам экспертов, новый метод может дать дополнительный рост тарифов от 20% до 84%. К какому мнению склоняетесь вы?

— Безусловно, переход на новую финансовую модель рынка теплоэнергии приведет к росту стоимости цен на тепловую энергию для населения. Так, на официальном сайте Минэнерго РФ представлен калькулятор расчета стоимости тепловой энергии по методу альткотельной, с помощью которого каждый гражданин уже сегодня может посчитать примерную стоимость предельной цены на тепло в случае перехода на альтернативную котельную в своем регионе. Так, исходя из расчетов данного калькулятора предварительная стоимость тепловой энергии для населения г. Казани вырастет с 1 741,49 руб. с НДС до 1 972,02 рубля за гигакалорию с НДС (разница в 230,53 рубля), что дает рост тарифа на 13%. В Нижнекамске, по предварительным расчетам, тариф вырастет с 1 651,46 руб. с НДС до 1 892,71 руб. с НДС (увеличение на 241,25 рубля), что приводит к удорожанию на 14,6%.

— Я правильно понимаю, что после перехода на новый метод расчета уравняются тарифы для всех потребителей тепла в республике? Или тарифы будут как-то отличаться?

— Нет, тариф не уравняется. Как я отметил ранее, стоимость тепловой энергии по альткотельной также будет дифференцирована в зависимости от населенного пункта и от поставщика тепловой энергии в системе теплоснабжения. Но в пределах одного населенного пункта цена на тепло для потребителей не будет превышать установленного предельного уровня.

«В новой редакции закона ни слова не говорится о контроле сверхприбыли»

— Куда будет направлена разница стоимости тепловой энергии по методу альткотельной и действующего тарифа?

— Цель нововведения — направить получаемую дополнительную прибыль поставщика тепловой энергии, то есть ЕТО, на модернизацию и развитие систем теплоснабжения, тем самым обеспечить приток инвестиций в сферу теплоэнергетики. Однако законом не предусмотрены способы и методы контроля за распределением полученной прибыли. Учитывая, что текущие методы ценообразования уже содержат механизмы по включению затрат на реконструкцию и модернизацию теплового хозяйства, то можно предположить, что получаемая сверхприбыль вполне свободно будет распределяться ЕТО в качестве дивидендов, премий, содержания непрофильных активов и т. п.

Партнерский материал

Алина Губайдуллина ПромышленностьЭнергетика Татарстан ТГК-16

События

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕТОДА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОТЕЛЬНАЯ»

С. В. Заренков, к.т.н., директор ООО «Техносканер»,

Э. Х. Досалин, руководитель инженерной группы ООО «Техносканер»

А. Б. Богданов, аналитик­технолог теплоэнергетики ООО «Техносканер»

Объем производства и потребления тепловой энергии в России самый большой в мире. Однако РФ, имея самую разветвленную сеть центрального теплоснабжения, функциони­рующую в режиме комбинированного производства тепловой и электрической энергии, рискует перейти на устаревшие технологии по выработке тепла.

Идея перехода на метод «альтернативной котельной» как элемента реформы тепловой энергетики обсуждается профессиональным энергетическим сообществом уже не один год. По сути, фундаментом для реформирования российской теплоэнергетики стал Федеральный закон «О теплоснабжении», вступивший в силу в 2010 году. Но из-за опасения роста тарифов новая модель рынка тепла в России до сих пор не принята, хотя «дорожная карта» реформы теплоснабжения предусматривала принятие закона о либерализации цен на тепло в I квартале 2015 года. Сейчас правительство рассматривает сценарии, при которых метод альтернативной котельной будет как в качестве единственного способа регулирования рынка теплоэнергетики, так и одного из вариантов. Как правило, под альтернативной котельной энергетики понимается объект мощностью в пределах 25–50 Гкал/ч. Это локальный источник теплоснабжения, которым потребители (ЖКХ, мелкие потребители) могут заменить сторонние теплоснабжающие организации.

Долгосрочный тариф альтернативной котельной – это модель, в рамках которой регулируется только конечная цена тепла для потребителей в регионе, определяемая на основе стоимости строительства и эксплуатации потребителем собственного источника тепла – котельной .

Долгосрочный тариф гарантируется организации, получающей статус единой теплоснабжающей (ЕТО), – крупнейшему поставщику тепла в регионе.

По мнению разработчиков, новая методика расчета цен защитит потребителя от переплат и улучшит качество производства и передачи тепла. Система вынудит поставщика к конкуренции, заставит быть продуктивнее и выгоднее наиболее эффективной «альтернативной котельной», а также не позволит повышать стоимость теплоснабжения.

Заявленные плюсы метода «альтернативная котельная»

Основными плюсами внедрения метода «альтернативной котельной», по мнению Министерства энергетики РФ, являются:

а) для государства:

– отсутствие необходимости выделения значительных субсидий для строительства генерации;

– привлечение частных инвестиций в капиталоемкую отрасль;

– огромные запасы по росту энергоэффективности;

– наиболее оперативное обновление фондов в электроэнергетике – рост энергобезопасности страны;

– перспектива локализации высокотехнологичных энергомашиностроительных производств в масштабах страны;

б) для потребителей:

– снижение платежей на электрическую и тепловую энергию в будущем за счет повышения энергоэффективности;

– отсутствие необходимости существенного дополнительного роста тарифа для привлечения инвестиций;

– экономическая целесообразность возврата и централизованные источники электро- и теплоснабжения;

– повышение надежности электро- и теплоснабжения;

в) для инвесторов:

– крупнейший в мире рынок тепла с низкой конкуренцией;

– возможность получения высокой доходности за счет применения распространенных в мире технологий когенерации.

Реальные минусы метода «альтернативная котельная»

Однако приведенные Минэнерго плюсы «альтернативной котельной» – это все мифы неэффективного государственного регулирования тарифов. Как заявляет заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко, главной целью является то, что «…Новый метод торфообразования призван стать единственным в отрасли. Стоимость тепловой энергии будет определяться на уровне ее производства на так называемой «альтернативной котельной», — которая могла бы быть построена рядом с потребителем как альтернатива работающей инфраструктуре…».

1. Несмотря на то что в методике говорится о росте цены тепловой энергии от котельных, на самом же деле методика предусматривает рост в 3–4 раза топливной стоимости, практически, бесплатного сбросного тепла от паровых турбин ТЭЦ. Методика «Альтернативная котельная», по своей сути, направлена на снижение в два раза цены топливной составляющей комбинированной электроэнергии от ТЭЦ, а именно с 350 г.у.т./кВт*ч до уровня 165–170 г.у.т./кВт*ч.

2. Опыт 1992 – 2006 гг. показывает, что использование «физического метода» для расчета тарифов, а также его клона «альтернативной котельной», приводит к массовому отключению тепловых потребителей от ТЭЦ и строительству квартальных и крышных котельных. Этот процесс удалось чуть-чуть приостановить в 1996 году благодаря введению «методики ОРГРЭС».

3. Из-за физического метода «Альтернативная котельная», имея 40%еный запас неиспользованных тепловых мощностей порядка 2531 Гкал/час, омские ТЭЦ только в 2002 – 2006 г. потеряли порядка ~ 562 Гкал/час тепловых потребителей.

4. Из-за применения физического метода «Альтернативная котельная» в городе Омске вместо подключения к живым тепловым сетям от ТЭЦ было построено более 18 котельных «Октан». Были демонтированы и распроданы три магистральные теплотрассы «ТЭЦ-4 – ТПК «Овощевод» – 166 Гкал/час, «ТЭЦ-2 – Овощевод» – 96,45 Гкал/час, «ТЭЦ-5 – поселок Ростовка».

5. Методика к технологически необоснованного, серьезного повышения тарифов в ЖКХ. Переход на концепцию «альтернативной котельной» на первом этапе приведет к значительному росту тарифов в некоторых субъектах. Если после расчетов по новой схеме цена за отопление в регионе уменьшится, то в проигрыше останется поставщик. В случае же увеличения стоимости услуг генерирующие компании выиграют, тогда как население ощутит значительный рост. Согласно новой методике расчета тарифы увеличатся следующим образом: Казань – на 78%; Новосибирск – на 63%; Омск – на 61,6%; Челябинск – на 46%; Волгоград – на 42%; Екатеринбург – на 40%; Уфа – на 28%; Ростов-на-Дону – на 15,6%; Нижний Новгород – на 3,5%.

6. При этом создатели проекта отмечают, что новая концепция не внесет изменений в нынешнюю систему субсидирования. Это означает, что скачок цен на отопление будет компенсироваться из бюджета на местах. Власти регионов также опасаются роста тарифов для населения, поскольку им придется искать дополнительные средства для субсидирования.

7. Тариф «альтернативная котельная» противоречит технической сути процесса. При производстве тепловой и электрической энергии весь эффект экономии топлива, достигающий 45–48%, полностью относится на счет производства электроэнергии. При этом якобы улучшается в 2,3 раза эффективность электроэнергетики: с 37 процентов до абсурдно недостижимой величины ~85 процентов (с 332 до 145 г.у.т / кВт*ч). В таком случае потребители тепла в ЖКХ, имеющие полное право на бесплатное сбросное тепло от паровых турбин ТЭЦ, будут субсидировать электроэнергетику: будет считаться, что на сбросное тепло затрачиваются не реальные ~30‑60 кг.у.т / Гкал, а политически навязанные затраты 170–180 кг.у.т / Гкал».

8. Такое перекрестное субсидирование топливом характерно исключительно для советской, а затем и российской экономики, в то время как в странах с передовой энергетикой, наоборот, расчет тарифов основывают на методе «альтернативной КЭС» (конденсационной электростанции). При этом для конечного потребителя «конденсационной» электроэнергии, произведенной на самой современной ГРЭС и ТЭЦ, коэффициент полезного использования топлива составит не более 32–35 процентов, а остальная энергия будет теряться в окружающей среде.

Список литературы

3. Богданов А. Б. Почему в России такое дорогое тепло? /
А. Б. Богданов // Тепловая энергетика. – 2014. № 5 (14). С. 6–7.

Статья 23.3. Ценовые зоны теплоснабжения

4. Совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с приложением иных документов, подтверждающих выполнение критериев, указанных в части 1 настоящей статьи. До принятия Правительством Российской Федерации решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, направивший указанные документы, а также лицо, уполномоченное на подписание согласия на отнесение поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, вправе отозвать документы, направленные в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Решение об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, которое должно включать в себя в том числе заключение о соответствии или несоответствии поселения, городского округа установленным частью 1 настоящей статьи критериям и рекомендацию об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и которое подготовлено в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *