Актуальные проблемы банкротства

Содержание

Проблемы банкротства предприятий

Проблемы банкротства предприятий

Банкротство предприятий является распространенным явлением современности. Мировой экономический кризис, нестабильность экономической и политической среды в стране, несовершенство правового и налогового законодательства привели к увеличению количества неплатежеспособных предприятий, идущих к банкротству, что приводит в большинстве случаев к ликвидации таких предприятий.

В общем банкротстве является регулятором рыночной экономики, основное предназначение которого состоит в «отсеивании» неэффективных, неплатежеспособных и убыточных субъектов предпринимательской деятельности. Несмотря на это, можно констатировать, что уровень банкротства в стране является высоким.

По данным Всемирного банка и Международной финансовой корпорации позиция страны в рейтинге «Ведение бизнеса» по индикатору «закрытия бизнеса» является низкой по сравнению с другими странами.

Это свидетельствует о наличии в законодательном поле, которое регулирует правовые аспекты процедуры банкротства субъектов хозяйственной деятельности, определенных препятствий, а также об отсутствии в последние три года прогрессивных реформ в этой сфере государственного регулирования.

Под угрозой банкротства находятся в подавляющем большинстве малые и средние предприятия, а стабильность развития рыночной экономики, как известно, зависит от эффективности функционирования в стране малого и среднего бизнеса. Наблюдается стабильная тенденция к повышению роли малого предпринимательства в экономике.

Как показывает практика, ни одно крупное убыточное предприятие со значительными объемами просроченной задолженности до сих пор не обанкротилось. В связи с этим государство теряет налогоплательщиков, работники – рабочие места, и кредиторы не получают в полном объеме возврата своих средств. Одной из причин такого положения является не урегулированность законодательства.

Таким образом, действующее законодательство необходимо переориентировать так, чтобы всех участников процедуры банкротства стимулировать к действиям, направленным на возрождение предприятий-должников, на восстановление их платежеспособности, а не на ликвидацию, как это происходит сейчас.

Актуальные и нерешенные проблемы банкротства

Подытоживая все выше сказанное, можем выделить наиболее актуальные и нерешенные по нашему мнению вопрос проблемы банкротства предприятий, а именно:

– Недостаточность законодательной базы для регулирования вопроса банкротства предприятия, что требует совершенствования;

– Отсутствие методики определения и предупреждения банкротства предприятий по отраслям хозяйства;

– Недостаточный контроль государства по уровню банкротства предприятий и осуществления мероприятий по его снижению;

– Отсутствие консультационных центров помощи для неплатежеспособных предприятий.

Способы решения проблем банкротства

В связи с выше указанным, предлагаем следующие способы решения указанных проблем:

– Усовершенствование законодательства о неплатежеспособности предприятий с привлечением помощи участников системы хозяйствования;

– Определение единой отечественной методики предупреждения банкротства предприятий, базирующаяся на отраслевом распределении предприятий и является адаптированной непосредственно к отечественной экономики с учетом всех регулирующих факторов риска;

– Активизация участия государства в регулировании и отслеживании уровня банкротства предприятий не только государственного, но и частного сектора, а также ее заинтересованность в сохранении предприятия, а не его владельца, и осуществлении мероприятий по снижению уровня банкротства предприятий;

– Необходимость создания возможностей использования внесудебных способов решения проблемы восстановления платежеспособности предприятия как средства возвращения долгов;

– Оказание консультационной помощи неплатежеспособным предприятиям путем создания на местах осуществления предпринимательской деятельности специальных консультационных центров.

Очень важно выделять среди неплатежеспособных субъектов хозяйствования тех. Которые временно попали в трудное положение и имеют определенный потенциал для дальнейшего успешного функционирования.

В общем можем прийти к выводу, что наличие большого количества нерешенных проблем по банкротству предприятий в стране является причиной ее низкого рейтинга по ведению бизнеса в мире. И как следствие, недостаточной инвестиционной привлекательности отечественных предприятий. Кроме того, наличие проблем в сфере регулирования банкротства предприятий влечет за собой негативные социально-экономические последствия для страны в целом, именно поэтому они требуют немедленного решения и преодоления.

Главные проблемы банкротства

Банкротство – это один из самых простых способов избавиться от долгов и избежать тюремного заключения. Однако это понятие появилось в России относительно недавно. Институт признания человека банкротом практически не изучен. На этом поприще есть множество нерешаемых проблем, справиться с которыми можно только на уровне государственной деятельности.

Что такое банкротство

Многие люди ошибочно воспринимают термин «банкротство» как крах всей жизни некогда успешного бизнесмена. Но на самом деле в объявлении себя неплатежеспособным нет ничего критичного. Более того: непростая, но эффективная процедура может спасти молодую фирму от полнейшего разорения.

Банкротство – это процедура, вследствие которой физическое или юридическое лицо объявляет себя неплатежеспособным. Если объяснить простым языком: бизнесмен официально расписывается в своей невозможности расплатиться с кредиторами. Его предприятие ликвидируется.

В результате возможны два варианта развития событий:

  1. Человек с помощью государства начинает принимать все меры по поводу восстановления собственного дела. Предприятие открывается, полученный доход идет на постепенную оплату всех долгов.
  2. Фирма закрывается, все имеющееся оборудование и имущество распродается, счет замораживается. Человек начинает постепенно выплачивать кредиты в установленном судом порядке.

Как правило, процедура объявления фирмы банкротом занимает от 7 месяцев до 2 лет.

Кто может получить данный статус

В первую очередь термин «банкрот» относится к бизнесменам – фирмам, во главе которых стоит юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем. При этом ликвидировать предприятие может только его владелец или группа лиц, записанных в учредительных документах. Для инициации процедуры требуется согласие всех хозяев, если их несколько.

В случае с индивидуальным предпринимателем процедура упрощается, и срок рассмотрения дела может уменьшиться. В соответствии с новой редакцией закона, принятого в 2018 году, назвать себя банкротом может любой гражданин Российской Федерации, набравший кредитов. Однако порядок рассмотрения дела для физического лица сильно упрощен.

Банкротом законодательно нельзя объявить:

  1. Фирму, входящую в состав муниципалитета, но относящуюся к коммерческим организациям.
  2. Религиозную компанию или политическую партию, относящуюся к некоммерческим организациям.

Признаки неплатежеспособности

Ранее любое предприятие могло объявить себя банкротом, если сумма долга переходила через определенный предел. С новыми поправками в закон, внесенными в 2018 году, появились новые условия. Теперь каждое дело рассматривается индивидуально, в зависимости от масштаба фирмы, ее ежемесячного дохода, суммы набранных кредитов и так далее.

Главный признак банкротства – неоплатность, которую должны доказать сами кредиторы. Долг может быть признан неоплатным только тогда, когда сумма всех кредитов, включая пени за просрочку и дополнительные проценты, стала большей, чем стоимость всего имущества должника. То есть, даже если вся движимая и недвижимая собственность будет распродана, человек не сможет рассчитаться.
Второй критерий – неплатежеспособность. Человека признают неплатежеспособным тогда, когда он не выполняет свои обязательства перед кредиторами даже частично на протяжении полугода.

Для банкротства юридических лиц достаточно последнего признака. Физическое лицо должно быть одновременно признано неоплатным и неплатежеспособным.

Особенности процедуры банкротства

Кто подает заявление

В большинстве случаев с заявлением в местный суд должны обращаться кредиторы. Если они видят, что человек не платит долгов на протяжении установленного срока, то представители банков имеют право попросить государство признать бизнесмена банкротом. В таком случае они должны самостоятельно доказать неоплатность кредита.

Но в ряде случаев сам владелец фирмы обязан признать себя банкротом, иначе на него будет заведено административное дело. Первый случай – когда физическое или юридическое лицо понимает, что уже не сможет расплатиться по кредитам. Пока момент выплаты не настал, но уже очевидно – собрать нужную сумму не получится.

Второй случай – когда финансовая ответственность уже наступила, и несколько банков требует выплаты. Однако бизнесмен понимает, что даже если он расплатится по кредиту, отдать новые долги не получится. Деятельность фирмы в результате всех финансовых операций придется прекратить.

И в том, и в ином случае лицу дается месяц. Если в течение этого срока человек не решил свои проблемы и не написал заявление, заводится дело об административном правонарушении.

Фиктивное банкротство

Банкротство ставит своей целью помочь начинающему или опытному бизнесмену, совершившему осечку, выбраться из безвыходной ситуации. Прибегать к подобному способу стоит, только если иных вариантов разрешить конфликт нет. Признать себя банкротом – значит, решиться на отчаянный шаг, чтобы избавиться от постоянно растущего долга.

Однако не слишком честные бизнесмены часто хотят перевернуть ситуацию в свою пользу. Чтобы избавиться от кредитов и исчезнуть, они прибегают к так называемому «фиктивному банкротству». В этом случае они самостоятельно инициируют якобы полное финансовое разорение предприятия.

Чтобы избежать подобного развития событий, во время рассмотрения дела суд назначает так называемого арбитражного управляющего. Он, привлекая сторонних лиц, анализирует историю последних финансовых сделок предприятия. По итогу своей работы специалист должен установить, правда ли предприятие обанкротилось.

Отношение к имуществу

В законодательстве Европейских стран институт банкротства существует уже давно. За долгое время он претерпел множество изменений. В результате практически в каждом государстве законодательство направлено в одну из сторон конфликта – должника или кредитора. Однако в Российской Федерации подобного нет, арбитражный суд должен быть нейтрален.

Эта ситуация касается и продажи имущества. Вся собственность человека, задолжавшего банком, распродается для дальнейшей ликвидации долговых обязательств. При этом согласия должника не требуется – при необходимости судебные приставы могут использовать любые методы в рамках закона.

Однако кредиторы не имеют права продолжать начислять дополнительные проценты и пени за просрочку. Фактически дальнейшее начисление долговых обязательств прекращается. Банки получают только ту сумму, которая была указана в изначальном заявлении для арбитражного суда.

Этап наблюдения

Один из самых спорных моментов в российском институте банкротства – введение так называемого этапа наблюдения. Во время данного процесса арбитражный суд должен проанализировать деятельность предприятия, решить, возможно ли спасти фирму от полного разорения.

Однако на данном этапе человек имеет право распоряжаться своим имуществом – статуса банкрота он пока не получает. В результате должники часто злоупотребляют полученными возможностями, шанс возврата полного долга уменьшается в несколько раз.

Факторы риска

Далеко не всегда в полном разорении предприятия виноват сам бизнесмен или его управляющий аппарат. Нередко жизнеспособность фирмы зависит от множества факторов, не поддающихся контролю. В результате огромное количество малых и средних фирм сгорают ежегодно.

К подобным факторам риска, достаточно распространенным в Российской Федерации, относятся:

  • Изъяны в экономике и политической стратегии государства.
  • Неверные отношения между предприятиями, основанные на господствующей ранее социальной нерыночной экономике.
  • Высокая конкуренция в определенных областях.

Проблема работы с финансовыми организациями

Институт банкротства позволяет уйти от долгов не только физическим и юридическим лицам, но и самим кредиторам. В законе есть отдельная статья, посвященная разорению финансовых организаций. Однако процедура спорна, а имеющиеся положения могут трактоваться двояко.

Так, в имеющемся законодательстве нет четкого определения для банкротства финансовых организаций. Критерии оценки банков спорны, поэтому даже по аналогичным делам могут выноситься разные решения.

Отсутствие предупреждающих мер

Во многих высокоразвитых странах была разработана методика предупреждения банкротства организаций. Любое физическое или юридическое лицо может обратиться за помощью, если оно понимает, что предприятие движется к полному разорению. Однако в России подобного нет.

На территории Российской Федерации бизнесмен должен сам выбираться из долгов. Обратиться за помощью государства до полного банкротства он не может. В результате редкие предприятия восстанавливаются – чаще всего их имущество попадает на аукцион для оплаты кредитов.

Малый контроль государства

В нашей стране нет должной правовой и экономической базы государственного контроля за работой частных предприятий. В ряде государств муниципалитет имеет право следить за финансовым состоянием различных фирм. При необходимости он может предложить меры по предотвращению банкротства.

Разработка подобной законодательной базы могла бы помочь заранее отслеживать неблагополучные организации и спасать их от ликвидации. Такое решение выгодно как для должников, так и для кредиторов.

Отсутствие консультационных центров

Одна из главных проблем местного института банкротства – отсутствие консультационной помощи государства. В России нет места, куда бы могли прийти начинающие бизнесмены, находящиеся на грани разорения. Поскольку законодательство может трактоваться двояко, в ряде случаев должники делают немало ошибок.

Можно доверить ведение банкротства сторонней фирме. Но в таком случае успех мероприятия напрямую зависит от добросовестности посторонних сотрудников.

Большие сроки и высокая стоимость

И банки, и должники жалуются на катастрофическую убыточность финансовых тяжб в арбитражном суде. Порой сумма, которую необходимо потратить на разбирательство, превышает сумму долга. В результате кредиторы возвращают только 1-2% одалживаемых денег.

Процедура признания человека неплатежеспособным занимает 1-2 года. За этот период может произойти многое, вплоть до смерти задолжавшего или его побега за границу. В результате банки остаются в минусе после сделки.

Малый срок существования института

Во многих развитых европейских странах институт банкротства существует уже на протяжении нескольких столетий. Это помогло выявить множество изъянов в законе, разработать четкий алгоритм решения конфликта, удовлетворяющий потребности и права обеих сторон.

Наше законодательство относительно молодое – ему около 20 лет. За это время невозможно отладить процедуру. По этой же причине малое количество человек может называть себя экспертом по банкротству. Нестандартные случаи до сих пор решаются спорными методами.

Плохая работа управляющего

По закону арбитражный управляющий, которого назначил суд, должен разбираться в деятельности компании. Он обязан понимать экономику и право, иметь возможность самостоятельно провести финансовую аналитику. В ряде случаев управляющий привлекает к работе сторонних лиц.

Но на практике сотрудники арбитражного суда часто злоупотребляют своими возможностями. Они перекладывают все свои обязанности на плечи иных наемных работников, оплачивая их услуги из кармана фирмы – запаса, который должен был пойти на погашение долга.

Невозможность работы с реальным собственником

В России, как и в ряде иных стран, хорошо развит теневой сектор. Часто реальные владельцы фирм нанимают так называемого фиктивного управляющего. Они оформляют на него собственное предприятие. Ненастоящий хозяин участвует в публичных сделках. Реальный же собственник управляет своей компанией из тени.

После банкротства вся ответственность падает на фиктивное лицо. Реальному владельцу сложно что-либо предъявить. Чтобы он предстал перед судом, нужна слаженная работа арбитражного суда и правоохранительных органов.

Изъяны процедуры при работе с холдингами

Процедура официального признания неплатежеспособности полностью ориентирована на одно конкретного собственника. Однако немалое количество фирм работает по принципу холдинга. Законодательство не предусматривает корректную работу с рядом организаций, принадлежащих одной группе владельцев.

Хозяева холдингов часто мошенничают. Они последовательно переводят активы в одну из своих компаний, управляя и полностью контролируя собственное банкротство. В результате даже по решению суда кредиторы не получают ничего.

Отсутствие трансграничного банкротства

Многие юристы и банки, ведущие процедуру признания финансовой несостоятельности, сталкиваются с проблемой утечки активов за границу. Во время так называемого этапа наблюдения владельцы крупных фирм постепенно распродают свое имущество в иные страны. Проходят сделки весьма официально.

Однако несмотря на наличие всех подтверждающих документов, изъять активы фирмы из иного государства невозможно. Подобные дела зачастую затягивается на десятки лет. В результате банки не получают свои средства.

Нет возможности личного контроля кредитором

Для контроля за финансами фирмы назначается так называемый арбитражный управляющий. Он принимает на себя все докуметоведческие обязательства, проводят полный анализ деятельности. В результате только управляющий получает доступ ко всем необходимым документом.

А кредитор методов контроля не имеет. Он должен полностью положиться на работу арбитражного суда. Он не может проконтролировать деятельность задолжавшей фирмы, просмотреть первичные документы. В результате банки должны надеяться на добросовестность назначенного сотрудника.

Способы решения проблем

Работа на законодательном уровне

Для того чтобы усовершенствовать работу института банкротства, необходимо регулярно вносить поправки в имеющиеся законы. Государство должно устранить возможные двоемыслия в трактовке правил. Необходимо устранить спорные моменты.

Работа в этом направлении уже ведется, но достаточно медленно. Лучший вариант – взять часть опыта из иных государств.

Разработка методики сохранения предприятия

Государство должно разработать методику того, как сохранить фирму должника после банкротства. Необходимо ввести ряд мер, позволяющих предотвратить полное финансовое разорение. Для этого необходим государственный надзор.

Чтобы создать действительно эффективный алгоритм, нужно привлекать сторонних экономистов. Для каждой сферы деятельности нужно свое решение. Требуется привлекать специалистов из данной отрасли.

Активный контроль государства

Чтобы помогать фирме реабилитироваться, нужно разработать подходящую правовую базу для государственного контроля. Муниципалитет должен иметь возможность периодически просматривать финансовую отчетность предприятия.

При этом важно не нарушить приватность, тайну личности и так далее. Поэтому подобные нормы до сих пор не разработаны.

Способы восстановить предприятие

Современный институт банкротства в России полностью направлен на возвращение долгов. В большинстве случаев судебное разбирательство приводит к полной ликвидации предприятия.

Необходимо разработать алгоритм решения проблемы в сторону, выгодную как для кредитора, так и для должника. Важно не просто выплатить долги, а восстановить компанию.

Консультационная помощь

Обязательно создать ряд центров консультационной помощи для обанкротившихся или идущих к этому предприятий. Они должны иметь доступ к актуальной и точной информации по данной теме.

Идеальный вариант – когда все советы человек будет получать от государства, а не от посредников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *