26 августа 1789 года

Декларация прав человека и гражданина, 1789

Оказалось, что количество представителей третьего сословия равнялось представителям дворянства и духовенства вместе взятым. Буржуазия нашла поддержку среди других депутатов и вскоре представители третьего сословия объявили себя «Национальным собранием». Их позиции укрепило восстание парижан 14 июля, а собрание стало именоваться Учредительным. Власть фактически оказалась в руках крупной буржуазии. 26 августа 1789 года Национальное учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, в основу которой легли идеи естественного права. Все были равны и свободны от рождения, имели право на свободу личности, слова, свободу убеждений и право на сопротивление угнетению. Декларация до сих пор лежит в основе французского конституционного права.

Декларация прав человека и гражданина

Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

Конституционное законодательство Великой Французской буржуазной революции XVIII в.

политический реформа солон конституционный

На первом этапе революции (с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г.) буржуазия в лице конституционалистов (в учредительном собрании — партия «центра») идет на компромисс с дворянством и сохраняет монархию. Взгляды этой партии и нашли свое отражение в первых конституционных документах Франции: «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года и конституции 1791 года. В этих документах учредительное собрание выступало в интересах буржуазии в целом и даже от имени всего народа.

С первых же дней революции Национальное, а затем Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии.

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые были тогда теоретическим оружием борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов. На содержание декларации существенное влияние оказали идеи французских просветителей, а также Декларация независимости США.

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твёрдой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что разрешается». Согласно же ст.5 Декларации всё, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.

Другим важным актом первого этапа революции стала конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли). Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции11) Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права / К.Е. Ливанцев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — С. 187).

Во введении торжественно подтверждаются начала «Декларации прав человека и гражданина». Отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует:

  • 1) свободу передвижения;
  • 2) свободу слова и печати без предварительной цензуры;
  • 3) свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому принадлежит гражданин;
  • 4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия;
  • 5) свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами.

Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент — на дистрикты, а каждый дистрикт — на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость.

Народное восстание 31 мая — 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап(2 июня 1793 г. — 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев — небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.

Конституция 1793 года. Она провозглашает, что по форме правления Франция является республикой, а по форме государственного устройства она едина и неделима, т.е. представляет собой унитарное государство. Конституция отвергла жирондистскую идею об изменении административного деления Франции с целью уменьшения централизации в управлении и ослабления роли революционных масс Парижа и его городского самоуправления, называвшегося Коммуной.

По ст.122 Конституции каждому французу гарантировались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и другие права человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с «соблюдением спокойствия», право свободного отправления религиозных обрядов.

Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж.Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое, как казалось по тем временам, устройство государства. В противовес проявившегося в годы революции плана регионализации Франции в ст. 1 подчеркивалось, что французская республика едина и неделима.

Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж. Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь предлагать законы.

Законодательная власть принадлежит законодательному корпусу, работающему постоянно. При определении функций этого органа проводится различие между законами как актами, заключающими в себе общие нормы, и декретами — распоряжениями, касающимися отдельных случаев и лиц. Правда, это различие проведено недостаточно последовательно, так как ратификация договоров, например, отнесена к декретам, а объявление войны называется законом.

Как и в Конституции 1791 года, члены законодательного корпуса пользуются депутатской неприкосновенностью. Законодательный корпус образуется прямым голосованием народа на его первичных собраниях в кантонах. Каждый избранный в законодательный корпус считается представителем всей нации, а не той группы населения, которая его избрала. В этом отношении, как и в других, якобинская конституция строго придерживалась принципа единства и централизации, противодействуя всяким местническим тенденциям.

Исполнительная власть принадлежит исполнительному совету в составе 24 членов, избираемых законодательным корпусом. На исполнительный совет возлагается руководство общим управлением и наблюдение за ним. Он может действовать только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса.

Конституция устанавливает выборность местных органов власти.

Избирательное право по новой конституции более демократично, чем по Конституции 1791 года. Им пользовался каждый гражданин, достигший 21 года, проживающий в кантоне не менее шести месяцев и живущий своим трудом. Не пользовались этим правом женщины и лица, не имеющие самостоятельных занятий, т.е. находящиеся в услужении (домашняя прислуга). Ценз оседлости, конечно, сужал права рабочих. Избрание производилось по желанию каждого избирателя либо открытым голосованием, либо подачей записок.

Провозглашается, что французский народ есть «друг и естественный союзник свободных народов»: он не вмешивается в управление других народов и не потерпит, чтобы вмешивались в его дела.

Принятый Национальным Собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что только «народ обсуждает и постановляет законы» ( ст.10). По ряду вопросов, согласно Конституции, национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный совет являлся высшим правительственным органом республики. Он должен был состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. На Исполнительный совет было возложено «руководство общим управлением и наблюдением за ним» (ст. 65). Совет нёс ответственность перед Национальным собранием «в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях» (ст.72)11) Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. / под ред. П.Н. Галанзы. — КС: Госюриздат, 1957. — С. 321-322).

Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление Конституции в силу. Будучи убеждёнными, фанатичными и бескомпромиссными революционерами, якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуществлены лишь в результате энергичных действий правительства, путём установления режима революционной диктатуры.

Чрезвычайные обстоятельства, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость борьбы с внутренней контрреволюцией (восстание в Вандее и других местах) побудили Конвент отсрочить введение в действие Конституции до заключения мира11) Манфред А.З. Великая Французская буржуазная революция XVIII в. / А.З. Манфред. — М.: Госполитиздат, 1956. — С. 98.).

Конституция 1793 года представляет собой законодательное выражение идей радикальной части мелкой буржуазии и является наиболее демократичной из всех Конституций французской буржуазной революции, хотя этот демократизм был все же урезанным.

27 июля 1794 г. противники якобинской диктатуры, выражавшие интересы «новых богачей», новых слоев крупной буржуазии, совершили государственный переворот, известный под названием переворота 9 термидора.

После расправы над якобинцами представители крупной буржуазии получают большинство в Конвенте, который 22 августа 1795 г. принимает новую Конституцию (Конституцию III года), закрепившую победу реакции и власть крупной буржуазии, еще менее демократическую, чем конституция 1791 года.

Из этой конституции было изъято все, что напоминало о политическом и экономическом равенстве. Избирательное право вновь становилось цензовым. Законодательная власть принадлежала законодательному корпусу, состоявшему из двух палат — совета пятисот и совета старейшин (250 депутатов). Исполнительная власть вручалась пяти директорам (директория), кандидатуры которых представлялись советом пятисот в совет старейшин, где и происходило их избрание. Устанавливались двухстепенные выборы. Вначале избиратели — мужчины от 21 года, уплатившие прямой налог и проживающие в одном месте не менее года, избирали выборщиков. Выборщики затем избирали членов Законодательного корпуса и высших судебных органов.

Нестабильная внутриполитическая обстановка в стране заставила термидорианцев искать опору в режиме военной диктатуры. 9-10 ноября 1799 года генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.

Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Основными чертами нового государственного строя стали: верховенство правительства и представительство по плебисциту, т. е. всенародному голосованию.

Правительство состояло из трех консулов, избираемых на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Конституция назначала первым консулом Наполеона Бонапарта. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат.

Законопроекты могли предлагаться только 1-м консулом. Государственный совет осуществлял редактирование этих проектов; трибунал их обсуждал; Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений; Охранительный сенат — утверждал. Все эти органы не имели самостоятельного значения и лишь маскировали единовластие первого консула.

Существенно изменилось избирательное право. Все мужчины, имеющие гражданство, участвовали в выборах по коммунам. Избранию подлежала 1/10 часть граждан коммуны. Эти лица избирали из своего состава следующую 1/10 часть. Аналогичным образом избиралась 1/10 часть по «департаментскому списку» и далее по «национальному списку». Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня. Такая система получила название «представительство по плебисциту».

Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте — супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу.

ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Великая французская революция — буржуазно-демократическая революция, произошедшая 1789-1794 гг. во Франции.

Явилась результатом длительного кризиса феодальной системы, что привело к конфликту между третьим сословием и привилегированным высшим сословием. Несмотря на различие классовых интересов входивших в третье сословие буржуазии, крестьянства и городского плебейства (рабочих мануфактур, городской бедноты), их объединяла взаинтересованность в уничтожении феодально-абсолютистской системы. Руководителем в этой борьбе выступала буржуазия.

Основные противоречия, предопределившие неизбежность революции, были обострены государственным банкротством, начавшимся в 1787 году торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами, повлекшими за собой голод. В 1788-1789 годах в стране сложилась революционная ситуация. Крестьянские восстания, охватившие ряд французских провинций, переплетались с выступлениями плебейства в городах (в Ренне, Гренобле, Безансоне в 1788 году, в Сент-Антуанском предместье Парижа в 1789 и др.). Монархия, оказавшаяся не в состоянии удерживать старыми методами свои позиции, была вынуждена пойти на уступки: в 1787 году были созваны нотабли, а затем Генеральные штаты, не собиравшиеся с 1614 года.

5 мая 1789 года в Версале открылись заседания Генеральных штатов. 17 июня того же года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием; 9 июля — Учредительным собранием. Открытая подготовка двора к разгону Учредительного собрания послужила непосредственным поводом к всенародному восстанию в Париже 13—14 июля.

Первый этап (14 июля 1789 — 10 августа 1792)

14 июля восставший народ штурмом взял Бастилию. Король был вынужден признать революцию. В городах народ смещал старые органы власти и заменял их новыми буржуазными муниципальными органами. В Париже и в провинциальных городах буржуазия создавала свою вооруженную силу — Национальную гвардию. Одновременно во многих провинциях начались крестьянские восстания и выступления. Крестьянское движение летом и осенью 1789 года расширило и закрепило победу революции. Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина.

Главенствуя в Учредительном собрании, муниципалитетах, в командовании Национальной гвардией, крупная буржуазия и её партия — конституционалисты (руководители — О. Мирабо, М. Ж. Лафайет, Ж. С. Байи и др.) стали господствующей силой в стране.

Были приняты декреты об отмене деления на сословия, о передаче церковного имущества в распоряжение нации (2 ноября 1789), о церковной реформе (ставившей духовенство под контроль государства), об уничтожении старого, средневекового административного деления Франции и о разделении страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны (1789-90), об упразднении цехов (1791), об уничтожении регламентации и др. ограничений, препятствовавших развитию торговли и промышленности, и т.п. Но в главном вопросе революции — аграрном, крупная буржуазия сопротивлялась основному требованию крестьянства — ликвидации феодальных повинностей.

Крестьянские выступления с весны 1790 года вновь усилились. Активизировались народные массы в городах. Ухудшившееся продовольственное положение в Париже и контрреволюционные намерения сторонников королевского двора побудили народ Парижа 5—6 октября 1789 года пойти походом на Версаль. Наряду с Якобинским клубом всё большее влияние на массы приобретали и другие революционно-демократические клубы — кордельеров, «Социальный кружок» и др., а также такие органы революционной демократии, как издававшаяся Ж. П. Маратом газета «Друг народа». Последовательная борьба в Учредительном собрании небольшой группы депутатов во главе с М. Робеспьером против антидемократической политики большинства встречала всё большее сочувствие в стране. Выражением обострившихся классовых противоречий внутри бывшего третьего сословия явился так называемый вареннский кризис — острый политический кризис в июне — июле 1791 года, возникший в связи с попыткой короля Людовика XVI бежать за границу. Расстрел 17 июля по приказу Учредительного собрания демонстрации на Марсовом поле парижан, требовавших отрешения короля от власти, означал превращение крупной буржуазии из консервативной в контрреволюционную силу. Происшедший накануне (16 июля) раскол Якобинского клуба и выделение конституционалистов в Клуб фельянов также выражали совершившийся открыто раскол третьего сословия.

События во Франции оказали большое влияние на общественные силы других стран. В то же время против революционной Франции начал складываться блок европейских феодальных монархий и буржуазно-аристократических кругов Великобритании. С 1791 года подготовка европейских монархий к интервенции против французской революции приняла открытый характер. Вопрос о надвигавшейся войне стал главным вопросом политической борьбы в открывшемся 1 октября 1791 года Законодательном собрании между группировками фельянов, жирондистов и якобинцев. 20 апреля 1792 года Франция объявила войну Австрии. В том же году в войну с революционной Францией вступили Пруссия и Сардинское королевство, в 1793 году — Великобритания, Нидерланды, Испания, Неаполитанское королевство, германские государства и др.

Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. В процессе могучего патриотического движения народных масс, поднявшихся на защиту революционного отечества, были созданы в кратчайшие сроки многочисленные формирования добровольцев. Законодательное собрание было вынуждено объявить 11 июля 1792 года «отечество в опасности». А движение против монархии вылилось 10 августа 1792 года в мощное народное восстание в Париже, возглавленное созданной в ночь с 9 на 10 августа Парижской Коммуной. Существовавшая 1000 лет монархия была свергнута.

Второй этап (10 августа 1792 — 2 июня 1793)

Он определялся острой борьбой между якобинцами-монтаньярами и жирондистами. Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции; стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития. Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст) не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции.

Эта борьба, принявшая форму конфликта между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую роль играли якобинцы, затем была перенесена в избранный на основе всеобщего избирательного права (для мужчин) Конвент, начавший работу 20 сентября 1792 года, в день победы французских революционных войск над интервентами при Вальми. На первом публичном заседании Конвент единодушно принял решение об упразднении королевской власти (21 сентября 1792). Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания его виновности, на вынесении ему смертного приговора. 21 января 1793 года Людовик XVI был казнён.

Победа при Вальми остановила наступление интервентов. 6 ноября 1792 при Жемапе была одержана новая победа, 14 ноября революционные войска вступили в Брюссель.

Резкое ухудшение экономического и в особенности продовольственного положения вследствие войны способствовало обострению классовой борьбы в стране. В 1793 году вновь усилилось крестьянское движение. В ряде департаментов (Эр, Гар, Нор и др.) крестьяне самовольно осуществляли раздел общинных земель. Очень острые формы принимали выступления голодающей бедноты в городах. Выразители интересов плебейства — «бешеные» (вожди — Ж. Ру, Ж. Варле и др.), требовали установления максимума (твёрдых цен на предметы потребления) и обуздания спекулянтов. Считаясь с требованиями масс и учитывая сложившуюся политическую обстановку, якобинцы пошли на союз с «бешеными». 4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, декретировал установление твёрдых цен на зерно. Новое народное восстание 31 мая — 2 июня 1793 года завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам.

Третий этап (2 июня 1793 — 27/28 июля 1794)

Этот период революции характеризуется якобинской диктатурой. Войска интервентов вторгались с севера, востока и юга. Контрреволюционные мятежи (см. Вандейские войны) охватили весь северо-запад страны, а также юг. Аграрным законодательством (июнь — июль 1793 года) якобинский Конвент передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью уничтожил все феодальные права и привилегии. Таким образом, главный вопрос революции — аграрный — был разрешен на демократической основе, бывшие феодально-зависимые крестьяне превратились в свободных собственников. 24 июня 1793 года Конвент утвердил вместо цензовой конституции 1791 года новую конституцию — гораздо более демократическую. Однако критическое положение республики вынудило якобинцев отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом революционно-демократической диктатуры. Конвент 23 августа 1793 года принял исторический декрет о мобилизации всей французской нации на борьбу за изгнание врагов из пределов республики. Конвент в ответ на террористические акты контрреволюции (убийство Ж. П. Марата, вождя лионских якобинцев Ж. Шалье и др.) ввел революционный террор.

26 июня 1794 года войска республики нанесли интервентам решающее поражение при Флёрюсе.

Принятые в феврале и марте 1794 года так называемые вантозские декреты, не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупно-собственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. От якобинской диктатуры стали частично отходить плебейские элементы и сельская беднота, ряд социальных требований которых не был удовлетворён. В то же время большая часть буржуазии, не желавшей далее мириться с ограничительным режимом и плебейскими методами якобинской диктатуры, переходила на позиции контрреволюции, увлекая за собой зажиточное крестьянство, недовольное политикой реквизиций, а вслед за ним и среднее крестьянство. Летом 1794 года возник заговор против возглавлявшегося Робеспьером революционного правительства, приведший к контрреволюционному перевороту, свергнувшему якобинскую диктатуру и тем самым положившему конец революции (Термидорианский переворот).

14 июля, День взятия Бастилии — национальный праздник Франции; написанная в то время «Марсельеза» — по сей день государственный гимн Франции.

Использованные материалы

  • Словарь современных географических названий, Франция
  • БСЭ, Великая французская революция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *