1 унитарное государство

Что такое унитарное государство — примеры и признаки

28 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждое государство можно охарактеризовать по форме государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия между уровнями государственной власти — центральной и региональной.

Принято выделять три вида ФГУ — унитарное государство, федерация и конфедерация.

Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.

Унитарное государство — это…

Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.

Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.

Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.

Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.

Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.

Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Признаки унитарной страны

В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:

  1. единое гражданство;
  2. общий для всех жителей государственный язык;
  3. единый бюджет;
  4. отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
  5. единая Конституция;
  6. общая система центральных органов госвласти;
  7. единое для всей страны правовое пространство;
  8. административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.

В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.

При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным.

Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.

Примеры унитарных государств

На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):

Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:

  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония

Факторы образования унитарного государства

На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

Виды унитарных стран

Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:

  1. Простые — лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
  2. Сложные — в состав государства входят автономные образования (например, Дания — Фарерские острова или Грузия — Аджария).

Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).

Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.

  1. В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
  2. В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.

Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Форма государственного устройства — это способ тер­риториального устройства государства, которое вносит опре­деленный порядок во взаимоотношения центральной, ре­гиональной, местной властей.

Виды форм государственного устройства:

Унитарное государство отличается абсолютной полити­ческой целостностью. Унитарное государство неделимо: его от­дельные административно-территориальные единицы, не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает оди­наковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства

1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные,исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7. Составныечасти унитарного государства не обладают сувере­нитетом (не являются государственными образованиями).

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Фран­ция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Та­иланд, Япония, Финляндия, Египет.

Федерация — союзное государство, состоящее из государствен­ных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих опреде­ленной юридической и политической самостоятельностью.

Для этой формы государственного устройства характерны об­щие для всей федерации высшие органы власти и управления, од­нако при сохранении высших органов власти и управления каждо­го из государственных образований — членов федерации (респуб­лик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Авст­рия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан).

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федера­цией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федера­ции имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представля­ющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Однопалатный или двухпалатный?

ДЛЯ ТОГО чтобы более детально разобраться в данном вопросе, обратимся к действующей Конституции РФ. Основные положения о формировании, структуре, полномочиях и деятельности российского парламента изложены в пятой главе Конституции.

В соответствии со статьей 94, Федеральное собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разделение палат на верхнюю и нижнюю является условным, такое определение сложилось в мировой практике. Однако применительно к российскому парламенту такое разделение отражает действительное положение обеих палат по отношению друг к другу.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации — главы представительных и исполнительных органов власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года.

Фракционность парламента, разделение его по партийному принципу не позволяют парламентариям сосредоточиться на нормальной и продуктивной правотворческой деятельности. Работа над законами ведется по принципам корпоративности интересов, каждая группа пытается получить как можно больше дивидендов прежде всего для себя лично, отсюда такое жесткое противостояние между фракциями при обсуждении тех или иных положений законов, особенно связанных с вопросами финансирования.

Для того чтобы создать действительно демократическую парламентскую власть, необходимо прежде всего отказаться от идеологических принципов в избирательной системе, от всех фракций, движений, партийных списков, корпоративного представительства и так далее. В такой огромной многонациональной стране, как Россия, парламент должен формироваться по принципу представительства регионов. Каждая территория — край, область, республика — может представить, допустим, по пять депутатов, избранных внутри региона по мажоритарной системе по принципам всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. При этом, к примеру, каждый регион может быть разделен на пять равных по числу избирателей округов, в каждом из которых депутатом будет избран кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей данного округа. Возможен и другой способ, когда весь определенный регион (территория) берется как один избирательный округ, по результатам выборов в котором депутатские мандаты получают пять кандидатов из общего списка, набравшие наибольшее количество голосов жителей региона, обладающих избирательным правом. Эта схема более приемлема для регионов с небольшой численностью населения. Первый же вариант более удобен для густонаселенных регионов страны.

При такой системе в парламент придут люди, хорошо знающие ситуацию на местах, проблемы и потребности своих сограждан. Срок деятельности парламента следует установить в пять лет. Как показывает международная практика, это наиболее оптимальный временной период для нормального осуществления социально-экономических и политических реформ. Причем депутаты должны работать на постоянной профессиональной основе весь указанный срок.

Необходимо также обеспечить несменяемость депутатского корпуса на весь период работы парламента. Совершенно необязательно проводить перевыборы части депутатского корпуса через два года, как это в настоящее время предусматривается законом. Исключения могут составлять лишь такие основания, как: прошение самого депутата об отставке; невозможность исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья или по иным веским причинам; отзыв депутата его избирателями (эту норму необходимо обязательно вернуть в Конституцию и соответствующий избирательный закон), а также в случае совершения депутатом преступления, если его вина будет доказана в установленном законом порядке и подтверждена вступившим в законную силу приговором суда.

Вопрос о привлечении депутата к уголовной ответственности является безусловной прерогативой правоохранительных органов, и согласия депутатов в данном случае не требуется. К их ведению может быть отнесен лишь вопрос о даче согласия на арест депутата, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, если прокурор или судья сочтут нужным избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде заключения под стражу.

На время исполнения своих обязанностей депутатам, безусловно, должна предоставляться служебная квартира или иное пригодное для проживания помещение, которое они обязаны своевременно освободить после сложения депутатских полномочий. Все вопросы о приобретении жилья в Москве должны решаться ими в частном порядке на общих законных основаниях.

Депутатам необходимо установить достаточно высокое, но фиксированное государственное жалованье, а также предоставить ряд существенных льгот, позволяющих им нормально исполнять свои обязанности. Одновременно должна быть установлена строгая отчетность за расходованием денежных средств. Отдельной строкой в регламент работы парламента следует ввести положение об ответственности депутатов за нарушения трудовой дисциплины.

Для объективности и открытости работы парламента следует законодательно решить вопрос о поименном голосовании депутатов по всем обсуждаемым вопросам с систематическим опубликованием результатов голосования в печати. Избиратели вправе знать, как голосует их избранник и соответствует ли его мнение по тем или иным вопросам их мнению.

На основании изложенного можно сделать важный вывод: при такой структуре формирования законодательно-представительной власти парламент в России может быть однопалатным.

Считается, что двухпалатная структура парламента получила значительное распространение во многих государствах мира благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам. Во-первых, возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всех граждан страны особое представительство коллективных интересов населения отдельных крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов Федерации) либо интересов иных больших групп общества, играющих в нем какую-то важную роль. Во-вторых, возможности оптимизировать, то есть упорядочить, законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты. За эти весьма относительные преимущества приходится платить увеличением численности членов парламента и значительным количеством сотрудников аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и замедлением процесса принятия решений.

Принято считать, что однопалатный парламент в большей мере присущ унитарным государствам, а двухпалатный — федеративным. На самом деле, внимательно сравнивая полномочия, отнесенные к ведению Совета Федерации и Госдумы, перечисленные в статьях 102 и 103 Конституции РФ, мы увидим, что большинство из этих полномочий совершенно спокойно могут быть объединены и возложены на одну палату, при этом ни в коей мере не будут затронуты права субъектов Федерации или как-то нарушены их интересы. Однако справедливости ради необходимо отметить, что наиболее важные полномочия, действительно затрагивающие права и интересы субъектов Федерации и отнесенные сегодня к ведению Совета Федерации, такие, как утверждение изменений границ между субъектами РФ, утверждение указа президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами российского государства, должны быть отнесены к ведению Конституционного собрания РФ. Наличие такого органа предусмотрено ныне действующей Конституцией, но он пока не существует, поскольку до сих пор не принят соответствующий конституционный закон.

Трудно сейчас говорить, как должен выглядеть такой закон, однако можно утверждать, что в Конституционном собрании должны быть представлены: президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, председатель правительства, все вице-премьеры и министры, судьи Конституционного суда, председатель Верховного суда и его заместители, председатель Высшего арбитражного суда и его заместители, генеральный прокурор РФ и его заместители, секретарь и члены Совета безопасности РФ.

Помимо вышеуказанных полномочий к ведению Конституционного собрания РФ также должны быть отнесены следующие вопросы: международной финансовой политики государства, в том числе получения крупных долгосрочных кредитов от международных финансовых организаций; проведения денежной реформы; национальной и международной политики государства, в том числе вопросы объявления войны и заключения мира; сецессии (выхода какой-либо части территории из состава Федерации) и приема других государств в состав РФ, а также другие наиболее важные вопросы, затрагивающие интересы всех граждан страны.

Возвращаясь к теме двухпалатной структуры российского парламента, важно отметить, что Совет Федерации в отличие от Госдумы работает не на постоянной основе, его заседания проводятся не регулярно, а по мере необходимости — для обсуждения законопроектов, подготовленных Госдумой, либо по другим вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации.

На деле получается так, что руководители регионов вынуждены часто приезжать в Москву, постоянно отвлекаясь от своей основной работы и перекладывая управление на своих заместителей. Это крайне отрицательно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в регионах. На многочисленные переезды членов Совета Федерации в Москву и обратно, их проживание, обслуживание, обеспечение транспортом и прочее тратятся огромные средства из бюджета.

Действующая Конституция предусматривает довольно сложный механизм принятия законов. Федеральные законы принимаются Госдумой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией, после чего принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой.

В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей депутатов Думы от общего числа.

Принятый обеими палатами Федерального собрания закон в течение пяти дней направляется президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его через СМИ.

Если же президент в течение 14 дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Госдума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон, и, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней и обнародованию.

Трудно до конца понять идею авторов Конституции, разработавших столь сложную трехступенчатую систему принятия федеральных законов.

Говоря о профессионализме законодателей обеих палат парламента, нисколько не принижая роли и компетентности членов верхней палаты, можно все же с полной уверенностью утверждать, что уровень юридических знаний и правотворческая дееспособность депутатов Госдумы гораздо выше, чем у членов Совета Федерации. Однако именно на последних, согласно действующей Конституции, возложены полномочия вышестоящей инстанции по утверждению или отклонению законопроектов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно предположить, что, возможно, в будущем парламент в России будет однопалатным. Число депутатов при этом будет примерно такое же, как сейчас в Госдуме, — 450-500 человек, это оптимальное и достаточное количество, чтобы представлять все население страны.

Совет Федерации, в который входят по должности главы представительной и исполнительной ветвей власти субъектов Федерации, может существовать как самостоятельный консультативно-координационный орган при президенте РФ, и собираться он будет по мере необходимости для решения наиболее важных вопросов, касающихся регионов страны.

Таким образом, развязав сложный узел противоречий парламентской власти, будет гораздо легче решать имеющиеся проблемы в исполнительной и судебной системах страны, так как практически вся деятельность двух последних ветвей государственной власти целиком и полностью основывается на законах и других нормативно-правовых актах, принятых первой и главной — законодательной (представительной) — властью государства.

Унитарное государство — это форма государственного устройства, характеризуется следующими признаками:

1) административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

2) единое гражданство

3) единая структура гос. аппарата

4) единая система законодательства

5) единая система налогов и сборов.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогооблажения обладает государство, а не территория.

Палаты унитарных государств, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания). В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

По степени централизации унитарные государства делятся на: децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония)

В относительно децентрализованных унитарных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например в Болгарии, самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер.

В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния)

Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Германия — федеративное государство

Германия состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг- Гольштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии — ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург — Передняя Померания). Три из 16 земель являются городами (Берлин — как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский союз).

Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них (и по территории, и по населению) — Бремен. Самая большая — Бавария — превосходит самую маленькую в 176 раз, а самая населенная — Северный Рейн-Вестфалия — превосходит Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать асимметричной. Все земли имеют равные права.

Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:

  • — исключительной компетенции федерации;
  • — совместной компетенции;
  • — компетенции земель.

В исключительной компетенции федерации находятся:

  • — международная политика ФРГ;
  • — оборона;
  • — гражданская оборона;
  • — гражданство;
  • — валюта;
  • — режим мер и весов, точного времени;
  • — таможня;
  • — воздушное сообщение;
  • — почта и телекоммуникации;
  • — авторские права и иная интеллектуальная собственность;
  • — федеральная государственная служба;
  • — статистика.

Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются:

  • — гражданское и уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство;
  • — акты гражданского состояния;
  • — гражданство в землях;
  • — трудовое право;
  • — сельское хозяйство;
  • — экология;
  • — судоходство;
  • — дорожное движение.

Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т.е. земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.

Каждая земля имеет однопалатный парламент — ландтаг (в Баварии — двухпалатный, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на четыре-пять лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьер- министром.

Особенностью немецкой федерации является и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг-Гольштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду.

Помимо вышеперечисленных необходимо также выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:

  • — немец в любой земле имеет равные права;
  • — конституционный строй земель должен соответствовать конституционному строю ФРГ, основным принципам республиканского, демократического, социального государства;
  • — государство стремится к обеспечению единого уровня жизни на всей территории земель;
  • — в высших учреждениях федерации чиновники из всех земель должны быть представлены в надлежащем соотношении;
  • — все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь;
  • — федерация и каждая земля раздельно ведут финансовые расходы.

Важной особенностью немецкой федерации является возможность

федерального принуждения земли к выполнению каких-либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основными законом и иными законами. Федеральное принуждение в различных формах применяется федеральным правительством с одобрения бундесрата.

При необходимости территория земель может меняться: земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются на референдумах в заинтересованных землях. Однако предметом пересмотра не могут быть федерализм в целом и сам принцип разделения федерации на земли.

С 1 января 1996 г. землям перечисляется часть налоговых поступлений федерации для финансирования общественного городского/пригородного транспорта. В 2006 и 2009 гг. были предприняты попытки реформирования сложившейся модели федеративных отношений. Инициаторами этого стали наиболее обеспеченные и развитые земли Германии. Однако стало очевидно, что у участников переговоров разные интересы и соответственно разные представления о том, какими должны быть результаты реформ и в итоге измененная федеративная система в целом. Интересы федерации и земель, и особенно разных групп земель (богатых и бедных, земель-городов и земель с обширными территориями), оказались настолько несочетаемыми, а нежелание каждой из сторон поступиться ими вследствие недостаточного доверия к другим участникам было столь значительным, что вся реформа была поставлена под угрозу.

Сам механизм принятия решений в немецкой модели кардинально отличается от российского. Итоговое решение может быть принято только при условии согласия всех или квалифицированного большинства субъектов федеративных отношений, что зачастую делает невозможным достижение консенсуса. Еще одним препятствием на пути реформирования федеративных отношений в Германии является унитарная политическая культура этой страны. В Германии не хватает территориальных политических институтов, которые бы поддержали децентрализованную федеративную систему. Поэтому общественное мнение одобряет унитаризм, общегосударственную политику, отсутствие различий между землями.

Лишь усилиями большой коалиции политических партий удалось достичь компромисса, устраивающего всех участников федеративных отношений, и осуществить в 2006 и 2009 гг. два последовательных этапа реформы федеративной системы Германии. Поэтому вместо долгосрочных целей преобразования сложной и противоречивой системы финансового выравнивания земель и реформы территориальной организации, подразумевающей объединение некоторых из 16 земель, результатом стали лишь меры по сокращению и предотвращению государственной задолженности. Право вето бундесрата было сохранено, в результате чего необходимость в совместном принятии политических решений федерацией и землями осталась практически неизменной. Решение проблемы «долговой ловушки» и «ограничения долгов» стало единственным результатом реформы федеративных отношений в Германии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *